Программа факультативного курса по русскому языку для 4 класса.
рабочая программа (русский язык, 4 класс) на тему
Программа факультативного курса разработана для учащихся 4 класса.Курс расчитан на 68 часов (2 занятия в неделю). Программа расчитана на углубленное изучение русского языка и подготовку к олимпиадам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fak.kursa_po_rus.yaz_._4_kl._-.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для факультативного курса по русскому языку. К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Рабочая программа факультативного курса по предмету «русский язык» рассчитана на два часа в неделю, на 60 часов за учебный год (курс сокращён на 8 часов. т.к. начало занятий с октября).
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
Факультативный курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения русскому языку.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию на олимпиадах и в интеллектуальных играх.
Цели факультативного курса русского языка в начальной школе:
создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся, развития личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
Задачи программы :
- способствовать расширению и углублению знаний по учебному курсу «Русский язык»
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
Содержание программы:
Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
«Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
Развивается умение пользоваться орфографическим словарем. Расширяются функции удвоенных согласных и запас употребления слов с данной орфограммой. Занимательные грамматические задания способствуют расширению словарного запаса.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе кружка русского языка– это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова.
Дети на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов, тренируются в образовании слов, в
разборе по составу большего разнообразия слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова, с иноязычными словами и архаизмами.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Изучаются сведения о происхождении имен существительных, имен прилагательных, глаголов и личных местоимениях, наречии, об их роли в предложении.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
5) Обогащение речи и познание пословиц и поговорок, различение фразеологизмов, изучение их истоков: просторечий и диалектизмов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся.
В результате изучения факультативного курса русского языка через использование активных языковых средств у обучающихся воспитывается уважение к русскому языку и стремление к его более полному овладению. В процессе наблюдения за словом и предложением у обучающихся формируется стремление к грамотному использованию языка в письменной и устной речи, что является основой их интеллектуального развития. Обучая анализу, умениям делать выводы и высказыванию своей точки зрения решаются коммуникативные задачи: при составлении несложных высказываний, при обсуждении в группе, при конструировании письменных текстов, приобретается нравственно-этический опыт взаимодействия друг с другом в обществе. Посредством использования информационных средств обучающиеся получают возможность в творческом самовыражении, использовании языка с целью поиска необходимой информации в разных источниках.
Основные виды учебной деятельности обучающихся, направленные на развитие ключевых компетенций:
- чтение, говорение, слушание, наблюдение;
- установление причинно-следственных связей;
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- характеристика, анализ, классификация, обобщение изучаемых объектов и явлений;
- поиск необходимой информации из различных источников;
- осуществление диалога;
- осуществление общего решения учебной задачи, с учётом различных мнений и позиций;
- сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Количество часов | ||||
всего | теорети-ческих | практи-ческих | контрольных | экскур-сий | |
Дорога к письменности. | 2 | 2 | - | - | - |
Путешествие в мир фонетики. | 8 | 8 | - | - | - |
Орфоэпические нормы языка. | 8 | 1 | 1 | - | - |
Словари. | 8 | 8 | - | - | - |
Морфемика. Игры со словами. | 8 | 7 | 1 | - | - |
Морфология. Части страны «РЕЧИ». | 8 | 7 | 1 | - | - |
Синтаксис. Пунктуация. Слово о предложениях. | 6 | 6 | - | - | - |
Лексика. «Жемчужины русского языка». Просторечия, диалектизмы, пословицы, фразеологизмы. | 12 | 10 | 2 | - | - |
Итого: | 60 ч. | 55 | 5 | - | - |
В рамках факультативного курса обучающиеся в сотрудничестве с учителем и друг с другом осуществляют пробную проектную деятельность, используя различные источники информации и ИКТ.
Современные педтехнологии как средства реализации целей образовательного процесса.
Реализация целей образовательного процесса на факультативных занятиях русского языка осуществляется с опорой на современную образовательную технологию деятельностного типа - проблемно-диалогическую. Сопутствующими являются технология сотрудничества.
Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют обучающиеся, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
- развитие коммуникативной компетентности детей;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- участие в городских олимпиадах.
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- готовность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Предметные:
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- выполнять фонетический разбор слов;
- разбирать слова по составу;
- разбирать слово как часть речи;
- выполнять разбор простого и сложного предложений;
- видеть в словах изученные орфограммы;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически объяснять выбор написания;
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Метапредметные:
- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;
- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;
- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;
Учебно-методическое обеспечение по курсу.
Для учителя:
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1991.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 2005.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 2005.
5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2000.
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2009.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 2010.
9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 2006.
10. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.
11. Дик Н.Ф. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе. – ООО «Феникс», 2010.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема, цели | Средства реализации образовательного процесса (педагогические технологии, в том числе ИКТ) | Задания творческого типа | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Дорога к письменности. 2ч. Цели:. 1.Сформировать представление об истории письменности. 2.Содействовать развитию познавательной активности, потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью; 3. Содействовать формированию гражданственности, воспитанию любви к великому русскому языку. | Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества, | Мини-сообщение «История письменности» | История возникновения письменности на Руси. | 1 | |
2 | Изобретение славянской азбуки. | 1 | ||||
3 | Путешествие в мир фонетики. 8 ч. Цели: 1.Обобщить и углубить знания по разделу «Фонетика». 2. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся. 3.Содействовать развитию познавательных и творческих способностей детей. | Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества, ИКТ. | Занимательные словесные головоломки | Как рождаются слова. Почему их так называют? | 1 | |
4 | Что такое азбука? | 1 | ||||
5 | Озорные буквы. | 1 | ||||
6 | Невидимки звуки. | 1 | ||||
7 | Удивительные звуки. | 1 | ||||
8 | Транскрипция. Звуковой анализ слов. | 1 | ||||
9 | Транскрипция. Звуковой анализ слов. | 1 | ||||
10 | Шуточная мини-викторина для смекалистых «Догадайся!» | 1 | ||||
11 | Орфоэпические нормы языка. 8 ч. Цели: 1.Сформировать понятие об орфоэпических нормах языка, 2.Способствовать расширению словарного запаса, повышению культуры речи. 3.Содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. | Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества | Логические задачи со словами. | Почему мы так говорим? | 1 | |
12 | Ударение меняет значение. | 1 | ||||
13 | Произноси правильно! | 1 | ||||
14 | Правильное произношение слов «пришельцев» | 1 | ||||
15 | Как определить род у «пришельцев»? | 1 | ||||
16 | Говорим правильно! | 1 | ||||
17 | Космические загадки с «сюрпризом». | 1 | ||||
18 | Играем в загадочный «морской» бой. | 1 | ||||
19 | Словари. 8ч. Цели: 1. Изучить особенности словарей, углубить и расширить знания и представления детей о справочной литературе, научить пользоваться ими. 2. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса. 3. Содействовать развитию познавательного интереса к изучению русского языка. | Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества | Зачем нужны словари? | 1 | ||
20 | Какие бывают словари? | 1 | ||||
21 | Как работать со справочной литературой? | 1 | ||||
22 | Орфографический словарь. | 1 | ||||
23 | Толковый словарь. | 1 | ||||
24 | Словообразовательный словарь | 1 | ||||
25 | Фразеологический словарь | 1 | ||||
26 | Проверь себя. Как я умею работать со словарём? | 1 | ||||
27 | Морфемика. Игры со словами. 8 ч. Цели: 1.Углубить и расширить знания о составе слова. Познакомить с особыми филологическими загадками – шарадами, метаграммами, , перевёртышами. 2. Способствовать развитию творчества у обучающихся. 3.Содействовать развитию познавательного интереса к изучению русского языка. | Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества | Ребусы, кроссворды. | Из чего «строятся» слова? | 1 | |
28 | Состав слова. | 1 | ||||
29 | Слова-родственники. | 1 | ||||
30 | Трудные случаи написания корней. | 1 | ||||
31 | Приставки. Cуффиксы. Окончания. | 1 | ||||
32 | Хитрые превращения | 1 | ||||
33 | Игры со словами. | 1 | ||||
34 | Интеллектуальный марафон. | 1 | ||||
35 | Морфология. Части страны «РЕЧИ». 8 ч. Цели: 1.Углубить и расширить знания о частях речи. Познакомить с особенностями отдельных частей речи. 2.Способствовать развитию связной устной и письменной речи. 3.Содействовать развитию познавательных и творческих способностей младших школьников. | Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества | Анаграммы, шарады, метаграммы. | Как морфология порядок навела. ( О частях речи). | 1 | |
36 | Хорошо ли ты знаешь имя существительное? | 1 | ||||
37 | Очень занимательное – имя прилагательное. | 1 | ||||
38 | Универсальные заменители. ( Назначение местоимений). | 1 | ||||
39 | Глагол - часть страны Речь. | 1 | ||||
40 | В царстве наречий. | 1 | ||||
41 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. | 1 | ||||
42 | Викторина «Путешествие по стране «РЕЧИ» | 1 | ||||
43 | Синтаксис. Пунктуация. Слово о предложениях. 6ч Цели: 1.Углубить и расширить знания о предложении, как смысловой единицей. Познакомить с особенностями построения предложений. 2.Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса. 3. Содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. | Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества | Творческие загадки, пословицы и поговорки. | Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? | 1 | |
44 | Грамматическая пьеса-сказка «Подлежащее и Сказуемое». | 1 | ||||
45 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||||
46 | Предложения простые и сложные. | 1 | ||||
47 | Однородные члены предложения. | 1 | ||||
48 | Пунктуация. Грамматическая сказка про знаки препинания. | 1 | ||||
49 | Лексика. «Жемчужины русского языка». Просторечия, диалектизмы, пословицы, фразеологизмы. 10ч. Цели: 1. Обобщить знания о лексике, изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить представления детей о диалектизмах, просторечии; учиться правильно понимать и употреблять в речи пословицы и поговорки. 2. . Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса. 3. Содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. | Проблемно-диалогическое обучение, технология сотрудничества | Мини-проект | Слово одно, а значений – несколько. ( О многозначных словах). | 1 | |
50 | Слова – тёзки. (Омонимы). | 1 | ||||
51 | Одно и то же, но по разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). | 1 | ||||
52 | Слова с противоположным значением. ( Антонимы). | 1 | ||||
53 | Новые слова (неологизмы). | 1 | ||||
54 | Крылатые слова. | 1 | ||||
55 | Почему мы так говорим (фразеологизмы). | 1 | ||||
56 | Фразеологические термины. Многозначность фразеологизмов. | 1 | ||||
57 | Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. | 1 | ||||
58 | Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. | 1 | ||||
59-60 | Мини - проект «Жемчужины русского языка» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Уроки русского языка для предупреждения дисграфии"
Предлагаемая программа « Уроки русского языка для предупреждения дисграфии» факультативного курса разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школ...
Программа к курсу по русскому языку 2 класс Путешествие в страну "Грамматика".
Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основ...
Программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные ...
Программа факультативного курса по русскому языку "Занимательная грамматика"
Факультативный курс по русскому языку в соответствии с ФГОС...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Занимательная грамматика"
quot; ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА" ( В соответствиии с ФГОС)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".
Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...
Программа факультативного курса по русскому языку в 3 классе "Занимательная грамматика".
Факультативный курс “Занимательная грамматика” является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен...