Конспект урока по русскому языку "Виды речи. Язык и речь"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по теме «Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей».
Учитель: | Климанова К.Б. учитель начальных классов МОБУ СОШ № 92 |
Класс: | 2 |
Предмет: | Русский язык. |
Автор: | Канакина В.П. УМК «Школа России». |
Тема | Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей. |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению учащихся с учебником, видами речи (устная, письменная), формированию представления о значении родного языка в жизни людей и роли русского языка |
Тип урока | Постановочный |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка |
Личностные | Проявляют чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою этническую и национальную принадлежность; знакомятся с ценностями многонационального российского общества, становлением гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Универсальные | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: договариваются с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следуют им |
Основное содержание темы, понятия | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная, внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности. |
Образовательные ресурсы | Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012. ПК учителя, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, урок 1. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. | Приветствие учащихся.– Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять и внимательно читать. Звуки с буквами пришли и порядок навели. – Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | ||
II. Подготовка к основному этапу занятия. Знакомство | Фронтальная. Словесный, Рассказ учителя, беседа. | – У нас сейчас урок русского | Слушают учителя Знакомятся | Знакомятся с предметом, учебником, учатся ориентировать с я в учебнике, бережно | Работа | |
| – Почему эту книгу называют учебником? Показывает для сравнения художественную книгу.– Что объединяет записанные на доске слова: учить, учебник, учитель? – Рассмотрите учебник. В нем есть правила, различные упражнения. Чтобы вам можно было быстро находить их, они обозначаются с помощью особых значков и цифр. Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником. | Эти слова объединяет тема «Школа, учеба». Рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями, узнают, как надо раскрывать учебник, переворачивать страницы, бережно относиться к книге. | предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами. | |||
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 5, 6) | Фронтальная. Словесный. Сообщение | – Мы начинаем изучать предмет «Русский язык» с раздела «Наша речь». Давайте прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться на уроках.– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-мучки. | Слушают учителя. Читают. – Какая бывает речь? | Принимают учебную | ||
| Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос. | |||||
IV. Усвоение новых знаний 1. Какая бывает речь? (Упр. 1, 2). | Фронтальная. Словесный, Чтение, беседа, работа со схемой | – Рассмотрите схему. Что вызнаете о речи?– Прочитайте текст. Что вы узнали о видах речи? Какая | Рассматривают схему, составляют по ней Читают текст, отвечают на вопросы к нему. | Используют знаково - | Беседа | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Руки подняли и покачали-это деревья в лесу; в стороны руки-плавно помашем-это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем-это к нам птицы летят. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение дви- | |
2. Роль русского языка (упр. 3). | Фронтальная. Словесный, | – Рассмотрите рисунки, прочи-тайте предложение. Выполните | Рассматривают рисунки. Читают предложение. Отвечают на вопросы учителя. Слушают рассказ учителя, работают с Памяткой 5 «Как научиться правильно списывать предложение». Списывают предложение. | Осмысленно читают текст. Анализируют Высказывают свое мнение, подтверждают его примерами. Овладевают умением работать с памяткой. Грамотно списывают предложение. Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. | Работа | |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. | – Какая бывает речь?– Приведите примеры устной, письменной, внутренней речи. | Отвечают на вопросы учителя. | Понимают вопросы и строят правильные | Беседа по вопросам. | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? О чем хотели бы узнать подробнее. | Отвечают на вопросы учителя. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам. Саморе-гуляция. | |
VII. Домашнее задание. упр.2с.6 | Фронтальная. Словесный. Объяснение | Повторить виды речи. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное |
Тема | Виды речи. Речь устная и письменная. |
Педагогические цели | Создать условия для развития умения наблюдать за собственной речью, оценивать ее, различать виды речи, характеризовать человека по его речи; способствовать ознакомлению с требованиями к речи, правописанием словарного слова здравствуй (здравствуйте) |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучебные – овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – приобретают навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий |
Основное содержание темы, понятия и термины | Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Слово с непроверяемым написанием здравствуй (здравствуйте) |
Образовательные ресурсы | Схема «Речь. Устная и письменная». Карточки с изображением солнышка и тучки. Электронное приложение к уроку, урок 1. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся.– Давайте послушаем, какое – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | шшшшшшш // и // и // | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание | |
III. Актуализация знаний. Виды речи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какая бывает речь? – Приведите примеры | – Устная, письменная, внутренняя | Воспроизводят полученную информацию | Беседа по вопросам | |
VI. Постановка учебной задачи (учебник, с. 8) | Фронтальная. Словесный. Сообщение | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- | – Что можно узнать о человеке по его речи?Слушают учителя | Принимают учебную | ||
V. Усвоение 1. Что можно узнать по речи | Фронтальная. Словесный, Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте строки из стихотворения. – Кому принадлежит записанная речь? – Какие слова помогли определить профессию? – Что можно узнать по речи – Спишите 1-е предложение. – Когда употребляется слово здравствуйте? Какие другие | Читают строки – Доктору. Болен, Высказывают пред- Списывают предло- – При встрече. Называют знакомые слова приветствия | Осмысленно читают текст стихотворения, соблюдая интонацию и знаки препинания. Строят ответы на вопросы, соблюдая логику изложения. Думают, размышляют, высказывают свое мнение. Грамотно списывают предложение, осуществляют самопро- | Чтение, | |
2. Словарно-орфографи- | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | – Прочитайте словарные слова. Что означает слово здравствуй? Когда мы употребляем слово здравствуй, а когда – здравствуйте? Спишите их, запомните | Читают словарные | Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов | Беседа по вопросам, письмо словарных слов | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы ногами – топ-топ,Мы руками – хлоп-хлоп!Мы глазами – миг-миг,Мы плечиками – чик-чик! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, | Правильное выполне-ние дви-жений | |
| Раз – сюда, два – туда,Повернись вокруг себя.Раз – присели, два – привстали.Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора | придерживаются правильного режима дня, активно участвуют | ||||
3. Анализ отрывков из сказок (упр. 5) | Коллективная. Словесный, Чтение, беседа | – Прочитайте выразительно отрывки из сказок. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы упражнения | Читают. Отвечают на вопросы. Называют героев, обстоятельства их разговора, зачи- | Осмысленно, выразительно читают текст. Высказывают свое | Чтение, | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 5) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте. | Читают. – Приветствие утром, днем | Высказывают свое мнение, прислушиваются | Беседа по вопросам | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? – О чем хотели бы узнать | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- |
Русский язык 2 класс 03.09
Тема | Речь диалогическая и монологическая. |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения отличать диалог от монолога, разыгрывать диалог, ознакомлению с правописанием словарного слова прощай; создать условия для развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты | Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических |
Личностные результаты | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий |
Основное содержание темы, понятия термины | Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием прощай |
Образовательные ресурсы | Таблица «Речь диалогическая и монологическая». Электронное приложение к учебнику, урок 2 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся.– Добрую сказку помню я с детства,Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Пусть подкрадется к самому сердцуИ зародится в нем зерно доброты.– Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | иш шимишка шипы | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание | |
III. Актуализация знаний. Требования к речи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что можно узнать о человеке по его речи? – Какой должна быть речь? | – Речь должна быть вежливой, уважительной | Воспроизводят полученную информацию | Беседа по вопросам | |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 10) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителяя. | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- | – Как отличить диалог от монолога? | Принимают учебную | ||
| Сообщение учителя, беседа, чтение | – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ | Слушают учителя | с учителем | ||
V. Усвоение новых знаний | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Предлагает прочитать опреде-ления и ответить на вопрос: | Читают определения, отвечают на вопрос | Извлекают из опреде-ления необходимую | Беседа по вопросам | |
2. Диалог | Фронтальная,парная,индивидуальная. Словесный, наглядный, | – Прочитайте. Назовите сказку и ее героев.– Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в нем? Кто спрашивает, кто отвечает?– Прочитайте диалог по ролям. – Спишите. Проверьте напи-санное.Знакомит со знаком «тире» | – «Теремок» (перечис-ляют героев). – Речь двух лиц. Муха-горюха, блоха- | Выразительно читают | Чтение, | |
3. Разыгрывание диалога из сказки «Колобок» (упр. 7) | Парная. Словесный, | Предлагает разыграть диалог из сказки «Колобок» между | Разыгрывают диалоги | Умеют работатьв паре, эмоционально «переживают» текст сказки. | Инсцени-ровка | |
4. Страничкадля любозна-тельных. О про-исхождении слов (уч-к, с. 11) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Предлагает прочитать текст | Читают, расска-зывают | Осмысленно читают текст, извлекают | Чтение, | |
5. Монолог | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, | – Прочитайте строки из сказки.– Отрывок из сказки – это диалог или монолог? Кто произносит речь, к кому она обращена? – Спишите 1 предложение, найдите слово прощание, подберите слово, близкое по значению | Читают отрывок из сказки.– Это диалог, речь | Выразительно читают строки из сказки, соблюдая интонацию и знаки препинания. Подбирают к заданному слову близкое | Чтение, | |
6. Словарно-орфографическая работа. Прощай (прощайте) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте словарные слова. Что означает слово прощай? | Читают, отвечают на вопросы, записывают словарные слова. | Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов | Беседа по вопросам, письмо | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Диалог. Монолог (упр. 9, 10). Работа в рабочей тетради (№ 6, 7) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный. Чтение, беседа, письмо, рассказ по рисунку | Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение, оказывает помощь | Читают. Отвечают на вопросы. Составляют текст по рисунку, инсценируют. Пишут реплику, вписывают слова | Различают диалог и монолог. Выразительно читают. Объясняют смысл прочитанного. Составляют рассказ, диалог по рисунку. Высказывают свое мнение | Беседа по вопросам, инсценировка, письмо | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе-гуляция | |
VIII. Домашнее задание. Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11) | Фронтальная. Словесный. Объяснение | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
Русский язык 2 класс 04.09
Тема | Текст. Признаки текста. |
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с понятием текст, развитию умения отличать текст от набора отдельных предложений |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологи-ческих высказываний и письменных текстов |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения, эстетические потребности и ценности |
Универсальные | Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вестидиалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение |
Основное содержание темы, понятия и термины | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность |
Образовательные ресурсы | Схема «Текст». Электронное приложение к учебнику, урок 3 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. | Приветствие учащихся.– Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка?– Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют своерабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | ишипиши шишка | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное | |
III. Проверка выполнения Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11) | Парная, индивидуальная. Словесный, творческий. Диалог-беседа, рассказ-монолог | Организует проверку подготовленного дома задания | «Разговор по теле- | Различают диалог-беседу и рассказ- | Диалог-беседа, рассказ- | |
IV. Актуализация знаний. Наша речь | Фронтальная. Словесный. Беседа | Предлагает ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверь себя» | Читают вопросы, | Приводят примеры жизненной ситуации, распознают диалог | Беседа по вопросам | |
V. Подготовка | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство? – Давайте прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться на уроке | – «Текст». Читают, отвечают | Знакомятся с основными положениями темы раздела | Беседа по вопросам | |
VI. Постановка учебной задачи (учебник, с. 16) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- | – Что такое текст? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | ||
VII. Усвоение новых знаний 1. Слово. Предложение. Текст (упр. 12) | Фронтальная. Словесный, | Предлагает сравнить записи, определить основную мысль текста, озаглавить его, | – 1. Слова. 2. Предло-жения. 3. Текст. – Свиристели. Списывают предло- | Отличают текст от других записей. Определяют основную мысль текста, Правильно списывают | Беседа по вопросам, письмо | |
2. Текст (учебник, с. 17) | Фронтальная. Словесный. | – Прочитайте правило. | Читают, отвечают на вопрос | Извлекают необходимую информацию | Беседа по вопросам | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На двери висит замок, Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали – и открыли | Выполняют движения по тексту под руко- водством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение дви- | |
VIII. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 10) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при | Читают. Составляют текст из предложений. Записывают два пред- | Составляют текст, устанавливая последовательность предложений. Правильно записывают предложения | Упражнение | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? – Чему научились на уроке? – Что вызвало затруднения? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- | |
X. Домашнее Главная мысль текста. Работа | Фронтальная. Словесный. Объяснение | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
Русский язык 2 класс 05.09
Тема | Тема и главная мысль текста. Заглавие. |
Педагогические цели | Создать условия для развития умения определять тему и главную мысль текста, развития речи; способствовать ознакомлению с правописанием словарного слова сентябрь |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные результаты | Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
Универсальные | Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, отвечают на вопрос: что я не знаю и не умею?Познавательные: общеучебные – умеют работать в материальной и информационной среде начального |
Основное содержание темы, понятия | Тема и главная мысль текста. Заглавие. Слово с непроверяемым написанием сентябрь |
Образовательные ресурсы | Схема «Текст». Электронное приложение к учебнику, урок 3 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся.– Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.– Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочееместо,проверяютналичиеиндивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. | й ий хороший урожай | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание | |
III. Проверка домашнего задания. Главная мысль текста. Работа | Фронтальная. Словесный. Беседа | – О чем хотел сказать автор | – Земля родная – одна | Высказывают свое | Беседа по вопросам | |
IV. Актуализация знаний.Текст | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что такое текст?– Назовите признаки текста | Отвечают на вопросы | Определяют текст и его признаки | Беседа по вопросам | |
V. Постановка учебной задачи (учебник, с. 17) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- | – Что такое тема и главная мысль текста? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | ||
VI. Усвоение новых знаний 1. Тема текста. Развитие речи (упр. 13; учебник, с. 18) | Фронтальная. Словесный, | Предлагает прочитать текст, определить его тему, придумать заголовок, объяснить | – Заорал во все горло – громко закричал. Откуда ни возьмись – появился неожиданно. Выполняют задания | Осмысленно читают текст, определяют Устанавливают причинно-следственные связи. Письменно выражают мысль | Беседа по вопросам, письменный ответ, правило | |
2. Предложения и текст (упр. 14) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.– Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его | – Предложения не объ-единены общей темой | Различают предложения и текст. Определяют признаки текста. Составляют из предложений текст, объединяя их общей темой | Чтение, | |
3. Главная мысль текста (упр. 15; учебник, с. 18) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания к нему.– Ознакомьтесь с правилом | Читают стихотворение. Находят главную мысль в тексте, списывают предложение. Знакомятся с правилом | Определяют главную мысль текста. Находят в тексте предложения, выражающие главную мысль. | Беседа по вопросам, письмо | |
4. Тема и главная мысль текста (упр. 16) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, | – Прочитайте заголовок и текст. Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя | Читают текст. Отвечают на вопросы. Находят в тексте | Осмысленно читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания. Соотносят текст и заголовок. Приводят доказательства, что заголовок отражает главную мысль | Чтение, | |
5. Словарно-орфографическая работа. Сентябрь | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, | – Прочитайте словарное слово, что оно означает? Спишите его, запомните написание | Читают словарное слово, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают правописание | Усваивают написание непроверяемого слова, объясняют значение слова | Беседа по вопросам, письмо словарного слова | |
VII. Закрепление знаний Развитие речи. Составление | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, творческий. Чтение, беседа, письмо, рассказ | – Прочитайте. Почему так Докажите, что это не текст, | Читают. Отвечают на вопросы. Записыва- ют предложение. | Различают предложение и текст, приводят доказательства. Объясняют смысл прочитанного. Составляют устный рассказ | Беседа по вопросам, письмо, | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Чем | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- | |
IX. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 11) | Фронтальная. Словесный. Объяснение | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».
Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...