Программа факультативного курса по русскому языку "Занимательная грамматика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Факультативный курс по русскому языку в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika.docx | 335.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок Занимательная грамматика
Образовательная программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
(в соответствии с ФГОС)
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок по русскому языку “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Образовательная программа кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, кружок “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи кружка.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика» 2-3 классы
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут во 2-3 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VI. Планируемые результаты.
2-3 классы
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Отличительные особенности программы.
1 класс: «Путешествия по Стране Слов»
2 класс: «Секреты орфографии»
3 класс: «Занимательное словообразование»
4 класс: «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях используются ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, данный курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Содержание и методы обучения «Занимательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Занимательная грамматика».
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель ориентируется на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Возраст детей
Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Сроки реализации программы - 4 года (135 часов). В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Формы проведения занятий.
- беседа, рассказ;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- викторины, олимпиады.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии.
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Ожидаемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Формы подведения итогов реализации программы
- викторины, КВН, олимпиады, фестивали
- учебно-исследовательские конференции
- инсценирование произведений, представления
Путешествия по Стране Слов
1
В мире безмолвия и неведомых звуков. Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Слушание сказки, и «теория ням-ням».
0,5ч
Разыгрывание немых сцен. Игры. Звукоподражание.
Знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог.
2
В страну слов. Первые встречи.
1
0,5ч
Слушание рассказа, слушание и принятие условий занятия.
0,5ч
Игры. Разгадывание загадок, головоломок. Сценка «Кто лишний».
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, различение допустимых и недопустимых форм поведения.
3-
4
К тайнам волшебных слов.
2
1ч
Слушание сказки, стихов и рассказов. Беседа.
1ч
Разыгрывание сценки, разгадывание загадок.
Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.
5
Выбор друзей в Стране Слов
1
0,5ч
Слушание сказки, стихов и рассказов, правила игры.
0,5ч
Игры. Конкурс на внимание и чистописание.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
6
К несметным сокровищам Страны Слов.
1
0,5ч
Беседа, знакомство с толковым словарём.
0,5ч
Конкурс на лучшее толкование слов, игры.
Честное, самокритичное отношение к своему поведению.
7
Чудесные превращения слов.
1
0,5ч
Слушание сказки, стихов, рассказов.
0,5ч
Инсценирование стихотворения.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
8-9
В гости к Алфавиту.
1
0,5ч
Чтение отрывка из книги. Беседа.
0,5ч
Работа с шарадами, ребусами. Работа в паре.
Умение договариваться, находить общее решение.
10
К тайнам звуков и букв.
1
0,5ч
Беседа, знакомство с новыми играми.
0,5ч
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.
Установление дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Работа в паре.
11
Встреча с Радугой.
1
0,5ч
Слушание сказки, стихов и рассказов, принятие правила игры.
0,5ч
Рассматривание картины И. Левитана, игры
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
12
В Страну Говорящих Скал.
1
0,5ч
Рассказ. Беседа.
0,5ч
Головоломка.
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.
13
В глубь веков на Машине времени.
1
0,5ч
Рассказ, знакомство с новыми играми.
0,5ч
Разгадывание ребусов. Работа в группах.
Учить радоваться успехам одноклассников.
14
В Королевстве ошибок.
1
0,5ч
Прослушивание стихов и рассказов.
0,5ч
Сочинение сказки, работа по исправлению ошибок.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.
15
В Страну Слогов.
1
0,5ч
Рассказ, знакомство с новыми играми.
0,5ч
Игра на внимание. Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки.
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
16
Неожиданная остановка в пути.
1
0,5ч
Рассказ учителя о речи.
0,5ч
Проговаривание слов по слогам. Игры.
Умение отвечать за свои поступки.
17
В удивительном городе Неслове. Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Работа со словарём. Беседа.
0,5ч
Инсценирование рассказа. Разгадывание загадок, головоломок.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.
18-19
Чудеса в Стране Слов.
2
1ч
Рассказ.
1ч
Разгадывание ребусов, головоломок. Угадывание слов по их значению. Работа в паре.
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
20
К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
1
0,5ч
Рассказ. Беседа.
0,5ч
Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказа.
Учить волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.
21-22
На карнавале слов.
2
1ч
Рассказ Прослушивание стихов.
1ч
Работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Ориентация на понимание причин успеха и не успеха в деятельности (работа в группе).
23
В Театре близнецов.
1
0,5ч
Знакомство со словарем.
0,5ч
Головоломка. Разыгрывание сценки Работа со словарём.
Умение адекватно принимать оценку учителя.
24
Конкурс знающих.
1
0,5ч
Объяснение правил игры.
0,5ч
Работа с кроссвордом, головоломками. Игры. Работа в паре.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
25
Новое представление.
1
0,5ч
Рассказ. Беседа.
0,5ч
Инсценировка отрывка из сказки. Игра (работа в группе).
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
26
Необычный урок.
1
0,5ч
Рассказ.
0,5ч
Головоломка. Игра (работа в паре).
Умение контролировать свои действия и действия партнёра
27
Следопыты развлекают гостей.
1
0,5ч
0,5ч
Прослушивание сказок, рассказов.
0,5ч
0,5ч
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами.
Развитие готовности к сотрудничеству, различение допустимых и недопустимых форм поведения.
28
В Клубе весёлых человечков.
1
0,5ч
Беседа.
0,5ч
Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
29-30
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
2
1ч
Рассказ учителя. Знакомство со словообразовательным словарём.
1ч
Игра. Подбор родственных слов. Разгадывание ребусов.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности.
31
Экскурсия в прошлое.
1
0,5ч
Рассказ .Беседа.
0,5ч
Соревнование команд.
Умение договариваться, находить общее решение.
32
Полёт в будущее.
1
0,5ч
Рассказ.
0,5ч
Игра. Разгадывание головоломки.
Учить адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
33
Итоговое занятие.
1
0,5ч
Беседа.
0,5ч
Инсценирование рассказов. Игры со словами Разгадывание ребусов, шарад.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (работа в группе).
Всего часов
33
16,5
16,5
Содержание курса
1 год
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема 3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декламирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Сказка «Вот так родственники!». Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.
Учебно - тематический план
2 год
34 часа
Секреты орфографии
1
Как обходились без письма? Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле
0,5ч
Разыгрывание немых сцен. Игры. Звукоподражание.
Знакомство с учителем и умение вступать в диалог.
2
Древние письмена.
1
0,5ч
Чтение и слушание. Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»
0,5ч
Игра «Угадай символ».
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, различение допустимых и недопустимых форм поведения.
3
Как возникла наша письменность?
1
0,5ч
Слушание рассказа, слушание и принятие условий занятия.
0,5ч
Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, различение допустимых и недопустимых форм поведения.
4-5
Меня зовут Фонема
2
1ч
Слушание сказки, стихов и рассказов. Беседа.
1ч
Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева
Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.
6-7-
8
Для всех ли фонем есть буквы?
3
1,5ч
Рассказ учителя «Как рождаются звуки».
1,5ч
Игры. Конкурс на внимание и чистописание.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
9-10
«Ошибкоопасные» места.
2
1ч
Беседа, знакомство с толковым словарём.
1ч
Конкурс на лучшее толкование слов, игры.
Честное, самокритичное отношение к своему поведению.
11
Тайны фонемы.
1
0,5ч
Слушание сказки, стихов, рассказов.
0,5ч
Инсценирование стихотворения.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
12-13
Опасные согласные
2
1ч
Чтение отрывка из книги. Беседа.
1ч
Работа с шарадами, ребусами. Работа в паре.
Умение договариваться, находить общее решение.
14
На сцене гласные
1
0,5ч
Беседа, знакомство с новыми играми.
0,5ч
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.
Установление дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Работа в паре.
15
Фонемы повелевают буквами
1
0,5ч
Слушание сказки, стихов и рассказов, принятие правила игры.
0,5ч
Рассматривание картины И. Левитана, игры
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
16
Ваши старые знакомые. Практическое занятие
1
0,5ч
Рассказ. Беседа.
0,5ч
Головоломка.
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.
17-18
Правила о непроизносимых согласных. Техника безопасности при проведении занятий.
2
1ч
Рассказ, знакомство с новыми играми.
1ч
Разгадывание ребусов. Работа в группах.
Учить радоваться успехам одноклассников.
19-20
Волшебное средство – «самоинструкция»
2
1ч
Прослушивание стихов и рассказов.
1ч
Сочинение сказки, работа по исправлению ошибок.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.
21
Память и грамотность
1
0,5ч
Рассказ, знакомство с новыми играми.
0,5ч
Игра на внимание. Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки.
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
22
Строительная работа морфем
1
0,5ч
Рассказ учителя о речи.
0,5ч
Проговаривание слов по слогам. Игры.
Умение отвечать за свои поступки.
23
Где же хранятся слова?
1
0,5ч
Работа со словарём. Беседа.
0,5ч
Инсценирование рассказа. Разгадывание загадок, головоломок.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.
24-25-26
Поговорим обо всех приставках сразу
3
1,5ч
Рассказ.
1,5ч
Разгадывание ребусов, головоломок. Угадывание слов по их значению. Работа в паре.
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
27
Слова – «родственники».
1
0,5ч
Рассказ Прослушивание стихов.
0,5ч
Работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Ориентация на понимание причин успеха и не успеха в деятельности (работа в группе).
28-29-30
Кто командует корнями
3
1,5ч
Знакомство со словарем.
1,5ч
Головоломка. Разыгрывание сценки Работа со словарём.
Умение адекватно принимать оценку учителя.
31-32
Не лезьте за словом в карман!
2
1ч
Объяснение правил игры.
1ч
Работа с кроссвордом, головоломками. Игры. Работа в паре.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
33-34
«Пересаженные» корни.
2
1ч
Рассказ. Беседа.
1ч
Инсценировка отрывка из сказки. Игра (работа в группе).
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Всего часов
34
17
17
Содержание курса
2 год
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга»
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия».
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Игра «Найди подходящий транспорт».
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?».
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Игра «Узнай их в лицо». Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Игра – собирание слов. Пересказ текста.
Тема 33-34. «Пересаженные» корни.(2ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём.
Учебно - тематический план
3 год
Занимательное словообразование
1
Сказочное царство слов.
Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Беседа о красоте и богатстве народной речи.
0,5ч
Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Знакомство с учителем и умение вступать в диалог.
2-3
Путешествие в страну слов.
2
1ч
Знакомство с тематическими группами слов.
1ч
Игра «Слова- братья». Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Р
Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.
4-5
Чудесные превращения слов.
2
1ч
Работа со словарём. Беседа.
1ч
Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра«Грустные превращения» Шарады.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
6-7
В гостях у слов родственников.
.
2
1ч
Работа со словарём. Беседа.
Рассказ.
1ч
Подбор родственных слов с заданным корнем.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
8-9
Добрые слова
2
1ч
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».
1ч
Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Установление дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Работа в паре.
10
Экскурсия в прошлое
1
0,5ч
Знакомство со словами - историзмами и архаизмами
0,5ч
Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
11-12
Новые слова в русском языке.
2
1ч
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?»
1ч
Игра «Угадай-ка».
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.
13
Встреча с зарубежными друзьями
1
0,5ч
Рассказ «Откуда пришли слова - пришельцы».
0,5ч
Работа над стихотворением С. Я. Маршака.
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.
14-15
Синонимы в русском языке
2
1ч
Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».
1ч
Нахождение слов-синонимов в тексте.
Учить радоваться успехам одноклассников.
16
Слова- антонимы Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Работа со словарём. Беседа.
Рассказ.
0,5ч
Работа над подбором слов- антонимов.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.
17
Слова- омонимы
1
0,5ч
Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
0,5ч
Работа над рассказом И. Турчина «Есть». Игра «Докажите».
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.
18
Крылатые слова
1
0,5ч
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке.
0,5ч
Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
19-20
В королевстве ошибок.
2
1ч
Беседа.
Рассказ.
1ч
Игра «Исправь ошибки». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Ориентация на понимание причин успеха и не успеха в деятельности (работа в группе).
21-22
В стране Сочинителей
2
1ч
Беседа о рифмах.
Конкурс загадок в рисунках.
1ч
Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.
Умение адекватно принимать оценку учителя.
23-24
Искусство красноречия.
2
1ч
Беседа.
Рассказ.
1ч
Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
25
Праздник творчества и игры.
1
0,5ч
Беседа
0,5ч
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
26-27
Трудные слова.
2
1ч
Беседа.
Рассказ.
1ч
Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (работа в группе).
28-29
Анаграммы и метаграммы.
2
1ч
Беседа.
Рассказ.
1ч
Составление и разгадывание анаграмм и метаграмм.
Установление дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Работа в паре.
30-31
Шарады и логогрифы
2
1ч
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов.
1ч
Составление и разгадывание шарад. Иллюстрирование слов-ответов.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
32
Откуда пришли наши имена
1
0,5ч
Дидактическая игра «Составь имя».
0,5ч
Творческая работа «Нарисуй свое имя».
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.
33
Занимательное словообразование
1
0,5ч
Беседа
0,5ч
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась» «Замена буквы». Шарады
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
34
КВН по русскому языку.
Итоговое занятие.
1
1ч
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (работа в группе).
Содержание курса
3 год
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Р
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов . Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака.
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова - антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Работа над подбором слов - антонимов.
Тема17. Слова - омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла.
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема 32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1 ч.)
Учебно - тематический план
4 год
Занимательная лингвистика
I. I
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
1
Что такое орфоэпия.
Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Знакомство с нормами литературного произношения.
0,5ч
Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Знакомство с учителем и умение вступать в диалог.
2
Что такое фонография или звукозапись?
1
0,5ч
Рассказ.
Беседа.
0,5ч
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, различение допустимых и недопустимых форм поведения.
3
Звуки не буквы!
1
0,5ч
Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука».
0,5ч
Составление транскрипций.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, различение допустимых и недопустимых форм поведения.
4
Звучащая строка.
1
0,5ч
Рассказ.
Беседа.
0,5ч
Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс».
Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.
5
Банты и шарфы.
1
0,5ч
Рассказ.
Беседа.
0,5ч
Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
6
«Пигмалион» учит орфоэпии.
1
0,5ч
Рассказ
Беседа
0,5ч
Правильная постановка ударений в словах.
Честное, самокритичное отношение к своему поведению.
7
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
1
0,5ч
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.
0,5ч
Сравнение звукоподражаний разных языков.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
I. II
Лексикология (27 часов)
8
Имена вещей.
1
1ч
Знакомство с толковыми словарями русского языка.
Умение договариваться, находить общее решение.
9
О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
0,5ч
Рассказ.
Беседа.
0,5ч
Обучение умению пользоваться различными словарями
Установление дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Работа в паре.
10
В царстве смыслов много дорог.
1
0,5ч
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами.
0,5ч
Работа толковыми словарями.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
11
Как и почему появляются новые слова?
1
0,5ч
Рассказ.
Беседа.
0,5ч
Работа толковыми словарями.
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.
12
Многозначность слова.
1
0,5ч
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря.
0,5ч
Игра «Прямое и переносное значение слов».
Учить радоваться успехам одноклассников.
13
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
0,5ч
Рассказ
Беседа
0,5ч
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.
14
Об одном и том же - разными словами.
1
0,5ч
Изучается особенность синонимического ряда слов.
0,5ч
Работа со словами- синонимами
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
15
Как возникают названия. Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Беседа о главных функциях языка
0,5ч
Работа с этимологическими и историческими словарями.
Умение отвечать за свои поступки.
16
Слова – антиподы.
1
0,5ч
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах».
0,5ч
Работа с пословицами и поговорками.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.
17
Фразеологические обороты.
1
0,5ч
Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
0,5ч
Изучение особенностей фразеологических сочетаний.
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
18
Словари «чужих» слов.
1
0,5ч
Рассказ.
Беседа. Исследовательская работа в группе.
0,5ч
Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Ориентация на понимание причин успеха и не успеха в деятельности (работа в группе).
19
Капитан и капуста.
1
0,5ч
Рассказ.
Беседа.
Исследовательская работа в группе.
0,5ч
Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Умение адекватно принимать оценку учителя.
20
Он весь свободы торжество».
1
0,5ч
Исследовательская работа в группе.
0,5ч
Исследуются языковые особенности произведений А. Пушкина.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
21
Мы говорим его стихами.
1
0,5ч
Вводятся понятия «крылатые выражения» и афоризмы.
0,5ч
Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
22
Слова, придуманные писателями.
1
0,5ч
Исследовательская
работа в группе.
0,5ч
Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (работа в группе).
23
Слова уходящие и слова – новички.
1
0,5ч
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов.
0,5ч
Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
24
Словарь языка Пушкина.
1
0,5ч
Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
0,5ч
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина».
25
Смуглая Чернавка.
1
1ч
Знакомство с историей русских имен, на примере произведений А. С. Пушкина.
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.
26
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.
1
0,5ч
Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи
0,5ч
Знакомство с понятием «паронимы».
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
27
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
0,5ч
Беседа. Исследовательская работа в группе.
0,5ч
Работа с орфографическим словарем.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
28
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
0,5ч
Рассказ. Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов.
0,5ч
Работа с орфографическим словарем.
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
29
Словарь- грамотей.
1
0,5ч
Беседа о значении орфографического словаря
0,5ч
Работа с орфографическим словарем.
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.
30
Научная этимология.
1
0,5ч
Беседа. Исследовательская работа в группе.
0,5ч
Работа с этимологическим словарем.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
31
Какие бывают имена?
1
1ч
Рассказ
Беседа
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
32
Древнерусские имена.
1
0,5ч
Рассказ
Беседа
0,5ч
Работа с этимологическим словарем.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (работа в группе).
33
Отчество и фамилия.
1
0,5ч
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.
0,5ч
Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
34
Надо ли останавливаться перед зеброй?
1
1ч
Рассказ
Беседа
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Всего часов
34
18,5
15,5
Содержание курса
4 год
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6.«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков.
Лексикология (28 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами.
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа толковыми словарями.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13.«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря.
Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
Тема 18.Словари «чужих» слов. (1ч.)
Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».
Тема21.Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова, уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Р
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, на примере произведений А. С. Пушкина.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов.
Тема 29. Словарь - грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси.
Тема 32. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 33. Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Методическое обеспечение.
1. Компьютер, принтер, мультимедийный проектор, экран.
2. Презентации по темам: «Алфавит», «Азбуковедение», «Синонимы», «Антонимы».
Список литературы.
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценариев мероприятий. Авт –сост. Л. И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2009.
3. Занимательное азбуковедение. В. В. Волина -2-е изд., испр. -М.:Просвещение, 1994
4. Занимальная грамматика. В. В. Волина М.: Знание,1995.
5.Игры с буквами и словами на уроках в школе и дома: Шарады. Шифровки.- М.:АСТ_ПРЕСС,1998.
6.Орфографический словарик. Пособие для учащихся начальных классов. П. А. Грушевский, М.: Просвещение, 1985.
7. Учите детей отгадывать загадки. Ю.Г. Илларионова.-М.:Просвещение,1985
8. Хрестоматия по детской литературе /под редакцией Е.Е. Зубаревой.-М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Уроки русского языка для предупреждения дисграфии"
Предлагаемая программа « Уроки русского языка для предупреждения дисграфии» факультативного курса разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школ...
Программа факультативного курса по теме "Занимательная грамматика" 4 класс
Пояснительная запискаУспешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...
Программа факультативного курса по русскому языку для 4 класса.
Программа факультативного курса разработана для учащихся 4 класса.Курс расчитан на 68 часов (2 занятия в неделю). Программа расчитана на углубленное изучение русского языка и подготовку к олимпиадам....
Программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные ...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Занимательная грамматика"
quot; ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА" ( В соответствиии с ФГОС)...
Факультативный курс по русскому языку "Занимательная грамматика" (1-4 класс)
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...
Программа факультативного курса по русскому языку в 3 классе "Занимательная грамматика".
Факультативный курс “Занимательная грамматика” является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен...