Изменение имен существительных по числам
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Четнева Надежда Владимировна

Конспект урока по русскому языку -2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_sushchestvitelnyh_po_chislam.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Абрамовская СОШ»

Урок русского языка по теме:

Изменение имён существительных

по числам

2 класс

                              Четнева Н.В.

Цель: помочь обучающимся понять, что в русском языке есть имена существительные, которые употребляются в форме только единственного или только множественного числа.

Задачи: 

♦   Закрепить знания об имени существительном как о части

     речи;

♦    Закреплять умение определять число существительных;

♦    Развивать орфографическую зоркость;

      мышление, память и речь учащихся;

♦     Воспитывать аккуратность при письме, умение работать в  

       паре.

Оборудование:

Учебник русского языка 2 класс

Тетрадь.

Карточки с заданием.

Презентация.

Сказки А.С.Пушкина.

Мультимедийная установка.

Словарь С.И.Ожегова

Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Словарная работа.

     (На экране картина с изображением калины)

Уч-ль:  Ребята, как вы думаете, что изображено?

- Это клён, потому что листья резные.

- Нет, это не клён, это рябина, так как красные ягоды.

- Это не дерево,  а кустарник.

- Я догадался, это красная смородина.

Уч-ль: Это, действительно, кустарник, называется калина.

     (На экране появляется слово «к…лина»)

            Какую букву надо вставить в слово?

- Букву «а», потому что неудобно говорить- колина.

Уч-ль: Да, ребята, в этом слове пишется буква «а».(На  экране появляется буква «а»)

            Запишите это слово с большой буквы на новой строке, выделите букву,

            которую надо запомнить. Давайте узнаем, что такое «калина». (На экране

            лексическое значение слова «калина». Дети читают).

            Дома подготовьте сообщение о том, какую пользу или вред приносят

            здоровью ягоды калины.

            (К доске вызвать ученика, для выполнения заданий с новым словом. На  

            экране дан перечень заданий, учитель может детям предложить разные  

            варианты:

 Поставьте в слове ударение.

 Разделите его для переноса.

 Запишите транскрипцию слова.

 Составьте  словосочетание с новым словом.

 Придумайте  предложение  со словом калина. )

   Уч-ль:   Запишите, пожалуйста, моё предложение:

            У ручья с калины облетает цвет.

3. Повторение пройденного и формулировка темы урока.

Уч-ль: Ребята, посмотрите на слайд. (На экране опорные слова, по которым дети

            проговаривают все правила, касающиеся существительных

Существительное

Кто? Что?

Одушевленные, неодушевленные

Собственные, нарицательные

Число   )

            Что вы можете сказать о существительных?

- Существительные обозначают предметы, отвечают на вопросы –Кто? Что?, бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, могут стоять в единственном и множественном числе.

- Надо сказать, что существительное-это часть речи.

Уч-ль: Молодцы! А чем сегодня будем заниматься на уроке, кто догадался?

- Мы будем изучать что-то новое.

- Может быть, дальше будем работать с существительными?

Уч-ль: Глядя на экран, не возникает у вас вопросов ко мне?

- Да, зачем ромбики?

- Почему слово «число» выделено красным цветом?

- И слова «имя существительное» тоже красным цветом.

Уч-ль: Ромбики для того, чтобы отделить одну информацию от другой и так

            красивее.

- Наверное, сегодня будем что-то ещё узнавать про число имён существительных.

Уч-ль: Верно, тема сегодняшнего урока: Изменение существительных по числам.

            ( Слайд со словами, которые стоят в форме единственного и множественного

             числа, около каждого слова вставила картинку с изображением этого предмета:

          ведро, сани, ножницы, мука, молоко, ручка, ворота,  сахар)

 Уч-ль:   Дети, прочитайте слова и разделите их на две группы.

- Надо в одну группу отнести слова одушевлённые и неодушевлённые.

- Да, слова, отвечающие на вопрос- кто? и на вопрос -что?  

- Нет, здесь нет одушевлённых существительных. Надо разделить так: единственное и множественное число.

Уч-ль: Умнички! Разделите, зачитайте слова каждой группы.  

         ( Слайд с группировкой слов для проверки)

           А теперь запишите в  тетрадь существительные, которые стоят в форме единственного числа.

4 Новый материал.

 Уч-ль:  Ребята, что можете предложить сделать с этими словами?

- Можно поставить их во множественное число.

Уч-ль: Давайте это и сделаем. (На экране столбик слов, стоящих в единственном

           числе: ведро, мука, молоко, ручка, сахар. Далее дети образуют от этих слов

          форму множественного числа и приходят к выводу, что не от всех

          существительных такую форму можно образовать. Когда дети называют форму множественного числа, то на экране это слово появляется.)

- Ведро, обозначает один предмет, а много- вёдра.

Уч-ль: Хорошо, запишите это слово к себе в тетрадь.

- А слово «молоко» так и останется словом «молоко», потому что нельзя сказать «молоки».

Уч-ль: Молодец! Дальше.

-«Ручка»- одна, много- «ручки».

Уч-ль: Есть такое слово? Записываем.

- А слово «мука» вновь так и останется. Одна пачка-это мука, и много пачек- тоже мука.

Уч-ль: Замечательно!

- «Сахар»- «сахарики».

- Нет, «сахар» тоже не изменяется по числам.

Уч-ль: Дети, с чем мы сейчас столкнулись? Какой вывод можно сделать?

- То, что не все существительные могут изменяться по числам.

- Некоторые существительные будут стоять только во множественном числе, а некоторые только в единственном числе.

Уч-ль: Вы меня порадовали. Прочитаем вывод на экране. ( Дети читают вывод)

5. Закрепление нового материала.

Уч-ль: Ребята, вы получили  карточки с заданием,  попробуйте выполнить его.

           Подчеркните  одной чертой слова, которые не изменяются по числам.

           Завтра узнаете оценки за это задание. Если будет много ошибок, то, что будем  делать?

- Будем ещё изучать данную тему.

Уч-ль: Ребята, откройте дневники, запишем домашнее задание.

            Сегодня на экране был рисунок с красивыми санями. Послушайте отрывок

            из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

            « Поделом тебе, старый невежа!

               Впредь тебе, невежа, наука:

               Не садися не в свои сани!»

             Как вы понимаете  слова: не садися не в свои сани ?

- Я думаю, не суйся не в своё дело.

- Нет, старуха стала царицей, она может посадить в свои сани царя. А старик

   простой   человек.

Уч-ль: В какие же сани он должен сесть?

- В простые сани,  в которых ездили крестьяне.

Уч-ль: То есть, каждый человек занимает в обществе своё место.

6. Итог урока.

Уч-ль: Что нового узнали на уроке?

- То, что не все существительные изменяются по числам.

- Слово «калина» пишется с буквой «а».

-  Мы повторяли всё об имени существительном.

Уч-ль: Я довольна вашей работой, молодцы! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК – АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Тема: Изменение имен существительных по числам.

Урок нацелен на формирование умения различать единственное и множественное число существительных в английском и русском языках, развитие навыков устной речи и чтения на английском языке....

Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по числам"

Урок учит определять число имен существительных. Спланирована работа в парах над решением проблемного момента....

Изменение имен существительных по числам 4 класс

Презентация и конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"...

«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"

Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...

Изменение имен существительных по числам»

Цели: - знакомство с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;- совершенствование умения изменять имена существительные по числам;- развитие орфограф...

Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс

Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...