Русской речи Государь по прозванию Словарь
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Пипенко Светлана Анатольевна

Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Умение пользоваться словарями имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение языковых задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 года, на детей 10-11 лет (четвероклассников). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovaryami.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Русской речи Государь по прозванию Словарь»

Комплексная программа

Пипенко Светлана Анатольевна

МОУ СОШ № 82, учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Умение пользоваться словарями имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение языковых задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 года, на детей 10-11 лет (четвероклассников). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русского языка, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности,  речевое развитие.

Практическая значимость: школьники познакомятся с разнообразием словарей, научатся пользоваться данной литературой.

Новизна:  предоставление большего количества разнообразных словарей, которые можно использовать выборочно.

Название программы: «Русской речи Государь по прозванию Словарь».

Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:

  1. Развитие интереса к изучению тайн русского языка.
  2. Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
  3. Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
  4. Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия.
  5. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.
  6. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции.
  7. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
  8. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Ресурсное обеспечение.

Кружок могут вести учителя начальных классов, русского языка, библиотекари.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся будут иметь представление о разнообразии словарей.

Научатся применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Достойное выступление в конкурсах и олимпиадах.

Учебно – тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Аудит.

Внеуад.

1

Вводное занятие. Экскурсия в библиотеку.

1

2

Орфографические словари.

1

3

Словарь ударений русского языка.

1

4

Практическая работа. Использование орфографических словарей и словарей ударений.

1

5

Толковые словари. Экскурсия в библиотеку.

1

6

Толковые словари В. Даля и С. И. Ожегова. Современные толковые словари.

1

7

Практическая работа. Великие собиратели русского языка.

1

8

Этимологический словарь русского языка.

1

9

Словарь устаревших слов.

1

10

Фразеологические словари.

1

11

Практическая работа. Выставка альбом фразеологизмов.

1

12

Семонимические словари. Словарь синонимов.

1

13

Семонимические словари. Словари антонимов.

1

14

Семонимические словари. Словари омонимов.

1

15

Семонимические словари. Словари паронимов.

1

16

Практическая работа. Составление тематических словарей.

1

17

КВН. Симонимические словари.

1

18

Словарь иностранных слов.

1

19

Практическая работа. Игра «Переводчики»

1

20

Орфоэпический словарь.

1

21

Практическая работа. Учимся деловой речи.

1

22

Словарь строения и изменения слов русского языка.

1

23

Практическая работа. Конструирование слов.

1

24

Топонимический словарь.

1

25

Практическая работа. Путешествие со словарём.

1

26

Словарь трудностей.

1

27

Практическая работа. Викторина.

1

28

Энциклопедия русских фамилий.

1

29-30

Практическая работа. Исследовательская работа «Моя родословная».

2

31-

32

Подготовка к защите проекта «Словари»

2

33

Защита проекта «Словари»

1

34

Выставка словарей и творческих работ.

1

Содержание курса.

  1. Посещение областной библиотеки им. М.Горького. Знакомство с разнообразием словарей. Первые словари в Европе и в России.
  2. Первые орфографические словари, их предназначение. Рассматривание. Игры «Паровозик», «Шифровальщики». (Приложение 1, 2)
  3. Рассматривание словаря ударений, выявление его особенностей.

Выполнение  заданий: расставить ударения, исправить ударения в словах.

 Групповая работа по составлению своего словаря по темам: «Магазин», «Строительство», «Служба».

  1. Выполнение мини – проекта. Составление кроссвордов – гигантов к неделе русского языка.
  2. Посещение библиотеки. Знакомство со словарями В. Даля и С. И. Ожегова разного оформления и года издания.
  3. Сравнение словарей. Работа в трёх группах. Подбор слов по темам: «Сельские жители, их быт и труд». Составление мини – кроссворда.
  4. Выполнение проекта. Изготовление газет о В. Дале и С. И. Ожегове.
  5. Историческая справка. Выставка словарей. Рассматривание, сравнение. Функции данного словаря. Работа в парах. Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений и  животных.
  6. Историческая справка. Рассматривание словаря. «Перевод» текста с устаревшими словами на современный язык.
  7.  Рассматривание и сравнивание фразеологических словарей. Культурный смысл фразеологизмов. Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Игра «Телеграмма» (Приложение 3)
  8. Игра «Галерея фразеологических оборотов». Оформление  альбом фразеологизмов. (Приложение 4)
  9. Составление выставки словарей синонимов. Рассматривание данных словарей, их сравнивание. Составление игры «Лото синонимов».
  10. Рассматривание словарей антонимов. Роль антонимов в нашей речи. Выполнение задания «Найди нужное слово» (работа в парах с текстами). Изготовление «Лото антонимов»
  11. Рассматривание словарей омонимов. Выявление его особенностей. Выполнение заданий по карточкам.
  12. Рассматривание словарей паронимов. Выявление его особенностей. Выполнение заданий по карточкам.
  13. Разбившись на группы, ребята составляют  словари по темам: «Люди», «Животные», «Увлечения».
  14. Закрепление умения пользоваться симонимическими словарями. Выполнение различных заданий.
  15. Знакомство со словарями иностранных слов. Историческая справка. Значимость словаря иностранных слов. Рассматривание, выделение его особенностей.
  16. Игра «Переводчики». Учащиеся с помощью словарей иностранных слов дают объяснение предложенным словам.
  17. Историческая справка об орфоэпических словарях. Рассматривание словарей. Выявление их особенностей и отличий от других схожих словарей. Выполнение заданий на карточках.
  18. Составление деловых выступлений, записок, докладов с использованием орфоэпического словаря.
  19. Знакомство со словарями строения и изменения слов русского языка. Выявление их особенностей. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.
  20. Викторина «Конструирование из слов». Выполнение нескольких заданий на словообразование, на деление слов по составу, на изменение некоторых частей слова.
  21. Особенность топонимического словаря. Области применения данных словарей. Составление кроссворда.
  22. Игра «Со словарём по материкам». Выполнение заданий в группах по составлению газет (коллажей) о материках.
  23. Знакомство со словарём трудностей, особенности строения. Определение назначения словаря. Выполнение заданий по карточкам. Работа в парах.
  24. Викторина с использованием словаря.
  25. Рассматривание энциклопедии. Выявление её особенностей. Групповая работа. Группировка фамилий по различным признакам.
  26. Составление родословного древа, уделяя особое внимание фамилиям.
  27. Составление родословного древа, уделяя особое внимание фамилиям.
  28. Выбор темы проекта,  подбор материала. Оформление проекта.
  29.  Подготовка к защите проекта.
  30. Защита проектов.
  31. Организация детских творческих работ и выставки словарей.

Литература для детей.

  1. Ожегов, С. И. «Толковый словарь русского языка» / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2000.
  2. В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
  3. Лапатухин, М. С. «Школьный толковый словарь русского языка» / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Басни И. А. Крылова.
  5. Рут, М. Э. Этимологический словарь русского языка для школьников / М. Э. Рут. – Екатеринбург: У-Фактория; Владимир: ВКТ, 2008 или Ушакова, О. Д. Этимологический словарик школьника / О. Д. Ушакова. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005. или Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа.
  6. Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка / Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская – Просвещение, 1996.
  7. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. – М., 1994.
  8. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. – М., 1980.
  9. Орфографический словарь русского языка для школьников. – М.: РИПОЛ классик, 2009 или Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. – 4-е изд. – М., 1999.
  10. Одинцов, В. В. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова и др. – М.: Просвещение, 1983 или Иванов, В. В. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Иванов. – М.: Просвещение, 2010.
  11. Поспелов, Е. М. Школьный топонимический словарь. А-Я / Е. М. Поспелов. – М.: Просвещение, 1988.
  12. Ашукин, Н. С, Ашукина, М. Г.Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
  13. Львова, С. И.Краткий словообразовательный словарь школьника / С. И. Львова. – М., 2004.
  14. Потиха, 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка / З. А. Потиха. – 2-е изд., испр. – М., 1998.
  15. Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. М В. Панов. – М., 1984.

Литература для учителей.

  1. Орфографический словарь русского языка / Под ред. Б. З. Букчиной, И. К. Сазоновой, Л. К. Чельцовой. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011.
  2. Резниченко И. Словарь ударений русского языка: Произношение. Ударение: около 25 000 слов / И. Резниченко. – АСТ-Пресс, 2003.
  3. Ожегов, С. И. «Толковый словарь русского языка» / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2000.
  4. В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
  5. Басни И. А. Крылова.
  6. Федорова, Т. Л. Этимологический словарь русского языка: 60 тысяч слов / Т. Л. Федорова, О. А. Щеглова. – ЛадКом, 2010.
  7. Гвоздарёв, Ю. А. «Рассказы о русской фразеологии» / Ю. А. Гвоздарёв. – Мир знаний, 1988.
  8. Шмаков, С. А. «Игры в слова и со словами» / С. А. Шмаков. – Астрель, 2000.
  9. Большой фразеологический словарь русского языка / отв. ред. В. Н. Телия. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.
  10. Жуков, А. В. Лексико-фразеологический словарь русского языка / А. В. Жуков. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  11. Фразеологический словарь современного русского литературного языка / ред. А. Н. Тихонов. – М.: Флинта, Наука, 2004.
  12.  Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М.: русский язык, 1986.
  13. Жуков, В. П. Толковый словарь фразеологических синонимов русского языка / В. П. Жуков, М. И. Сидоренко, В. Т. Шкляров. – М.: АСТ, 2005.
  14. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Под общим рук. акад. Ю. Д. Апресяна (НОСС).
  15. Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. – 9-е издание, стер. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2008.
  16. Ахманова, О. С. Словарь омонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1974.
  17. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь омонимов русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М.: АСТ, 2007.
  18. Бельчиков, Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – АН СССР, Институт русского языка. М.: Русский язык, 1994.
  19. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку А. Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 1995.
  20. Шкатова, Л. А. Подумай и ответь / Л. А. Шкатова. – М.: Просвещение. 1989.
  21. Кузнецова, А. И. Словарь морфем русского языка / А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 1986.
  22. Тихонов, А. Н. Морфемно-орфографический словарь: около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. – М.: АСТ: Астрель, 2002.
  23.  Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка / П. Я. Черных // 5-е издание, стереотипное. Русский язык — Медиа, 2002. 
  24. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008.
  25.  Русский орфографический словарь: около 200 000 слов /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под. ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. 
  26. Сводный словарь современной русской лексики / Под ред. Р. П. Рогожниковой. – М.: Русский язык, 1991.
  27. Комплексный словарь русского языка / А. Н.Тихонов, Е. Н.Тихонова, С. А. Тихонов и др. – М.: Русский язык – Медиа, 2009.

Приложение.

  1. Игра «Паровозик»

Учащимся предложена группа слов-«вагончиков», которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик «прикрепляет» к составу новый «вагончик»

  1. Игра «Шифровальщики»

Учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их.

  1. Игра «Телеграмма»

Методическое обеспечение приёма: учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами.

  1. Игра «Галерея фразеологических оборотов»

Учащиеся выполняют рисунки или коллажи, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"

  Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информа...

Презентация "Русской речи государь по прозванию словарь"

Фотоотчёт о проделанной работе по русскому языку...

Тема « Русской речи Государь-по прозвании Словарь»

Познакомить учащихся с различными словарями. Познакомить с правилами работы со словарями....

Конспект урока русского языка «Наши проекты. В словари за частями речи» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика дисграфии, связанной с нарушен...

Конспект урока по русскому языку Наши проекты «В словари – за частями речи» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Наши проекты «В словари – за частями речи»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Предметные-зн...

Конспект урока по русскому языку Наши проекты «В словари – за частями речи» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Предметные-знать: что такое «словарь», виды словарей;-уметь: работа...

Русской речи Государь по прозванию Словарь

Русской речи Государь по прозванию Словарь...