Программа факультативного курса по русскому языку для 4 класса.
рабочая программа (русский язык, 4 класс) на тему

Коноваленко Валентина Михайловна

Программа факультативного курса разработана для учащихся 4 класса.Курс расчитан на 68 часов (2 занятия в неделю). Программа расчитана на углубленное изучение русского языка и подготовку к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fak.kursa_po_rus.yaz_._4_kl._-.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена для факультативного курса по русскому языку. К  особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

    Рабочая программа факультативного курса по предмету «русский язык»  рассчитана на два часа в неделю, на 60 часов за учебный год (курс сокращён на 8 часов. т.к. начало занятий с октября).  

      Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

    Факультативный курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения русскому языку.

  Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию на олимпиадах и  в интеллектуальных играх.

Цели факультативного курса русского языка в начальной школе:

создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся, развития личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

    Задачи  программы :  

  • способствовать расширению и углублению знаний по учебному курсу «Русский язык»
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации

Содержание программы: 

   Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

 «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

Развивается умение пользоваться орфографическим словарем. Расширяются функции удвоенных согласных и запас употребления слов с данной орфограммой. Занимательные грамматические задания способствуют расширению словарного запаса.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе  кружка русского языка– это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова.

Дети на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов, тренируются в образовании слов, в

разборе по составу большего разнообразия слов, знакомятся со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова, с иноязычными словами и архаизмами.

Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Изучаются сведения о происхождении имен существительных, имен прилагательных, глаголов и личных местоимениях,  наречии, об их роли в предложении.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

5) Обогащение речи и познание пословиц и поговорок, различение фразеологизмов, изучение их истоков: просторечий и диалектизмов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся. 

В результате изучения факультативного курса русского языка  через  использование активных языковых средств у обучающихся  воспитывается уважение к русскому языку и стремление к его более полному овладению. В процессе наблюдения за словом и предложением у обучающихся формируется стремление к грамотному использованию языка в письменной и устной речи, что является основой их интеллектуального развития. Обучая  анализу, умениям делать выводы и высказыванию своей точки зрения решаются коммуникативные задачи: при составлении несложных высказываний, при обсуждении в группе, при конструировании  письменных текстов, приобретается нравственно-этический опыт взаимодействия друг с другом в обществе. Посредством использования информационных средств обучающиеся получают возможность в творческом самовыражении, использовании языка с целью поиска необходимой информации в разных источниках.  

Основные виды учебной деятельности обучающихся, направленные на развитие ключевых компетенций:

- чтение, говорение, слушание, наблюдение;

- установление причинно-следственных связей;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- характеристика, анализ, классификация, обобщение изучаемых объектов и явлений;

- поиск необходимой информации из различных источников;

- осуществление диалога;

- осуществление общего решения учебной задачи, с учётом различных мнений и позиций;

- сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь

Учебно-тематическое планирование

Раздел,  тема

Количество часов

всего

теорети-ческих

практи-ческих

контрольных

экскур-сий

 Дорога к письменности.

2

2

-

-

-

 Путешествие в мир фонетики.

8

8

-

-

-

Орфоэпические нормы языка.

8

1

1

-

-

Словари.

8

8

-

-

-

Морфемика.

 Игры со словами.

8

7

1

-

-

Морфология. Части страны «РЕЧИ».

8

7

1

-

-

Синтаксис. Пунктуация.

Слово о предложениях.

6

6

-

-

-

Лексика.

 «Жемчужины русского языка». Просторечия, диалектизмы, пословицы, фразеологизмы.

12

10

2

-

-

                                                                                      Итого:

60 ч.

55

5

-

-

 В рамках факультативного курса обучающиеся в сотрудничестве с учителем и друг с другом осуществляют пробную проектную деятельность, используя различные источники информации и  ИКТ.

Современные педтехнологии как средства реализации целей образовательного процесса. 

          Реализация целей образовательного процесса на факультативных занятиях  русского языка  осуществляется  с опорой на   современную образовательную технологию деятельностного типа -  проблемно-диалогическую. Сопутствующими являются технология сотрудничества.

         Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют обучающиеся, мотивированные на изучение русского языка.

Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Предполагаемые результаты : 

-  повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

-  развитие коммуникативной компетентности детей;  

-  применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

 - участие в городских  олимпиадах.

Личностные:

-  готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- готовность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Предметные:

- подбирать  к словам синонимы, антонимы;

- выполнять фонетический разбор слов;

- разбирать слова по составу;

- разбирать слово как часть речи;

- выполнять разбор простого и сложного предложений;

- видеть в словах изученные орфограммы;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

 - графически объяснять выбор написания;

- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.

Метапредметные:

- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;

- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;

- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;

- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;

 Учебно-методическое обеспечение по курсу.

      Для  учителя:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1991.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 2005.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 2005.

5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2000.

6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2009.

7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 2010.

9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 2006.

10. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.

11. Дик Н.Ф. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе. – ООО «Феникс», 2010.

                                                             

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел,

тема,

цели

Средства реализации образовательного процесса (педагогические технологии, в том числе ИКТ)

Задания

творческого

типа

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Дорога к письменности. 2ч.

Цели:.

1.Сформировать представление об истории письменности.

 2.Содействовать

развитию познавательной активности, потребности   к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

3. Содействовать формированию гражданственности, воспитанию любви к великому русскому языку.

Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества,

Мини-сообщение «История письменности»

История возникновения письменности на Руси.

1

2

Изобретение славянской азбуки.

1

3

Путешествие в мир фонетики. 8 ч.

Цели:

1.Обобщить и углубить знания по разделу «Фонетика».

2. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

3.Содействовать развитию познавательных  и творческих способностей детей.

Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества, ИКТ.

Занимательные словесные головоломки

Как рождаются слова. Почему их так называют?

1

4

Что такое азбука?

1

5

Озорные буквы.

1

6

Невидимки звуки.

1

7

Удивительные звуки.

1

8

Транскрипция. Звуковой анализ слов.

1

9

Транскрипция. Звуковой анализ слов.

1

10

Шуточная мини-викторина для смекалистых «Догадайся!»

1

11

Орфоэпические нормы языка. 8 ч.

Цели:

1.Сформировать понятие об орфоэпических нормах языка,

2.Способствовать расширению словарного запаса, повышению культуры речи.

3.Содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества

Логические задачи со словами.

Почему мы так говорим?

1

12

Ударение меняет значение.

1

13

Произноси правильно!

1

14

Правильное произношение слов «пришельцев»

1

15

Как определить род у «пришельцев»?

1

16

Говорим правильно!

1

17

Космические загадки с «сюрпризом».

1

18

Играем в загадочный «морской» бой.

1

19

Словари. 8ч.

Цели:

1.  Изучить особенности словарей, углубить и расширить знания и представления детей о справочной литературе, научить  пользоваться ими.

2. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса.

 3. Содействовать развитию познавательного интереса к изучению русского языка.

Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества

Зачем нужны словари?

1

20

Какие бывают словари?

1

21

Как работать со справочной литературой?

1

22

Орфографический словарь.

1

23

Толковый словарь.

1

24

Словообразовательный словарь

1

25

Фразеологический словарь

1

26

Проверь себя. Как я умею работать со словарём?

1

27

Морфемика.

 Игры со словами. 8 ч.

Цели:

1.Углубить и расширить знания о составе слова.  Познакомить с особыми филологическими загадками – шарадами, метаграммами, , перевёртышами.

2.  Способствовать развитию творчества у обучающихся.

3.Содействовать развитию познавательного интереса к изучению русского языка.

Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества

Ребусы, кроссворды.

Из чего «строятся» слова?

1

28

Состав слова.

1

29

Слова-родственники.

1

30

Трудные случаи написания корней.

1

31

Приставки. Cуффиксы. Окончания.

1

32

Хитрые превращения

1

33

Игры со словами.

1

34

Интеллектуальный марафон.

1

35

Морфология. Части страны «РЕЧИ». 8 ч.

Цели:

 1.Углубить и расширить знания о частях речи.  Познакомить с особенностями отдельных частей речи.

2.Способствовать развитию связной устной и письменной речи.

3.Содействовать развитию познавательных  и творческих способностей младших школьников.

Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества

Анаграммы, шарады, метаграммы.

Как морфология порядок навела. ( О частях речи).

1

36

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

1

37

Очень занимательное – имя прилагательное.

1

38

Универсальные заменители. ( Назначение местоимений).

1

39

Глагол - часть страны Речь.

1

40

В царстве наречий.

1

41

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

1

42

Викторина «Путешествие по стране «РЕЧИ»

1

43

Синтаксис. Пунктуация.

Слово о предложениях. 6ч

Цели:

1.Углубить и расширить знания о предложении, как смысловой единицей. Познакомить с особенностями построения предложений.  

2.Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса.

3. Содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества

Творческие загадки, пословицы и поговорки.

Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации?

1

44

Грамматическая пьеса-сказка «Подлежащее и Сказуемое».

1

45

Главные и второстепенные члены предложения.

1

46

Предложения простые и сложные.

1

47

Однородные члены предложения.

1

48

Пунктуация. Грамматическая сказка про знаки препинания.

1

49

Лексика.

 «Жемчужины русского языка». Просторечия, диалектизмы, пословицы, фразеологизмы. 10ч.

Цели:

1. Обобщить знания о лексике, изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить представления детей о диалектизмах, просторечии; учиться правильно понимать и употреблять в речи пословицы и поговорки.

2. . Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса.

3. Содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества

Мини-проект

Слово одно, а значений – несколько.

( О многозначных словах).

1

50

Слова – тёзки. (Омонимы).

1

51

Одно и то же, но по разному.

 (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

1

52

Слова с противоположным значением.

( Антонимы).

1

53

Новые слова (неологизмы).

1

54

Крылатые слова.

1

55

Почему мы так говорим (фразеологизмы).

1

56

Фразеологические термины.

 Многозначность фразеологизмов.

1

57

Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами.

1

58

Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

1

59-60

Мини - проект «Жемчужины русского языка»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Уроки русского языка для предупреждения дисграфии"

Предлагаемая программа « Уроки русского языка для  предупреждения дисграфии» факультативного курса  разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школ...

Программа к курсу по русскому языку 2 класс Путешествие в страну "Грамматика".

Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основ...

Программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика»

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные ...

Программа факультативного курса по русскому языку "Занимательная грамматика"

Факультативный курс по русскому языку в соответствии с ФГОС...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Занимательная грамматика"

quot; ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА" ( В соответствиии с ФГОС)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".

Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...

Программа факультативного курса по русскому языку в 3 классе "Занимательная грамматика".

Факультативный курс “Занимательная грамматика” является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен...