Урок русского языка "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме: "Спряжение глаголов" | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Спряжение глаголов» Цель: закреплять знания о глаголе, о его грамматических признаках;
умение определять спряжение, лицо и число глаголов,
грамотно писать их личные окончания и правильно употреблять в речи;
развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, внимание, мышление;
способствовать речевому развитию детей;
воспитывать бережное отношение ко времени; умение работать в паре, в группе;
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапроектор, учебник «Русский язык» +рабочая тетрадь (Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой), иллюстрация часов, таблица «Лицо глаголов», карточки с заданиями.
Ход урока.
I.Организация класса. Эмоциональный настрой
Дети работают в паре. Указательным и средним пальцами «идут» по руке соседа, дойдя до плеча, похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!»
II.Сообщение темы и целей урока.
Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду: всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.
- О какой части речи это предложение?
Сегодня у нас урок –минутка, потому что на выполнение каждого задания мы будем тратить минуты, а каждая минутка час бережёт. А ещё говорят (на доске запись): «Упуст…шь минуту - потеря…шь час», а «На час отстан…шь - за день не догон…шь».
Объясните правописание пропущенных букв, и мы узнаем цель урока.
-Какова же цель нашего урока? ( мы будем определять спряжение, лицо и время глаголов; учиться правильно писать их безударные личные окончания и отличать глаголы – исключения)
У каждого на парте лежат рисунки – деревца, листочки на них вам придётся закрасить по ходу урока, если задание выполняется без ошибок – зелёным, с 1-2 ошибками – жёлтым, 3 и более ошибок – листочек остаётся белым.
III.Минутка - проверяй-ка.(Проверка д/з) Дома вам нужно было подобрать синонимы.
Что такое синонимы? (называют окончания глаголов)
А теперь потренируемся в нахождении слов – антонимов в рабочей тетради стр.55 (устно)
IV.Минутка чистописания.
ем ете ут ют ешь ет
им ите ат ят ишь ит
- Посмотрите внимательно, о чём говорят вам эти словосочетания? (окончания глаголов 1 и 2 спряжения)
V.Словарная минутка.
Мы говорим о спряжении глаголов. А что такое спряжение глагола?(изменение по лицам и числам)
Все ли глаголы изменяются по лицам? (глаголы настоящего и будущего времени)
Адресовать, беседовать, горевать, желать- глаголы , образованные от словарных слов.
- Вам нужно записать их, выделить окончания:
1 ряд – в 1 лице ед. и мн. ч. 2 ряд – во 2 лице ед. и мн. ч. 3 ряд – в 3 лице ед. и мн. ч.
Проверка на слайде.
- Какого спряжения все эти глаголы? В каком времени они стоят? (н.в. 1 спр.)
- Кто правильно выполнил задание, закрасьте листочек зелёным цветом, у кого 1-2 ошибки – жёлтым, у кого больше ошибок – не раскрашиваем.
VI.Логическая минутка
Устно. Разминка: пахнуть, трусить, стрелки, вычитать
Поставьте ударение, сколько слов у вас получилось? Какое слово лишнее? Почему? К какой части речи относятся остальные слова? Укажите их спряжение.
VII.Минутка загадок. (на карточках)
Спиши, вставляя пропущенные орфограммы, выдели окончания глаголов;
1 вариант – указать спряжение; 2 вариант – указать лицо глаголов.
В…сной в…селит,
Летом х…лодит,
Ос…нью пита…т,
З…мой согрева…т. Поверка на слайде.(листочки закрасить)
VIII.Физкультминутка.
На слайде глаголы- действия которых вы должны выполнять, а сама называю другое действие, но вы должны быть внимательны и выполнять только те команды, которые написаны, а не те, что я проговариваю.
Встать. Присесть. Подтянуться. Вдохнуть. Выдохнуть.
Зажмуриться. Подпрыгнуть. Наклониться. Улыбнуться. Сесть.
А теперь я снова показываю эти глаголы, если это глагол 1 спряжения, поднимаем одну руку, если 2 спряжения – две руки.
IX.Орфографическая минутка.
Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на стр. 48, задание № 10.
Прочитайте и объясните значение пословиц.
У кого карточки красного цвета – вы записываете 2 пословицы, у кого синего – одну, и работаете по цели упражнения, укажите спряжения глаголов с пропущенными окончаниями.
А третью пословицу 1 ученик у доски. ( листочек)
Какой глагол-исключение встретился в тексте? (терпеть)
Какие глаголы-исключения вы знаете?
Откуда появились глаголы-исключения? Сейчас вы услышите об этом сказку.
X.Минутка сказки. (инсценировка)
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматики жил славный царь Глагол. Жители его царства были трудолюбивые, всё время куда-то спешили, что-то делали, чем-то занимались.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Позвал однажды их царь и говорит:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством, пришла пора вам мне помочь. Даю вам время, чтобы подумать, как вы будете царствовать.
Думали, думали сыновья и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые оканчиваются на «ить», а 1 спряжение – всеми остальными. Рассказали сыновья отцу о своём решении, обрадовался царь: какие у него мудрые дети и издал указ о разделении государства. Но не всех обрадовала эта весть. Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: 4 глагола на «ать» - гнать, держать, дышать, слышать, 7 глаголов на «еть» - смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, и 2 глагола на «ить» - брить и стелить. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь глагол, помоги нам.
- Что случилось?
- Наши старые родители оказались в другом царстве, а разве можно бросать родителей, разреши нам остаться с ними.
- Но я не могу нарушить указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог Глагол устоять перед такой просьбой и разрешил им остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не оканчиваются на «ить». А глаголы – брить и стелить отправил в 1 спряжение. И теперь они глаголы-исключения. Запомните их, ребята!
Читаем стихотворение ( на слайде):
Гнать, держать, смотреть и видеть.
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья, их на Е спрягать нельзя!
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомнения,
Все глаголы, что на «ить»
Исключая - брить, стелить.
XI..Тест-минутка. ( на слайде)
1)Какой глагол 1 спряжения?
а) слышать б) щебетать в) дружить г) хвалить
2)В каком случае на месте пропуска пишется буква е :
а)Коня на вожжах не удерж…шь.
б)Слово с языка не ворот…шь.
в)Из поговорки слов не выкин…шь.
3)В каком глаголе пишется окончание «ют»?
а)гон… б)вар… в)дума… г)пиш…
4)В каждом ряду подчеркни лишнее слово:
а)любить, хвалить, брить, лечить.
б)синеть, краснеть, смотреть, бледнеть.
в)рисовать, писать, работать, держать.
5)В каком глаголе пишется окончание «ят»?
а)робе… б)ищ… в)стро… г)рису… (листочек закрасить)
XII. Минутка учебника. (стр.121 упр.145)
XIII.Оригинальная гимнастика. Массаж щитовидной железы:
Сядьте удобно, расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно произнесите звук «а». В тех же условиях произносим звук- и—для активизации работы мозга, -о--- приводит в порядок среднюю часть грудной клетки, чередование-о- и - и---- массирует сердце.
Поймать комара- разведите руки в стороны, представьте, что ловите комара, медленно сводите руки, чтобы не спугнуть его. При этом произносите звук – з-, прихлопните комара и быстро разведите руки в стороны- получился автоматический вздох.
XIV. Минутка- помощница. (работа в парах)
Из данных существительных образуйте глаголы 2 лица, ед.ч. Один из вас записывает глаголы I спряжения, другой- II.
Мечта, корм, рыба, обед, смотр, встреча, груз, голод, ласка, обида. (листочек закрасить)
XV. Минутка творчества «Найди пару» Сложить глаголы и составить с ними словосочетания
Шум гает
Шаг ит
Спе оят
Стр шит
Сбе ают
Зве нят
XVI. Итог урока.
Я твёрдо знаю, что
Спряжение – это…
Спрягаются только глаголы…
Глаголы бывают …
Глаголы I спряжения имеют окончания…
Глаголы I I спряжения имеют окончания…
Знания , полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы…
XVII.Минутка рефлексии. Мой друг глагол! Мой друг глагол?
Поставьте на стволах своего дерева знак ! или ? Посадите сад знаний о глаголе.
Оценка. Д/з В рабочей тетради на стр.59 списать пословицы и выполнить цель упражнения, а тем ребятам, у кого красные кружки- подобрать ещё пословицы, в которых встречаются глаголы – исключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?"
Технологическая карта урока...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...