урок русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Интеграция предметов: русский язык, чувашский язык, чтение и развитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 205.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2»
План-конспект
обобщающего урока по русскому языку
по теме: «Имя существительное»
Составитель:
учитель начальных классов
Ефимова Алина Александровна
Интеграция предметов: русский язык, чувашский язык, чтение и развитие речи
Тема урока: «Имя существительное»
Тип урока: обобщающий
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Цель урока: закрепить знания учащихся об имени существительном
Задачи урока:
- Образовательные: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;
- Коррекционно-развивающие: развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность;
- Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству.
Оборудование и наглядность:
Подготовительная работа:
Ход урока 1.Организационный момент Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2.Актуализация знаний Учитель. Ребята, сегодня мы с вами повторим тему имена существительные, всё, что изучали на прошлых уроках. И проведём необычный урок – урок-сказку. Все вы с малых лет знаете сказку "Колобок”. Попробуем вспомнить, с кем встречается Колобок на своём пути? (Дети перечисляют: с зайцем, ежом, волком, медведем и лисой) Учитель. Правильно, ребята, и сегодня по очереди они придут к нам в гости: Заяц, Еж, Волк, Медведь и Лиса. Но придут они не с пустыми руками. У каждого из них будут различные задания. Только выполнив их, вы сможете избежать опасности и продолжить путь дальше. Учитель. Итак, дети, в добрый путь! (Звучит музыка из "Напутственной песни” Г.Гладкова) Учитель-автор. Жили-были старик со старушкой. Жили себе, не тужили. Однажды старик и говорит: (Театрализованный отрывок: мальчик и девочка в роли старика и старушки) – А испеки-ка ты мне, старушка, колобок, вкусный да румяный. Хочется мне на старости колобка отведать. – Да как же я испеку? У нас и муки-то нет. – А ты по сусекам поскреби, может, и наберёшь на колобок. Учитель-автор. Старушка так и сделала. Испекла она деду вкусный да румяный колобок. И положила его на подоконник, чтобы тот остыл. А колобок спрыгнул с подоконника и покатился… И вот катится Колобок, катится, а навстречу ему – Заяц. Заяц увидел его и обрадовался: "Сейчас я тебя съем!”– крикнул он Колобку. Что ответил Колобок? ("Не ешь меня, братец-Заяц, я тебе песенку спою!”) Заяц. Что ж, попробуй. Заяц. Ишь, какой хитренький, одной песенкой не избавишься от меня! Ты мои задания попробуй, выполни! (Дети выполняют задание) Слайд 2 «Недописанные буквы». -Шалунья – тряпка стёрла часть букв с доски. Какие буквы были написаны? -С этими буквами составьте слова, которые обозначают предмет. Заяц. Так уж и быть, отпущу я тебя. А сам поскачу к мужику в огород, морковки поем. Учитель-автор. Покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу – Волк. Идёт, зубами щёлкает. Увидел, что еда сама к нему прикатилась, обрадовался и говорит: Волк. Ах, какой ты сладенький, какой ты вкусненький, я тебя съем! Учитель-автор. Что ответил Колобок? ("Не ешь меня, братец-Волк, я тебе стишок расскажу!”) Волк. Одним стихотворением хочешь от меня избавиться? Не выйдет! Выполнишь мои задания – отпущу! 1. Отгадайте загадки.
Рос цветок на длинной ножке, белый, с жёлтеньким глазком. (Ромашка)
2. Слайд 3 Замени первую букву в слове на букву р. - Найдите лишнее слово? - Почему это слово лишнее? Волк. Ох, не хотел я тебя отпускать, да придётся… Что ж, катись дальше, раз такой умный! Учитель-автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Ёжик. Ёжик. Ох, какой лысый ёжик! Впервые вижу! Что ты тут делаешь? Колобок. Здравствуй, Ёжик! Только я не лысый ёжик, а Колобок. Меня старушка для деда испекла да на подоконник положила, а мне попутешествовать захотелось, поиграть. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от Зайца ушёл, и от Волка ушёл, надеюсь, и ты меня не тронешь. Ёжик. Конечно, нет, если ты со мной сыграешь в одну игру Колобок. Согласен. Начинай. Слайды 4,5.6 «Полустёртые слова». Догадайся, какие слова написаны? -На какой вопрос отвечают эти слова? -Давайте разберём слово «линейка». Звуко-буквенный анализ. 3. Физкультминутка (музыкальная) Ёжик. Ну что, отдохнул? Что ж, пора мне, лысый Ёжик, в путь. Детишки мои уж заждались, наверное. До свидания! Колобок. До свидания, Ёжик, спасибо тебе! Автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Медведь, и давай реветь. Медведь. Ах, какой Колобок катится! (Обращаясь к Колобку) Колобок- Колобок, я тебя съем! Колобок. Не ешь меня, Мишенька, я тебе скороговорки скажу. Зил зелёный папу злил Заводился плохо Зил. Кумыс в Китай повёз киргиз Китайцам нравится кумыс. Нитки иволга несёт Сарафан себе сошьёт. Утка - юннатка Ютится в палатке Не ютись там утка Жить в палатке жутко. Медведь. Ишь, какой быстрый! А вот с заданиями так же быстро справишься? Выполни задания, может и не съем. Дикие пчёлы на двери своего улья код поставили на чувашском языке, а я чувашский не знаю. И код-то не простой, а с заданиями. Если отгадаешь его, отпущу тебя и заступлюсь, когда надо. Только позови, тут же прибегу. Слайды 7,8 1. «Буквы рассыпались». - Из букв надо составить слова. - На какой вопрос они отвечают? 2. Переведите словосочетания на чувашский язык. Красное яблоко - красные яблоки, тяжёлая сумка – тяжёлые сумки, сосновый лес – сосновые леса, красивый цветок – красивые цветы. Медведь. Ох, спасибо тебе, Колобок. Побегу теперь к пчёлам, они обещали мёд дать, если я код расшифрую. До свидания, Колобок, спасибо! Автор. И покатился Колобок дальше. Катится он катится, а навстречу – Лиса. Лиса. Кого я вижу! Вкусненький, румяненький, сладенький, ароматненький! Куда ты катишься? Уж не ко мне ли ты торопишься? Колобок. Да не по зубам я тебе, Лисонька! Лиса. Вот как? Думаешь, что убежишь от меня? Не получится! Я тебе такое задание дам, что ты не справишься. Слайд 9
2. Решите кроссворд. Сто одёжек, и все без застёжек. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук) Берега зелёные, море красное, рыбки чёрные. (Арбуз) Я иду – она идёт, я стою – она стоит. (Тень) Будешь залезать на шкаф, будешь длинный, как... (Жираф) Разноцветное коромысло через реку повисло. (Радуга) Очаг один, а всю землю греет. (Солнце) Лиса. Ой-ой-ой! Какой он хитрый! Ай-ай-ай, какой он умный! Отгадал и убежал. А я опять ни с чем осталась... Что ж, в следующий раз обязательно съем! Вот погоди у меня! Учитель-автор. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Придётся тебе, Лиса, других ребят подождать, потому что эти дети любят русский язык, изучают его, потому и знают всё. 4. Итог урока Учитель. Вот мы и дошли до конца сказки. Молодцы! Давайте, ребята, ещё раз ответим на мои вопросы и докажем лисе, что вы знаете об имени существительном.
Учитель. Справились со всеми заданиями и повторили всё об имени существительном. А напоследок давайте споём "Песенку друзей”. (Урок заканчивается "Песенкой друзей” Г.Гладкова.) |
Перечень используемой литературы:
- О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина «Интегрированные уроки», Москва «ВАКО» 2006
- Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продлённого дня», Москва «ВАКО» 2010
- М.А.Храмова, Н.К. Жогло «Календарные, тематические праздники», Москва «ВАКО», 2006
- В.И.Руденко «Дидактические игры на уроках русского языка», Ростов-на- Дону «Феникс», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"
Аннотация урокаТема урока «Род существительных». Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-исследование. Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательск...

урок русского языка "Правописание существительных с суффиксами -ек, -ик."
Урок по теме « Правописание существительных с суффиксами –ек, -ик » состоит из 4 этапов. Первый этап – актуализация знаний. Учащиеся посредством выделения от...
Урок русского языка "Имя существительное".
Урок разработан по учебнику русского языка Рамзаевой. К уроку прилагается презентация.Вводный урок по данной теме....
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное, обобщение". 3 класс
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-25165-20...
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...