Конспект урока в 4 классе на тему "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка на тему "Прямая речь" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 «в» классе
Учитель - Каликова Лариса Васильевна
Тема урока: «Предложения с прямой речью».
Тип урока: введение нового материала.
Цели и задачи урока для учителя:формирование знаний, умений и навыков о предложениях с прямой речью, создать положительную мотивацию; формирование умения постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; для обучающихся: знать: 1) что такое прямая речь; уметь: 2) находить предложения с прямой речью и правильно расставлять знаки препинания в них; 3) составлять схемы предложений с прямой речью; 4) правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.
Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур).
Ведущий принцип: доступности, научности, наглядности.
Подход: личностно – ориентированный.
Оборудование урока: иллюстрации, использование ТСО: компьютер, проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент. Словарный диктант «Наоборот». (Слайд 1 ).
- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.
Карнавал, коридорный, алмазный, решительный, фантастический, свобода.
2. Формирование мотивации к изучению темы.(Слайд 2).
Учитель:
- Перед вами на экране два предложения. Прочитаем их.
«Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.
Владимир Иванович Даль сказал, чтоязык есть вековой труд целого поколения.
Учитель:
- Чем они отличаются друг от друга?
Ученик:
- 1 предложение с прямой речью, а 2 – нет.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны предложения с прямой речью?
Ученик:
- Чтобы знать точные высказывания.
Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония:
«Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.» (Слайд 3 ).
Петроний, древнеримский писатель .
-Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания пригодятся в жизни.
Объяснить постановку знаков препинания. Составить схему.
3. Объявление темы и целей урока. (Слайд 4 ).
Итак, мы подошли к теме нашего урока. Прочитайте её, пожалуйста, она записана на вашем рабочем листе и показана на экране.
Целеполагание: сегодня мы с вами будем учиться находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью. (Слайд 5 ).
4. Актуализация знаний.
Вспомните, пожалуйста, теоретический материал, который изучали ранее и ответьте на вопросы? (Слайд 6 ).
1) что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
2) из каких двух частей состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.)
5. Изучение нового материала. (Слайд 7 ).
Мы с вами повторили, что такое прямая речь, что состоит она из двух частей, а теперь нам необходимо выяснить, как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью. Поможет вам карточка – информатор красного цвета.
- На письме прямая речь заключается в кавычки.
- Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.
- Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.
А: «П». А: «П?» А: «П!» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
6.Первичное закрепление. (Слайд 8 ).
Задание № 1
Мы отправляемся в сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью, исправить ошибки.
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
- Объяснить постановку запятых. Разбор по членам предложения.
Ветер на море гуляет (Слайд 9 ).
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый, (Слайд 10 ).
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывёте?»
- Объяснить пропуск букв. (Слайд 11).
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всём
Передумал он путём;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я».
Физминутка.
Учитель:
- Глядя на экран, проверьте выполненное задание. (Слайд 12).
Задание № 2. Игра «Найди ошибку». Взаимопроверка. . (Слайд 13 ).
Исправьте ошибки в схемах.
А «П». А: П? А П! «П» - а. П! - а. П? а.
Проверьте выполненное задание, глядя на экран. (Слайд 14 ).
А: «П». А: «П?» А: «П!» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
Задание № 3. Работа с текстом. (Слайд 15).
(Под)…кном (Г,г)видон с…дит,
Молч… (на)м…ре гл…дит:
Не)шумит оно, (не)хлещет,
Лишь едва-едва тр…пещет,
И в лазоревой д…ли
П…к…зались к…р…бли:
(По)равнинам (О,о)кияна
Едет флот царя (с,С)алтана.
Князь Гвидон т…гда вскочил, (Слайд 16 ).
Громогласно возопил
Матушка м…я р…дная!
Ты, кн…гиня м…л…дая!
П…см…трите вы туда:
Едет батюшка сюда.
- Составить схему предложения с прямой речью.
7. Подведение итогов. (Слайд 17 ).
-Чем занимались мы сегодня с вами на уроке?
-Какое пунктуационное правило закрепили?
-Чему мы учились?
- Какие трудности в усвоении материала вы встретили?
- Понравился ли вам урок?
-Почему?
8. Домашнее задание: выписать из любых художественных произведений 3 предложения с прямой речью. (Слайд 18 ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.
Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-321518-1402995276.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи; формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результаты...