Авторская разработка урока "Родовые окончания имен прилагательных"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Нестеренко Елена Васильевна

Система работы над развитием орфографической зоркости.Обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма -одна из основных задач начального образования. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-Нестеренко Елена Васильевна, учитель начальных классов Ефремкинской СОШ №8- село Ефремкино, республика Хакасия

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка.(Из опыта работы)

Обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма -одна из основных задач начального образования. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе. Уже с первого класса я начинаю работать над развитием орфографической зоркости. Считаю, что прежде всего необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу мне помогают осуществить различные звуковые схемы. Далее- стараюсь научить каждого ученика видеть и узнавать орфограммы. На каждом уроке учу детей самоконтролю, т.е. каждый ученик учится сам контролировать себя во время проверки своей работы. Для развития орфографической зоркости у учащихся на своих уроках я использую различные виды упражнений.

С первого класса веду такую работу, как письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение , произнося каждое слово орфографически. В первом классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем, во 2-4 классах — по слогам, четко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.

Использую письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Такую работу провожу с 1 по 4 класс. Например, перед диктантом, изложением, сочинением выписываю все трудные слова и включаю их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая работа. Дети читают эти слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки.

Часто провожу диктанты, которые способствуют развитию орфографической зоркости. Например, диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта разбираем каждое пропущенное слово, вставляем нужную орфограмму, объясняем ее. Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму. Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной, с непроизносимым согласным, со звонким или глухим согласным и т.д. Все эти диктанты небольшие по объему.

Много работаем по карточкам. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной орфограммой. Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее. Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы.

На каждом уроке веду работу над словами, в которых безударную гласную нельзя проверить, а нужно ее запомнить. Такая работа ведется в игровой форме. Вместо«опасной» буквы ставим красный сигнал светофора. Придумываем различные истории, сказки и объясняем сказочным героям как надо писать, почему именно так, а не иначе.

Очень нравится детям игра, в которую мы играем на 54>оках русского языка «Учитель- Ученик».Дети проверяют друг друга, ищут ошибки, исправляют их, объясняют. Сами оценивают работу и выставляют отметку. С удовольствием дети помогают Буквоежке, который съедает буквы, а потом не может их правильно поставить. Вставляют пропущенную букву, объясняют ее. Очень нравятся мне самой и детям тоже приемы какографии. Их я использую практически на каждом уроке русского языка. Записываю слова , предложения или целый текст, допуская при этом большое количество ошибок на разные правила, и даю какое-либо задание. Но задание дети выполняют только тогда, когда исправят все ошибки. Эта работа очень хорошо способствует развитию орфографической зоркости у учащихся.

Эти и другие упражнения я использую на своих уроках, стремлюсь как можно чаще использовать игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие формы работы, которые непосредственно связаны с темой урока.

Нестеренко Елена Васильевна –учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Разработка урока по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Урок-закрепление по теме "Правописание окончаний имен прилагателных"...