Упражнения в написании имён собственных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по русскому языку во 2 классе (ОС "Школа 2100"). Материал содержит конспект урока, презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема: Упражнения в написании имён собственных.

Цели:  закрепить понятие «алфавитный порядок»;

            упражнять в правописании  имен собственных;

            развивать орфографическую зоркость, внимание, сообразительность;

            воспитывать чувство уважения к труду людей разных профессий

Данный урок проводится во 2 классе по программе «Школа 2100».

На уроке использованы коллективные, индивидуальные и групповые формы работы.  Задания соответствуют возрастным особенностям, носят практический характер, основаны на жизненном опыте детей.

Оборудование: презентация MicroSoft Power Point , компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Ход урока: 

I.    Орг. момент.

 - Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Заглавных букв. Вспомните, когда мы с вами впервые познакомились с большой буквы и что о ней узнали?

  ІІ. Минутка чистописания

- Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?

Слайд 1

СТРАНАЗАГЛАВНЫХБУКВ

- Нужно разделить на слова.

- Запишите. О чём надо помнить?

- Начало пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.

IIІ.     Упражнения.

- Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.

Слайд 2

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

 Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

 Буква большая  совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

- Буква расти не сама захотела,

 Букве поручено важное дело.

-  Вот сегодня на уроке и подведем итог тому, что же пишется с большой буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте еще раз то, что мы обязаны замечать всегда.

Задание 1. Прочитайте имена.

Слайд 3

М

ила

Т

ома

Н

адя

А

да

Л

ена

иля

има

юра

ся

ёня

аша

оля

еля

ля

ина

аня

аня

ина

ня

ида

 - Запишите только те имена, которые вы встретили впервые.

Задание 2.Запишите имя,  образуйте от имени отчество и фамилию и запишите их рядом. (Работа по рядам.)

Михаил, Денис, Сергей

Образец выполнения: Михаил Михайлович Михайлов

                                      Денис Денисович Денисов

                                      Сергей Сергеевич Сергеев

Задание 3. Вспомните былину о богатыре Илье Муромце

Слайд 4

А задумывались ли вы над тем, Муромец — это фамилия или отчество?

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьёву приближается…

- Как же звать героя по имени – отчеству? Запишите.

- Илья Иванович Муромец

Слайд 5

Задание 4.

  Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

 А еще была у них

Курица Буренка,

 А еще у них была

 Собачонка Мурка,

А еще два козла

 Сивка да Бурка.

—  Что заставило вас улыбаться?

 - Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички.

 - Давайте наведем порядок и запишем правильно. Дети выполняют задание.

Вопросы к заданию:

•   Почему только кошке можно дать кличку Мурка?

•   Кого называют Буренкой?

•   Любую ли корову можно называть так?

IV. Словарная работа

 - Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать как с маленькой, так и с большой буквы.

Слайд 6

Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

Каждое названное слово сначала прочитывается орфографически, затем орфоэпически. В результате остаются слова: Ваня. Петров. Барсик. Сосновка. Москва.

—  Что вы можете сказать об оставшихся словах?

 - Эти все слова — имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.

 - А о чем вам говорят вот эти слова: Москва, Сосновка?

- Эти слова обозначают географические названия, которые всегда пишем с большой буквы.

V. Письмо под диктовку

Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино.

Физкультминутка

VІ. Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся… (алфавит)

- Запишите отгадку, поставьте ударение, запомните написание и произношение этого слова.

- Из чего состоит алфавит? (Из букв).

- Повторим хором  алфавит.

- А зачем нам нужно знать алфавит? Где используются эти знания?

VІІ.     Постановка учебной задачи. Работа в группах.

         Помогите учителю заполнить классный журнал нашего класса(1 группа), библиотекарю расставить карточки с фамилиями писателей(2 группа), а почтальону разнести письма по улицам (3 группа). Все списки должны быть составлены в алфавитном порядке. Заполните таблицу( дети получают карточки с заданиями)

1 группа

Петров, Егорова, Пинчукова , Шакирова, Заведеева, Воробьёв, Семёнов, Кулькова, Губенко, Макаров

Фамилия ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 группа

Пушкин, Паустовский, Драгунский, Чуковский, Диккенс, Цыферов, Остер, Мориц, Заходер, Лермонтов

Фамилия писателя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 группа

Полевая, Молодёжная, Чкалова, Садовая, Матросова, Луговая, Октябрьская, Майская, Красная, Пионерская

Название улицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

VІІІ. Проверка        

   Слайды 7, 8, 9

 (учащиеся в группах заполняют таблицу, а затем каждая группа сверяется с  модельным ответом, который  появляется на экране).

   IX.     Рефлексия деятельности.

Рефлексия 1

  Что я узнал на уроке? (выберите ответ, обоснуйте)

  нужного;

  интересного;

  полезного.

Рефлексия 2.

Сегодня на уроке я (мне):

 научился…

 понял…

 было интересно…

 было трудно…

Рефлексия 3.

Своей работой я:

 доволен потому что …

 не совсем доволен из-за того, что…

  не доволен, потому что …

 Спасибо всем за урок!

X. Домашнее задание

Упр.150 (лёгкое) или 160 (чуть сложнее)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТРАНАЗАГЛАВНЫХБУКВ

Слайд 2

Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая — совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!

Слайд 3

М ила Т ома Н адя А да Л ена иля има юра ся ёня аша толя еля ля ина аня аня ина ня ида

Слайд 5

Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка . А ещё была у них Курица Бурёнка , А ещё у них была Собачонка Мурка, А ещё — два козла — Сивка да Бурка.

Слайд 6

Ваня Пенал Собака Петров Ученик Барсик Сосновка Море Москва Одежда

Слайд 7

Петров, Егорова, Пинчукова , Шакирова, Заведеева , Воробьёв, Семёнов, Кулькова , Губенко, Макаров № Фамилия ученика 1 Воробьёв 2 Губенко 3 Егорова 4 Заведеева 5 Кулькова 6 Макаров 7 Петров 8 Пинчукова 9 Семёнов 10 Шакирова

Слайд 8

Пушкин, Паустовский, Драгунский, Чуковский, Диккенс, Цыферов, Остер, Мориц, Заходер, Лермонтов № Фамилия писателя 1 Диккенс 2 Драгунский 3 Заходер 4 Лермонтов 5 Мориц 6 Остер 7 Паустовский 8 Пушкин 9 Цыферов 10 Чуковский

Слайд 9

Полевая, Молодёжная, Чкалова, Садовая, Матросова, Луговая, Октябрьская, Майская, Красная, Пионерская № Название улицы 1 Красная 2 Луговая 3 Майская 4 Матросова 5 Молодёжная 6 Октябрьская 7 Полевая 8 Пионерская 9 Садовая 10 Чкалова

Слайд 10

Что я узнал на уроке Нужного Интересного Полезного

Слайд 11

Сегодня на уроке я (мне) Научился Понял Было интересно Было трудно

Слайд 12

Своей работой я Доволен, потому что… Не совсем доволен из-за того, что… Не доволен, потому что…

Слайд 13

Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в написании имен собственных

Уточнение представлений о собственном имени существительном. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существит...

Упражнения в правописании имён собственных

технологическая карта урока...

Открытый урок по русскому языку Тема Упражнение в выявлении и написании имён собственных 1 класс

В данной методической разработке содержится материал урока, который составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Открытый урок по письму и развитию речи. Тема:Упражнение в правописании имён собственных.

В данном конспекте урока предложены различные задания и упражнения по теме: "Правописании имён собственных", для детей с интеллектуальными нарушениями....