Конспект урока в 4 классе на тему "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Каликова Лариса Васильевна

Конспект урока русского языка на тему "Прямая речь" с презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_predlozheniya_s_pryamoy_rechyu.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского  языка в 4 «в» классе

Учитель - Каликова Лариса Васильевна

Тема  урока: «Предложения с прямой речью».

Тип  урока: введение нового материала.

Цели  и  задачи  урока для учителя:формирование  знаний, умений  и  навыков  о  предложениях с прямой речью, создать положительную мотивацию; формирование умения постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; для обучающихся:  знать: 1) что такое прямая речь;  уметь: 2) находить предложения с прямой речью и правильно расставлять знаки препинания в них; 3) составлять схемы предложений с прямой речью; 4) правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.

Ведущая  компетенция:  языковая (знание  учащимися  синтаксических  структур).

Ведущий  принцип: доступности, научности, наглядности.

Подход: личностно – ориентированный.

Оборудование урока: иллюстрации, использование  ТСО: компьютер, проектор.

Ход  урока.

1.Организационный момент. Словарный диктант «Наоборот». (Слайд 1 ).

- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.

Карнавал, коридорный, алмазный, решительный, фантастический, свобода.

2. Формирование  мотивации  к  изучению  темы.(Слайд 2).

Учитель:

- Перед вами на экране два предложения. Прочитаем их.

«Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.

Владимир Иванович Даль сказал, чтоязык есть вековой труд целого  поколения.

Учитель:

- Чем они отличаются друг от друга?

Ученик:

- 1 предложение с прямой речью, а 2 – нет.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны предложения с прямой речью?

Ученик:

- Чтобы знать точные высказывания.

Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония:

«Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.» (Слайд 3 ).

Петроний, древнеримский писатель .

-Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания пригодятся в жизни.

Объяснить постановку знаков препинания. Составить схему.

3. Объявление темы и целей урока. (Слайд 4 ).

Итак, мы подошли к теме нашего урока. Прочитайте её, пожалуйста, она записана на вашем рабочем листе и показана на экране.

Целеполагание:  сегодня  мы  с  вами  будем учиться находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью. лайд 5 ).

4. Актуализация   знаний.  

Вспомните, пожалуйста, теоретический материал, который изучали ранее и ответьте на вопросы? (Слайд 6 ).

1) что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

2) из каких двух частей состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.)

5. Изучение нового материала. (Слайд 7 ).

Мы с вами  повторили, что такое прямая речь, что состоит она из двух частей, а теперь нам необходимо выяснить, как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью. Поможет вам карточка – информатор красного цвета.

  1. На письме прямая речь заключается в кавычки.
  2. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.
  3. Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.

А:  «П».   А:  «П?»   А:  «П!»     «П», - а.    «П!» -  а.    «П?» -  а.

6.Первичное закрепление. (Слайд 8 ).

Задание № 1

Мы отправляемся в сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью, исправить ошибки.

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

- Объяснить постановку запятых. Разбор по членам предложения.

Ветер на море гуляет (Слайд 9 ).

 И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый, (Слайд 10 ).

Пристань с крепкою заставой –

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывёте?»

- Объяснить пропуск букв. (Слайд  11).

Князь пред нею стал божиться,

Что пора ему жениться,

Что об этом обо всём

Передумал он путём;

Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далёко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта – я».

Физминутка.

        Учитель:

- Глядя на экран, проверьте выполненное задание. (Слайд  12).

Задание № 2. Игра «Найди ошибку».  Взаимопроверка. . (Слайд 13  ).

Исправьте ошибки в схемах.

А  «П».   А:  П?   А  П!     «П» - а.    П! -  а.    П?   а.

Проверьте выполненное задание, глядя на экран. (Слайд 14 ).

А:  «П».   А:  «П?»   А:  «П!»     «П», - а.    «П!» -  а.    «П?» -  а.

Задание № 3. Работа с текстом. (Слайд 15).

(Под)…кном  (Г,г)видон с…дит,

Молч… (на)м…ре гл…дит:

Не)шумит оно, (не)хлещет,

Лишь едва-едва тр…пещет,

И в лазоревой д…ли

П…к…зались к…р…бли:

(По)равнинам (О,о)кияна

Едет флот царя (с,С)алтана.

Князь Гвидон т…гда вскочил, (Слайд 16 ).

Громогласно возопил

Матушка м…я р…дная!

Ты, кн…гиня м…л…дая!

П…см…трите вы туда:

Едет батюшка сюда.

- Составить схему предложения с прямой речью.

7. Подведение  итогов. (Слайд 17 ).

 -Чем  занимались  мы  сегодня  с  вами  на  уроке?

-Какое  пунктуационное  правило  закрепили?

-Чему мы учились?

- Какие трудности в усвоении материала вы встретили?

 - Понравился ли вам урок?

  -Почему?

8. Домашнее   задание:  выписать  из  любых   художественных    произведений  3  предложения с прямой речью. (Слайд 18 ).       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи; формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результаты...