Русский язык "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов" 2 урок. УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_4-b.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка «Спряжение глаголов». (2 урок)
Цели: совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, познакомить учащихся с глаголами «исключениями».
Задачи:
- совершенствовать умение определять спряжение глаголов по окончанию (лицу и форме),
- развивать орфографическую зоркость,
- познакомить с глаголами исключениями,
- развивать внимание,
- развивать умение анализировать,
- развивать умение делать выводы.
Оборудование: учебник С.В.Иванов 4 класс 1 часть, наглядный материал (глаголы исключения).
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок начинается с речёвки «Как живёшь?» (дети хором отвечают на вопросы учителя, показывая соответствующие движения вместе с учителем).
- Как живешь? Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь? Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь? Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь? Вот так! («бинокль»)
- Машешь вслед? Вот так! (помахать кистью руки)
- А как спишь? Вот так! (обе руки под щеку)
- Как молчишь? Вот так! (указательный палец приложить к губам)
- А сидишь? Вот так! (садятся на места)
- На доске записаны вопросы из речевки:
- Как живешь?
- Как плывешь?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь?
- Машешь вслед?
- А как спишь?
- Как молчишь?
- А сидишь?
- Каким общим вопросом их можно заменить? (Что делаешь?)
- Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (Глагол.)
- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (спряжению глаголов)
2. Каллиграфическая разминка.
Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.
- пропишите всю строчку ел, ер, рер…
- словарный диктант: ведем, жгут, зовут, открывают, едут.
3. Актуализация знаний о глаголе.
- Давайте выделим окончания, укажем спряжение и посмотрим, что общего у слов, которые мы записали? (Это глаголы 1 спряжения).
- Что такое спряжение? (Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам и система его личных окончаний).
- Правильно, посмотрите на доску:
- Как живешь?
- Как плывешь?
- Что мастеришь?
- С кем дружишь?
- Что объединяет глаголы в этих вопросах? (они все стоят в единственном числе, во 2-м лице.)
- Почему у глаголов разные окончания? (Эти глаголы относятся к разным спряжениям.)
- Как можно определить спряжение глагола?
- Назовите глаголы 1-го спряжения. Назовите глаголы 2 спряжения.
- Как вы это определили?
- Давайте откроем учебник на с.108 и прочитаем спор девочек.
- Кто из девочек не прав и в чем ошибка?
- На с.108 упр.1. Запиши в два столбика: глаголы с ударным личным окончанием и с безударным личным окончанием.
(Двое пишут у доски, остальные в тетради, сверяют с доской).
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
4. Знакомство с глаголами исключениями.
- Мы с вами теперь знаем: если личные окончания глаголов ударные, то мы можем легко определить спряжение.
- А если личные окончания глаголов безударные, то, как нам определить окончание? (ответы детей)
- Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме.
На доске:
- Как беж…шь?
- Вдаль гляд…шь?
- А как сп…шь?
- Как молч…шь?
- А сид…шь?
- Давайте определим спряжение вот у этих глаголов?
- Проверим?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь?
- А как спишь?
- Как молчишь?
- А сидишь?
- Как же так? Почему не сработало правило?
- Оказывается, есть такие интересные глаголы, которые называются исключениями.
- У вас на партах лежат памятки, на которых написаны глаголы исключения, давайте прочитаем их вместе.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Кроме слов "стелить" и "брить".
А ещё: "смотреть", "обидеть",
"Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зависеть" и "вертеть".
- Посчитайте, сколько здесь глаголов-исключений, оканчивающихся на – ить, сколько – на – ать, а сколько на- еть.
- Итак, ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить и стелить, 4-е глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать; и 7-мь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть. ненавидеть, видеть, смотреть. Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.
- К какому спряжению относятся глаголы брить и стелить? (1 спр.), к какому спряжению относятся глаголы смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, зависеть и вертеть? (2 спр.)
- Давайте посчитаем, сколько глаголов исключений всего? – 13.
- Теперь вы знаете все о спряжении глаголов, поэтому давайте прочитаем памятку на с.109 «Как определить спряжение глагола».
5. Закрепление.
- А сейчас посмотрим, как вы освоили тему: «Спряжение глаголов». Если услышите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения – делаете хлопок.
Платить, ужинать, видеть, ловить, играть, летать, стелить, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять,гнать, держать.
- Какие вы молодцы, давайте закрепим наши знания и выполним на с.110 упр. 2. Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Запиши по образцу.
6. Заключение.
- Итак, с какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе этой орфограммы?
- Что называется спряжением?
- Как определить спряжение глагола?
- Домашнее задание с. 110 упр. 3, выучить глаголы исключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?"
Технологическая карта урока...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в прошедшем времени. 4 класс
Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в прошедшем времени. 4 классУМК Полякова А.В....
Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...