Планирование по русскому языку 2 класс
календарно-тематическое планирование (русский язык, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» | |||||||
№ п/п урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся (Планируемый результат) | Вид контроля | Элементы дополнитель-ного содержания | Дата |
I ТРИМЕСТР | |||||||
Предложение. – 6 часов | |||||||
1. | Речь, предложение слово. Членение речи на предложения. Признаки предложения. | 1 | Комб. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила оформления предложений на письме. Находить главные члены предложения. Ставить вопросы к главным членам предложения. Наблюдать за изменением смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения. При работе в паре говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга (взаимооценка). Осознавать роль учения (в частности, книги) в жизни каждого человека, важность здорового образа жизни Развитие речи: нахождение слов, близких и противоположных по значению; составление предложений с синонимами и антонимами; составление предложений из за данных слов; составление предложений из заданных слов по вопросам. | Выполнение упражнений | Знакомство с учебником | 02.09 – 06.09 |
2. | Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. | 1 | Получение новых знаний | Выполнение упражнений | |||
3. | Проверочная работа на выявление умения определять границы предложения. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 1 | Получение новых знаний | Проверочная работа | |||
4. | Подлежащее и сказуемое – основа предложения. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
5. | Связь слов в предложении. Второстепенные члены предложения (распространенные и нераспространенные предложения). | 1 | Получение новых знаний | Выполнение упражнений | Образные обороты речи | ||
6. | Обобщение по теме «Предложение». Практическая работа № 1 «Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи». | 1 | Обобщ. | Синонимы и антонимы. | |||
Слово, звуки и буквы – 2 часа | |||||||
7. | Проверочная работа на выявление умения составлять предложение по вопросам. Из чего состоят слова. Звуки и буквы – их различие. Буквы как значки звуков. | 1 | Комб. | Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Соотносить количество звуков и букв в словах. Называть буквы так, как они произносятся в алфавите. | Проверочная работа | Слово и его лексическое значение | 09.09 – 13.09 |
8. | Алфавит. Алфавитное название букв. Обозначение звуков на письме в виде транскрипции. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
Гласные и согласные звуки – 7 часов | |||||||
9. | Р/р. Обучающее сочинение по теме «Как я узнал, что осень пришла» | 1 | Урок развития речи | Произносить правильно гласные звуки. Называть признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику гласным и согласным звукам. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Объяснять смысл пословиц. Составлять предложения с заданными словами. Находить в стихотворном тексте образные сравнения. При работе в паре договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. Осознавать значимость учения, положительных качеств личности человека (трудолюбие, ответственность и др.) Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; составление предложений с заданными словами; нахождение в стихотворном тексте образных сравнений; работа с устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами. Работа в паре: проговаривание друг другу названий букв алфавита. | Сочинение | ||
10. | Анализ сочинения. Отличие гласных звуков от согласных. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
11. | Обозначение буквами гласных и согласных звуков. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 16.09. – 20.09. | ||
12. | Слогообразующая роль гласных звуков. Повторение орфограмм, изученных в 1 классе. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
13. | Вводный контрольный диктант № 1 по линии администрации | 1 | Контр. | Конт-рольный диктант | |||
14. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | Обобщ. | Выполнение упражнений | |||
15. | Буквы прописные и строчные. Работа со словарем. Практическая работа № 2 «Определение значения слова в толковом словарике учебника» | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Фразеологичес-кие сочетания | ||
Ударные и безударные слоги - 8 часов | |||||||
16. | Понятие слога. Слоговая структура слова. | 1 | Комб. | Различать слово и слог. Сопоставлять слова, различные по своей слоговой структуре. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных звуков Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Произносить слова в соответствии с нормами литературного языка. Работать с орфоэпическим словарём. Работать с орфографическим словарём учебника. Осознавать важность положительных качеств личности человека: дружелюбия, поддержки, готовности прийти на помощь, самоотверженности, трудолюбия и др.; осознавать роль учения (в частности, книг) в жизни каждого человека. Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; подбор слова в рифму; | Выполнение упражнений | 23.09. – 27.09 | |
17. | Деление слов на слоги. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
18. | Ударные и безударные слоги. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
19. | Ударные и безударные слоги. Правила постановки ударения в словах. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
20. | Смыслоразличительная роль ударения. | Выполнение упражнений | |||||
21. | Смыслоразличительная роль ударения. Р/р. Работа с пословицами и поговорками. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Прямое и переносное значение слова в пословицах и поговорках | 30.09.– 04.10. | |
22. | Смыслоразличительная роль ударения. Количество слогов в слове. Практическая работа № 3 «Односложные и многосложные слова» | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
23. | Произношение слов в соответствии с орфоэпическими нормами литературного языка. Орфоэпический словарь, орфографический словарь. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
Перенос слов – 4 часа | |||||||
24 | Р/р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста. | 1 | Урок развития речи | Формулировать правило переноса слов. Делить слова для переноса, включая слова с ь и й в середине слова. Применять вывод о правилах переноса слов в практической деятельности. Накапливать опыт переноса слов различной конструкции. Составлять из данных слов предложения. При работе в паре договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. Развитие речи: составление из данных слов предложения; наблюдение за жанром Работа в паре: подбор трёх слов с буквой й для переноса. Один ученик называет | Изло-жение | ||
25. | Анализ изложения. Общее правило переноса слов. Практическая работа № 4 «Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря». | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
26. | Правила переноса слов с Ь. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
27. | Правила переноса слов с Й. | 1 | Комб. | Словарный диктант | |||
Имена собственные – 9 часов | |||||||
28. | Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы. | 1 | Комб. | Находить в речи имена собственные. Приобретать опыт в расположении заданных слов в алфавитном порядке. Составлять предложения с данными словами и по рисунку. Восстанавливать деформированный текст (прозаический, стихотворный). Составлять текст о том, что интересного видел из окна автобуса, троллейбуса, поезда. Планировать последовательность речевого высказывания. Подбирать к словам рифмы. Находить образные сравнения и объяснять их смысл. При работе в паре договариваться, кто будет читать текст, слушать, высказывать своё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его. Высказывать своё мнение, доказывать его, слушать товарища, представлять классу свои общие находки, предложения (или совместное решение). Работа в паре. Расположение частей сказки по порядку. Один ученик читает текст, другой следит по учебнику. Затем предлагают свои варианты последовательности частей.. Договариваются об одном варианте и предлагают классу. Озаглавливание текста. Дети читают самостоятельно (про себя) текст, подбирают заглавие. Высказывают своё мнение соседу, выслушивают его ответ. | Выполнение упражнений | 07.10. – 11.10. | |
29. | Имена собственные. Имена, отчества и фамилии. Профессии людей. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
30. | Р/р. Работа с деформированным текстом. Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей. | 1 | Урок развития речи | Составление текста | |||
31. | Анализ работы по развитию речи. Имена собственные: имя, отчество, фамилия. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Образные сравнения в тексте | 14.10. – 18.10. | |
32. | Прописная буква в именах собственных: клички животных. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
33. | Прописная буква в именах собственных: названиях улиц, сел, городов, деревень, рек и морей. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
34. | Имена собственные: географические названия. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
35. | Расположение имен собственных по алфавиту. Знак препинания «кавычки». | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Использование кавычек | ||
36. | Имена собственные. Обобщение материала. | 1 | Обобщ. | Выполнение упражнений | |||
Твердые и мягкие согласные звуки – 12 часов | |||||||
37. | Обозначение мягкости согласных звуков ь, буквами и, е, ё, ю, я. | 1 | Комб. | Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости- твёрдости. Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Пользоваться транскрипцией для условного обозначения на письме твёрдости или мягкости согласного звука. Контролировать способы обозначения мягкости согласных звуков при записи слов, корректировать по ходу записи или после неё. Находить и исправлять ошибки на обозначение мягкости согласных звуков в данных словах. Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Наблюдать за произношением согласных звуков перед звуком [й]. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Читать и объяснять смысл пословиц. При работе в паре договариваться, кто будет приводить примеры первым, обосновывать своё мнение, слушать, оценивать друг друга. Понимать важность проявления чувства доброты, важность Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; нахождение в тексте образных сравнений; работа с загадками. Работа в паре. Подбор слов, в которых есть мягкие согласные звуки. Один ученик называет слова, доказывает своё мнение, затем учащиеся меняются ролями. - Распределение слов в 2 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 2 группы. Принимают | Выполнение упражнений | 21.10. – 25.10. | |
38. | Мягкий знак в конце слова. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
39. | Р/р. Обучающее сочинение по теме: «Мои друзья» | 1 | Урок развития речи | Сочи-нение | |||
40. | Анализ сочинения. Правописание слов с ь на конце. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
41. | Мягкий знак в середине слова. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 28.10. – 01.11. | ||
42. | Правописание слов с ь в середине. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
43. | Мягкий согласный звук перед мягким согласным звуком. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
44. | Слова с буквами е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
45. | Буквы е, ё, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
46. | Случаи, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Элементы транскрипции | 11.11. – 15.11. | |
47. | Обозначение йотированными буквами два звука. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
48. | Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков и мягкости согласного. | 1 | Комб. | Словарный диктант | |||
Разделительные ь и ъ – 7 часов | |||||||
49. | Р/р. Обучающее изложение по готовым вопросам. | 1 | Урок развития речи | Наблюдать, что (какие буквы) разделяют ь и ъ. Слушать и наблюдать, есть ли звук [й'] в словах. Осуществлять контроль своих действий при записи слов, в которых требуется вставить ь или ъ, вносить необходимую коррекцию в ходе записи или после неё. Записывать звуками слова (с использованием транскрипции). Объяснять значение слова в контексте. При работе в паре слушать мнение товарища, договариваться о совместном Проявлять положительные личностные качества человека Развитие речи: работа с загадками; объяснение значений слов в контексте; со- Работа в паре. Совместное составление пословиц. Распределение слов в 3 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 3 группы. Принимают решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу. | Изло-жение | ||
50. | Анализ изложения. Функции разделительных ь и ъ. Что разделяют ь и ъ | 1 | Получение новых знании | Выполнение упражнений | |||
51. | Отличие ь от разделительного ъ. Образование слов с ъ при помощи приставок. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 18.11. – 22.11. | ||
52. | Правописание слов с разделительными ь и ъ. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
53. | Правописание слов с разделительными ь и ъ. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
54. | Контрольный диктант № 2 по теме: «Имена собственные. Твердые и мягкие согласные» | 1 | Контр | Конт-рольный диктант | |||
55. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | Обобщ. | Выполнение упражнений | |||
Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн – 6 часов | |||||||
56. | Шипящие согласные ж, ш. правописание сочетаний жи-ши. | 1 | Комб. | Правильно произносить шипящие согласные звуки. Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу=-щу и их обозначение буквами. Формулировать вывод относительно правописания слов с этими сочетаниями. Контролировать грамотное написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в практической деятельности, корректировать свои действия по ходу записи или после неё. Наблюдать за написанием сочетаний чк, чн, щн. Подбирать заглавие к стихотворному тексту. Составлять небольшой рассказ с заданными предложениями. Анализировать и подбирать фразеологизмы по данному значению. При работе в паре договариваться, кто будет приводить примеры первым, Осознавать важность положительных личностных качеств Развитие речи: работа с загадками; озаглавливание стихотворного текста; нахождение рифмы в стихотворении; составление предложений из заданных слов, составление из этих предложений рассказа, озаглавливание рассказа; подбор фразеологизма по данному значению. Работа в паре: объяснение друг другу орфограмм в словах с пропущенными буквами. | Выполнение упражнений | 25.11. –29.11. | |
57. | Правописание сочетаний жи-ши. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
58. | Шипящие согласные ч, щ. правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
59. | Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
60. | Шипящие согласные ч, щ. Правописание сочетаний чк, чн, нщ. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
II ТРИМЕСТР | |||||||
61. | Правописание сочетаний чк, чн, нщ. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Фразеологичес-кие сочетания | ||
Текст – 7 часов | |||||||
62. | Текст. Признаки текста | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за признаками текста. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Составлять текст из деформированных предложений. Находить части текста (абзацы). Выбирать заголовок к тексту из предложенных. Составлять небольшой текст по вопросам и опорным словам. При работе в паре договариваться, кто будет говорить первым, контролиро- Понимать роль личностных человеческих качеств в жизни. Работа в паре. Самостоятельное обозначение границ предложения. Обмен тетрадями, проверка, согласование. Выбор заголовка из предложенных. | Выполнение упражнений | 02.12. – 06.12. | |
63. | Деление текста на предложения. Смысловое единство предложений в тексте. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Диалог, монолог | ||
64. | Части текста. Абзац. Красная строка. Выражение в тексте законченной мысли. | 1 | Комб. | Словарный диктант | Абзац. Красная строка | ||
65. | Монолог. Диалог. Практическая работа № 5 «Овладение диалогической формой речи по теме: «Спортивные достижения» в преддверии Олимпиады-2014 года». | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
66. | План текста. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 09.12. – 13.12. | ||
67. | Упражнения в составлении плана текста. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
68. | Р/р. Обучающее сочинение по серии картинок на тему «Почему огурцы бывают с пупырышками». (Упр. 194) | 1 | Урок развития речи | Сочи-нение | |||
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения – 5 часов | |||||||
69. | Анализ сочинений. Понятие о предложениях, разных по цели высказывания. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься эти предложения. Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации, осуществлять контроль своих действий. Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передаётся различная интонация. Находить описание в тексте. Находить слова с переносным значением, объяснять их смысл в контексте. Объяснять значение фразеологизмов. При работе в паре договариваться, кто будет говорить первым, слушать, Осознавать важность становления в человеке положительных качеств. Развитие речи: нахождение описания в тексте; сравнение разных описаний; нахождение в тексте слов с переносным значением; объяснение значений фразеологизмов. Работа в паре: чтение по очереди друг другу предложений с разной интонацией | Выполнение упражнений | Переносное значение слов | |
70. | Предложения, различающиеся по интонации. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
71. | Точка, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения. Практическая работа № 6 «Учимся писать записки» | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 16.12 – 20.12. | ||
72. | Контрольный диктант № 3 по линии администрации за I полугодие | 1 | Контр | Конт-рольный диктант | |||
73. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | Обобщ. | Выполнение упражнений | |||
Имя существительное – 5 часов | |||||||
74 | Признаки имени существительного как части речи. Значение, употребление в речи. | 1 | Получение новых знаний | Различать предмет и слово, называющее предмет. Соотносить терминологию (имя существительное) с признаками части речи (понимание, без заучивания). Объяснять, почему имена собственные являются существительными. Наблюдать за словами, обозначающими одушевлённые и неодушевлённые предметы. Определять имена существительные одушевленные и неодушевлённые. Находить в тексте имена существительные, обозначающие явления природы, события. Подбирать антонимы к имени существительному. Составлять и записывать ответы на вопросы по теме.
Работа в паре: распределение имён существительных в 3 группы. Дети читают слова, предлагают друг другу обоснования для распределения их в 3 группы. Принимают решение, распределяют. Взаимооценка. Представление выполненной работы классу | Выполнение упражнений | ||
75. | Отработка практических навыков в написании и определении имен существительных. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
76. | Имена собственные – существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Практическая работа № 7 «Овладение основными умениями ведения разговора» | 1 | Получение новых знаний | Выполнение упражнений | 23.12. – 27.12. | ||
77. | Существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Получение новых знаний | Выполнение упражнений | |||
78.. | Имена существительные: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
Число имен существительных – 5 часов | |||||||
79. | Понятие о числе имени существительного (обозначает один или несколько предметов). Изменение имен существительных по числам. Практическая работа № 8 «Как пишут телеграммы?» | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за употреблением в речи имён существительных: могут обозначать один или несколько предметов. Находить в тексте формы единственного и множественного числа имени существительного. Наблюдать за словами я, он, мы и другими как за словами, замещающими имена. Составлять предложения с именами существительными в форме единственного и множественного числа. Наблюдать за жанром литературной речи - сказкой. При работе в паре договариваться, кто говорит первым, слушать товарища. Развитие речи: работа с загадками; составление предложений с именами существительными в форме единственного и множественного числа; наблюдение жанра литературной речи - сказки; объяснение значений фразеологизмов. | Выполнение упражнений | Части речи; деление частей речи на самостоятель-ные и служебные | |
80. | Изменение имен существительных по числам. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
81. | Изменение имен существительных по числам. Подбор имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 13.01. – 17.01. | ||
82. | Р/р Обучающее изложение по зрительно воспринимаемому тексту. | 1 | Урок развития речи | Изло-жение | |||
83. | Анализ изложения. Местоимение как часть речи, употребляемая «вместо имен». | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Местоимения | ||
Род имен существительных – 3 часа | |||||||
84. | Проверочная работа на выявление умения группировать имена существительные по формам единственного и множественного числа. Понятие о роде имени существительного – мужском, женском, среднем. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за употреблением в речи имён существительных: могут быть женского, мужского и среднего рода. Определять род имени существительного. Образовывать и записывать имена существительные разного рода, контролировать свои действия при записи. Находить в тексте имена существительные женского, мужского и среднего рода. Анализировать и распределять в группы имена существительные по признакам. Читать и объяснять смысл пословиц. Объяснять значение фразеологизмов. Проявлять положительные личностные качества Развитие речи: составление предложений с именами существительными в форме | Проверочная работа | ||
85. | Определение рода имени существительного. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Устойчивые сочетания слов | ||
86. | Определение рода имени существительного. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
Глагол – 6 часов | |||||||
87. | Признаки глагола как части речи. Значение, употребление в речи. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? что сделала? и др. Подбирать к именам существительным глаголы. Устанавливать связь глагола с существительным. Наблюдать изменение глаголов в речи по числам. При работе в паре договариваться, кто говорит первым, слушать товарища. Осознавать значимость положительных качеств человека Развитие речи: нахождение образных сравнений в загадках, стихотворениях; составление предложений с глаголами; выяснение значения устаревших слов; подбор глагола к фразеологизму по заданному значению. | Выполнение упражнений | 20.01. – 24.01. | |
88. | Распознавание глаголов по вопросам. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
89. | Распознавание глаголов в речи. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
90. | Отработка практических навыков в написании и определении глаголов. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
91. | Изменение глагола по числам. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
92. | Изменение глагола по числам. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Архаизмы | ||
Звонкие и глухие согласные звуки – 3 часа | |||||||
93. | Р/р Обучающее сочинение на тему: «За что любят зимушку» | 1 | Урок развития речи | Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Подбирать рифму, опираясь на сходство звучания концовок слов. Наблюдать за жанром речи - загадкой (содержит признаки предмета-отгадки) Развитие речи: подбор рифмы; работа с загадками (отгадка по признакам) | Сочи-нение | 27.01. – 31.01. | |
94. | Анализ сочинения. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные звонкие и глухие согласные. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
95. | Распознавание звонких и глухих согласных. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
Парные согласные звуки в конце слова – 7 часов | |||||||
96. | Оглушение парных звонких согласных в конце слова. Расхождение в произношении и написании парных звонких согласных и совпадение в произношении и написании парных глухих согласных. | 1 | Получение новых знаний | Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова. Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными. Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук в конце слова. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать слова с парными согласными звуками в конце слова. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова, подбора однокоренных слов. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в конце слова и в объяснении правописания этих слов. Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученную орфограмму. Составлять предложения с заданными словами. При работе в паре договариваться, кто говорит первым? слушать товарища, Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи - загадкой; составле- Работа в паре. Подбор слов с парными согласными звуками в конце слова. Подбор проверочных слов. Распределение слов в 2 столбика. Дети распределяют между собой слова для проверки, самостоятельно находят проверочное слово к своим словам, затем рассказывают товарищу. | Выполнение упражнений | 03.02. – 07.02. | |
97. | Обозначение парных согласных звуков на письме (правило). Проверочные и проверяемые слова. Согласные звуки [б], [п]. | 1 | Комб. | Словарный диктант | |||
98. | Согласные звуки [б], [п], [д], [т]. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
99. | Правописание слов с парными согласными на конце. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
100 | Правописание слов с парными согласными на конце. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
101 | Контрольный диктант № 4 по теме: «Парные согласные на конце слова». | 1 | Контр | Конт-рольный диктант | |||
102 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | Обобщ. | Выполнение упражнений | |||
Имя прилагательное – 12 часов | |||||||
103 | Признаки имен прилагательных, значение, употребление в речи. | 1 | Получение новых знаний | Различать признак и слово, называющее признак предмета. Соотносить терминологию (имя прилагательное) с признаками части речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. Образовывать имена прилагательные от имён существительных и глаголов. Распределять слова в группы по признакам (имя существительное, глагол, имя прилагательное). Подбирать имена прилагательные - синонимы, имена прилагательные - антонимы. Составлять предложения с именами прилагательными. Находить в тексте слова с переносным значением. Подбирать заголовок к стихотворному тексту. Наблюдать за жанром литературной речи - стихотворением. При работе в паре договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, Проявлять понимание на уровне своего восприятия слова счастье Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; наблюдение за Работа в паре: распределение слов в 3 группы, подбор примеров. Учащиеся са- | Выполнение упражнений | 10.02. – 14.02. | |
104 | Отработка практических навыков в написании и определении имен прилагательных. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
105 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Словосочетания. Род и число имени прилагательного. | 1 | Получение новых знаний | Выполнение упражнений | Словосочетание | ||
106 | Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану | 1 | Урок развития речи | Изло-жение | 17.02. – 21.02. | ||
107 | Анализ изложения. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
108 | Согласование имен прилагательных с именами существительными. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Переносное значение имён прилагательных | ||
109 | Имена прилагательные – антонимы. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Антонимы | ||
110 | Имена прилагательные – синонимы. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Синонимы | ||
111 | Образование имен прилагательных от имен существительных. Согласные звуки [г], [к]. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 24.02. – 28.02. | ||
112 | Образование имен прилагательных от имен существительных. Согласные звуки [ж], [ш] [з] [с]. | 1 | Комб. | Словарный диктант | Диалог | ||
113 | Образование имен прилагательных от имен существительных и глаголов. Согласные [в], [ф]. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
III ТРИМЕСТР | |||||||
114 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Упражнение в правописании парных согласных на конце слов. | 1 | Обобщ. | Выполнение упражнений | Приём сравнения в поэтическом тексте |
| |
Изменение имен прилагательных по родам – 4 часа | |||||||
115 | Определение рода имени прилагательного по имени существительному. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за ролью прилагательных в речи. Определять род имени прилагательного по роду имени существительного. Выделять родовые окончания имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные от имён существительных. Составлять словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Подбирать имена прилагательные к именам существительным. Составлять предложения с именами прилагательными разного рода. При работе в паре договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; работа со слово- составление предложений с прилагательными разного рода; подбор прилагательных разного рода с использованием рисунка. . Работа в паре. Распределение слов в 2 столбика. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом рассказывают друг другу, какие слова отнесли бы они к среднему роду, какие - к женскому. Принимают решение, распределяют, записывают, сверяясь с учебником. Оценивают свою работу и работу товарища. Подбор прилагательных заданного рода. | Выполнение упражнений | ||
116 | Родовые окончания имен прилагательных. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 03.03. – 07.03. | ||
117 | Образование имен прилагательных разного рода от имени существительного. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
118 | Словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Практическая работа № 9 «Классификация слов, написание которых можно объяснить изученными правилами". | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
Изменение имен прилагательных по числам – 4 часа | |||||||
119 | Изменение имени прилагательного по числам. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за ролью прилагательных в речи. Определять число имени прилагательного по числу имени существительного. Определять род имени прилагательного в единственном числе по роду имени существительного. Выделять окончания имени прилагательного во множественном числе. Составлять словосочетания имени прилагательного с именем существительным по заданным грамматическим признакам. Наблюдать за жанром литературного языка - загадкой Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; работа со слово- | Выполнение упражнений | ||
120 | Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
121 | Определение числа имени прилагательного. Определение рода имени прилагательного. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 10.03. – 14.03. | ||
122 | Р/р Обучающее сочинение по серии картинок | 1 | Урок развития речи | Сочи-нение | |||
Корень слова. Однокоренные слова – 5 часов | |||||||
123 | Анализ сочинения. Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень – общая часть родственных слов. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за признаками однокоренных слов. Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова. Анализировать группы слов, называть лишнее слово, не являющееся однокоренным. Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов. Соотносить однокоренные слова с определёнными частями речи. Подбирать однокоренные слова к именам существительным. При работе в парах договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, Понимать и проявлять любовь к матери, близким людям; осознавать, что негативные настроения и чувства неблагоприятны для развития человека. Развитие речи: подбор однокоренных прилагательных к существительным и на- Работа в паре: распределение слов в 2- 3 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 2 – 3 группы. Принимают решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу. | Выполнение упражнений | ||
124 | Чередование согласных звуков в корне слова. Нахождение корня в слове. | 1 | Получение новых знаний | Выполнение упражнений | |||
125 | Упражнение в распознавании однокоренных слов. Практическая работа № 10 «Формирование орфографической зоркости, Использование орфографического словаря» | 1 | Комб. | Словарный диктант | |||
Выполнение упражнений | 17.03 - 21.03 | ||||||
126 | Подбор однокоренных слов к именам существительным, именам прилагательным, глаголам. Нахождение корня в слове. | 1 | Комб. | ||||
127 | Нахождение корня в слове. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
Предлоги – 3 часа | |||||||
128 | Предлог как часть речи. Роль в речи, употребление. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за работой предлогов в речи. Отличать предлог от приставки. Вставлять в предложения предлоги по смыслу. Накапливать опыт в раздельном написании предлогов со словами. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на раздельное написание предлогов со словами. Определять части речи в предложении. Читать пословицы и объяснять их смысл. При работе в малой группе договариваться об очерёдности выступлений; слушать Понимать важность труда в жизни каждого человека, его пользу для всех людей Развитие речи: составление предложений с предлогами; наблюдение за жанром литературной речи - рассказом; составление окончания рассказа; объяснение смысла пословиц. | Выполнение упражнений | ||
129 | Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
130 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Устойчивые сочетания слов | ||
Изменение имен существительных по вопросам – 5 часов | |||||||
131 | Связь имени существительного с другими словами в предложении. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за смысловой связью имени существительного с другими словами в предложении. Формулировать вывод об изменении имени существительного. Наблюдать, на какие вопросы отвечает имя существительное. Ставить вопросы к имени существительному от слова, к которому оно относится. Выделять окончания имён существительных при их изменении. Составлять предложения с именами существительными, чтобы они отвечали на заданные вопросы. Составлять словосочетания различной конструкции. Читать пословицы и объяснять их смысл. Пользоваться толковым словарём (с помощью учителя, с товарищем, самостоятельно). Объяснять значение авторских сравнений. Осознавать важность воспитания в себе положительных личностных качеств и черт характера. Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи - сказкой; озаглавли-вание текста; составление предложений с данным словом, чтобы оно отвечало на | Выполнение упражнений | 31.03 - 04.04 | |
132 | Вопросы, на которые может отвечать имя существительное: кто? кого? кому? кем? о ком? что? чего? чему? чем? о чём? | 1 | Получение новых знаний | Словарный диктант | |||
133 | Окончания имен существительных. Толковый словарь. Проверочная работа на выявление умения составить словосочетание. | 1 | Комб. | Прове- рочная работа | Образное сравнение | ||
Конт-рольный диктант | |||||||
134 | Контрольный диктант № 5 по темам: «Однокоренные слова», «Предлоги» | 1 | Контр. | ||||
135 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | Обобщ. | Выполнение упражнений | |||
Настоящее и прошедшее время глагола – 8 часов | |||||||
136 | Изменение глагола по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за глаголами в речи. Формулировать вывод на основе наблюдений об изменении глаголов по временам. Называть признаки настоящего и прошедшего времени глаголов. Определять время глаголов. Подбирать к глаголам однокоренные глаголы разного времени однокоренные имена существительные. Подбирать к именам прилагательным однокоренные имена существительные и глаголы. .. Наблюдать за согласованием имён прилагательных и имен существительных. Изменять данные глаголы с установкой изменения времени глагола. - Находить и объяснять значение авторских сравнений. При работе в паре договариваться, кто говорит первым, слушать товарища и оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнения. Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи - стихотворением, нахождение и объяснение значения авторских сравнений, старинных (устаревших) времени. Работа в паре. Подбор примеров по обозначенным признакам. Подбор однокоренных слов к данным словам. Один ученик читает слово, другой | Выполнение упражнений | 07.04. – 11.04. | |
137 | Определение времени глагола. Практическая работа № 11 «Учимся писать письма» | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
138 | Определение времени глагола. Подбор к глаголам однокоренных глаголов разного времени. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
139 | Р/р. Обучающее изложение по тексту, воспринимаемому на слух, по коллективно составленному плану | 1 | Урок развития речи | Изло- жение | |||
140 | Анализ изложения. Упражнение в образовании и определении времени глагола. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | Архаизмы. Образные сравнения | ||
141 | Определение времени глагола. Подбор к глаголам однокоренных существительных. Практическая работа № 12 «Фонетический анализ слова по предложенному алгоритму» | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
142 | Определение времени глагола. Подбор к прилагательным однокоренных существительных и глаголов. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
143 | Упражнение в образовании и определении времени глагола. Проверочная работа на выявление умения находить части речи. | 1 | Комб. | Прове- рочная работа | Образные сравнения | ||
Безударные гласные в корне слова – 12 часов | |||||||
144 | Необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова. Совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за безударными гласными в корне слова. Анализировать произношение и написание слов с безударными гласными. Наблюдать совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков. Формулировать правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова. Осознавать принцип действия про верки - постановка безударного звука в ударную позицию. Различать проверяемое и проверочное слова. Подбирать проверочные слова к проверяемым. Отличать проверку безударного гласного звука путём изменения слова (формы слова) и путём подбора однокоренных слов. Изменять число имён существительных для подбора проверочного слова. Изменять время глаголов для подбора проверочного слова. Пользоваться орфографическим словарём. Приобретать навык правописания безударных гласных в корне слова. Находить и исправлять ошибки в данных словах предложениях, тексте на изученную орфограмму. Осуществлять контроль своих действий при письме при обозначении безударных гласных звуков в корне слова вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Читать пословицы, поговорки и объяснять их смысл. Читать выразительно стихотворения. Подбирать синонимы к слову из предложенных. При работе в паре договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и При работе в малой группе договариваться об очерёдности высказываний; слушать Осознавать понятие «дружба», понимать важность умения дружить Развитие речи: выделение в тексте его частей, их озаглавливание; работа с по- Работа в паре: упражнение на вставку пропущенных букв. Дети самостоятельно Работа в малой группе (3 – 4 человека): распределение слов в 2 группы по признакам, которые необходимо определить. | Выполнение упражнений | 14.04 - 18.04 | |
145 | Определение ударного и безударного гласного звука в словах. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
146 | Правило проверки безударных гласных звуков в корне слова (проверка ударением). | 1 | Получение новых знаний | Словарный диктант | 21.04. – 25.04. 28.04 - 30.04 | ||
147 | Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
148 | Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. Проверочные и проверяемые слова. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
149 | Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
150 | Непроверяемые безударные гласные звуки в словах. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
151 | Непроверяемые безударные гласные звуки в словах. Орфографический словарик. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
152 | Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
153 | Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
154 | Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 05.05. – 08.05. | ||
155 | Р/р. Обучающее сочинение по теме: «Весна-Красна» | 1 | Урок развития речи | Сочине-ние | |||
Будущее время глагола – 7 часов | |||||||
156 | Анализ сочинения. Вопросы глаголов будущего (сложного) времени. Определение времени глагола. | 1 | Получение новых знаний | Наблюдать за глаголами в речи. Образовывать глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. Составлять словосочетания с глаголами в будущем, .прошедшем и настоящем времени. Подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных звуков путём изменения времени глагола. Сравнивать слова и распределять их в группы по определённым признакам. Составлять предложения с глаголами в будущем времени. Находить синонимы в тексте. Находить и объяснять значение авторских образных сравнений. договариваться об очерёдности высказываний; слушать членов группы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи - стихотворением; Работа в паре: подбор глаголов в форме заданного времени. Работа в малой группе (3 – 4 человека): распределение слов в 2 группы по признакам, которые необходимо определить | Выполнение упражнений | ||
157 | Образование глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени. Повторение изученного во 2 классе. Орфограммы. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
158 | Контрольный диктант № 6 по линии администрации за II полугодие. | 1 | Контр. | Конт-рольный диктант | 12.05. – 16.05. | ||
159 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | Обобщ. | Выполнение упражнений | |||
160 | Составление словосочетаний с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
161 | Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных звуков путем изменения времени глагола. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
162 | Подбор к имени существительному однокоренных глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
Речь – 8 часов | |||||||
163 | Речь устная и письменная. Стили речи. Разговорная, деловая, научная, художественная речь. | 1 | Комб. | Узнавать говорение и слушание как виды устного общения. Накапливать практический опыт в уместном употреблении языковых и неязыковых средств устного общения: интонации, громкости, темпа, тона, жестов, мимики. Сравнивать и выявлять особенности различных стилей речи. Различать диалог, монолог. Анализировать данный план текста, корректировать его при необходимости, составлять план по имеющемуся началу. Восстанавливать деформированные предложения и небольшой текст. Составлять предложения на заданную тему по рисунку, плану, опорным словам. Подбирать заголовок к тексту из предложенных. Наблюдать за эпитетами, образными сравнениями, образными оборотами речи, находить их в речи. Соблюдать требования культуры речи, этических норм, этикетных форм в зависимости от ситуации общения и её участников. Анализировать авторские чувства в стихотворном тексте. Находить слова, употреблённые в прямом и переносном значении. Определять значение слова по толковому словарю. При работе в паре договариваться, кто говорит первым; слушать товарища; высказывать и обосновывать своё мнение, представлять его классу. Понимать и проявлять положительные личностные качества: трудолюбие, готовность к учению; любовь к животным и заботу о них; доброе и ласковое обращение к близким. Работа в паре: расположение плана рассказа в нужной последовательности. Дети читают самостоятельно текст. Читают план к нему. Затем вместе восстанавливают последовательность деформированного плана, представляют свое решению классу. | Выполнение упражнений | 19.05. – 23.05. | |
164 | Научно-деловое описание как сообщение точных сведений. Художественная речь как способ передачи чувств, настроения человека. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
165 | Проверочная работа на выявление умения находить границы предложения. Диалог и монолог. Текст. План текста. | 1 | Комб. | Прове- рочная работа | |||
166 | Эпитеты, образные сравнения – «помощники» художественной речи. Образные обороты речи. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
167 | Правила этикета (обращение, отклик, приветствие, прощание, просьба и пр.) | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | |||
168 | Типы текстов. Повествование как тип речи, его признаки. Описание как тип речи, его признаки. | 1 | Комб. | Выполнение упражнений | 26.05 – 30.05. | ||
169 | Жанры литературной речи: рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, пословица, поговорка и т.д. | 1 | Урок-игра | ||||
170 | Повторение изученного во 2 классе. «Удивительный мир языка». | 1 | Урок-игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...
Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...