Русский язык "Обстоятельство" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цель данного урока совместно с ребятами закрепить знание об обстоятельстве, как второстепенном члене предложения.Ознакомить с фразеологизмами, выстпающими в рои обстоятельства в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obstoyatelstvo.docx | 26.93 КБ |
obstoyatelstvo.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
16 апреля 2013 г. Учитель: Несина О.В.
Тема урока: Обстоятельство.
Цели:
- Закрепление знаний об обстоятельстве, как второстепенном члене предложения, связанном со сказуемым.
- Ознакомление с фразеологизмами, выступающими в предложении в роли обстоятельств.
Задачи:
- Развивать орфографическую зоркость, речь.
- Отрабатывать умения находить в предложении грамматическую основу и обстоятельства.
- Воспитывать любовь к родному языку, расширять словарный запас обучающихся.
Оборудование:
Карточи для работы в группах
учебник «Русский язык» (изд. Алматыкiтап),
Смайлики, капельки для оценки свей работы на уроке
Презентация по ходу урока
Карточки с основными понятиями о предложении и обстоятельстве для доски
Ход урока
Слайд №1
I. Организационный момент (1-2 мин)
Слайд №2
а) приветствие:
- Здравствуйте!
- В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
- Независимо, как вы произнесёте эти слова, мы желаем здоровья всем окружающим и себе.
2. Повторение
Слайд №3
- Сегодня наш урок мы начнём с того, что вспомним, что мы знаем о предложении.
- Что такое предложение?
- По каким признакам мы даём характеристику предложения?
( По цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения)
- А какие они бывают? (нераспространённые и распространённые)
- Что такое нераспространенное предложение? (Предложения, имеющие только главные члены предложения)
- Какие главные члены предложения вы знаете? (подлежащее и сказуемое)
- Что такое распространенное предложение? (предложения, включающие в себя главные и второстепенные члены предложения)
- Для чего необходимы (нужны) второстепенные члены предложения? (они поясняют главные и другие члены предложения)
- О каких второстепенных членах предложения мы с вами говорили на прошлых уроках?
- Что мы о них знаем?
Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, чья, чьё, чьи, и выражен именем прилагательным, подчёркивается волнистой линией.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Кто догадался, о каком второстепенном члене предложения мы будем говорить сегодня? (обстоятельство)
Какие задачи сегодня на уроке мы должны с вами решить?
ЗНАТЬ УМЕТЬ
(определение) (находить обстоятельства, задавать вопросы)
3. Оформление работы в тетради + минутка чистописания и словарная работа
Слайд №4
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока мы запишем в минутке чистописания ……..
Шестнадцатое апреля
Классная работа
- Какие орфограммы встретились при записи числа и слов классная работа?
Слайд №5
- Минута чистописания
Обстоятельство
- На каждом уроке мы с вами проводим словарную работу и это урок не исключение.
Внимание на экран.
Слайд №6
- Посмотрите на экран и догадайтесь какое слово записано? (библиотека)
Слайд №7
- Что такое библиотека? (книгохранилище)
Слайд №8
- Подберите однокоренные слова (библиотекарь, библиотечный)
- Поставьте во всех записанных словах ударение.
- Для чего нужны библиотеки? (Чтобы мы могли читать и узнавать что-то новое)
- Внимание на экран:
Слайд №9-10
- Прочитайте пословицу:
Испокон века книга растит человека. (издавна, с давних времён)
- Объясните её смысл
- Запишите себе в тетрадь
- Назовите и подчеркните грамматическую основу (подлежащее и сказуемое)
- Какие второстепенные члены предложения встретились в ней?
- Зададим вопрос к ним. Как подчеркнём?
- А как бы вы подчеркнули испокон века?
- Так как мнения разделились ответим на этот вопрос позже.
- Работа над новой темой.
- Прежде чем мы приступим к работе хочу спросить, а что вы знаете об обстоятельствах?
Фиксация ответов детей на доске
- Сегодня в конце урока мы проверим расширились ли наши понятия об этом второстепенном члене предложения.
- Внимание на экран:
Слайд №11-13
Охотник шёл (как? каким образом?) пешком.
- Прочитайте предложение, запишите его себе в тетрадь.
- Обозначьте, подчеркните грамматическую основу.
- Зададим вопрос к оставшемуся второстепенному члену предложения.
- Какой вопрос вы поставили?
- Обратите внимание на смысловую нагрузку этого слова. Что она обозначает? ( то каким образ шёл охотник. Это обстоятельство называется обстоятельством образа действия)
Работа в группах
Задание каждой группе:
Слайд №14-29
На ваших партах на листах напечатаны предложения.
- Спишите. Выполните разбор предложения.
-Поставьте вопрос к второстепенному члену.
- Постарайтесь определить, что он обозначают в предложении.
- Какой частью речи является
1. группа: обстоятельство время действия
Весной (когда?) возвращаются птицы.
С осени (с каких пор?) стояла тишина.
2 группа: место действия
Выползают из-под земли (откуда?) жуки.
В чащу (куда?) спрятался медведь.
3 группа: причины
Серёжа молчал из вежливости (почему?)
4 группа: цель
Туристы остановились на ночлег (зачем?для чего? с какой целью?)
По аналогии все остальные.
-Расширились ли ваши представления об обстоятельстве?
- Что вы узнали ещё?
- Кто сможет сформулировать правило?
- Сравним его с правилом учебника на странице120
- Справились ли мы с одной из задач, поставленных в начале на урока?
- Вернёмся к пословице в минутке чистописания
- Прочитайте их.
- Что это такое? (фразеологизм)
- Что такое ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое словосочетание, имеющее определ. лексич. значение
При выполнении синтаксического разбора фразеологизмы подчёркиваются как единое целое.
Физминутка
Слайд №32
Упражнение по учебнику
Упражнение№ 282, с. 121
- Составить предложения, определить часть речи обстоятельства.
Слайд №33-35
Составить предложение, употребив обстоятельство времени.
6. Итог урока
Слайд №36
- Что такое обстоятельство? (второстепенный член предложения)
- Что обозначает?
место действия (где, куда, откуда)
причину действия (почему)
цель действия (зачем)
каким образом совершается действие (как)
время действия (когда)
- На какие вопросы отвечает?
- Как подчёркивается?
- На партах у вас смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствует насколько хорошо вам понятно всё что касается пройденной темы на уроке.
7. Домашнее задание
Слайд №37
С. 120, правило. Упражнение№280
ГЛАВНЫЕ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СКАЗУЕМОЕ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗНАТЬ УМЕТЬ
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ
-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ
-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАК?
КАКИМ ОБРАЗОМ?
КАКИМ СПОСОБОМ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГДЕ? КУДА?
ОТКУДА?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОГДА?
С КАКИХ ПОР?
ДО КАКИХ ПОР?
КАК ДОЛГО?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЧЕМУ?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАЧЕМ?
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ! HELLO ! GOOD MORNING! АМАНСЫҢ БА? МАЛ ЖАНЫҢ АМАН БА? ПУСТЬ БУДЕТ МИР! Я ТЕБЯ ВИЖУ! ЗДРАВСТВУЙ!
?
Тема урока:: Обстоятельство
Шес т надцатое апреля Кла сс ная р а бота
Минутка чистописания
Б И БЛ ИО ТЕКА
Библиоте́ка (греч « библос » - « книга » и « теке » - « место хранения ») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. Старинная библиотека монастыря в Австрии Одна из библиотек Франции
Подберите однокоренные слова:
библиотекарь библиотечный
Испокон века книга растит человека
Испокон века книга растит человека Проверь себя: сущ. гл. сущ.
Охотник шёл пешком.
сущ. гл. нар. Охотник шёл пешком. . .
сущ. гл. нар. Охотник шёл пешком. . . обстоятельство образа действия
Обсудим с товарищем: 1. на какой вопрос отвечает 2. что обозначает 3. какой частью речи выражено
Весной возвращаются птицы. С осени стояла тишина.
Весной (когда?) возвращаются птицы. С осени (с каких пор?) стояла тишина.
Обстоятельство времени действия
Выползают из-под земли жуки. В чащу спрятался медведь.
Выползают (откуда?) из-под земли жуки. В чащу (куда?) спрятался медведь.
Обстоятельство места действия
Серёжа молчал из вежливости.
Серёжа молчал (почему?) из вежливости.
Обстоятельство причины
Туристы остановились на ночлег.
Туристы остановились (зачем?) на ночлег.
Обстоятельство причины
?
Физминутка
Упражнение № 282, с. 121
Обстоятельство времени
Обстоятельство места действия
Обстоятельство образа действия
?
Д.з.(уч.) с.120пр, №281
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева
планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...
Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»
Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....