Русской речи Государь по прозванию Словарь
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Умение пользоваться словарями имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение языковых задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 года, на детей 10-11 лет (четвероклассников). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slovaryami.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русской речи Государь по прозванию Словарь»
Комплексная программа
Пипенко Светлана Анатольевна
МОУ СОШ № 82, учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Умение пользоваться словарями имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение языковых задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 года, на детей 10-11 лет (четвероклассников). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русского языка, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, речевое развитие.
Практическая значимость: школьники познакомятся с разнообразием словарей, научатся пользоваться данной литературой.
Новизна: предоставление большего количества разнообразных словарей, которые можно использовать выборочно.
Название программы: «Русской речи Государь по прозванию Словарь».
Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
- Развитие интереса к изучению тайн русского языка.
- Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
- Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
- Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия.
- Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.
- Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции.
- Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
- Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Ресурсное обеспечение.
Кружок могут вести учителя начальных классов, русского языка, библиотекари.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся будут иметь представление о разнообразии словарей.
Научатся применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Достойное выступление в конкурсах и олимпиадах.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | |
Аудит. | Внеуад. | ||
1 | Вводное занятие. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
2 | Орфографические словари. | 1 | |
3 | Словарь ударений русского языка. | ||
4 | Практическая работа. Использование орфографических словарей и словарей ударений. | 1 | |
5 | Толковые словари. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
6 | Толковые словари В. Даля и С. И. Ожегова. Современные толковые словари. | 1 | |
7 | Практическая работа. Великие собиратели русского языка. | 1 | |
8 | Этимологический словарь русского языка. | 1 | |
9 | Словарь устаревших слов. | 1 | |
10 | Фразеологические словари. | 1 | |
11 | Практическая работа. Выставка альбом фразеологизмов. | 1 | |
12 | Семонимические словари. Словарь синонимов. | 1 | |
13 | Семонимические словари. Словари антонимов. | 1 | |
14 | Семонимические словари. Словари омонимов. | 1 | |
15 | Семонимические словари. Словари паронимов. | 1 | |
16 | Практическая работа. Составление тематических словарей. | 1 | |
17 | КВН. Симонимические словари. | 1 | |
18 | Словарь иностранных слов. | 1 | |
19 | Практическая работа. Игра «Переводчики» | 1 | |
20 | Орфоэпический словарь. | 1 | |
21 | Практическая работа. Учимся деловой речи. | 1 | |
22 | Словарь строения и изменения слов русского языка. | 1 | |
23 | Практическая работа. Конструирование слов. | 1 | |
24 | Топонимический словарь. | 1 | |
25 | Практическая работа. Путешествие со словарём. | 1 | |
26 | Словарь трудностей. | 1 | |
27 | Практическая работа. Викторина. | 1 | |
28 | Энциклопедия русских фамилий. | 1 | |
29-30 | Практическая работа. Исследовательская работа «Моя родословная». | 2 | |
31- 32 | Подготовка к защите проекта «Словари» | 2 | |
33 | Защита проекта «Словари» | 1 | |
34 | Выставка словарей и творческих работ. | 1 |
Содержание курса.
- Посещение областной библиотеки им. М.Горького. Знакомство с разнообразием словарей. Первые словари в Европе и в России.
- Первые орфографические словари, их предназначение. Рассматривание. Игры «Паровозик», «Шифровальщики». (Приложение 1, 2)
- Рассматривание словаря ударений, выявление его особенностей.
Выполнение заданий: расставить ударения, исправить ударения в словах.
Групповая работа по составлению своего словаря по темам: «Магазин», «Строительство», «Служба».
- Выполнение мини – проекта. Составление кроссвордов – гигантов к неделе русского языка.
- Посещение библиотеки. Знакомство со словарями В. Даля и С. И. Ожегова разного оформления и года издания.
- Сравнение словарей. Работа в трёх группах. Подбор слов по темам: «Сельские жители, их быт и труд». Составление мини – кроссворда.
- Выполнение проекта. Изготовление газет о В. Дале и С. И. Ожегове.
- Историческая справка. Выставка словарей. Рассматривание, сравнение. Функции данного словаря. Работа в парах. Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений и животных.
- Историческая справка. Рассматривание словаря. «Перевод» текста с устаревшими словами на современный язык.
- Рассматривание и сравнивание фразеологических словарей. Культурный смысл фразеологизмов. Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Игра «Телеграмма» (Приложение 3)
- Игра «Галерея фразеологических оборотов». Оформление альбом фразеологизмов. (Приложение 4)
- Составление выставки словарей синонимов. Рассматривание данных словарей, их сравнивание. Составление игры «Лото синонимов».
- Рассматривание словарей антонимов. Роль антонимов в нашей речи. Выполнение задания «Найди нужное слово» (работа в парах с текстами). Изготовление «Лото антонимов»
- Рассматривание словарей омонимов. Выявление его особенностей. Выполнение заданий по карточкам.
- Рассматривание словарей паронимов. Выявление его особенностей. Выполнение заданий по карточкам.
- Разбившись на группы, ребята составляют словари по темам: «Люди», «Животные», «Увлечения».
- Закрепление умения пользоваться симонимическими словарями. Выполнение различных заданий.
- Знакомство со словарями иностранных слов. Историческая справка. Значимость словаря иностранных слов. Рассматривание, выделение его особенностей.
- Игра «Переводчики». Учащиеся с помощью словарей иностранных слов дают объяснение предложенным словам.
- Историческая справка об орфоэпических словарях. Рассматривание словарей. Выявление их особенностей и отличий от других схожих словарей. Выполнение заданий на карточках.
- Составление деловых выступлений, записок, докладов с использованием орфоэпического словаря.
- Знакомство со словарями строения и изменения слов русского языка. Выявление их особенностей. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.
- Викторина «Конструирование из слов». Выполнение нескольких заданий на словообразование, на деление слов по составу, на изменение некоторых частей слова.
- Особенность топонимического словаря. Области применения данных словарей. Составление кроссворда.
- Игра «Со словарём по материкам». Выполнение заданий в группах по составлению газет (коллажей) о материках.
- Знакомство со словарём трудностей, особенности строения. Определение назначения словаря. Выполнение заданий по карточкам. Работа в парах.
- Викторина с использованием словаря.
- Рассматривание энциклопедии. Выявление её особенностей. Групповая работа. Группировка фамилий по различным признакам.
- Составление родословного древа, уделяя особое внимание фамилиям.
- Составление родословного древа, уделяя особое внимание фамилиям.
- Выбор темы проекта, подбор материала. Оформление проекта.
- Подготовка к защите проекта.
- Защита проектов.
- Организация детских творческих работ и выставки словарей.
Литература для детей.
- Ожегов, С. И. «Толковый словарь русского языка» / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2000.
- В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
- Лапатухин, М. С. «Школьный толковый словарь русского языка» / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. – М.: Просвещение, 1981.
- Басни И. А. Крылова.
- Рут, М. Э. Этимологический словарь русского языка для школьников / М. Э. Рут. – Екатеринбург: У-Фактория; Владимир: ВКТ, 2008 или Ушакова, О. Д. Этимологический словарик школьника / О. Д. Ушакова. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005. или Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа.
- Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка / Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская – Просвещение, 1996.
- Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. – М., 1994.
- Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. – М., 1980.
- Орфографический словарь русского языка для школьников. – М.: РИПОЛ классик, 2009 или Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. – 4-е изд. – М., 1999.
- Одинцов, В. В. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова и др. – М.: Просвещение, 1983 или Иванов, В. В. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Иванов. – М.: Просвещение, 2010.
- Поспелов, Е. М. Школьный топонимический словарь. А-Я / Е. М. Поспелов. – М.: Просвещение, 1988.
- Ашукин, Н. С, Ашукина, М. Г.Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
- Львова, С. И.Краткий словообразовательный словарь школьника / С. И. Львова. – М., 2004.
- Потиха, 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка / З. А. Потиха. – 2-е изд., испр. – М., 1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. М В. Панов. – М., 1984.
Литература для учителей.
- Орфографический словарь русского языка / Под ред. Б. З. Букчиной, И. К. Сазоновой, Л. К. Чельцовой. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011.
- Резниченко И. Словарь ударений русского языка: Произношение. Ударение: около 25 000 слов / И. Резниченко. – АСТ-Пресс, 2003.
- Ожегов, С. И. «Толковый словарь русского языка» / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2000.
- В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
- Басни И. А. Крылова.
- Федорова, Т. Л. Этимологический словарь русского языка: 60 тысяч слов / Т. Л. Федорова, О. А. Щеглова. – ЛадКом, 2010.
- Гвоздарёв, Ю. А. «Рассказы о русской фразеологии» / Ю. А. Гвоздарёв. – Мир знаний, 1988.
- Шмаков, С. А. «Игры в слова и со словами» / С. А. Шмаков. – Астрель, 2000.
- Большой фразеологический словарь русского языка / отв. ред. В. Н. Телия. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.
- Жуков, А. В. Лексико-фразеологический словарь русского языка / А. В. Жуков. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
- Фразеологический словарь современного русского литературного языка / ред. А. Н. Тихонов. – М.: Флинта, Наука, 2004.
- Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М.: русский язык, 1986.
- Жуков, В. П. Толковый словарь фразеологических синонимов русского языка / В. П. Жуков, М. И. Сидоренко, В. Т. Шкляров. – М.: АСТ, 2005.
- Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Под общим рук. акад. Ю. Д. Апресяна (НОСС).
- Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. – 9-е издание, стер. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2008.
- Ахманова, О. С. Словарь омонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1974.
- Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь омонимов русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М.: АСТ, 2007.
- Бельчиков, Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – АН СССР, Институт русского языка. М.: Русский язык, 1994.
- Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку А. Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 1995.
- Шкатова, Л. А. Подумай и ответь / Л. А. Шкатова. – М.: Просвещение. 1989.
- Кузнецова, А. И. Словарь морфем русского языка / А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 1986.
- Тихонов, А. Н. Морфемно-орфографический словарь: около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. – М.: АСТ: Астрель, 2002.
- Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка / П. Я. Черных // 5-е издание, стереотипное. Русский язык — Медиа, 2002.
- Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008.
- Русский орфографический словарь: около 200 000 слов /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под. ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2012.
- Сводный словарь современной русской лексики / Под ред. Р. П. Рогожниковой. – М.: Русский язык, 1991.
- Комплексный словарь русского языка / А. Н.Тихонов, Е. Н.Тихонова, С. А. Тихонов и др. – М.: Русский язык – Медиа, 2009.
Приложение.
- Игра «Паровозик»
Учащимся предложена группа слов-«вагончиков», которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик «прикрепляет» к составу новый «вагончик»
- Игра «Шифровальщики»
Учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их.
- Игра «Телеграмма»
Методическое обеспечение приёма: учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами.
- Игра «Галерея фразеологических оборотов»
Учащиеся выполняют рисунки или коллажи, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"
Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информа...
Презентация "Русской речи государь по прозванию словарь"
Фотоотчёт о проделанной работе по русскому языку...
Тема « Русской речи Государь-по прозвании Словарь»
Познакомить учащихся с различными словарями. Познакомить с правилами работы со словарями....
Конспект урока русского языка «Наши проекты. В словари за частями речи» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика дисграфии, связанной с нарушен...
Конспект урока по русскому языку Наши проекты «В словари – за частями речи» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: Наши проекты «В словари – за частями речи»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Предметные-зн...
Конспект урока по русскому языку Наши проекты «В словари – за частями речи» 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Предметные-знать: что такое «словарь», виды словарей;-уметь: работа...
Русской речи Государь по прозванию Словарь
Русской речи Государь по прозванию Словарь...