Разработка урока русского языка в 4 классе Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова
4 класс, система учебников "Начальная школа. ХХIвек"
Цели:
обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова; отработка написания слов с данной орфограммой;
развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся, умение работать в парах.
воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся.
Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре.
Оборудование: мультимедийный проектор, нетбуки, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkii_yazyk_4_klass.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова
Цели:
обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова; отработка написания слов с данной орфограммой;
развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся, умение работать в парах.
воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся.
Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование.
Оборудование: мультимедийный проектор, нетбуки, презентация
Планируемые результаты:
Личностные:
- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и
диалогичного ответа;
- способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения;
-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь
Регулятивные
- формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника
- планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
- осуществлять самоконтроль, самооценку
Предметные
сформировать у учащихся понятие о правописании О - Ё в корне слова после шипящих,
алгоритм использования правила
- содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы
опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе
правильного написания слова
использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения проблем
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
- Здравствуйте ребята, очень рада приветствовать вас и желаю всем успехов на уроке и интересной работы.
2. Актуализация знаний
-Посмотрите на доску. Догадайтесь в каком блоке мы сегодня работаем? (правописание)
- Как вы догадались?
Орфограммы
корня
- Сейчас поработайте в парах. Вспомните и выберите известные вам орфограммы. (2-3 мин.)
- А теперь с вашей помощью заполним схему на доске.
Безуд. глас.,
провер. ударением
безуд. гласная, непроверяемая
ударением
Орфограммы
корня
написание непроизносимые
ь согласные
парные
согласные
- Все ли орфограммы мы знаем? Почему?
- Как думаете, чем мы займемся на уроке? (познакомимся с новой орфограммой корня)
- Новый материал (осмысление)
- Прочитайте скороговорки
(На доске скороговорки)
У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше.
Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ….
В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж….
Волки рыщ…т, пищ… ищ…т.
- На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? (шипящие Ж Ш Ч Щ)
- Вот они все в одной скороговорке . Читаем.(слайд )
Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща.
-Назовите шипящие. ([ж], [ш], [ч’], [щ’])
- Какие правила связаны с шипящими согласными? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу
- Какими буквами обозначаются шипящие? (ж,ш,ч,щ)
Запись на слайде:
Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]
Буквы шипящих ж ш ч щ
- Предположите, какова тема урока?
-О чем мы будем с вами говорить на этом уроке?
На доске появляется запись:
[ч’орный’] - чёрный
[шорты] – шорты
[шолк] – шёлк
[крыжовн’ик] - крыжовник
[жолтый’] - жёлтый
- Обратите внимание на обозначение звука [о] после шипящих в корнях слов.
- Можно ли сказать, что под ударением звук [о] после шипящих записывается всегда одной буквой? (нет. в одних словах буква ё, в других буква о)
- Обратите внимание на эти слова:
Чёрный – чернеть шов
Жёлтый – желтеть шорты
Шёл – вышел шорох
Жёлуди - желудей
- Можете ли вы определить правило выбора буквы о или ё?
- Какой буквой обозначен звук [о] в словах первого столбика? (ё)
- Что происходит с буквой ё во вторых словах первого столбика? (вместо ё появляется е)
- Попробуйте подобрать к словам второго столбика такие родственные слова или формы слов, чтобы в их написании появилась буква е. Можно ли это сделать? (нет)
- Попробуйте сформулировать правило написания букв о и ё в корне после шипящих. (варианты ответов)
-Давайте откроем учебники на стр.112 и проверим свое предположение.
(Чтение правила про себя, вслух, повторение несколькими учениками)
- А можно ли это правило сформулировать так:
В корне после шипящих под ударением пишется ё, если в других формах слова или в однокоренных словах пишется буква е (иногда и). В остальных случаях пишется буква о. (да)
- В некоторых словах буква о после шипящих в корне пишется и в безударном положении. Например, шоколад, шофёр.
-Как быть с этими словами? (запомнить)
-Давайте запишем эти слова в тетрадь и придумаем однокоренные слова (шоколадка, шоколадный, шофёрский)
4. Первичное закрепление
- Что нужно для того чтобы писать слова с этим правилом правильно? (знать правило и уметь его применять)
- Прочитаем в учебнике рубрику «Учимся применять правило»
Устно разобрать образцы из учебника «чёрный» и «шорты».
4.
4.2 Физкультминутка
4.3 Рубрика «Обрати внимание» - прочитаем и запомним эти слова (на доске вывешиваются на карточках: жонглёр, лечо, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия)
4.4 Закрепление, отработка написания слов с данной орфограммой
Упражнение 2 разберем устно, подбирая необходимые слова
(жёстко – жестковатый, шёлковый – шелковистый, шёл – вышел, отчёт – отчитаюсь, шёпот – шептать, щёчка – щека, щётка – щетинка.
Дифференцированная работа:
Сильные ученики выполняют упр.№3 (работа в парах),
( дрова – дров, вода – водный, корзина, смотреть – смотрит, дорогой – дорог, холодный – холод, шорох)
слабые ученики получают карточки с заданием вставить попущенные буквы (о или ё)
5. Рефлексия урока
- Вернемся к нашей схеме. Можем ли мы дополнить её? (да)
- Какую орфограмму добавим? (о/ё после шипящих)
Учитель вписывает на доске, ученики - в свои схемы.
- Можно ли сказать, что сегодняшний урок продвинул нас на 1 ступень по лестнице к грамотному письму?
- Какое правило сегодня узнали?
- Поднимите руки, кто считает, что научился пользоваться этим правилом на письме?
- Молодцы! Мне урок тоже очень понравился, мы все отлично поработали.
Выставление оценок.
Домашнее задание – в тетради на печатной основе урок 46 №1,2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...
Учимся писать буквы О,Ё после шипящих в корне слова
Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная Школа 21 века"...
Урок русского языка по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2 класс.
Урок русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века". Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» С.В. Иванова....
Презентация к уроку русского языка по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 2 класс
Презентация для иллюстрации упражнений к уроку русского языка. УМК «Начальная школа 21 века»....
Урок русского языка 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова
Цель урока: Организовать учащихся для совместной познавательной деятельности по "открытию" способа определения написания гласных о,ё после шипящих в корне слова. На уроке применялись различн...
Презентация. Русский язык 3 класс УМК Начальная школа 21 века по теме "Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова"
Презентация предназначена для уроков русского языка 3 класса УМК Начальная школа 21 века...
Интерактивный плакат "Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова" 3 класс
Интерактивный плакат "Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова" 3 класс...