Конспект урока по русскому языку "Виды речи. Язык и речь"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Климанова Карина Борисовна

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rechi.yazyk_i_rech.docx68.09 КБ

Предварительный просмотр:

   Технологическая карта урока русского языка по теме «Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей».

Учитель:

Климанова К.Б. учитель начальных классов МОБУ СОШ № 92

Класс:

2

Предмет:

Русский язык.

Автор:

Канакина В.П. УМК «Школа России».

Тема

Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей.

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению учащихся с учебником, видами речи (устная, письменная), формированию представления о значении родного языка в жизни людей и роли русского языка

Тип урока

Постановочный

Планируемые результаты (предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка

Личностные
результаты

Проявляют чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою этническую и национальную принадлежность; знакомятся с ценностями многонационального российского общества, становлением гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: договариваются с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следуют им

Основное содержание темы, понятия
и термины

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная, внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности.

Образовательные ресурсы

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012.

 ПК  учителя, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, урок 1.

Этапы урока

Формы, методы, методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

Фронтальная. Словесный.
Слово учителя

Приветствие учащихся.– Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять и внимательно читать. Звуки с буквами пришли и порядок навели.

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Подготовка к основному этапу занятия. Знакомство
с учебником «Русский язык».

Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Рассказ учителя, беседа.

– У нас сейчас урок русского
языка. Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках. О чем говорит название учебника?

Слушают учителя

 Знакомятся
с обложкой.
 Учебник поможет узнать новые слова, научит правильно  говорить и писать, делиться своими мыслями с другими.

Знакомятся с предметом, учебником, учатся ориентировать  с я в учебнике, бережно
к нему относиться. Высказывают свои

Работа
с учебником. Беседа по вопросам.

 

– Почему эту книгу называют учебником? Показывает для сравнения художественную книгу.– Что объединяет записанные на доске слова: учить, учебник, учитель?

– Рассмотрите учебник. В нем есть правила, различные упражнения. Чтобы вам можно было быстро находить их, они   обозначаются с помощью особых значков и цифр.

Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником.

 Эти слова объединяет тема «Школа, учеба».

Рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями, узнают, как надо раскрывать учебник, переворачивать страницы, бережно относиться к книге.

предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами.

III. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 5, 6)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение

– Мы начинаем изучать предмет «Русский язык» с раздела «Наша речь». Давайте прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться на уроках.– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-мучки.

Слушают учителя.

Читают.

– Какая бывает речь?

Принимают учебную
задачу, сформулиро-ванную вместе
с учителем.

 

 Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос.

IV. Усвоение новых знаний
и способов действий.

1. Какая бывает речь? (Упр. 1, 2).

Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Чтение, беседа, работа со схемой

– Рассмотрите схему. Что вызнаете о речи?– Прочитайте текст. Что вы узнали о видах речи? Какая
речь (устная или письменная) возникла раньше?

Рассматривают схему, составляют по ней
рассказ.

Читают текст, отвечают на вопросы к нему.

Используют знаково -
символические средства для решения учебной задачи. Осознанно читают текст. Строят ответы на вопросы, соблюдая логику.

Беседа
по вопросам, работа со схемой.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руки подняли и покачали-это деревья в лесу; в стороны руки-плавно помашем-это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем-это к нам птицы летят.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Правильное выполнение дви-
жений.

2. Роль русского языка (упр. 3).

Фронтальная. Словесный,
наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Рассмотрите рисунки, прочи-тайте предложение. Выполните
задания.– Приходилось ли вам общаться с детьми других национальностей? На каком языке вы разговаривали? Все жители нашей страны России общаются на русском языке, он является не только национальным языком русского народа, но и государственным языком РФ и языком межнационального общения.

Рассматривают рисунки. Читают предложение. Отвечают на вопросы учителя. Слушают рассказ учителя, работают с Памяткой 5 «Как научиться правильно списывать предложение». Списывают предложение.

Осмысленно читают текст. Анализируют
рисунки, соотносят их с текстом.

Высказывают свое мнение, подтверждают его примерами. Овладевают умением работать с памяткой. Грамотно списывают предложение. Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Работа
с текстом, рисунками, беседа по вопросам, письмо

V. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный.
Беседа

– Какая бывает речь?– Приведите примеры устной, письменной, внутренней речи.

Отвечают на вопросы учителя.

Понимают вопросы и строят правильные
ответы на них.

Беседа по вопросам.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.
Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? О чем хотели бы узнать подробнее.

Отвечают на вопросы учителя.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Беседа по вопросам. Саморе-гуляция.

 VII. Домашнее задание.

упр.2с.6

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя.

Повторить виды речи. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития.

Тема

Виды речи. Речь устная и письменная.

Педагогические цели

Создать условия для развития умения наблюдать за собственной речью, оценивать ее, различать виды речи, характеризовать человека по его речи; способствовать ознакомлению с требованиями к речи, правописанием словарного слова здравствуй (здравствуйте)

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – приобретают навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Основное содержание темы, понятия и термины

Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Слово с непроверяемым написанием здравствуй (здравствуйте)

Образовательные ресурсы

Схема «Речь. Устная и письменная». Карточки с изображением солнышка и тучки. Электронное приложение к уроку, урок 1.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.– Давайте послушаем, какое
настроение у нас сейчас. У вас на столе лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

шшшшшшш

// и // и //

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Актуализация знаний.

Виды речи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какая бывает речь?

– Приведите примеры

– Устная, письменная, внутренняя

Воспроизводят полученную информацию

Беседа по вопросам

VI. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 8)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

– Что можно узнать

о человеке по его речи?Слушают учителя

Принимают учебную
задачу, сформулиро-ванную вместе
с учителем

 V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Что можно узнать по речи
собеседника? (Упр. 4)

Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте строки из стихотворения.

– Кому принадлежит записанная речь?

– Какие слова помогли определить профессию?

– Что можно узнать по речи
собеседника?

– Спишите 1-е предложение.
Проверьте себя.

– Когда употребляется слово здравствуйте? Какие другие
слова приветствия вы знаете
и используете?

Читают строки
из стихотворения «Кем быть?» В. Маяковского
.

– Доктору. Болен,
градусник, порошок, микстуру.

Высказывают пред-
положения.

Списывают предло-
жение.

– При встрече.

Называют знакомые слова приветствия

Осмысленно читают текст стихотворения, соблюдая интонацию и знаки препинания. Строят ответы на вопросы, соблюдая логику изложения. Думают, размышляют, высказывают свое мнение.

Грамотно списывают предложение, осуществляют самопро-
верку

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

2. Словарно-орфографи-
ческая работа.
Здравствуй (здравствуйте)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте словарные слова. Что означает слово здравствуй? Когда мы употребляем слово здравствуй, а когда – здравствуйте? Спишите их, запомните
написание

Читают словарные
слова, отвечают
на вопросы. Записывают. Запоминают
правописание

Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов

Беседа по вопросам, письмо словарных слов

Физкультминутка

Коллективная. Практический

 Мы ногами – топ-топ,Мы руками – хлоп-хлоп!Мы глазами – миг-миг,Мы плечиками – чик-чик!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни,

Правильное выполне-ние дви-жений

 

 Раз – сюда, два – туда,Повернись вокруг себя.Раз – присели, два – привстали.Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два,

 Заниматься нам пора

придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

3. Анализ отрывков из сказок (упр. 5)

Коллективная. Словесный,
наглядный,
проблемный.

Чтение, беседа

– Прочитайте выразительно отрывки из сказок. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы упражнения

Читают. Отвечают

на вопросы. Называют героев, обстоятельства их разговора, зачи-
тывают фразы

Осмысленно, выразительно читают текст. Высказывают свое
мнение, подтверждают его примерами
из текста. Осуществляют сравнение

Чтение,
беседа по вопросам

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 5)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте.
– Когда так говорят?

Читают.

– Приветствие утром, днем

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других

Беседа по вопросам

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?
– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

Русский язык 2 класс 03.09

Тема

Речь диалогическая и монологическая.

Педагогические цели

Способствовать развитию умения отличать диалог от монолога, разыгрывать диалог, ознакомлению с правописанием словарного слова прощай; создать условия для развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты
(предметные)

Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов

Личностные результаты

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Основное содержание темы, понятия термины

Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием прощай

Образовательные ресурсы

Таблица «Речь диалогическая и монологическая». Электронное приложение к учебнику, урок 2

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

осуществляемые

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.– Добрую сказку помню  я с детства,Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Пусть подкрадется к самому сердцуИ зародится в нем зерно  доброты.– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

иш шимишка

шипы

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Актуализация знаний.

Требования к речи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что можно узнать о человеке по его речи?

– Какой должна быть речь?

– Речь должна быть вежливой, уважительной

Воспроизводят полученную информацию

Беседа по вопросам

IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 10)

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителяя.

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки. Цель урока найти ответ на этот вопрос

– Как отличить диалог от монолога?

Принимают учебную
задачу, сформули-рованную вместе

 

Сообщение учителя, беседа, чтение

– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ

Слушают учителя

с учителем

V. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Предлагает прочитать опреде-ления и ответить на вопрос:
что такое монолог, диалог?

Читают определения, отвечают на вопрос

Извлекают из опреде-ления необходимую
информацию

Беседа по вопросам

2. Диалог
в сказке (упр. 6). Реплика (учебник, с. 11)

Фронтальная,парная,индивидуальная. Словесный, наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Назовите сказку и ее героев.– Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в нем? Кто спрашивает, кто отвечает?– Прочитайте диалог по ролям.

– Спишите. Проверьте напи-санное.Знакомит со знаком «тире»

– «Теремок» (перечис-ляют героев).

– Речь двух лиц. Муха-горюха, блоха-
попрыгуха.
Рассматривают рисунок.Читают диалог по ролям. Списывают.Читают текст

Выразительно читают
диалог по ролям, распознают его героев. Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – диалог. Списывают правильно диалог, соблюдая знаки препинания, осуществляют само-проверку

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

3. Разыгрывание диалога из сказки «Колобок» (упр. 7)

Парная. Словесный,
творческий. Инсценировка

Предлагает разыграть диалог из сказки «Колобок» между
Колобком и Медведем, между Колобком и Лисой

Разыгрывают диалоги

Умеют работатьв паре, эмоционально «переживают» текст сказки.

Инсцени-ровка

4. Страничкадля любозна-тельных. О про-исхождении слов (уч-к, с. 11)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Предлагает прочитать текст
и рассказать, что нового узнали для себя

Читают, расска-зывают

Осмысленно читают текст, извлекают
из него новую информацию

Чтение,
беседа по вопросам

5. Монолог
в сказке (упр. 12)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте строки из сказки.– Отрывок из сказки – это диалог или монолог? Кто произносит речь, к кому она обращена? – Спишите 1 предложение, найдите слово прощание, подберите слово, близкое по значению

Читают отрывок из сказки.– Это диалог, речь
одного человека – Дюймовочки, обращенная к птичке. Списывают предложение Прощай, до свидания.

Выразительно читают строки из сказки, соблюдая интонацию и знаки препинания. Подбирают к заданному слову близкое
по значению.

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

6. Словарно-орфографическая работа. Прощай (прощайте)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте словарные слова. Что означает слово прощай?
Когда мы употребляем слово
прощай, а когда – прощайте? Спишите, запомните написание

Читают, отвечают

на вопросы, записывают словарные слова.
Запоминают право-писание

Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов

Беседа по вопросам, письмо

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Диалог. Монолог (упр. 9, 10).

Работа в рабочей тетради (№ 6, 7)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический, наглядный. Чтение, беседа, письмо, рассказ по рисунку

Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение, оказывает помощь
при необходимости

Читают. Отвечают на вопросы. Составляют текст по рисунку, инсценируют.

Пишут реплику, вписывают слова

Различают диалог и монолог. Выразительно читают. Объясняют смысл прочитанного. Составляют рассказ, диалог по рисунку. Высказывают свое мнение

Беседа по вопросам, инсценировка, письмо

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.
Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-гуляция

 VIII. Домашнее задание.

Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Русский язык 2 класс 04.09

Тема

Текст. Признаки текста.

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с понятием текст, развитию умения отличать текст от набора отдельных предложений

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологи-ческих высказываний и письменных текстов

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения, эстетические потребности и ценности

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вестидиалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение
и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Основное содержание темы, понятия и термины

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность

Образовательные ресурсы

Схема «Текст». Электронное приложение к учебнику, урок 3

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.
Слово учителя

Приветствие учащихся.– Проверь-ка, дружок,  Ты готов начать урок?  Все ль на месте,   Все ль в порядке:  Учебник, ручка и тетрадка?– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют своерабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

ишипиши

шишка

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное
написание

III. Проверка выполнения
домашнего задания.

Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11)

Парная, индивидуальная.

Словесный, творческий.

Диалог-беседа, рассказ-монолог

Организует проверку подготовленного дома задания

«Разговор по теле-
фону». «Что мне особенно
запомнилось в дни летних каникул?»

Различают диалог-беседу и рассказ-
монолог. Выступают с подготовленными творческими заданиями, проявляя эмоции

Диалог-беседа, рассказ-
монолог

 IV. Актуализация знаний.

Наша речь
(учебник, с. 14)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Предлагает ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверь себя»

Читают вопросы,
отвечают на них

Приводят примеры жизненной ситуации, распознают диалог
и монолог, характеризуют человека по речи

Беседа по вопросам

V. Подготовка
к основному этапу деятельности
(учебник, с. 15)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство?

– Давайте прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться на уроке

– «Текст».

Читают, отвечают

Знакомятся с основными положениями темы раздела

Беседа по вопросам

VI. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 16)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ на этот вопрос

– Что такое текст?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

VII. Усвоение новых знаний
и способов действий.

1. Слово.

Предложение. Текст (упр. 12)

Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Предлагает сравнить записи, определить основную мысль текста, озаглавить его,
списать первое предложение

– 1. Слова. 2. Предло-жения. 3. Текст.

– Свиристели.

Списывают предло-
жение

Отличают текст от других записей. Определяют основную мысль текста,
озаглавливают его.

Правильно списывают

Беседа по вопросам, письмо

 2. Текст (учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа

– Прочитайте правило.
Что такое текст?

Читают, отвечают

на вопрос

Извлекают необходимую информацию
из текста

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

     На двери висит замок,

     Кто открыть его бы смог?

     Потянули, покрутили,

     Постучали – и открыли

Выполняют движения по тексту под руко-

водством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение дви-
жений

VIII. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 10)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при
необходимости

Читают. Составляют текст из предложений. Записывают два пред-
ложения

Составляют текст, устанавливая последовательность предложений. Правильно записывают предложения

Упражнение

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?

– Чему научились на уроке?

– Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

X. Домашнее
задание.

Главная мысль текста. Работа
в рабочей тетради (№ 8)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Русский язык 2 класс 05.09

Тема

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Педагогические цели

Создать условия для развития умения определять тему и главную мысль текста, развития речи; способствовать ознакомлению с правописанием словарного слова сентябрь

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, отвечают на вопрос: что я не знаю и не умею?Познавательные: общеучебные – умеют работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
логические – анализируют, определяют основную мысль текста; постановка и решение
проблемы
 – самостоятельно находят способы решения проблемы.Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных
и познавательных задач

Основное содержание темы, понятия
и термины

Тема и главная мысль текста. Заглавие. Слово с непроверяемым написанием сентябрь

Образовательные ресурсы

Схема «Текст». Электронное приложение к учебнику, урок 3

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.– Все ли правильно сидят?  Все ль внимательно глядят?   Все ль готовы слушать?

   Начинаем наш урок.– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочееместо,проверяютналичиеиндивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

й ий хороший урожай

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка домашнего задания.

Главная мысль текста. Работа
в рабочей тетради (№ 8)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– О чем хотел сказать автор
в стихотворении? Подчеркните слова, в которых выражена
главная мысль

– Земля родная – одна

Высказывают свое
мнение. Определяют главную мысль текста

Беседа по вопросам

IV. Актуализация знаний.Текст

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Что такое текст?– Назовите признаки текста

Отвечают на вопросы

Определяют текст и его признаки

Беседа по вопросам

 V. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя, беседа, чтение

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

– Что такое тема и главная мысль текста?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

1. Тема текста. Развитие речи (упр. 13; учебник, с. 18)

Фронтальная. Словесный,
творческий,
практический. Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать текст, определить его тему, придумать заголовок, объяснить
выражения, ответить письменно на вопрос, познакомиться
с понятием «тема текста»

– Заорал во все горло – громко закричал.

Откуда ни возьмись – появился неожиданно.

Выполняют задания

Осмысленно читают текст, определяют
главную мысль.

Устанавливают причинно-следственные связи. Письменно выражают мысль

Беседа по вопросам, письменный ответ, правило

2. Предложения

и текст (упр. 14)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.– Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его

– Предложения не объ-единены общей темой
и не связаны по смыслу.– Предложения 2, 3, 5. «Ласточка»

Различают предложения и текст. Определяют признаки текста. Составляют из предложений текст, объединяя их общей темой

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

3. Главная мысль текста (упр. 15; учебник, с. 18)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания к нему.– Ознакомьтесь с правилом
и расскажите, что называется главной мыслью текста

Читают стихотворение. Находят главную мысль в тексте, списывают предложение.

Знакомятся с правилом

Определяют главную мысль текста. Находят в тексте предложения, выражающие главную мысль.

Беседа по вопросам, письмо

4. Тема и главная мысль текста

(упр. 16)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте заголовок и текст. Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя

Читают текст. Отвечают на вопросы. Находят в тексте
предложения на заданную тему, грамотно списывают

Осмысленно читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания. Соотносят текст и заголовок. Приводят доказательства, что заголовок отражает главную мысль

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

 5. Словарно-орфографическая работа. Сентябрь

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Чтение,

– Прочитайте словарное слово, что оно означает? Спишите его, запомните написание

Читают словарное слово, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают правописание

Усваивают написание непроверяемого слова, объясняют значение слова

Беседа по вопросам, письмо словарного слова

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Развитие речи. Составление
текста (упр. 17)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический, творческий. Чтение, беседа, письмо, рассказ

– Прочитайте. Почему так
говорят?– Спишите. Проверьте себя.

Докажите, что это не текст,
а предложение. Устно составьте текст, включив в него данное предложение

Читают. Отвечают на вопросы. Записыва-

ют предложение.
Составляют рассказ

Различают предложение и текст, приводят доказательства. Объясняют смысл прочитанного. Составляют устный рассказ
на заданную тему

Беседа по вопросам, письмо,
рассказ

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Чем
необычен и полезен был сегодняшний урок? Какой опыт вы приобрели?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

IX. Домашнее

задание.

Работа в рабочей тетради (№ 11)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».

Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...