Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.
статья (4 класс)

Оксана Ивановна Писаренко

Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Зачем учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.              

     

 Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

креативное мышление;

глобальные компетенции.

     Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Зачем учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Как понять, что педагог владеет функциональной грамотностью и как это отражается на детях? Какие мероприятия, направленные на повышение качества общего образования, посредством формирования функциональной грамотности обучающихся осуществляются в современных условиях?

Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

Соответственно вектор современного образования смещается от «пересказывания прошлого» к инновационному обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Несомненно, требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Индикаторы функциональной грамотности школьников 

Показатели функциональной грамотности школьников

Общая грамотность

Написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на все вопросы без затруднений в построении фраз и подборе слов; написать заявление, заполнять анкеты и бланки

Компьютерная

Искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях 

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботится о своём здоровье; как вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности

Информационная

Искать и выбирать нужную информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию

Коммуникативная

Работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы

Владение иностранными языками

Перевести со словарём несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своём городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов, бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой

Правовая и общественно-политическая грамотность

Отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

финансовая грамотность;

креативное мышление;

глобальные компетенции.

Ниже в таблице перечислены индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.

В вопросе формирования функциональной грамотности в образовательной деятельности можно выделить два направления.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности .В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет, и заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, близки их опыту, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный.

Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов (заданий) разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. Рассмотрим в качестве примера, применительно к данному тезису, задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля, и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности – задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, это не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть интегрирован в учебную программу как обязательная составляющая.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное образование для школьников.

Современная парадигма образования требует иного подхода. Общее и дополнительное образование должно взаимно развивать друг друга. Поэтому все созданные в рамках нацпроекта объекты – «Кванториумы», «IT-кубы», центры образования «Точка роста» – должны быть эффективно интегрированы в обе системы образования.

Например, на предметах естественнонаучного цикла по школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в учебных ситуациях. Также параллельно идут процессы развития технологий, интеграции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это всё сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях в условиях доступности дополнительного образования.

Насколько готовы учителя к развитию функциональной грамотности у школьников?

Готовность педагога к формированию функциональной грамотности обучающихся рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующееся наличием у учителя специальных когнитивных и технологических ресурсов, позволяющих проектировать и реализовывать процесс функциональной грамотности обучающихся; средствами определенной предметной области, опыта их применения в образовательном процессе школы, сформированных соответствующих профессиональных установок и позиций.

К основным показателям готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников следует отнести следующие компетенции:

– проецирование целей предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам и создание в процессе обучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом;

– разумная адаптация содержания предметной области к современным требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной подготовке; 

– выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее коррекция;

– самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и оценка его эффективности;

– создание средствами конкретной предметной области условий для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.

Отвечая вызовам общества, учитывая поставленные государством задачи по формированию и развитию функциональной грамотности школьников, федеральные государственные образовательные стандарты «заточены» на решение проблем повышения качества общего образования, имеют целевые установки именно на те позиции, в которых мы проваливаемся в сравнении с другими странами.

Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

– изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;

– характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;

– доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

– характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

 

                                             

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАНОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

представлены рекомендации по созданию контрольно-измерительных материалов для оценки уровня предметных результатов в 1 классе в соответствии с ФГОС....

Статья "Механизмы повышения качества образования в начальной школе"

Статья на тему  повышения качства образования в начальной школе...

Статья "Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования"

   В статье, из опыта работы, педагог выделяет три основные группы технологий: технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на перевод обучения на субъективную основу ...

Механизмы повышение качества образования в начальной школе

Чарльз Дарвин считал, что выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Справедливость этого тезиса полностью подтверждена социально–экономич...

Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.

Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких...

Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях ФГОС

Представляю вашему вниманию опыт школы №1 города Покачи по повышению качества образования на примере преодоления кадрового дефицита, включая систему работы с молодыми кадрами, наставничества, сетевого...