Рабочая программа по русскому языку 4 класс, Школа 21 века.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс. УМК "Школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_pz.docx | 47.67 КБ |
tp_russkiy_yazyk.docx | 62.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» составлена на основе авторской программы С.В. Иванова «Русский язык», опубликованной в сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.04 г.) и с учетом федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.04 г.).
Рабочая программа рассчитана
1 класс – 165 часов (90 часов – Обучение грамоте; 75 часов – Русский язык).
2 класс – 170 часов (5 часов в неделю)
3 класс – 170 часов (5 часов в неделю)
4 класс – 136 часов (4 часа в неделю)
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, и развивая письменную и устную речь учащихся, мы, стремимся к тому, чтобы ученик стал культурный человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны
опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов.
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия.
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смещения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Содержание программы
1 класс (75 ч)
Фонетика.
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение звуков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.
Графика и орфография.
Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три — пять слов со звуками в сильной позиции). Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначения гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Пунктуация.
Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия и признаки; родственные слова; синонимы; антонимы, омонимы (ознакомление без введения терминологии).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Развитие речи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 1 класса:
к кончу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть, приводить примеры:
- звуков: гласных, согласных (мягких, твердых);
- слов, называющих предметы;
различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение; кратко характеризовать:
- качественные признаки звуков;
- •условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырех-пяти звуковых слов;
- правильно писать ча - ща, чу - щу и жи - ши под ударением;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).
Содержание изучаемого курса
2 класс (170 ч)
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (57 ч)
Фонетика (10 ч)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначений звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы! Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение (6 ч)
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова (19 ч)
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно - суффиксальный способ образования слов.
Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм.
Фразеологизм и слово.
Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.
Правописание заглавной буквы.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка).
Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ъ)-
Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи» (34ч)
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливайте возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.
Повторение (5 ч)
Резервные уроки (4ч)
Практическая часть
КИМ | Количество в год |
Контрольный диктант | 12 |
Контрольное списывание | 2 |
Обучающее изложение | 6 |
Сочинение | 1 |
Тест | 1 |
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 2 класса
К кончу обучения во 2 классе учащиеся должны:
различать
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- слово и предложение;
- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- предложения по цели высказывания
выделять, находить:
- корень, суффикс, приставку, окончание;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста
решать практические задачи:
- составлять слово по заданной словообразовательной модели;
- подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей)
применять правила правописания:
- гласных после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу);
- заглавной буквы в изученных случаях;
- безударных проверяемых гласных в корнях;
- звонких и глухих согласных в корне;
- словарных слов, определенных программой;
- разделительного мягкого знака.
Содержание изучаемого курса
3 класс (170 ч)
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (72 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (5 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис (23ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология (40 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Склонение имен
существительных. Существительные одушевленные и
неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание»
(формирование навыков грамотного письма) (63 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк~,
-енк-, сочетаний -ичк~, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (35 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Резервные уроки (5 ч)
Практическая часть
КИМ | Количество в год |
Контрольный диктант | 8 |
Контрольное списывание | 2 |
Изложение | 10 |
Сочинение | 7 |
Тест | 3 |
Основные требования к уровню
подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как
- части речи (значение и морфологические признаки);
- составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
- падежных окончаний имен существительных:
- суффиксов имен существительных -онок—ёнок- -ек-. -ик-, ~ост(ь)-;
- падежных окончаний имен прилагательных;
- словарных слов, определенных программой;
- знаков препинания при однородных членах предложения.
Содержание программы
4 класс (136 ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.
Словообразование глаголов и других частей речи
Наречие как часть речи
Имя числительное: общее значение
Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание.
Сложное предложение.
«Правописание»
(формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий па шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2— 4 классах.
«Развитие речи»- (29ч)
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи
Резервные уроки (40 ч)
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 4 класса
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова;
различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и
- безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол, предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- словосочетания (главное и зависимое слово);
- предложения с однородными членами;
приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарем.
Блок «Правописание»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- звонкие и глухие согласные в корнях;
- непроизносимые согласные;
- сочетания жи—ши, ча —ща, чу—щу, чк, чн;
- удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова)
безударные гласные, не проверяемые ударением; - разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- не с глаголами;
- безударные падежные окончания имен существительных;
- безударные падежные окончания имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), запятая между однородными членами предложения.
Блок «Развитие речи»
Учащиеся должны: решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учебно-методическое обеспечение программы
Дополнительная литература:
- Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 – 4 класс, – М.: 5 за знания, 2005.
Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.
- Учим русский с увлечением – 2:Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1 – 4 класс – М.: 5 за знания, 2005.
Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.
- Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Авторы: В. В. Волина.
- Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа.- 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2007.
- Интернет – ресурсы
- Электронные пособия издательства Вентана - Граф
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Элементы содержания урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Домашнее задание | Примечания |
Повторение. Пишем письма | «Развитие речи» Повторение изученного в 1–3 классах | Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами[1] Принимать участие в коллективном обсуждении. Высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Систематизировать знания, приобретённые на уроках русского языка во 2–3 классах | 1 неделя | с. 6 №2 | ||
Повторяем фонетику и словообразование | «Как устроен наш язык» Повторение изученного на основе фонетического разбора и разбора слова по составу | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить в тексте слова по заданному основанию. Проводить разбор слова по составу и фонетический анализ слова | 1 неделя | РТ ур. 3 № 1,2 | ||
Вспоминаем изученные орфограммы | «Правописание» Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах | Систематизировать знания, полученные при изучении в 1–3 классах раздела «Правописание». Оценивать предложенные в учебнике ответы, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Находить в тексте слова по заданному основанию. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу. Распределять слова по столбикам в соответствии с типом орфограммы. Опознавать слова, не удовлетворяющие поставленным условиям. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. | 1 неделя | РТ ур.3 № 3,4 | Словарный диктант. Победители Олимпийских игр. | |
Вспоминаем изученные орфограммы | 1 неделя | РТ ур. 4 № 2 | ||||
Повторение. Пишем письма | «Развитие речи» Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи | Систематизировать правила написания писем. Редактировать приведённые в учебнике письма. Уточнять правила оформления писем (приветствие и прощание), конверта. Обнаруживать и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения. Составлять письмо на заданную тему. Обсуждать предложенные варианты писем | 2 неделя | с. 15 № 2 | Списывание. Олимпиада. Летние виды спорта. | |
Повторяем признаки имени существительного | «Как устроен наш язык» Повторение основных признаков имени существительного | Находить слова, отвечающие заданному условию. Обнаруживать невозможность решения задачи. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Знакомиться с происхождением имён. Анализировать значения приведённых слов, опираясь на приём развёрнутого толкования. Высказывать предположение о различиях слов по значению. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Различать имена существительные среднего рода и неизменяемые имена существительные. | 2 неделя | с. 17 № 4,5 | ||
Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения | «Правописание» Повторение правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных | Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов | 2 неделя | РТ ур.7 № 3,4 | ||
Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения | Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 2-го , 3-го склонения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в парах. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний. Определять тип и место орфограммы, доказывать написание слов. Представлять информацию в виде таблицы, дополнять таблицу. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов | 2 неделя | РТ ур.8 №3,4 | |||
Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения | 3 неделя | РТ ур.9 № 2 | Диктант «Зимние виды спорта» | |||
Изложение текста - повествования | «Развитие речи» Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи | Умение составлять план предложенного текста. Написание текста – повествования в тетрадь с помощью опорных слов | 3 неделя | с.25 № 1 | ||
Анализ и работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного | «Как устроен наш язык» Повторение основных признаков имени существительного на основе морфологического разбора | Классифицировать слова по заданному признаку (одушевлённость/неодушевлённость) Систематизировать знания по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологический разбор слова, анализировать правильность его проведения. Высказывать предположение о необходимости указания начальной формы слова при проведении морфологического разбора. | 3 неделя | Учить алгоритм разбора, с.30 №3 | ||
Морфологический разбор имени существительного | 3 неделя | с.33 №4 | ||||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | «Правописание» Повторение правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных | Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Группировать слова по заданному основанию. Объяснять разницу в произношении и написании окончаний слов. Осуществлять самоконтроль и использовать алгоритм работы над ошибками. Определять причины допущенных ошибок. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов | 4 неделя | РТ № 4,5 | ||
Изложение текста – рассуждения с элементами сочинения | «Развитие речи» Озаглавливание текстов. Определение типов текста и создание собственных текстов заданного типа. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за текстом-рассуждением, формулировать его основную мысль. Знакомиться с историей названия букв русского алфавита. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Различать текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование | 4 неделя | с.40 № 2 | ||
Анализ и работа над ошибками. Повторяем признаки имени прилагательного | «Как устроен наш язык» Повторение основных признаков имени прилагательного | Сравнивать грамматические признаки имён существительных и имён прилагательных. Различать постоянные и непостоянные признаки.. Употреблять имена прилагательные в нужной форме. Фиксировать (графически обозначать) окончания. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных | 4 неделя | с.40 №3 | ||
Орфограммы в окончаниях имён прилагательных | «Правописание» Повторение правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных | Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных. Самостоятельная работа. | 4 неделя | РТ ур.17 № 3,5 | ||
Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных и имен прилагательных» | Контроль ЗУН. | 5 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного | «Как устроен наш язык» Повторение основных признаков имени прилагательного на основе морфологического разбора | Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора имён прилагательных. Проводить морфологический разбор имён прилагательных, анализировать правильность его проведения. Находить в тексте слово по заданным грамматическим признакам. | 5 неделя | Учить алгоритм разбора, с.46 № 3 | ||
Типы текста | «Развитие речи» Озаглавливание текстов. Определение типов текста и создание собственных текстов заданного типа. | Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Заканчивать текст. Соотносить заголовок и содержание текста. Объяснять необходимость изменения заголовка при изменении содержания текста. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях | 5 неделя | с.47 № 2 | ||
Буквы о, ё после шипящих и ц | «Правописание» Повторение правил правописания букв о, ё после шипящих и ц и правил правописания мягкого знака на конце слов после шипящих | Обобщать и систематизировать знания о правописании букв о и ё после шипящих и ц в разных частях слова. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Объяснять выбор буквы. Представлять информацию в виде таблицы, заполнять таблицу | 5 неделя | РТ ур. 20 № 2,3 | ||
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих» | Обобщать и систематизировать знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих.. Фиксировать (графически обозначать) наличие орфограммы в слове. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов | 6 неделя | РТ ур.21 № 3 | |||
Контрольная работа. Тест. «Фонетика, словообразование, грамматические признаки имен существительных и прилагательных» | Контроль ЗУН | 6 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Повторяем местоимение | «Как устроен наш язык» Повторение основных признаков местоимения | Обобщать и систематизировать знания о местоимении. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, группировать слова по данному основанию.. Устанавливать синтаксическую функцию личных местоимений. Определять нужную форму местоимений | 6 неделя | Правило, с.53 №3 | ||
Орфограммы приставок | «Правописание» Повторение правописания приставок и правописания разделительных ь и ъ | Обобщать и систематизировать знания о правописании приставок. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Фиксировать (графически обозначать) наличие орфограммы в слове. Представлять информацию в виде таблицы, заполнять таблицу | 6 неделя | РТ ур.23 № 3 | ||
Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак | Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. Понимать информацию, представленную в виде схем. Подбирать слова, соответствующие схемам. | 7 неделя | РТ ур.24 № 3,4 | |||
Изложение текста - повествования | «Развитие речи» Изложения подробные, сжатые. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи | Обобщать и систематизировать знание алгоритма написания изложения. Сравнивать текст и предложенный вариант его письменного пересказа. Находить, анализировать, исправлять ошибки, допущенные в изложении. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Соотносить основную мысль с заголовком. Составлять план текста. Письменно пересказывать текст с опорой на план | 7 неделя | Повторить части речи | ||
Разбор по членам предложения | «Как устроен наш язык» Синтаксический анализ простого предложения; разбор простого предложения по членам | Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, сравнивать разные члены предложения. Отвечать на вопросы с опорой на таблицу. Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных. Знакомиться с алгоритмом разбора простого предложения по членам. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию | 7 неделя | с.64 № 2 | ||
Синтаксический разбор предложения | 7 неделя | с.67 №4 | ||||
Синтаксический разбор предложения | 8 неделя | с.71 №4 | ||||
Знаки препинания при однородных членах предложения | «Правописание» Применение правил постановки знаков препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов | Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Наблюдать за предложениями с обобщающими словами при однородных членах, формулировать результаты наблюдения. Участвовать в поиске ответа на поставленный вопрос, оценивать предложенный в учебнике ответ. Знакомиться с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Находить в тексте предложение, соответствующее схеме | 8 неделя | РТ ур.29 № 4,5 | ||
Знаки препинания при однородных членах предложения | 8 неделя | РТ ур 30 №2,3 | ||||
Синтаксический разбор предложения | «Как устроен наш язык» Синтаксический анализ простого предложения; разбор простого предложения по членам | Находить грамматическую основу предложений. Соблюдать алгоритм проведения разбора по членам предложения и синтаксического разбора предложения. Фиксировать (графически обозначать) наличие в предложениях однородных членов | 8 неделя | с.79 № 3 | ||
Итоговый контрольный диктант «Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях; правописание ь и ъ знаков.» | Контроль ЗУН, | 9 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. | 9 неделя | |||||
Глагол | «Как устроен наш язык» Глагол: общее значение, глагольные вопросы (повторение изученного во 2 классе). Глаголы совершенного и несовершенного вида | Высказывать предположение об изменении формы глагола и аргументировать его. Фиксировать (графически обозначать) окончание глаголов. Наблюдать за изменением глаголов по временам. Знакомиться с глаголом как частью речи. Распределять слова по группам. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Знакомиться с алгоритмом определения вида глагола. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. Выбирать глагол нужного вида. Наблюдать за функционированием глаголов разных видов в тексте | 9 неделя | Правило с. 83, №3 | ||
Глагол как часть речи | 9 неделя | с. 88 № 3 | ||||
Правописание приставок в глаголах | «Правописание» Применение правил правописания приставок и правописания не с глаголами | Различать предлоги и приставки. Распределять слова по столбикам в соответствии с поставленной задачей. Находить слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) приставки. Систематизировать знания об употреблении разделительного твёрдого знака. | 10 неделя | РТ ур. 35 № 1,2 | Диктант. Олимпийские движения. | |
Правописание не с глаголами | Наблюдать за языковым материалом, формулировать вывод о написании частицы не с глаголами. Группировать слова по заданному основанию. Определять основание для классификации слов, представлять запись в виде таблицы. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок | 10 неделя | РТ УР.36 №3.4 | |||
Изложение | «Развитие речи» Озаглавливание текстов. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Выборочное изложение | Обобщать и систематизировать знание алгоритма написания изложения. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Составлять план текста. Выделять ключевые слова каждого абзаца; находить в тексте интересные образы, сравнения, яркие детали. | 10 неделя | С.94 № 3 | ||
Анализ и работа над ошибками. Вид глагола | «Как устроен наш язык» Глаголы совершенного и несовершенного вида. Начальная форма глагола. Личные формы глагола | Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму. Различать начальную и личные формы глаголов. Группировать слова по заданному основанию. Систематизировать знания о личных формах глаголов. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов, чередования в личных формах. Группировать слова по заданному основанию, выявлять слова, не соответствующие условию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за изменением личных глагольных форм. Соблюдать порядок действий в соответствии с образцом | 10 неделя | Правило с.97, № 3 | ||
Начальная форма глагола | 11 неделя | Правило с.100, 3 4 | ||||
Личные формы глагола | 11 неделя | Правило с. 102, № 3 | ||||
Лицо и число глаголов | 11 неделя | Правило с. 106, №4 | ||||
Контрольная работа. Тест. «Глагол как часть речи» | Контроль ЗУН | 11 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в глаголах | «Правописание» Ознакомление с правилом правописания мягкого знака после шипящих на конце глаголов и его применение | Систематизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдать за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формулировать вывод. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Доказывать необходимость мягкого знака после шипящих. Определять несколько разных оснований для классификации. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием.. Устанавливать истинность или ложность высказываний | 12 неделя | РТ ур.42, № 1,2 | ||
Мягкий знак после шипящих в глаголах | 12 неделя | РТ ур.43 № 2,3 | ||||
45. Правописание -ться и -тся в глаголах | «Правописание» Ознакомление с правилом правописания -ться и -тся в глаголах и его применение | Группировать слова по заданному основанию. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Задавать вопросы. Различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Подбирать слово для заполнения пропуска в предложении.. Устанавливать наличие в слове заданной орфограммы, фиксировать (графически обозначать) её. | 12 неделя | РТ ур.45 № 2,3 | ||
46. Правописание -ться и -тся в глаголах | 12 неделя | РТ ур. 46 № 2,3 | ||||
Изложение с элементами сочинения. | «Развитие речи» Текст. Озаглавливание текстов. Составление плана текста. Изложения с элементами сочинения. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи | Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Находить в тексте образные языковые средства. Составлять план текста. Наблюдать за взаимосвязью абзацев текста. Отбирать языковые средства, отвечающие целевой установке текста. Предлагать варианты продолжения текста, объяснять необходимость изменения окончания текста. Записывать собственный вариант продолжения текста | 13 неделя | |||
Анализ и работа над ошибками. Спряжение глаголов | «Как устроен наш язык» Изменение глагола по лицам и числам (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов | Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомиться со спряжением глаголов. Наблюдать за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям. Группировать слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Находить в тексте слова по заданному основанию. Характеризовать слово по заданному грамматическому признаку. Определять спряжение по личным окончаниям | 13 неделя | Правило с.121, № 3 | ||
Спряжение глаголов | 13 неделя | Учить алгоритм с. 125 № 2 | ||||
Спряжение глаголов | 13 неделя | с.128, 4 | ||||
Контрольное списывание «Мягкий знак после шипящих, тся и ться в глаголах, безударные личные окончания глаголов» | Контроль ЗУН. | 14 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Правописание глаголов | «Правописание» Повторение изученных правил правописания | Сравнивать обозначение звука [о] после шипящих в окончаниях глаголов и в окончаниях имён существительных и прилагательных. Контролировать собственные действия в соответствии с изученным правилом. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Определять тип и место орфограммы, доказывать написание слов. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок | 14 неделя | РТ ур. 51 № 2,3 | ||
Правописание безударных окончаний глаголов | «Правописание» Ознакомление с правилом правописания безударных личных окончаний глаголов и его применение | Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач. Группировать слова по заданному основанию. Определять тип и место орфограммы, обосновывать написание слов. Определять нужную форму глагола. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Распределять глаголы по столбикам. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Сравнивать произношение и написание безударных личных окончаний глаголов в форме 2-го лица. Контролировать собственные действия в соответствии. Самостоятельная работа. | 14 неделя | РТ ур.53 № 2,3 | Слов. диктант. Виды Олимпийских игр. | |
Правописание безударных окончаний глаголов | 14 неделя | РТ ур. 54 № 1,3 | ||||
Правописание безударных окончаний глаголов | 15 неделя | РТ ур. 55 № 3 | ||||
Правописание безударных окончаний глаголов | 15 неделя | РТ ур.56 № 2,3 | ||||
Итоговый контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи, грамматические признаки глагола» | Контроль ЗУН | 15 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Правописание глаголов | «Правописание» Применение правила правописания мягкого знака на конце глаголов после шипящих и правила правописания личных окончаний глаголов | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Понимать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями и использовать его при написании безударных личных окончаний. Распределять глаголы по столбикам по заданному основанию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Находить словосочетания по заданному основанию. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. Распределять слова по столбикам | 15 неделя | РТ ур. 58 № 2 | ||
Правописание глаголов | 16 неделя | РТ ур. 59 № 3 | ||||
Правописание глаголов | 16 неделя | РТ ур. 60 № 1,3 | ||||
Настоящее время глагола | «Как устроен наш язык» Изменение глаголов по временам: настоящее время | Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. | 16 неделя | Правило с.152 № 3 | ||
Правописание суффиксов глаголов | «Правописание» Ознакомление с правилом правописания суффиксов глаголов -ива-/-ыва-, -ова- -ева- и его применение | Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ива-/-ыва-, -ова-/-ева-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Обосновывать написание слов. Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. Группировать слова по заданному основанию, выявлять слова, не соответствующие условию. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. | 16 неделя | РТ ур. 62 № 2, 3 | ||
Прошедшее время глагола | «Как устроен наш язык» Изменение глаголов по временам: прошедшее время | Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. Сравнивать глагольные формы, наблюдать за основами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени. Формулировать вывод об образовании начальной формы и формы прошедшего времени от одной основы. Находить заданную форму глагола. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам | 17 неделя | с.159 № 2 | ||
Прошедшее время глагола | 17 неделя | Правило с. 162 № 4 | ||||
Правописание суффиксов глаголов | «Правописание» Ознакомление с правилом правописания гласных перед -ть в начальной форме и перед суффиксом -л- в прошедшем времени глаголов и его применение | Устанавливать признак объединения глаголов в группы. Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса и проблемной ситуации, аргументировать собственное мнение. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Распределять слова по заданным основаниям. Наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени. | 18 неделя | РТ ур. 66 № 2,3 | ||
Изложение | Развитие речи» Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, с элементами сочинения | Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при написании изложения. Анализировать содержание и языковые особенности текста. Соотносить заголовок с целевой установкой письменного сообщения. Сравнивать различные приёмы построения текста. Составлять план текста. Выделять ключевые слова каждого абзаца. Находить в тексте слова, наиболее ярко, образно раскрывающие содержание абзаца или части текста. | 18 неделя | с. 167 № 3 | ||
Анализ и работа над ошибками. Будущее время глагола | «Как устроен наш язык» Изменение глаголов по временам: будущее время | Наблюдать за значением форм будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач. Опознавать глаголы в форме будущего времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова, суффикс и окончание | 18 неделя | Ч.2 с.5 правило, №3 | ||
Правописание суффиксов глаголов | «Правописание» Применение правила правописания гласных перед -ть в начальной форме и перед суффиксом -л- в прошедшем времени | Распределять слова по заданным основаниям. Классифицировать слова в зависимости от типа или места орфограмм. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за написанием суффиксов глаголов. Вырабатывать алгоритм рассуждения при написании разных форм одного и того же глагола. | 18 неделя | РТ ур.68 № 2 - 4 | ||
Изменение глаголов по временам | «Как устроен наш язык» Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов | Контролировать правильность выполнения задания, сравнивать полученный результат с образцом. Фиксировать (графически обозначать) в слове суффикс и окончание. Наблюдать за функционированием формы настоящего времени. | 19 неделя | с. 9 правило, №4 | ||
Изложение с элементами сочинения | «Развитие речи» Изложения с элементами сочинения. Пересказ текста (изложение) от другого лица. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи | Знакомиться с письменным пересказом текста от другого лица. Высказывать предположение об изменениях в тексте при смене лица повествователя. Наблюдать за способами передачи прямой речи и диалога. Пересказывать текст от другого лица. Соотносить заголовок и содержание текста. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях | 19 неделя | с.12 № 2 | ||
Анализ и работа над ошибками. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | «Как устроен наш язык» Наклонение глагола | Знакомиться с наклонением как грамматическим признаком глагола. Наблюдать за значением формы изъявительного наклонения глагола и её функционированием в текстах. Сравнивать значения форм изъявительного, повелительного и условного наклонений. Находить слова по заданному основанию | 19 неделя | с.15 правило, №3 | ||
Условное наклонение глагола | 19 неделя | с.18 № 4 | ||||
Контрольная работа. Время глагола. | Контроль ЗУН | 20 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | «Правописание» Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение | Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументировать своё мнение. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Контролировать собственные действия при написании глаголов в форме прошедшего времени. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу | 20 неделя | РТ ур. 73 № 2,3 | ||
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 20 неделя | РТ ур.74 № 2 | ||||
Повелительное наклонение глагола | «Как устроен наш язык» Наклонение глагола. Словообразование глаголов | Знакомиться с образованием, значением и использованием глаголов в форме повелительного наклонения. Находить в тексте слова по заданному основанию. Обобщать и систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания. Наблюдать за изменением глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием глаголов, определять способ образования глаголов. Использовать приём развёрнутого толкования для определения способа образования слова. Группировать слова по заданному основанию. | 20 неделя | с.28 № 4, правило | ||
Повелительное наклонение глагола | 21 неделя | с.29-30 правило, №4 | ||||
Словообразование глаголов | 21 неделя | с.33 №3,5 | ||||
Глагол в предложении | «Как устроен наш язык» Глагол в предложении | Обобщать и систематизировать знания о синтаксической функции глаголов, об однородных членах предложения. Устанавливать связи между глаголом и словами других частей речи. Составлять словосочетания или предложения, удовлетворяющие поставленным условиям. Определять форму зависимого слова. Задавать синтаксические вопросы. Различать падежные и синтаксические вопросы | 21 неделя | с.37 правило, №3 | ||
Глагол в предложении | 21 неделя | с.39 правило, № 3 | ||||
Правописание глаголов | «Правописание» Применение правил правописания глаголов | Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Устанавливать наличие в слове орфограммы и её тип. Группировать слова по заданным основаниям. Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов, и алгоритмах применения изученных правил. Контролировать собственные действия при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. | 22 неделя | РТ ур 82 № 4 | ||
Правописание глаголов | 22 неделя | РТ ур.83 № 2,3 | ||||
Контрольный диктант. Правописание окончаний и суффиксов глаголов. . | Текущий контроль ЗУН | 22 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Морфологический разбор глагола | «Как устроен наш язык» Повторение изученных признаков глагола на основе морфологического разбора. Комплексное повторение | Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Классифицировать изменяемые и неизменяемые признаки глагола. Осуществлять самоконтроль при образовании форм глаголов. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора глагола. Проводить морфологический разбор глаголов в соответствии с алгоритмом | 22 неделя | с.50 № 3 | ||
Закрепление. Морфологический, фонетический разбор. | Обобщать и систематизировать изученный лингвистический материал. Контролировать правильность выполнения фонетического анализа, морфологического разбора имён существительных, прилагательных, глаголов, синтаксического разбора и разбора по членам предложения. | 23 неделя | с.54 № 10 | Списывание. История Олимпийских движений | ||
Изложение. | «Развитие речи» Изложения сжатые, выборочные. Пересказ текста (изложение) от другого лица. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи | Анализировать текст: определять целевую установку текста, наблюдать за языковыми средствами. Высказывать предположение о возможных изменениях языкового оформления текста при изменении лица повествователя. Письменно кратко пересказывать текст с изменением лица повествователя. | 23 неделя | с.56 № 2 | ||
Наречие | Анализ и работа над ошибками. «Как устроен наш язык» Наречие: значение и употребление в речи | Знакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Задавать вопросы к наречиям. Группировать слова по заданным основаниям. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием наречий, определять способ образования наречий. | 23 неделя | с.59 № 4 | ||
Наречие | 23 неделя | с.61 правило, № 3 | ||||
Наречие | 24 неделя | с.63 правило, № 4 | ||||
Как образуются наречия | 24 неделя | с.67 правило, № 4 | ||||
Правописание гласных на конце наречий | «Правописание» Ознакомление с правилом правописания букв а, о на конце наречий и его применение | Устанавливать связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомиться с правилом написания гласных на конце наречий. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Понимать информацию, представленную в виде схемы. Составлять слова в соответствии с предложенными моделями. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы. | 24 неделя | РТ ур.92 № 3,4 | ||
Правописание гласных на конце наречий | 24 неделя | РТ ур.93 № 4,5 | ||||
Контрольное списывание. Правописание наречий. | Контроль ЗУН, | 25 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Морфологический разбор наречий | «Как устроен наш язык» Морфологический разбор наречий | Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию. Проводить морфологический разбор наречий в соответствии с алгоритмом | 25 неделя | с.74 № 3 | ||
Контрольное изложение | «Развитие речи» Изложения текста описания. | 25 неделя | с.75 № 1 | |||
Анализ и работа над ошибками. Мягкий знак на конце наречий после шипящих | «Правописание» Ознакомление с правилом правописания мягкого знака на конце наречий и его применение. Повторение правил правописания мягкого знака на конце слов после шипящих | Обобщать и систематизировать знания о написании ь на конце слов после шипящих. Понимать информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы. Различать случаи написания ь на конце слов после шипящих и его отсутствия. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Обосновывать написание наречий. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Распределять слова по заданным основаниям. Соблюдать порядок действий при списывании. Контролировать последовательность действий при определении наличия или отсутствия ь в словах. | 25 неделя | РТ ур.96 № 2,3 | ||
Мягкий знак на конце слов после шипящих | 26 неделя | РТ ур. 97 № 1-3 | ||||
Мягкий знак на конце слов после шипящих | 26 неделя | РТ ур.98 № 2,4 | ||||
Итоговый контрольный диктант за III четверть | Контроль ЗУН. | 26 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Имя числительное | «Как устроен наш язык» Имя числительное: общее значение | Обобщать и систематизировать знания о частях речи. Классифицировать слова по частям речи, обнаруживать неизученные части речи. Знакомиться с именем числительным как частью речи. Различать порядковые и количественные числительные. Наблюдать за морфемным составом имён числительных, сравнивать числительные по составу. Знакомиться с простыми, сложными и составными именами числительными. Наблюдать за словообразованием имён числительных. Фиксировать (графически обозначать) часть слова, с помощью которой образованы числительные. | 26 неделя | с.84 № 2 | ||
Имя числительное | 26 неделя | с.88 № 4 | ||||
Изменение имён числительных | «Как устроен наш язык» Имя числительное: общее значение | Наблюдать за изменением имён числительных, формулировать выводы. Находить в тексте слова по заданному основанию. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам | 26 неделя | РТ ур.103 № 2,3 | ||
Слитное и раздельное написание числительных | «Правописание» Ознакомление с правилом слитного и раздельного написания числительных; с правилом правописания мягкого знака в именах числительных; применение правил | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить в тексте слова по заданному основанию. Различать порядковые и количественные числительные. Знакомиться с правилами употребления названий месяцев в сочетании с именами числительными в косвенных падежах. Распределять имена числительные по заданным основаниям, заполнять таблицу Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись | 27 неделя | РТ ур.104 № 1,2 | ||
Правописание мягкого знака в именах числительных | 27 неделя | РТ ур.104 № 4 | ||||
Правописание числительных | 27 неделя | РТ ур.105.№ 3,4 | ||||
Сочинение по картине. | «Развитие речи» Сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Создание собственных текстов заданного типа | Анализировать текст. Выявлять особенности построения текста. Наблюдать за использованием выделенных структурных компонентов текста. Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при создании текста: подбирать заголовок, составлять план, отбирать языковые средства. Составлять рассказ, включающий разные типы текста: текст-описание и текст-рассуждение. | 28 неделя | РТ ур.106 №1,3 | ||
Анализ и работа над ошибками. Повторяем правила правописания мягкого знака в словах | «Правописание» Повторение правил правописания мягкого знака | Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах. Выбирать и группировать слова по заданным основаниям. Различать функции ь. Устанавливать место и тип орфограммы в слове, выбирать способ проверки. | 28 неделя | РТ ур.108 № 2,3 | Сочинение. Олимпиада - 2014 | |
Связь слов в предложении. Словосочетание | «Как устроен наш язык» Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Связи слов в словосочетании | Знакомиться с подчинительной связью как основой словосочетания. Различать словосочетания и «не словосочетания». Устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Находить словосочетания в предложении. Обобщать и систематизировать знания об однородных членах предложения и о фразеологизмах. Сравнивать словосочетания с сочетаниями слов, связанных сочинительной связью, и с фразеологизмами. Группировать слова по заданному основанию. Соотносить собственный ответ с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию. | 28 неделя | с.108 №2 | ||
Словосочетание | 28 неделя | с.110 № 3 | ||||
Слово. Словосочетание. Предложение | 29 неделя | с.114 правило, №3 | ||||
Сочинение | «Развитие речи» Сочинения-рассуждения. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи | Анализировать текст. Выявлять смысловые и структурные особенности текста. Наблюдать за образностью и метафоричностью предложенного текста. Участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказывать собственную точку зрения, доказывать её. Обобщать и систематизировать знания о тексте-рассуждении. Соблюдать последовательность действий при создании собственного текста. Составлять план будущего текста. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания текста | 29 неделя | РТ ур.113 № 1 | ||
Анализ и работа над ошибками. Правописание слов в словосочетаниях | «Правописание» Правописание словосочетаний | Составлять словосочетания по заданной модели. Различать порядковые и количественные числительные. Включать в предложение словосочетание по заданной модели. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу | 29 неделя | РТ ур.113 №2,3 | ||
Связь слов в словосочетании. Согласование | «Как устроен наш язык» Связи слов в словосочетании | Обобщать и систематизировать знания о связи имён прилагательных с именами существительными. Наблюдать за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Обнаруживать невозможность решения задачи. | 29 неделя | с.122 №3 | ||
Правописание слов в словосочетаниях | «Правописание» Правописание словосочетаний | Обобщать и систематизировать знания о несклоняемых именах существительных. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу | 30 неделя | РТ ур.115 № 2,3 | ||
Связь слов в словосочетании. Управление | «Как устроен наш язык» Связи слов в словосочетании | Наблюдать за словосочетаниями с типом связи управление. Обнаруживать закономерность: неизменяемость формы зависимого слова при изменении формы главного слова. Анализировать различия в способах связи слов в словосочетании. Различать словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. | 30 неделя | с.124 №4 | ||
Правописание слов в словосочетаниях | «Правописание» Правописание словосочетаний | Обобщать и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов. Находить словосочетания по заданному основанию. Устанавливать тип орфограммы в слове. Обосновывать написание слов. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Выбирать нужную форму имени существительного в словосочетаниях. Характеризовать слово по заданному грамматическому признаку. | 30 неделя | РТ ур.117 № 1 - 3 | ||
Контрольная работа. Словосочетание, слово и предложение, связь слов в словосочетании | Контроль ЗУН. | 30 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Связь слов в словосочетании. Примыкание | «Как устроен наш язык» Связи слов в словосочетании | Наблюдать за словосочетаниями с разными типами связи. Опознавать словосочетания, не удовлетворяющие поставленным условиям. Характеризовать слово по нескольким грамматическим признакам. Понимать информацию, представленную в виде модели. Составлять словосочетания по указанным моделям | 31 неделя | с.133 № 3 | ||
Правописание слов в словосочетаниях | «Правописание» Правописание словосочетаний | Составлять словосочетания в соответствии с поставленным условием. Контролировать свою деятельность при написании суффиксов наречий. Фиксировать (графически обозначать) приставку. Соблюдать порядок действий при написании ь после шипящих в глаголах и наречиях. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. | 31 неделя | РТ ур. 120 № 2.3 | Деление текста на части «История олимпийского движения» | |
Словосочетание в предложении | «Как устроен наш язык» Различение слова, словосочетания и предложения. Связи слов в словосочетании | Наблюдать за функционированием словосочетаний в предложении. Принимать участие в обсуждении, высказывать свою точку зрения о роли словосочетаний при построении распространённого предложения. Включать в предложения второстепенные члены. Проводить синтаксический разбор. Обобщать и систематизировать знания о признаках распространённого предложения. | 31 неделя | с. 137 № 3 | ||
Изложение. | «Развитие речи» Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. | Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи | 31 неделя | с. 140 № 2 | ||
Анализ и работа над ошибками. Сложное предложение | «Как устроен наш язык» Различение простых и сложных предложений | Обобщать и систематизировать знания о предложении. Фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения. Наблюдать за предложениями с несколькими грамматически-ми основами. Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Составлять предложения в соответствии с поставленным условием | 32 неделя | с. 141 № 2,правило | ||
Диктант. Правописание слов в словосочетании. | Контроль ЗУН. | 32 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками; Как связаны части сложносочинённого предложения | «Как устроен наш язык» Различение простых и сложных предложений | Находить предложения по заданному основанию.. Различать простые и сложные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и предложения с однородными членами. Наблюдать за союзами и, а, или в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Знакомиться с сочинительными союзами зато, однако, да, наблюдать за синонимией союзов | 32 неделя | с. 146-147 правило, №5 | ||
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 32 неделя | РТ ур.125 № 2,3 | ||||
Как связаны части сложноподчинённого предложения | «Как устроен наш язык» Различение простых и сложных предложений | Наблюдать за особенностями сложноподчинённого предложения. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать правильное и обосновывать сделанный выбор. Подтверждать собственный вывод примерами. Задавать вопросы от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Соотносить предложения и их схемы. Находить предложения по заданному основанию. Составлять схемы сложных предложений | 33 неделя | РТ ур. 126 № 2,3 | ||
Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения | 33 неделя | с. 157 правило, №4 | ||||
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | «Правописание» Ознакомление с правилом постановки запятой между частями сложного предложения и его применение | Наблюдать за постановкой запятой в сложноподчинённом предложении. Формулировать на основе наблюдения выводы и обосновывать их примерами. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. Контролировать собственные действия при списывании предложений с пропущенными знаками препинания. Графически объяснять постановку запятых в предложении | 33 неделя | РТ ур. 130 № 2,3 | ||
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 33 неделя | РТ ур. 131 № 3 | ||||
Комплексная итоговая контрольная работа. | Контроль ЗУН. | 34 неделя | ||||
Анализ и работа над ошибками. Сложное предложение. | «Как устроен наш язык» Различение простых и сложных предложений | Соотносить сложные предложения и их схемы. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причины ошибок. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Конструировать схемы сложных предложений. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. | 34 неделя | с; 174 №5 | ||
Закрепление. Части речи. | 34 неделя | |||||
Закрепление. Фонетический, морфологический, синтаксический разбор. | 34 неделя | |||||
Резерв. | 34 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс
Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа XXI века" 4 класс)
Соответствует ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа 21 века", 3 класс)
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа 21 века", 4 класс)
Рабочая программа по русскому языку....
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 21 века"
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России....
Рабочая программа по русскому языку "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку в соответсвии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....