Изменение имен существительных по числам»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели: - знакомство с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;
- совершенствование умения изменять имена существительные по числам;
- развитие орфографической зоркости, памяти, мышления;
- воспитание аккуратности, любви к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_imyon_sushchestvitelnykh_po_chislam._4_kl.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 города Белово»
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Изменение имен существительных по числам»
Подготовила:
учитель начальных классов
Шубникова Ирина Михайловна
Тема: Изменение имен существительных по числам.
Цели: - знакомство с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;
- совершенствование умения изменять имена существительные по числам;
- развитие орфографической зоркости, памяти, мышления;
- воспитание аккуратности, любви к родному языку.
Ход урока:
1.Орг. момент, настрой на урок.
Учитель: Я хочу вам привести пример из жизни. Послушайте внимательно.
- Одна девочка оставила записку маме и написало следующее: « Мама, я пошла примирять платье». Когда девочка вернулась, мама спросила: «С кем поссорилось твое платье».
- Почему так спросила мама? Какую ошибку допустила девочка? (надо примерять, от слова примерка)
- Почему так произошло? (девочка не учила русский язык).
- Этот случай подтверждает, что знания по русскому языку очень важны и необходимы. Поэтому, я думаю, и с сегодняшнего урока вы унесете багаж знаний, который вам пригодиться в жизни.
2. Минутка чистописания.
Гимнастика для пальцев
Прописать соединение Пп.
- Какие словарные слова на буквы п вы знаете? (ответы детей).
- Пропишите 3 раза, красиво то слово, которое захотите. (Учитель проходит, смотрит.
3. Словарная работа.
- А какие слова мы называем словарными? (Слова - правописание, которых мы не можем проверить)
- На дом вам было задано повторить словарные слова.
Учитель называет пары слов, ученики устанавливают логические связи и пытаются запомнить. Затем учитель называет одно слово из пары, второе записывают дети (подчеркнутое).
Черный – желтый
Класс-ученик
Мебель - кровать
Воскресенье – понедельник
Ужин – завтрак
Москва – Россия
Взаимопроверка по образцу.
Пока класс выполняет словарную работу, 2 человека работают индивидуально по карточкам у доски.
1 карточка, расставить знаки препинания.
Дедушка сказал сходи Ваня в магазин за хлебом.
2 карточка вставить пропущенные буквы.
Спой Светик не стыдись попросила лиса.
4. Изучение новой темы.
1)На доске записаны крылатые выражения, надо объяснить их смысл.
Держать себя в руках. (Сдержанным, преодолеть гнев, волнение, удерживать нетерпение высказаться)
Положа руку на сердце. (Искренне, правдиво, чистосердечно).
Рукой подать. ( Близко)
Сидеть сложа руки. (Ничего не делать, бездельничать).
- Что у них общего? (повторяется слово рука)
- Это разные слова? (Разная форма одного слова).
- Что у них меняется?
- На какие две группы вы могли бы разделить их? (ед. число, мн.число)
- Вот сегодня мы будем изменять имена существительные по числам.
На доске записаны столбики слов.
- К какой части речи относятся эти слова?
-Какое число у сущ. первого столбика, второго столбика ?
- Какая орфограмма пропущена? Как мы проверяем безударную гласную в корне слова?
- Проверти, изменив форму числа. 1 вариант- 1 столбик. 2 вариант -2 столбик.
Проверка . Было ед.ч. стало множественное и наоборот.
….- п…сьмо …-к..лосья
…-..кно …- сл..ны
…- ч..сла …- др..зды
…- в..дро …- к..ренья
Вывод: имена существительные изменяются по числам.
А какие еще орфограммы мы можем проверить, изменив форму числа?
(Парный согласный на конце слова)
2) На партах карточки, на карточках 3 предложения.
1 ряд выписывает предложение, где сущ. в ед. числе.
2 ряд выписывает предложение, где сущ. во мн. числе.
3 ряд выписывает предложение, где сущ. в ед. и мн. числе.
В предложении найти и подчеркнуть грамматическую основу.
На б..резах пр..сыпаются неугомонные галки.
В лесу зазвенели в..селые г..лоса птиц.
Р..чка скрылась в темной с..неве вечера.
Проверка по образцу.
3) - Я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения Барто « Блинчики»
- Вы послушайте, и скажите,что мальчик взял для теста?
- Давайте, попробуем изменить число.
Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.
Он провел беседу в школе -
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько соды, сколько соли,
Сколько масла нужно брать.
Попробуем изменить число существительных соль и сода. (Не получается)
Вывод: имеют только форму ед.числа.
Продукт, производимый коровой. (Молоко)
Петрушка, укроп, сельдерей – это зелень.
Куй … пока горячо. (Железо)
Очень хочется кушать. (Голод)
Не чего делать, нет настроения. (Скука.)
Этим качеством обладают люди, которые прожили долгую жизнь и могут поделиться опытом. (Мудрость)
В кармане звенит… (мелочь)
(горох, доброта. горе, слава. вермишель, ботва, хвоя)
Вывод: в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме ед.числа.
4) Откройте учебник стр.70 упр.9. Прочитайте стихотворение.
- А приведите свои примеры слов во множественном числе?
Ими топят печь. (Дрова)
С помощью них мы находим массу предметов (Весы).
Два ребенка родившиеся у одной мамы, в один день. (Близнецы).
24 часа. (Сутки)
Украшение. (Бусы.)
Одежда мальчиков.(Брюки.)
(деньги, вилы, наушники, духи, чернила, жмурки, ножницы, сани.)
Вывод: в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме
множественного числа.
- Если вы сомневаетесь в числе существительного, можно проверить по словарю.
5. Закрепление
- Нагнитесь под парту . Что увидели? (Кружки)
- Какого цвета у вас кружок, такую карточку и возьмите.
Желтый:
Найди ошибки в употреблении числа имен существительных, исправь их.
На большой льдинах плывёт собаки. Быстро понесла вода льдину к нашему берегам. У берега были старые бревно. Собаки прыгнула на брёвна и спаслась от беды.
Розовый:
Найди ошибки в употреблении числа имен существительных в выделенных словах, исправь их.
На большой льдинах плывёт собаки. Быстро понесла вода льдину к нашему берегам. У берега были старые бревно. Собаки прыгнула на брёвна и спаслась от беды.
Оранжевый:
Определи число выделенных имен существительных.
На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к нашему берегу. У берега были старые бревно. Собака прыгнула на брёвна и спаслась от беды.
6. Итог урока.
Я называю слово, вы говорите в каком оно числе употреблено и меняете форму числу.
Крыло, клин, смелость, друг, шахматы, жеребята, сыновья.
Так, что мы узнали на уроке?
Д.З. Найти в словаре и записать по 5 слов, которые употребляются только в форме единственного или только в форме множественного числа.
Рефлексия подойти к надписи.( По классу развешаны надписи: Я все понял, я понял, но… , я понял и могу научить товарища, я не понял).
Список использованной литературы
1.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс. Ч.2. – М.: «Просвещение», 2011.
2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал . 4 класс. – М.: «Просвещение», 2011.
3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык в начальной школе. 4 класс. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2011.
4.Серов В.В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М.: «Локид-Пресс», 2005.
5.Российский гуманитарный энциклопедический словарь. – М.: «Владос», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".
Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК – АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Тема: Изменение имен существительных по числам.
Урок нацелен на формирование умения различать единственное и множественное число существительных в английском и русском языках, развитие навыков устной речи и чтения на английском языке....
Изменение имен существительных по числам
Конспект урока по русскому языку -2 класс...
Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по числам"
Урок учит определять число имен существительных. Спланирована работа в парах над решением проблемного момента....
Изменение имен существительных по числам 4 класс
Презентация и конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"...
«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"
Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...
Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс
Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...