Урок по русскому языку "Части речи" ( 4 класс "Начальная Школа 21в")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
УМК "Начальная школа" 4 класс. Урок разработан по ТРКМ. Содержит конспект, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык по ТРКМ | 710.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Части речи
Цель: Продолжить знакомство обучающихся с частями речи и их особенностями.
Задачи:
- образовательная: пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению новой информации о частях речи; составить алгоритм определения части речи;
- развивающая: развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания;
- воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся умения слушать и уважать другое мнение;
-здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, презентация.
Ход урока.
I. Стадия вызова.
1. Организационный момент.
- Ребята, я желаю, чтобы урок русского языка принёс вам радость. Для этого вам приготовила много интересного.
2. Минутка чистописания. (слайд № 1,2)
- Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сушить - ?
старый (человек) - ?
война - ?
- Если вы правильно сформулируете задание и правильно выполните его, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
-К словам левого столбика надо подобрать слова-антонимы, начинающиеся на букву «м»:
сушить – мочить;
старый – молодой;
война – мир;
значит, мы будем писать букву «м».
- Я с вами согласна. Письмо букв Мм, письмо гласных букв в соединении со строчной буквой «м».
- Для чего прописываем буквы?
( Обращаю внимание на посадку, правильное положение тетради.)
- Что вы ещё можете сказать об этих словах?
-Есть среди них имена существительные, имена прилагательные, глагол.
- Докажите.
- Запишите эти слова. ( Дети записывают.) Что их объединяет?
- Назовите орфограммы в этих словах.(слайд № 3)
- В чём различие?
- Разные части речи.
3. Определение темы и цели урока.
- Слова, данные на минутке чистописания имеют отношение к нашей сегодняшней теме. Как вы думаете, какая тема?
- Наверное, части речи.
- Части речи.(слайд № 4)
- Какие вы знаете части речи?( Составление кластера слайд № 4)
- Значит, цель нашего урока какая?
- Повторить, какие бывают части речи и как определить, к какой части речи относится то или иное слово.
- Для чего же изучаем эту тему?(№5)
II. Стадия осмысления. (Реализация.)
- Чтение с пометками. (Метод insert.)
-А сейчас вы будете работать в парах. Предлагаю текст и систему маркировки (Приложение 1.), (слайд № )
- Читая текст, ставьте в скобках соответствующие знаки. ( «+» я это знаю, «-» - новая информация, «?» - сомневаюсь.(№6)
2.Беседа по вопросам.
- Что вам было уже знакомо?
- Что вызвало сомнение?
- Почему?
- Какую новую информацию вы получили?
- В конце урока мы вернемся к тексту и определим, все ли наши сомнения развеяны.
- Что нужно знать, чтобы определить, какой частью речи является то или иное слово?
Составление алгоритма: ( слайд № 7)
1.Задать к слову вопрос
2.Определить, что обозначает
3.Назвать часть речи
- Частей речи в русском языке много, мы постепенно со всеми познакомимся и будем учиться определять их в предложении.
III. Размышление.
1.Упражнение. (слайд № 8)
- А сейчас я предлагаю вам потренироваться: определить, какой частью речи являются данные слова. Что для этого надо сделать?
Лиса, журавль, гости, наварила, манная, каша, тарелка, размазала, длинный, клюв, дружба, закончилась.
(Дети определяют, какой частью речи являются данные слова, выполняя задание на доске и в тетрадях.)
- Из какой сказки эти слова?
- Почему у лисы с журавлём дружба закончилась?
- Что им нужно было сделать для того, чтобы этого не случилось?
- Все ли части речи здесь представлены?
- Как определили?
2. Физкультурная пауза.
- Немного отдохнём. Споём 1 куплет песни «Чему учат в школе?»(№9)
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
3. Задания по группам.
1. Первый ряд в группах работаете с куплетом песни. (Спишите и определите части речи)
2. Второй ряд.Распределите слова на 3 группы и напишите их в 3 столбика. Вставьте пропущенные буквы.
Л . нивый, ска . ка, з..ма, х . дить, сла . кая, тр . винка, звёз..ный, г..реть, со . нце, по . вился, б . жит,
грус . ный.
3. Третий ряд. Найдите в каждой цепочке слов лишнее и напишите их, вставив пропущенные буквы. Определите части речи.
Б . рёза, пч . ла, лё . кий, м . лина.
С . леный, з . б . жать, з . леный.
В . сёлый, к . рмушка, п . лезная.
У, п . тнадцать, ок . ло, за.
Проверка заданий.(№10,11,12)Взаимопроверка.
- Назовите глаголы, существительные, прилагательные. Как определяли?
2. По какому признаку распределили слова на 3 группы? Назовите.
- Какие орфограммы встретились в данных словах?
3.Какие лишние слова нашли? Какой частью речи являются?
4.Физкультминутка для глаз. (№13)
5.Составьте текст по опорным словам, озаглавьте. Подчеркните глаголы.(слайд №14 )
Зима, пушистый, снег, ребята, снеговик, крепость, снежки, весело.
- Что такое текст? А предложение?
- Проверка.
IY. Обобщение.
Вернёмся к нашим текстам с пометками.
-Что вызывало у вас сомнение? Было новым? А теперь?
-Давайте проверим ваши знания по таблице
Игра «Путаница».(слайд №15 )
Часть речи. | Вопросы. | Что обозначает? |
Имя существительное. | Как? Когда? | Действие предмета. |
Имя прилагательное. | Что делает? | Предмет. |
Глагол. | Кто? Что? | Признак предмета. |
Имя числительное. | Какой? Какая? | Признак действия. |
Наречие. | Сколько? | Количество предметов. |
- С чем вы не согласны?
- Давайте наведём порядок.
- Молодцы.
Y. Рефлексия.
-Ваше мнение о вашей работе на уроке выразите на кружочках.
YI. Домашнее задание. (слайд № 16)
Определите части речи
Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. |
Определите части речи
Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. |
2.Распределите слова на 3 группы и 2 ряд 3апишите их в 3 столбика. Вставьте пропущенные буквы. Л..нивый, ска . ка, з..ма, х . дить, сла . кая, тр . винка, т . звёз..ный, со . нце, г..реть , по . вился, б . жит, грус . ный. ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ |
2.Распределите слова на 3 группы и 2 ряд 3апишите их в 3 столбика. Вставьте пропущенные буквы. Л..нивый, ска . ка, з..ма, х . дить, сла . кая, тр . винка, т . звёз..ный, со . нце, г..реть , по . вился, б . жит, грус . ный. ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
3 ряд 2. Найдите в каждой цепочке слов лишнее, вставьте пропущенные буквы. Определите части речи. Б . рёза, пч . ла, лё . кий, м . лина. С . леный, з . б . жать, з . леный. В . сёлый, к . рмушка, п . лезная. У, п . тнадцать, ок . ло, за. |
3 ряд 2. Найдите в каждой цепочке слов лишнее, вставьте пропущенные буквы. Определите части речи. Б . рёза, пч . ла, лё . кий, м . лина. С . леный, з . б . жать, з . леный. В . сёлый, к . рмушка, п . лезная. У, п . тнадцать, ок . ло, за. |
«+» – это я знаю; Приложение 2
« - » - новая информация;
«?» - сомневаюсь;
1.Наша речь состоит из частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, местоимение, предлоги, союзы, междометия, наречие. ( )
2.Части речи бывают самостоятельные и служебные. ( )
3.Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?, называются именами существительными. ( )
4. Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? или что сделать?, называются глаголами. ( )
5.Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, называются именами прилагательными. ( )
6.Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при их счёте и отвечают на вопросы сколько?, который?, называются именами числительными. ( )
7.Слова, которые обозначают признак действия и отвечают на вопросы как?, где?, откуда?, когда?, называются наречиями. ( )
8. Наука, которая изучает части речи, называется морфология. ( )
9.Чтобы узнать часть речи, необходимо задать вопрос к слову, определить что обозначает.( )
___________________________________________________________________________________________
«+» – это я знаю;
« - » - новая информация;
«?» - сомневаюсь;
1.Наша речь состоит из частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, местоимение, предлоги, союзы, междометия, наречие. ( )
2.Части речи бывают самостоятельные и служебные. ( )
3.Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?, называются именами существительными. ( )
4. Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? или что сделать?, называются глаголами. ( )
5.Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, называются именами прилагательными. ( )
6.Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при их счёте и отвечают на вопросы сколько?, который?, называются именами числительными. ( )
7.Слова, которые обозначают признак действия и отвечают на вопросы как?, где?, откуда?, когда?, называются наречиями. ( )
8. Наука, которая изучает части речи, называется морфология. ( )
9.Чтобы узнать часть речи, необходимо задать вопрос к слову, определить что обозначает.( )
Учитель: Шитякова М.Н.
Проведен: 12.12.2012г.
Присутствовали: Агишева О.И.
Горнеева О.Д.
Дачаева М.М.
Кузнецова Е.А.
Скурлатова С.Е.
Шепаева Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи в школе V вида для детей с ТНР. Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».
Урок чтения и развития речи в школе Vвида для детей с ТНР.Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».Учебник «Литературное чтение» Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова Цели: Выя...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России. Глагол как часть речи.
Глагол как часть речи. 2 класс. Школа России...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России. Прилагательное как часть речи.
Прилагательное как чать речи. 2 класс Школа России....
"Коррекционно–развивающие технологии на уроках чтения и развития речи в школах для глухих детей с учётом новых образовательных стандартов"
В статье говорится об использовании коррекционно-развивающих технологий на уроках чтения и развития речи. Авторы: Н.В. Мирошниченко, Н.В. Мишина, Н.Е. Граш...
Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. Школа России. Части речи
Технологическая карта урока по теме "Части речи", повторение....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...
Конспект урока по русскому языку ,4 класс, "Школа России".Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное".
Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное". С презентацией....