Исследовательская работа ученика 4 класса
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Исследовательская работа по русскому языку на тему "Мы в зеркале пословиц". Работа выполнена учеником 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Трудовик

 Питерского района Саратовской области»

Исследовательская работа

по русскому языку

«Мы в зеркале пословиц»

Выполнил: Адылев Андрей

Обучающийся 4 класса

МОУ «СОШ п. Трудовик»

Руководитель: Адылева О.Т.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ п. Трудовик»

Объект исследования: пословицы русского народа.

Предмет исследования: менталитет русского человека, отражённый в пословицах; изменения в употреблении пословиц за последние десятилетия.

Новизна исследования заключается в том, что я постарался  соединить языковой и социальный аспекты в изучении пословиц.

Актуальность исследования определяется важностью оправданного и грамотного использования пословиц в речи.

Цель:

-показать, как мироощущение русского человека отразилось в его пословицах;

-выявить отношение современных людей к пословицам и проследить, как эти изменения отразились в речи за последние десятилетия.

Задачи:

-составить портрет пословицы, сопоставив её с поговоркой;

-представить источники и пути появления пословиц в языке;

- выявить смысловую мотивированность пословиц ;

-рассказать о значимости труда В.И.Даля «Пословицы русского народа»;

-представить результаты социологического опроса «Пословица в моей жизни»;

-изучить современные «словесные игры» с пословицами и представить результаты лингвистического эксперимента;

-сделать выводы по теме исследования.

Пословица-это ходячий ум народа.                                                                                                                                                                 В.И.Даль

Перед началом исследования я  поставил следующую цель:

-показать, как восприятие мира  русского человека отразилось в его пословицах;

-выявить отношение современных людей к пословицам и проследить, как эти изменения отразились в речи за последние десятилетия.

Всем известно, что пословицы – это мудрые изречения народа на самые разные темы. Мы часто в речи употребляем пословицу как готовую формулу, подходящую для решения многих жизненных ситуаций. Тем они и ценны.

В ходе исследований мне было интересно выявить, какие пословицы живут до сих пор и понятны каждому, какие – стёрлись из памяти, а какие - переосмыслились. С чем это связано?

     

  1. Часть «Загляните в зеркало»

  1. Портрет пословицы

     Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни. Однако нередко эти понятия отождествляются.

      Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки. Это интересно и  важно, ведь наше исследование называется «Мы в зеркале пословиц».  Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.

   

Пословица – жанр устного народного творчества:

вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.

Пословицы обычно ритмически организованы.

     Ешь просто - доживешь до ста.

     Век живи - век учись

Поговорка- жанр устного народного творчества:

вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.

В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. 

Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием

         Не робкого десятка.

         Глянет - рублём подарит.

     

 А Владимир Иванович Даль так говорил: «поговорка- цветочек, а пословица- ягодка».

 

 Итак, вот как выглядит портрет пословицы:

  1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
  2. Общеизвестность  (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)  
  3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
  4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности)

Теперь мы без труда отличим пословицу от поговорки.

 

 Игра – задание № 1

Найдите пословицы среди следующих образных выражений. Помните, что пословицы, употребляясь с поучающей целью, предполагают переосмысление хотя бы части входящих в них слов, а в поговорках каждое слово выступает в прямом значении.

   Всяк сверчок знай свой шесток.

   Всякой вещи время.

   Снявши голову, по волосам не плачут.

   После дождичка в четверг.

   Семь пятниц на неделе.

   Пустив козла в огород, страхом яблонь не огородишь.

   Гром не грянет - мужик не перекрестится.

   Вали кулём, потом разберём.

   Нашла коса на камень.

   Семь вёрст до небес и всё лесом.

 

2. Откуда берутся пословицы

    А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа.  Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:

 - В ходе исторических событий:    Незваный гость хуже татарина.

 - В повседневном быту:   Не красна изба углами - красна пирогами.

 - В профессиональной деятельности:  Без закваски хлеба не месят. 

 - В свободное времяпрепровождение: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Пословицы также могли быть итогом

- Наблюдения за явлениями природы:  Яблочко от яблоньки недалеко падает.

- Осмысления своего социального положения:    На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк.

- Религиозных представлений:   Бог даст день, даст и пищу.        

Кроме того, источником возникновения пословиц является и  взаимодействие разных народов одной страны и других стран.  Заимствованные  пословицы тоже ярко отражают психологию, этику и мораль русского народа: Аппетит приходит во время еды (из фр. яз.) Игра не стоит свеч (из фр.яз)

   

3. Рождение пословиц в речи

     Итак, источник возникновения пословиц - сама жизнь. Ученые говорят о нескольких путях появления пословиц в языке. Так, известный филолог и этнограф прошлого столетия А.А. Потебня  сравнивал пословицу с математической формулой. Он  указывал два возможных варианта рождения пословиц:

 

  1. В краткой форме передана суть наблюдаемых событий.

      Например, пословица «Сухая ложка рот дерёт»

 

  1. «Сгущение» мысли, т.е. в краткой форме передаётся содержание какого-либо

      художественного произведения (сказки, басни и т.д.).

      Пословица «Счастье лучше богатырства» возникла на основе народной сказки

      «Фома Бренников»

В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Вы, наверно, уже  заметили, что одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Так, можно выделить три группы пословиц:

1группа. Эти пословицы в настоящее время не употребляются в прямом смысле:  Взялся за гуж, не говори, что не дюж. 

2группа. Эти пословицы имеют два плана: буквальный (прямой) и иносказательный (переносный): Кашу маслом не испортишь.

3группа. Эти пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: Лучше поздно, чем никогда.

 Игра - задание №2

Объясните смысл следующих пословиц и распределите их по группам

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало

Своя рубашка ближе к телу.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Век живи, век учись.

Молчание – знак согласия.

Перемелется, мука будет.

Лес рубят – щепки летят.

Старый друг лучше новых двух.

Нашла коса на камень.

  1. Часть «Собирал человек слова»
  1. Жизнь и деятельность В.И.Даля (слово ученицы 11 «Л» класса Савиной Л.)

В 2011  году 10 ноября исполнится 210 лет со дня рождения В.И.Даля.

Даль был многогранным человеком: он сделал столько, сколько, кажется, одному человеку сделать не под силу. В историю нашей культуры Даль вошёл прежде всего как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Можно сказать, что Даль совершил подвиг в науке, создав за 50 лет словарь. А ведь В.И.Даль был по образованию военным медиком, а по призванию - писателем, этнографом и  географом.

     Даль родился в Луганске. Его отец, датчанин, приехал в Россию по приглашению Екатерины II  в 1799 году. Отец знал немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латинский, греческий языки, был богословом и медиком. Мать, Мария Даль, свободно владела пятью языками.

     «Прадеды мои по отцу были датчане»,- писал в автобиографии В.И.Даль, но сам себя он относил к русским: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

    В доме его родителей много читали и ценили печатное слово, любовь к которому передалась всем детям.

В возрасте 13 лет  В.Даль поступил в Петербургский морской кадетский корпус, где обучался  5 лет. Здесь Даль составил свой первый словарь, в него вошли 34 слова кадетского жаргона.

После нескольких лет службы во флоте, (в 1826 году)  Владимир Даль поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Жил он в тесной чердачной каморке, зарабатывая на жизнь уроками русского языка. Эта пора, по его признанию, была «золотым веком жизни». На пути Даля встретилось множество замечательных людей, среди них и В.А.Жуковский, и поэт Языков, и хирург Пирогов

  С марта 1832 года В. И. Даль служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Во время русско-турецкой войны Даль, леворукий хирург, делал сложные операции раненым солдатам. А во время событий польской кампании обнаружил в себе способности инженера.

  Даля как литератора прославили  «Русские сказки…». Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля, на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации с целью получения ученой степени доктора филологии, но потом она была отклонена  самим министром просвещения как неблагонадежная. Это произошло из-за доноса на автора книги.

 Тираж данной книги был изъят из продажи.     Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А.С. Пушкину. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам — без всяких рекомендаций — представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство. Именно Пушкин подал Далю идею созданию толкового словаря.

 А.С.Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

 Как друг и врач,  Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина. Перед смертью Пушкин подарил В.Далю свой старинный перстень с изумрудом.

В 1859 году В.Даль в Москве целиком отдаётся любимому делу.  Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение.

 Это любимое занятие – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и  единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Даль собрал 200 000 слов. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов.  Прекрасные душевные качества, общительность, разносторонность интересов Даля привлекали к нему людей. На творчестве Даля положительно отразилось хорошее знание им современной жизни - ведь никто из писателей XIX века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. За свой великий труд В.И.Даль удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почётного академика

 Память о В.И.Дале хранят 2 дома:  1й – в котором он родился,  находится в Луганске. 2й – в котором жил последние годы - находится в Москве на Большой Грузинской улице. В этих домах открыты мемориальные музеи.

2001 год в честь 200-летия со дня рождения Даля  ЮНЕСКО объявил  годом В.И.Даля. Учреждена золотая медаль и орден В.И.Даля. Эти награды вручаются известным общественным деятелям, филологам, историкам и писателям.

2. Труд В.И.Даля «Пословицы русского народа» (слово ученицы 6 «А» класса Лазаревой С.)

         C 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодно проводимая ярмарка. Вот так описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула слова, прибаутки, пословицы – точно золотых рыбок из омута…

            Одновременно с работой над словарём В.И.Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа».  Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги; Даль называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» -  в словарь, как пример для пояснения слов; дугой вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. В.И.Даль собрал 30130 пословиц. В сборнике Даля пословицы  расположены по темам. Заслуга В.И.Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений ( до него издавались сборники всего в 2000 пословиц), но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам (до него пословицы в сборниках располагались в алфавитном порядке). Сто восемьдесят тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», - это сто восемьдесят тем. Среди них : «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Стихии», «Вселенная», «Народ – мир» и другие.

       Однако, сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок,  которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусеченном виде.  

   Вот каковы некоторые пословицы «в неусеченном виде»:

  • Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.
  • Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.
  • Собаку съел, а хвостом подавился.
  • Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
  • Палка о двух концах: либо  ты меня, либо я тебя.
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  • Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.

В заключение я бы хотела привести слова В.И.Даля о правдивости и неподсудности пословицы: « Пословица – коротенькая притча… это суждение, приговор, поучение, под чеканом народности…Сборник же пословиц – свод народной, опытной премудрости… это радость и веселие, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

  1. Часть «Пословица недаром молвится»

1.Результаты социологического опроса «Пословица в моей жизни»

1. 1.Результаты опроса 6-тиклассников и их родителей (результаты представляет Забулонова А.)

 В рамках нашего проекта мы провели социологический опрос среди учеников нашего класса и их родителей.

Каждый из опрашиваемых назвал свою самую любимую пословицу. Интересно, что у каждого она действительно «своя»: ни одна из пословиц не повторялась. Мы составили рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у нас получилось:

Ученики

Родители

труд – 3

учение - 2

ум, глупость -2

связь явлений- 2

семья - 1

дружба – 1

Ученики о труде:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

О семье:

При солнышке тепло, при матушке добро.

Жизненные цели– 4

Труд – 2

Семья - 1

Слово, речь - 1

Ум, глупость – 1

Родители о труде:

Сделал дело, гуляй смело.

О семье:

В дружной семье и в холод тепло.

Второй вопрос для учащихся был такой: «Какую пословицу или поговорку, обращённую в ваш адрес, вы слышите чаще других?»

Для родителей этот вопрос звучал иначе: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете, когда общаетесь с детьми?»

Чаще всего родители, воспитывая детей, используют пословицы о труде – 7.

Часто встречаются пословицы:

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Встречаются и такие наставления:

Кашу маслом не испортишь.

Не суди, да не судимым будешь.

От учителей шестиклассники  чаще всего слышат:

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

«Главное - старание!» - вот к чему призывают нас учителя. А ещё мы должны помнить : ученье – свет, а неученье- тьма.

Вот такими были ответы моих одноклассников и их родителей на первые 2 вопроса.

1.2.Результаты опроса 11-тиклассников и их родителей (результаты представляет ученица 11 «Л» класса Петрова Ирина).

Мы провели социологический опрос на тему «Пословицы и поговорки в моей жизни» среди 11-ых классов и среди их родителей.

Проводя опрос, мы хотели узнать, какие пословицы и поговорки ученики и их родители употребляют чаще всего в жизни при общении друг с другом.

В нашем опросе участвовало 11 учеников и 10 родителей. Мы выяснили, что у учеников любимые пословицы и поговорки оказались разными. Нет ни одного совпадения. По тематике чаще других встречались пословицы о труде, например: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда

 Были  и такие пословицы: Дурная голова ногам покоя не дает

На втором и третьем месте были пословицы о дружбе, о силе характера.

Среди родителей учеников любимыми пословицами и поговорками были снова о труде. Наиболее популярными были такие:

Делу – время, потехе – час

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и другие.

Пословицы о труде преобладали. Это и понятно, так как труд составляет основу человеческой жизни Кроме пословиц о труде, были пословицы о жизни, о дружбе и другие.

Ученики отвечали на второй вопрос: «Какую пословицу или поговорку, обращенную в ваш адрес, вы слышите чаще всего?». От родителей ученики чаще всего слышат пословицы о труде:

Делу – время, потехе – час

Сделал дело, гуляй смело

На втором месте были пословицы о личностных качествах. На третьем о жизни. И от учителей ученики чаще всего слышат пословицы об учении, труде:

Век живи, век учись

Повторенье – мать ученья

Были и другие пословицы

1.3.Результаты социологического опроса среди учителей школы (представляет ученица 11 «Л» класса Дмитриева Е.)  

        В ходе исследования нами был проведен социологический опрос среди учителей  нашей школы.  

        Цель опроса: узнать, пословицы какой тематики чаще всего используют  учителя в жизни и какие пословицы помогают  им при общении с учениками.  

        Всего было опрошено 26 учителей. Читая их самые любимые пословицы, мы выяснили, что это пословицы о труде:

Глаза боятся, руки делают

Делу – время, потехе - час.

 Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

        Но встречались пословицы о дружбе, чести, силе характера:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.

Береги одежду   снову, а честь смолоду

        Читая пословицы, мы выяснили, что любимыми являются те, которые характеризуют нравственные ценности человека.

         Отвечая на второй вопрос: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете в школе при общении с учениками?», учителя в основном называли пословицы, которые можно объединить общей темой – труд, ученье. Вот часто встречающиеся:

Что посеешь, то и пожнешь.

Век живи, век учись.

Повторенье – мать ученья.

Где ум, там и толк.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Но были и такие: о силе слова, личностных качествах:

Не говори – не умею, а говори – научусь

Глупо говорить – людей смешить

Плохо тому, кто добра не творит никому

        Интересно, а можете ли вы узнать  учителя по пословице?

Всему свое место, всему свое время (Егорова Н.И.).

 В огороде бузина, а Киеве дядька (Кочанова Г.Н).

Глаза боятся, а руки делают (Саввушкина Н.А.)

Stop talking keep on working (Безгодова С.В.)

Сделал дело – гуляй смело (Смирнов К.А.)

Повторенье – мать ученья (Рябченкова С.В.)

Смех без причины – признак чего-то нехорошего (Кисилева Е.В.)

        Итак, как видим, пословица не даром молвится. Подведем итог.

        Во-первых, пословицы помогают  человеку емко и образно выразить свою точку зрения, и во-вторых сам выбор той или иной пословицы говорит об авторе , его ментальности, характере.

2. Словесные игры с пословицами (слово ученицы 6 «А» класса Титовой В.)

Сейчас средствами массовой информации широко предлагаются словесные игры, неожиданные новообразования. Например, перефразирование пословиц, поговорок, афоризмов используется в качестве заставок и заголовков статей,

   Появляются подобные выражения в результате соединения двух пословиц или поговорок:

          Не зная броду – не вытащишь и рыбку из пруда. Сравните: Не зная броду, не суйся в воду. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Иногда в пословице или поговорке  меняется только одно - два слова:

             Не чаем единым сыт человек(вместо хлебом)

     В некоторых случаях слова в пословице заменяют синонимичными иноязычными словами, тогда появляются такие юмористические фразы:

             Леди с дилижанса – пони легче. Фраза образована на базе классической русской пословицы Баба с возу – кобыле легче

Вот некоторые  неожиданные новообразования:

             Любишь кататься – купи проездной.  

          Держи ноги в тепле, а мозги – в голове!

           Работа не сайгак, за бархан не убежит,

          Не бей лежачего - слезами не поможешь.

Тише едешь – дешевле обойдётся

Готовя проект, и мы предложили участникам опросы перефразировать пословицу, вложив в нее новый смысл.

3.Выбирайте выражения!

3.1.Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы» (Ответы 6-тиклассников представляет Забулонова А.)

На задание «Придумайте своё продолжение пословицы» мы получили много остроумных ответов. Вот самые интересные на наш взгляд:

Ученики

Родители

Ученье - свет

а школа - электростанция

а неученье – безработица

Любишь кататься

должен стараться

люби и за проезд платить

Слово не воробей –

за хвост не поймаешь

Тише едешь –

меньше бед

Семь  раз отмерь

и оторви как попало

а то буде велико

Ученье - свет

а без аттестата жизни нет

а неученье – ведро и тряпки

Любишь кататься

ну и катайся

не забудь про автосервис

купи санки

люби парковаться

Слово не воробей –

клюнет больно

вылетит – неси ответственность

Тише едешь –

богаче будешь

целей будешь

Семь  раз отмерь

и подумай, надо ли резать

а на восьмой раз можешь резать

Конечно, современная жизнь и её стремительный ритм влияют на наше мировосприятие. Именно это и отразили авторские трактовки пословицы. Но все – таки, вечные истины остаются незыблемыми, неоспоримыми.

3.2. Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы» (Ответы 11-тиклассников представляет Петрова И.)

Третье задание было творческим, нужно было придумать свое продолжение пословицы, и поэтому вызвало особый интерес и у учеников и у их родителей. Здесь и шутка, и словесная игра, и та же мудрость, присущая пословице. Мы выбрали наиболее интересное, на наш взгляд, продолжение пословицы

У учеников:        Ученье свет, а за свет надо платить

Любишь кататься, люби и парковаться

Слово не воробей, а набор звуков

Тише едешь, парик не сдует

Семь раз отмерь, успокойся и пойми, что этого тебе мало

У родителей:        Учение свет, а неучение тьма, но чем ярче, тем дороже

Любишь кататься, люби и платить

Слово не воробей, в клетку не посадишь

Тише едешь – целее будешь

Семь раз отмерь, семь раз отрежь

3.3. Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы» (Ответы учителей представляет Дмитриева Е.)

        Задание «Придумай свое продолжение известной пословицы», вызвало особый интерес у респондентов. Вот где проявляется характер, творческая индивидуальность человека. Мы выбрали три наиболее ярких продолжения:

Учение свет, а учитель – лампочка!

Учение свет, а неученых тьма!

Учение – свет, работа – тьма, но без них никуда!

Любишь кататься, люби и рассчитаться!

Любишь кататься, катайся, но с умом!

Любишь кататься, люби и заправляться!

Слово – не воробей, сказал, так не робей

Слово – не воробей, а курица не птица!

Слово - не воробей, а рогатка стреляй с умом!

Тише едешь, значит в пробке!

Тише едешь, живее будешь!

Тише едешь, всего достигнешь!

Семь раз отмерь, один раз сделай вывод!

Семь раз отмерь дорогу, по которой идешь!

Семь раз отмерь, все равно сделаешь по-своему!  

Игра-задание №3 «Собери пословицу» (проводит ученица 11 класса «Л» Белышева А.)

Формируются группы из участников форума. Каждая группа получает конверт с пословицами, у которых «отрезана» вторая часть. Задача игроков – собрать пословицу быстро и верно. Когда все участники справятся с заданием, представитель группы читает получившиеся пословицы, определяет их тему.

Заключительное слово

Посмотрим, каков он, русский человек, в пословицах?

Мы увидим в пословицах о труде, что ценилось прежде всего трудолюбие,  мастерство: «Ленивому всегда праздник», «Бедность – не порок», «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Наши предки всегда уважительно относились к образованным людям: «За учёного трёх неучёных дают», «Почитай учителя как родителя».

Есть пословицы, отразившие важные события нашей истории, которые непосредственно повлияли на жизнь народа: «Неждан гость хуже татарина», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»  

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. В пословицах и поговорках отражён внутренний мир русского человека, его жизнь, быт, традиции. «Что не болит, то не плачет», - говорит пословица. То есть в пословицах отражено всё, что волновало ум и сердце народное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Исследовательский проект класса"Аквариум и его обитатели"

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать...