Русский язык "Правописание частицы не с глаголами" 4 класс, система Л.В.Занкова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Материал содержит конспект урока русского языка по теме «Правописание не с глаголами» в 4 классе по системе Л.В.Занкова. Урок может быть использован учителями начальных классов по любой программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 70.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г.Бийск
Конспект урока русского языка в 4 классе (Система Л.В.Занкова)
по теме:
«Правописание не с глаголами»
Подготовила: учитель начальных классов Галина Алексеевна Биркле
Аннотация.
Материал содержит конспект урока русского языка по теме «Правописание не с глаголами» в 4 классе по системе Л.В.Занкова. Урок может быть использован учителями начальных классов по любой программе.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка к уроку русского языка по теме: «Правописание частицы не с глаголами».
Цель данной работы:
Продемонстрировать умения организовывать урок в системно-деятельностном подходе.
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.
В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико – методических систем обучения.
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.
Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини- технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся начальной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально- образного мышления.
Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение более близким и человечным, чем ранее. Их применение даёт возможность использовать многообразные формы предъявления материала.
В основу настоящей разработки урока учебной темы положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы «Правописание частицы не с глаголами» в 4 классе. Урок разработан в соответствии с программой русского языка для общеобразовательной четырехлетней начальной школы по системе Л.В.Занкова.
Тема урока: «Правописание частицы не с глаголами».
В этом уроке использовались карточки-эталоны с целью решения следующих педагогических задач:
- организация контроля по усвоению учащимися пройденного материала;
- организация самостоятельной работы учащимися к уроку и поддержания интереса в ходе урока;
По своей структуре данный урок является уроком открытия новых знаний.
Контроль за деятельностью учащихся проводится в ходе всего урока. Оценки выставляются после проверки самостоятельной работы с дифференцированным заданием.
Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
- индивидуальная,
- работа в парах,
- самостоятельная работа
Был использован дифференцированный подход ( разноуровневое задание)
На уроке используется компьютер и мультимедиа проектор , подготовлена мультимедийная презентация, помогающая обобщить знания детей о глаголе. На уроке применялась интерактивная доска. На ней фиксировались основные этапы урока: задание для орфографической минутки – для ясности и чёткости видения слов , букв для самопроверки; фиксации цели и задач урока, темы, интерактивные модели ( предлоги, союзы, частицы) на этапе постановки проблемы с целью активизации познавательной деятельности учащихся и экономии времени на уроке.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетенции:
Закрепление знаний учащихся о значении глаголов в речи. Формирование умений правильно писать не с глаголами. Закрепление навыков грамотного письма.
Формирование коммуникативной компетенции:
Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование умения работать с мультимедийным оборудованием.
Урок является первым в теме: «Правописание не с глаголами». С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. «Работает» на последующую тему «Часть речи - глагол». Специфика урока в использовании парной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии.
Конспект урока русского языка
Ф.И.О. учителя: Галина Алексеевна Биркле
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема урока: "Правописание частицы не с глаголами".
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы «частица не с глаголами»
Задачи:
Предметно-содержательная: формирование умения написания частицы не с глаголами
Деятельностно-коммуникативная: содействовать развитию орфографической зоркости,
Ценностно-ориентированная: способствовать воспитанию отношений сотрудничества через работу в паре.
Тип урока: открытия новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор презентация на ИД, учебник «Русский язык», 4 класс, А.В.Полякова,
Карточки
1.Карточка-эталон для проверки на этапе актуализации знаний
сварить
холодеть
встречать
свистеть
глядеть
удивить
2.Карточки для работы в паре при выполнении пробного действия
Карточка 1 ..Прочитай слова. Это глаголы? (не)цветёт (не)навидит (не)пришёл (не)годовать 2. Произнеси без не. 3. Есть такое слово в речи? Если да – пишу как? Если нет – пишу как? | . Карточка 2 (разрезные) ( Предлоги, союзы, частица не) |
3.Карточки для дифференцированной работы.
Карточка 3.
Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.
(Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.
Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.
Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).
Как ты относишься к малышам?(обижаю)
Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)
Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы с частицей не
Водой (…) – крепкая дружба.
Зуб на зуб (…) – сильно замёрзнуть.
В рот (…) – еда приготовлена невкусно.
(…) броду – (…) лезь в воду – предупреждение о принятии поспешных решений.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности . Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность. | ||||
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Сегодня урок я хотела бы начать с пословицы. ---Прочитайте на доске: Слайд 1 . Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Объясните смысл? Сегодня на уроке мы и будем учиться, открывать новые знания. - Какое задание хотели бы выполнить? | Учащиеся объясняют смысл пословицы, выражая готовность начать урок. | Настрой на позитивное восприятие урока УУД Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
2 Актуализация знаний. Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу Педагогические приемы: фронтальная беседа | ||||
Орфографическая минутка Взаимопроверка. | Актуализация знаний. А) - Рассмотрите данные слова : св…рить х…л…дить встр…чать гл…деть св…стеть уд…вить Слайд 3 - Какое задание предлагаете выполнить? -На какую орфограмму слова? (без.глас.) -Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно выписать буквы? -Запишите буквы гласных на полях . Обменяйтесь тетрадями. Проверьте с доски. (открыть шторку в Инт .доске) -Кто выполнил правильно? Оцените работу. - Какое правило нужно было помнить? | В ходе орфографической минутки учащиеся предлагают вставить пропущенные буквы, определяют последовательность работы при проверки безударных гласных в корне слов. | УУД Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД, формирование самооценки, взаимоконтроля. | |
Самоопределение к деятельности. | Б) - Прочитайте вновь слова. Что общего? (гл.н.ф.) Докажите. - Что знаете о глаголах? - Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе? Начертите на полях под буквами лесенку знаний. Обозначьте, на какой ступени вы находитесь? - Хотите узнать что- то новое? Слайд 4.Тем , кто затрудняется, я предлагаю опереться на слова. Карта мыслей
Имеет отвечает глагол обозначает изменяется в предложении ? - Обсудите в паре, что знаете о глаголе и приготовьтесь рассказать. | Учащиеся по «Карте мыслей» обсуждают в паре постоянные и непостоянные признаки глагола. | Актуализация знаний по теме «Глагол» УУД Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов, Познавательные: формулирование познавательной цели, логические формулипрование проблемы | |
3.Постановка учебной задачи. (формулирование цели темы урока.) Цель: формирование умения обозначить цель и тему урока, прогнозировать результат | ||||
Выявление места и причины затруднения. | - Послушайте пословицы. Запишите глаголы.( 2 чел на закрытой доске) Правда в огне не горит и в воде не тонет. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. - -Какие слова вы записали? (некоторые дети выписали глаголы без частицы не) Проверяем с помощью сигналов -В чем вы не согласны со своим товарищем? (). Подчеркните орфограммы. - Что мы еще не знаем?- Слайд 5. Цель : определить, как пишется не с глаголами. - Назовите тему урока. Слайд 6. Тема: Правописание не с глаголами. | Все включены в поисковую деятельность- Надо писать их глаголы с не Ошибка замечена и исправлена. Формулирование темы и целей урока. | Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
3. «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, Педагогические приемы: создание проблемной ситуации. | ||||
-Выясним , какой частью речи является слово не. - Даны карточки. Разделите слова на группы, Объясните свой выбор, опираясь на признаки глагола.(обозначает, отвечает, в предложении…). Слайд 6. - Все слова распределили? Какое осталось лишним? Почему? Как бы назвали эту часть речи? Что выражает это слово, если стоит перед глаголом? | Работа в паре с карточками предлогов и союзов. 1 ученик работает на интерактивной доске- маркером делит слова на группы. В ходе обсуждения выясняется, что не- частица, придает словам отрицательный смысл. Доказывают.
| УУД Регулятивные: планирование, прогнозирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | ||
4.Первичное закрепление. Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами . Педагогические приемы: самостоятельная работа с текстом, работа с шифровкой, самоконтроль, работа в группах. Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила. | ||||
1.Работа с правилом. Вы самостоятельно вывели правило о правописании не с глаголом. Где можно проверить наши утверждения? Откройте стр. 91 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали? Что нового вы узнали о глаголе из учебника? | Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод, находят новое. | УУД Регулятивные:контроль, оценка, коррекция Познавательные: Общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра | ||
Давайте придумаем схематичное изображение орфограммы, для того, чтобы лучше его запомнить. - Вернёмся к пословицам. Как же надо писать не с глаголами? Какие действия вы выполняли 2. Простановка проблемного вопроса. - Всегда ли не с глаголами пишется раздельно? 2. Составление алгоритма написания не с глаголами. - Пользуясь планом, попробуйте разобраться с глаголами, когда нужно писать не слитно, когда раздельно. Карточка 1. 1.Прочитай слова. Это глаголы? (не)цветёт (не) навидит (не)пришёл (не) годовать 2. Произнеси без не. 3. Есть такое слово в речи? Если да – пишу как? Если нет – пишу как? Проверка работы в парах -Что выясняли? Как объясняли? Что сначала сделаем? Какой шаг следующий? -К какому выводу пришли? -Назовите алгоритм. | Работа в паре. Составление схемы для правила по теме. Работа в паре. Учащиеся объясняют правило написания и схему. Запись на доске. 1.Глагол. 2.Есть в речи – не 3.Нет в речи - не | Развитие умения применять знания на практике УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные | ||
5. Самостоятельная работа . Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами, закрепление нового Педагогические приемы: самостоятельная работа с текстом, дифференциация, самоконтроль. УУД: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила. | ||||
- Следующее задание выполните по карточкам. У каждого карточка. Выберете себе задание по силам. Прочитайте и запишите в тетради. Карточка 3. Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки. (Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали. Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не. Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах). Как ты относишься к малышам?(обижаю) Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила) Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы с частицей не Водой (…) – крепкая дружба. Зуб на зуб (…) – сильно замёрзнуть. В рот (…) – еда приготовлена невкусно. (…) броду – (…) лезь в воду – предупреждение о принятии поспешных решений. | Учащиеся выбирают задание по силам, повторяют этапы работы по алгоритму написания не с глаголами . | Развитие умения применять знания на практике УУД: регулятивные: контроль, коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения нового личностные: самоопределение | ||
6.Проверка самостоятельной работы. Цель: формирование умения соотносить работу с эталоном, выявлять места ошибок, затруднений. | ||||
1 уровень.- сверка с эталоном. Кто выполнил правильно? Какие нормы оценок знаем? 2 уровень. Зачитать. Оценка –аналогично. 3 уровень – Зачитать. Оценка – аналогично. Выводы : Чему учились на этом задании? (Писать не с глаголами.) -Как действовали? | 1 уровень –учащиеся сверяют по эталону работу. не мог не сверкает негодовать неволить не белею не хотел невзлюбила недоумевать не искали | УУД : познавательные , регулятивные (самоконтроль Самооценка) | ||
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения. Умение дать оценку учебной деятельности | ||||
- Вернёмся к цели урока. - Какую цель ставили? - Какие открытия сделали? - Какие действия выполняли для этого? - Какие оценки получили? Среди глаголов-исключений есть слово - нездоровится. Ему желают- не болеть. В местах посещения туристов есть «Дерево желаний», обычно на него привязывают лоскутки из ткани, а мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с не и прикрепим на своё дерево. Пусть ваши пожелания сбудутся, а знания будут применяться. | Учащиеся пишут пожелания с глаголом с не и вывешивают листики на «Дерево желаний» | Обобщение материала, выводы, самооценка УУД Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование | ||
9. | Домашнее задание. | Дома вы можете выполнить упражнение № 126, составить правила поведения в лесу с такими глаголами или найти пословицы по теме урока. | Диференцированное домашнее задание.-по выбору. | Регулятивные -самоопределение познавательные УУД. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....
Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению, русскому языку и информатике для 3 класса. Система Л.В.Занкова
Рабочие программы содержат развернутое КТП с указанием возможных видов деятельности обучающихся на уроке. Планирование по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой. Русский язык - программа Н.В.Н...
Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Чч (1 класс, система обучения Л.В. Занкова)
Конспект урока и презентация к нему по данной теме....
Урок письма в 1 классе (Система РО Л. В. Занкова)
Научить писать прописную букву и, работать над формированием умений выполнения действий по образцу. Развивать навык грамотного письма, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать....
Итоговое тестирование по окружающему миру за 3 класс (система развивающего обучения Л. Занкова)
Работа составлена для проведения итогового тестирования по окружающему миру для учащихся 3 класса, обучающихся по система развивающего обучения Л. Занкова.Цель проведения:...
Конспект урока "Решение составных уравнений" 4 класс. Система РО Л. В. Занкова
Урок "Решение составных уравнений" проведён с использованием элементов рейтинговой системы оценивания....
Рабочая программа по математике 3 класс.Система СРО Л.В.Занкова
Рекомендуется для учителей начальных классовКалендарно-тематический план по математике 3 класс .СРО Л.В.Занкова 2013-2014 уч.г. сНаименованиетем уроков Кол-вочас. ДатапроведенияОс...