Изменение имен существительных по числам 4 класс
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Презентация и конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_imen_sushchestvitelnyh_po_chislam.rar | 80.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4 КЛАСС
УРОК ПРОВЕДЁН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕМА:
“ Изменения имён существительных по числам ”.
ТЕМА: “ Изменение имён существительных по числам ”.
ЦЕЛИ: развивать умение определять число имен существительных; учить правильно употреблять существительные, различающиеся формами числа в русском и белорусском языках; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас.
ХОД УРОКА
1. Вводная часть
- Сегодня мы займемся исследовательской работой, будем рассуждать, доказывать, сравнивать. А вот по какой теме, вам придется определить самим. Урок у нас будет несколько необычным: многие задания вам предложит компьютер , в его трансформировалась наша доска. Но нет уверенности в том, что компьютер не дает сбоев или в его заданиях не окажется ловушек, поэтому будьте внимательными.
- А сейчас, используя опоры, вспомним основные правила, которые необходимо знать, чтобы писать грамотно.
( У каждого ученика опорная схема.)
удивительно - диво |
пло.. – плоды ска..ка – сказочка со..нце - солнышко |
жи , ши ча , ща чу . щу пришил часы щука ужин щавель чудо |
с_крыши – крыша в_доме – дом |
девочка Лена кошка Мурка город Минск |
какой? какие? какого? сухой синие теплого старый красные зеленого |
чн чк удачно дочка |
ь ъ веселье объединить льготы съежился вьюга объяснить деревья |
не_спеши не_съешь |
За, под, про и т. д. подсохла проехал зашёл |
Дети по таблице формулируют привила правописания.
2. Проверка домашнего задания ( упр. 112 )
- Внимание! Включился наш компьютер. Он предлагает нам проверить домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверте, в такой ли последовательности вы вставили пропущенные слова.
рыбка ж. р. осьминог м. р. краб м.р. акула ж. р. |
- Прочитайте словосочетание с существитеьным осьминог.
( Огромный осьминог.)
- Подберите синонимы к прилагательному огромный.
( Большой, громадный. )
- С каким словом можно сгрупировать слово осьминог?
( Со словом краб. )
- Почему?
( Это существительные мужского рода.)
- А еще почему?
( У них согласный на конце слова нужно проверить.)
- Как осуществить эту проверку?
( Звук согласный проверяем, рядом гласный подставляем.)
- Можем ли мы сгрупировать существительные рыбка и акула?
( Да, это существительные женского рода. )
- А по кокому признаку можно сгрупировать все слова о которых мы говорили?
( Все они обозначают животных, обитающих в воде. Обозначают один предмет. Все отвечают на вопрос кто? )
- К каким существительным ставят вопрос кто?
( К именам существительным , обозначающим людей, животных: котенок, краб.)
- Какие существительные отвечают на вопрос что?
(Все остальные существительные отвечают на вопрос что? : стул, парта.)
3. Чистописание
- Молодцы. Компьютер предлагает нам новое задание.
вв во вд вб вы вл вк |
- Вы должны правильно, красиво, аккуратно написать сочетания этих буков.
- Пока вы писали, компьютер педлагает прочитать скороговорку в “ звуковом костюмчике ”.
[ вадавос в ос воду ] [ис вадаправода ] |
- Запишите ее в “буквенной одежке ”. Каждую новую строчку нужно писать с заглавной буквы.
( Ученик пишет на доске с комментированием, остальные дети пишут в тетрадях:
Водовоз вёз воду
Из водопровода
- Подчеркните главные члены предложения. Чем выражено подлежащее?
( Существительным водовоз.)
- Каким словом можно проверить первое безударное о ?
( Словом воду.)
- Объясните правописание второго о .
( Это соединительная гласная слов вода и возить.)
- Как проверить написание согласного на конце слова?
( Изменить слово водовоз – водовозы.)
- Сколько предметов обозначает слово водовоз?
( Один.)
- А слово водовозы?
( Несколько предметов. )
- На что указывает окончание ы?
( На множественное число. )
- Так над какой темой мы сегодня будем работать?
( Над темой “ Число имен существительных ”.)
На доске “ загорается ” название темы урока.
ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ |
4. Исследовательская работа
- А вот и новое задание от компьютера.
1 ВАРИАНТ Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Мяч Буква День Стол Дождь |
2 ВАРИАНТ Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Книги Волосы Мухи Шляпы Неряхи |
- В полученных парах определите род имен существительных.
1 ВАРИАНТ | 2 ВАРИАНТ |
Мяч – мячи м. р. Буква – буквы ж. р. День – дни м. р. Стол – столы м. р. Дождь – дождики м. р. |
Книги – книга ж. р. Волосы – волос м. р. Мухи – муха ж. р. Шляпы – шляпа ж. р. Неряхи – неряха ж. р. |
- А вот так ответили ученики другой школы. Проверьте их ответы. Есть ли ошибки? Какие ошибки сделали ученики другой школы?
( Дети проверяют и исправляют ошибки. 1 вариант: не дождики а дожди. 2 вариант: в слове неряха род не определяется без дополнительного слова ( мальчик неряха, девочка неряха ).)
- Какой вывод можно сделать из этого задания?
ВЫВОД ( делают дети ): если основа слова одинаковая, а окончания разные, то это разные формы одного и того же слова; окончания ы, и указывают на множественное число предметов; существуют слова, которые могут быть и мужского и женского рода.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Мозговой штурм
Группы получают коробки, в которых лежат предметы – ножницы и пакетик с горохом. Их нужно подарить группе-сопернице, при этом правильно употребить форму существительного, называя предмет.
6. Работа с учебником
- Откройте учебники на стр. 66 и прочитайте упражнения 115 и 116. Какое из них можно назвать текстом? Почему?
( Упражнение 116 – это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и объединены общей темой.)
Старинные часы – род не определяется, литое стекло – средний род, башенка – женский род, шестерёнка – женский род. |
- Проверить поможет кампьютер. Какой можно сделать вывод?
( Существительное часы не имеет единственного числа. )
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
7. Редактирование текста
- Вот и снова кампьютер предлогает нам новое задание. Нужно записать текст раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Кто ( по ) ёлкам ловко скачет И взл..тает ( на ) дубы? Кто ( в ) дупле ..рехи прячет, Суш..т на зиму гр..бы? |
- Что это за текст? Отгадайте загадку.Отгадку запишите.
Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? ( Белка. ) |
- Проверьте себя и оцените свою работу.
8. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Как определить число имени существительного?
9. Рефлексия
Адре.., ша..ка, г..зета, овё.., б..лет, ду.., д..рога, ле..,ко..ьба, б..рёза, килогра..м. |
- Кампьютер на прощание хочет нам что-то сказать. Прочитайте слова, втавьте пропущенные буквы, из пропущенных букв сложите слова.
- Что получилось?
СПАСИБО ВСЕМ! |
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по числам"
Урок учит определять число имен существительных. Спланирована работа в парах над решением проблемного момента....
«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"
Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...
Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс
Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...
"Изменение имен существительных по числам", 3 класс.
Изменение имен существительных по числам...
"Изменение имен существительных по числам" Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК "Перспектива")
Урок познакомит учащихся с категорией числа имен существительных; будет способствовать формированию умения образовывать формы числа имен существительных, верно употреблять существит...
Изменение имен существительных по числам, конспект урока во 2 классе
Конспект урока во 2 классе (по программе Занкова) по русскому языку. Изменение имен существительных по числам...