Изменение имен существительных по числам
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку -2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_sushchestvitelnyh_po_chislam.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Абрамовская СОШ»
Урок русского языка по теме:
Изменение имён существительных
по числам
2 класс
Четнева Н.В.
Цель: помочь обучающимся понять, что в русском языке есть имена существительные, которые употребляются в форме только единственного или только множественного числа.
Задачи:
♦ Закрепить знания об имени существительном как о части
речи;
♦ Закреплять умение определять число существительных;
♦ Развивать орфографическую зоркость;
мышление, память и речь учащихся;
♦ Воспитывать аккуратность при письме, умение работать в
паре.
Оборудование:
Учебник русского языка 2 класс
Тетрадь.
Карточки с заданием.
Презентация.
Сказки А.С.Пушкина.
Мультимедийная установка.
Словарь С.И.Ожегова
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Словарная работа.
(На экране картина с изображением калины)
Уч-ль: Ребята, как вы думаете, что изображено?
- Это клён, потому что листья резные.
- Нет, это не клён, это рябина, так как красные ягоды.
- Это не дерево, а кустарник.
- Я догадался, это красная смородина.
Уч-ль: Это, действительно, кустарник, называется калина.
(На экране появляется слово «к…лина»)
Какую букву надо вставить в слово?
- Букву «а», потому что неудобно говорить- колина.
Уч-ль: Да, ребята, в этом слове пишется буква «а».(На экране появляется буква «а»)
Запишите это слово с большой буквы на новой строке, выделите букву,
которую надо запомнить. Давайте узнаем, что такое «калина». (На экране
лексическое значение слова «калина». Дети читают).
Дома подготовьте сообщение о том, какую пользу или вред приносят
здоровью ягоды калины.
(К доске вызвать ученика, для выполнения заданий с новым словом. На
экране дан перечень заданий, учитель может детям предложить разные
варианты:
Поставьте в слове ударение.
Разделите его для переноса.
Запишите транскрипцию слова.
Составьте словосочетание с новым словом.
Придумайте предложение со словом калина. )
Уч-ль: Запишите, пожалуйста, моё предложение:
У ручья с калины облетает цвет.
3. Повторение пройденного и формулировка темы урока.
Уч-ль: Ребята, посмотрите на слайд. (На экране опорные слова, по которым дети
проговаривают все правила, касающиеся существительных
Существительное
Кто? Что?
Одушевленные, неодушевленные
Собственные, нарицательные
Число )
Что вы можете сказать о существительных?
- Существительные обозначают предметы, отвечают на вопросы –Кто? Что?, бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, могут стоять в единственном и множественном числе.
- Надо сказать, что существительное-это часть речи.
Уч-ль: Молодцы! А чем сегодня будем заниматься на уроке, кто догадался?
- Мы будем изучать что-то новое.
- Может быть, дальше будем работать с существительными?
Уч-ль: Глядя на экран, не возникает у вас вопросов ко мне?
- Да, зачем ромбики?
- Почему слово «число» выделено красным цветом?
- И слова «имя существительное» тоже красным цветом.
Уч-ль: Ромбики для того, чтобы отделить одну информацию от другой и так
красивее.
- Наверное, сегодня будем что-то ещё узнавать про число имён существительных.
Уч-ль: Верно, тема сегодняшнего урока: Изменение существительных по числам.
( Слайд со словами, которые стоят в форме единственного и множественного
числа, около каждого слова вставила картинку с изображением этого предмета:
ведро, сани, ножницы, мука, молоко, ручка, ворота, сахар)
Уч-ль: Дети, прочитайте слова и разделите их на две группы.
- Надо в одну группу отнести слова одушевлённые и неодушевлённые.
- Да, слова, отвечающие на вопрос- кто? и на вопрос -что?
- Нет, здесь нет одушевлённых существительных. Надо разделить так: единственное и множественное число.
Уч-ль: Умнички! Разделите, зачитайте слова каждой группы.
( Слайд с группировкой слов для проверки)
А теперь запишите в тетрадь существительные, которые стоят в форме единственного числа.
4 Новый материал.
Уч-ль: Ребята, что можете предложить сделать с этими словами?
- Можно поставить их во множественное число.
Уч-ль: Давайте это и сделаем. (На экране столбик слов, стоящих в единственном
числе: ведро, мука, молоко, ручка, сахар. Далее дети образуют от этих слов
форму множественного числа и приходят к выводу, что не от всех
существительных такую форму можно образовать. Когда дети называют форму множественного числа, то на экране это слово появляется.)
- Ведро, обозначает один предмет, а много- вёдра.
Уч-ль: Хорошо, запишите это слово к себе в тетрадь.
- А слово «молоко» так и останется словом «молоко», потому что нельзя сказать «молоки».
Уч-ль: Молодец! Дальше.
-«Ручка»- одна, много- «ручки».
Уч-ль: Есть такое слово? Записываем.
- А слово «мука» вновь так и останется. Одна пачка-это мука, и много пачек- тоже мука.
Уч-ль: Замечательно!
- «Сахар»- «сахарики».
- Нет, «сахар» тоже не изменяется по числам.
Уч-ль: Дети, с чем мы сейчас столкнулись? Какой вывод можно сделать?
- То, что не все существительные могут изменяться по числам.
- Некоторые существительные будут стоять только во множественном числе, а некоторые только в единственном числе.
Уч-ль: Вы меня порадовали. Прочитаем вывод на экране. ( Дети читают вывод)
5. Закрепление нового материала.
Уч-ль: Ребята, вы получили карточки с заданием, попробуйте выполнить его.
Подчеркните одной чертой слова, которые не изменяются по числам.
Завтра узнаете оценки за это задание. Если будет много ошибок, то, что будем делать?
- Будем ещё изучать данную тему.
Уч-ль: Ребята, откройте дневники, запишем домашнее задание.
Сегодня на экране был рисунок с красивыми санями. Послушайте отрывок
из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
« Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Как вы понимаете слова: не садися не в свои сани ?
- Я думаю, не суйся не в своё дело.
- Нет, старуха стала царицей, она может посадить в свои сани царя. А старик
простой человек.
Уч-ль: В какие же сани он должен сесть?
- В простые сани, в которых ездили крестьяне.
Уч-ль: То есть, каждый человек занимает в обществе своё место.
6. Итог урока.
Уч-ль: Что нового узнали на уроке?
- То, что не все существительные изменяются по числам.
- Слово «калина» пишется с буквой «а».
- Мы повторяли всё об имени существительном.
Уч-ль: Я довольна вашей работой, молодцы! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".
Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК – АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Тема: Изменение имен существительных по числам.
Урок нацелен на формирование умения различать единственное и множественное число существительных в английском и русском языках, развитие навыков устной речи и чтения на английском языке....
Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по числам"
Урок учит определять число имен существительных. Спланирована работа в парах над решением проблемного момента....
Изменение имен существительных по числам 4 класс
Презентация и конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"...
«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"
Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...
Изменение имен существительных по числам»
Цели: - знакомство с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;- совершенствование умения изменять имена существительные по числам;- развитие орфограф...
Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс
Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...