Упражнения в написании имён собственных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по русскому языку во 2 классе (ОС "Школа 2100"). Материал содержит конспект урока, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uprazhneniya_v_napisanii_imyon_sobstvennykh.doc.doc | 204.5 КБ |
prezentatsiya_uprazhneniya_v_napisanii_imyon_sobstvennykh.ppt.pptx | 271.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Упражнения в написании имён собственных.
Цели: закрепить понятие «алфавитный порядок»;
упражнять в правописании имен собственных;
развивать орфографическую зоркость, внимание, сообразительность;
воспитывать чувство уважения к труду людей разных профессий
Данный урок проводится во 2 классе по программе «Школа 2100».
На уроке использованы коллективные, индивидуальные и групповые формы работы. Задания соответствуют возрастным особенностям, носят практический характер, основаны на жизненном опыте детей.
Оборудование: презентация MicroSoft Power Point , компьютер, проектор, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Орг. момент.
- Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Заглавных букв. Вспомните, когда мы с вами впервые познакомились с большой буквы и что о ней узнали?
ІІ. Минутка чистописания
- Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?
Слайд 1
СТРАНАЗАГЛАВНЫХБУКВ
- Нужно разделить на слова.
- Запишите. О чём надо помнить?
- Начало пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.
IIІ. Упражнения.
- Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.
Слайд 2
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
- Вот сегодня на уроке и подведем итог тому, что же пишется с большой буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте еще раз то, что мы обязаны замечать всегда.
Задание 1. Прочитайте имена.
Слайд 3
М | ила | Т | ома | Н | адя | А | да | Л | ена |
иля | има | юра | ся | ёня | |||||
аша | оля | еля | ля | ина | |||||
аня | аня | ина | ня | ида |
- Запишите только те имена, которые вы встретили впервые.
Задание 2.Запишите имя, образуйте от имени отчество и фамилию и запишите их рядом. (Работа по рядам.)
Михаил, Денис, Сергей
Образец выполнения: Михаил Михайлович Михайлов
Денис Денисович Денисов
Сергей Сергеевич Сергеев
Задание 3. Вспомните былину о богатыре Илье Муромце
Слайд 4
А задумывались ли вы над тем, Муромец — это фамилия или отчество?
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
- Как же звать героя по имени – отчеству? Запишите.
- Илья Иванович Муромец
Слайд 5
Задание 4.
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка,
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще — два козла —
Сивка да Бурка.
— Что заставило вас улыбаться?
- Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички.
- Давайте наведем порядок и запишем правильно. Дети выполняют задание.
Вопросы к заданию:
• Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
• Кого называют Буренкой?
• Любую ли корову можно называть так?
IV. Словарная работа
- Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать как с маленькой, так и с большой буквы.
Слайд 6
Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.
Каждое названное слово сначала прочитывается орфографически, затем орфоэпически. В результате остаются слова: Ваня. Петров. Барсик. Сосновка. Москва.
— Что вы можете сказать об оставшихся словах?
- Эти все слова — имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.
- А о чем вам говорят вот эти слова: Москва, Сосновка?
- Эти слова обозначают географические названия, которые всегда пишем с большой буквы.
V. Письмо под диктовку
Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино.
Физкультминутка
VІ. Актуализация знаний
Отгадайте загадку:
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся… (алфавит)
- Запишите отгадку, поставьте ударение, запомните написание и произношение этого слова.
- Из чего состоит алфавит? (Из букв).
- Повторим хором алфавит.
- А зачем нам нужно знать алфавит? Где используются эти знания?
VІІ. Постановка учебной задачи. Работа в группах.
Помогите учителю заполнить классный журнал нашего класса(1 группа), библиотекарю расставить карточки с фамилиями писателей(2 группа), а почтальону разнести письма по улицам (3 группа). Все списки должны быть составлены в алфавитном порядке. Заполните таблицу( дети получают карточки с заданиями)
1 группа
Петров, Егорова, Пинчукова , Шакирова, Заведеева, Воробьёв, Семёнов, Кулькова, Губенко, Макаров
№ | Фамилия ученика | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
2 группа
Пушкин, Паустовский, Драгунский, Чуковский, Диккенс, Цыферов, Остер, Мориц, Заходер, Лермонтов
№ | Фамилия писателя | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
3 группа
Полевая, Молодёжная, Чкалова, Садовая, Матросова, Луговая, Октябрьская, Майская, Красная, Пионерская
№ | Название улицы | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
VІІІ. Проверка
Слайды 7, 8, 9
(учащиеся в группах заполняют таблицу, а затем каждая группа сверяется с модельным ответом, который появляется на экране).
IX. Рефлексия деятельности.
Рефлексия 1
Что я узнал на уроке? (выберите ответ, обоснуйте)
нужного;
интересного;
полезного.
Рефлексия 2.
Сегодня на уроке я (мне):
научился…
понял…
было интересно…
было трудно…
Рефлексия 3.
Своей работой я:
доволен потому что …
не совсем доволен из-за того, что…
не доволен, потому что …
Спасибо всем за урок!
X. Домашнее задание
Упр.150 (лёгкое) или 160 (чуть сложнее)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая — совсем не пустяк! В букве большой уважения знак!
М ила Т ома Н адя А да Л ена иля има юра ся ёня аша толя еля ля ина аня аня ина ня ида
Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка . А ещё была у них Курица Бурёнка , А ещё у них была Собачонка Мурка, А ещё — два козла — Сивка да Бурка.
Ваня Пенал Собака Петров Ученик Барсик Сосновка Море Москва Одежда
Петров, Егорова, Пинчукова , Шакирова, Заведеева , Воробьёв, Семёнов, Кулькова , Губенко, Макаров № Фамилия ученика 1 Воробьёв 2 Губенко 3 Егорова 4 Заведеева 5 Кулькова 6 Макаров 7 Петров 8 Пинчукова 9 Семёнов 10 Шакирова
Пушкин, Паустовский, Драгунский, Чуковский, Диккенс, Цыферов, Остер, Мориц, Заходер, Лермонтов № Фамилия писателя 1 Диккенс 2 Драгунский 3 Заходер 4 Лермонтов 5 Мориц 6 Остер 7 Паустовский 8 Пушкин 9 Цыферов 10 Чуковский
Полевая, Молодёжная, Чкалова, Садовая, Матросова, Луговая, Октябрьская, Майская, Красная, Пионерская № Название улицы 1 Красная 2 Луговая 3 Майская 4 Матросова 5 Молодёжная 6 Октябрьская 7 Полевая 8 Пионерская 9 Садовая 10 Чкалова
Что я узнал на уроке Нужного Интересного Полезного
Сегодня на уроке я (мне) Научился Понял Было интересно Было трудно
Своей работой я Доволен, потому что… Не совсем доволен из-за того, что… Не доволен, потому что…
Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения в написании имен собственных
Уточнение представлений о собственном имени существительном. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существит...
Упражнения в правописании имён собственных
технологическая карта урока...
Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Написание имён собственных"
Интересный конспект урока...
Урок русского языка 2 класс УМК "Школа России" Написание имён собственных и нарицательных
Конспект урока по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку Тема Упражнение в выявлении и написании имён собственных 1 класс
В данной методической разработке содержится материал урока, который составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку, по теме «Тайны устной и письменной речи. Написание имён собственных», 1 класс "ПНШ"
Технологическая карта урока по русскому языку....
Открытый урок по письму и развитию речи. Тема:Упражнение в правописании имён собственных.
В данном конспекте урока предложены различные задания и упражнения по теме: "Правописании имён собственных", для детей с интеллектуальными нарушениями....