Давайте поклоняться доброте. Части речи. Урок русского языка,3 класс.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Части речи" в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_poklonyatsya_dobrote.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык – 3 класс
Учитель Фёдорова Наталия Анатольевна
Давайте поклоняться доброте
Тема урока: Части речи. Обобщающий урок.
Цели: обучающие – обобщить полученные знания по изученным частям речи;
развивающие - работать над словом, словосочетанием, предложением; воспитывающие – воспитывать доброе отношение к людям,
окружающей среде.
Оборудование: листья с вопросами, иллюстрация жука
I Огранизационный момент
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Проверь, всё ль в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы получить знания, надо нам вниманье и старанье!
II Постановка задач урока
- Над какой темой по русскому языку мы сейчас работаем?
- Сегодня мы обобщим полученные знания по теме «Части речи», а поможет нам
Жил на свете добрый жук,
Старый общий друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал.
Только крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал. Е.Шварц
.
III Повторение знаний о частях речи
- Добрый жук прилетел к нам на урок не один, он принёс нам привет от красавицы Весны – эти необычные листья. Необычны они тем, что каждый лист содержит вопрос. Ответив правильно на него, вы получите лист в подарок.
Вопросы на листьях:
- Что такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое глагол?
- Что такое наречие?
- Что такое числительное?
- Что такое местоимение?
- Какая часть речи членом предложения не является? Что ты знаешь об этой части речи?
- Как отличить одну часть речи от другой?
IV Минутка чистописания
Жук благодарит вас за хорошие знания и предлагает записать красиво в тетради следующие росчерки и пословицу
_Дд________________________________________
Добра желаешь – добро и делай.
- Что вы знаете о букве Д? (Буква Д согласная, обозначает два звука: твёрдый звук д, мягкий звук д. Эти звуки звонкие, парные.)
- Как вы понимаете записанную пословицу?
V Словарная работа
1.Индивидуальная работа у доски.
- Разобрать по членам предложения и частям речи предложение:
- Жил на свете добрый жук.
2.Коллективная работа над словами с безударной гласной.
В пословице найдите слово с безударной гласной. Докажите, что нужно писать эту безударную гласную. (В слове добро безударная гласная о, проверочное слово – добрый)
- Какую гласную нужно писать в следующих словах и почему?
потеплеть
бродить
помогать
несёт
светлеет
потемнело
везёт
обходит
навозил
- К какой части речи относятся данные слова? Докажите. ( Это глаголы, т.к. обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
3.Работа со словарём учебника
- К какой части речи относится слово жук? Докажите. (Это имя существительное, т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?)
- Жук – это предмет живой или неживой? Значит, наш Жук относится к живой природе. Какие царства относятся к живой природе? (Животные, растения, грибы, бактерии, люди)
- Откройте словарь учебника. Только с первой страницы словаря выпишите все имена существительные, относящиеся к живой природе.
4.Проверка выполнения заданий.
- проверка разбора предложения
- проверка написания слов.
- Прочитайте имена существительные, относящиеся к царству растений, к царству животных, к царству людей.
VI Работа над словообразованием
- В предложении «Жил на свете добрый жук.» найдите имя прилагательное. Докажите, что это имя прилагательное. Запишите его с заглавной буквы, поставьте тире. Вспомните, какие слова мы называем родственными однокоренными? Подберите к слову добрый однокоренные имена существительные, затем имена прилагательные, глаголы.
Добрый – добро, доброта, добряк, добрячок, Добрыня; добренький, добродушный, добрейший; добреть, подобреть, задобрить, раздобреть и т.д.
- Докажите, что вы записали имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
- Сколько слов мы записали с корнем добр-? Какой частью речи является слово тринадцать? Докажите, что оно – числительное.
- Какие части речи вы ещё знаете? Что они обозначают?
- Можем ли мы образовать от слова добрый личное местоимение? (Нет, личное местоимение указывает на предмет, но не называет его. Слово добрый обозначает признак предмета)
- Замените местоимением слова добро, доброта, добряк.
VII Работа над предложением
- Запишите предложение с комментированием:
Полюбили мы жука-добряка.
- Найдите в предложении подлежащее и сказуемое. Какими частями речи они выражены? Разберите предложение по частям речи.
- Почему мы полюбили жука? Кто такой добряк? (Ответы детей)
- Быть добрым – это хорошо или плохо? (Ответы детей)
VIII Физкультурная минутка
Звучит песня М. Пляцковского «Если добрый ты». Дети выполняют танцевальные движения.
IX . Что такое доброта?
В словаре русского языка об этом сказано так:
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Прочитайте предложения:
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.( Н. Тулупова)
В прямом или переносном значении употреблено слово доброта?
Спишите предложения. Слово доброта разберите по составу. Докажите существование суффикса -от- (слепота, глухота, мелкота и т.д.)
X. Работа над связной речью
Для каждого человека самым родным, самым дорогим человеком является мама или бабушка.
Ученик (наизусть) В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама! Николаенко Л.
Напишите 2-3 предложения о своей маме, бабушке. Расскажите, какие они? Что они для вас значат? Как вы к ним относитесь?
Прочитайте, какие ваши мамы, бабушки.
Какую часть речи вы использовали для описания мамы, бабушки? На какие вопросы отвечают имена прилагательные, что они обозначают?
XI. Домашнее задание
Из словаря учебника на стр. 252 –253 выписать все имена прилагательные
XII. Итог урока
Выставление отметок
- Чем интересен был урок?
- О каких частях речи мы говорили на уроке?
- С каким словом мы подробно работали на уроке?
- Нужно ли быть добрым? Почему? (ответы детей)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей. Н. Тулупова
- Как итог нашему разговору о доброте запишите предложение:
Давайте поклоняться доброте!
Живёт пусть в мире красота.
Гармония во всём.
В сердцах не гаснет доброта
И будет мир спасён!
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Местоимение как часть речи. урок русского языка.4 класс
Урок усвоения знаний, созданный по проектно-исследовательской технологии....
Урок по русскому языку "Части речи. Урок - закрепление" 3 класс
Урок по русскому языку, на котором дети показывают свои знания о частях речи, которые мы изучали во 2 классе и повторили в первой четверти...
Играем с разными частями речи. Урок русского языка. 3 класс
Урок русского языка в 3 классе по теме"Играем с разными частями речи". УМК "Гармония". Урок обобщения....
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Части речи в русском языке".
Урок открытия новых знаний. Проводится в технологии критического мышления....
Конспект урока «Части речи в русском языке"
Цель: создать условия для формирования умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними....
Презентация-игра "Части речи" по русскому языку 3 класс
Данная презентация является тренажёром по русскому языку для закрепления темы "Части речи". В форме игры ученики 3 класса научатся определять к какой части речи относятся слова....
Задание закрепление темы «Части речи» по русскому языку, для учеников 2 класса, с разным уровнем знания.
Задание закрепление темы «Части речи» по русскому языку, для учеников 2 класса, с разным уровнем знания....