Местоимение как часть речи. урок русского языка.4 класс
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Урок усвоения знаний, созданный по проектно-исследовательской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie._mestoimenie.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Урок - исследование
НИШ ФМН г.Кокшетау
4 класс
Беймарт М.А.
Тема урока: Местоимение как часть речи
Цели урока:
Научить учащихся определять местоимение среди других частей речи, через создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Задачи:
Обучающие: через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному выводу о морфологических признаках местоимений;
Развивающие: развивать внимание, речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
Воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технологии: проектно-исследовательская.
Оборудование: индивидуальные карточки, презентация, фломастеры, листы А4.
Ход урока.
- Организационный момент. Психологический настрой.
- Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме.
Ребята! Мне пришло сообщение по электронной почте, я его не могу прочитать. Помогите, пожалуйста. (слайд)
СМС:
Планете Знаний грозит страшная опасность. Помогите спасти планету!!!
- Выучите скороговорку: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Какие сонорные согласные повторяются в скороговорке?
- Минутка чистописания: пропишите сонорные согласные р, л, й
- Найдите и зачеркните эти согласные в шифровке РЙМЕЛСЙЛТРОРИЛМЙЕЙНРРИЛЕ
- Какое слово получилось? (Местоимение)
Далее в СМС дается задание: Чтобы спасти планету, необходимо в кратчайшее время исследовать личные местоимения, определить их морфологические признаки. Справиться могут только дружные, любознательные, внимательные люди. Есть ли среди вас такие? (да) Возьметесь за это опасное дело?
- Постановка ряда проблем.
А не поторопились ли вы, согласившись на это столь непонятное исследование? Знаете ли вы, как его проводить?
Во-первых, надо определить объект исследования. Мы его знаем? Что это, давайте вспомним. Прочитайте стихотворение и закончите его. (слайд)
Вместо имени предмета
Говорим мы слово: ЭТО,
ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –
Всем известные слова.
Все это, без сомнения,
Слова … МЕСТОИМЕНИЯ.
Ребята, назовите личные местоимения. (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
Хорошо, молодцы! Вы знаете объекты исследования по имени.
На какие группы их можно разделить? Как называются эти группы?
(по лицам, по числам)
Во-вторых, надо определить метод, каким будем их изучать.
Вспомните, какие методы исследований используют при изучении природы? (наблюдение, опыт, эксперимент, сравнение, прогнозирование)
Можем ли мы применить их при исследовании слов? (попробуем)
В- третьих, определимся, какие источники информации для получения сведений об этих загадочных местоимениях будем использовать? (книги, тексты).
- Открытие новых знаний. Исследование.
Работа в группах.
- Составьте формулировку понятия «местоимение». Что это такое?
Обоснуйте ответы примерами. Оформите «паспорт».
1 группа – дает свое определение местоимения (выполняется фломастерами на листах А4)
2 группа ищет определение в учебнике. ( стр. 78)
3 группа работает с толковым словарем.
МЕСТОИМЕ́НИЕ, я, ср. (грам.).
Название одной из частей речи — слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числит.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи [букв. слово, заменяющее имя; перевод греч. antonymia, латин. pro — вместо, и nomen — имя]. Личное м. Возвратное м.
Подведем итог: слова какой части речи могут заменять местоимения?
Какие морфологические признаки существительного вы знаете?
Неизменяемые признаки: одуш. – неодуш.; собст. – нариц.; склонение, род.
Изменяемые признаки: число, падеж.
- Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (предположение) (слайд)
Гипотеза:
Если местоимения могут заменять имена существительные, значит, они могут иметь те же морфологические признаки, что и имена существительные.
- Какую проблему мы перед собой поставим?
Проблема: выяснить, какие морфологические признаки могут быть у местоимения? Изменяются ли местоимения по числам и падежам.
- Работа в группах над проблемой. Распределение обязанностей.
Проведем сравнительный анализ имени существительного и местоимения. Неизменяемые признаки. (карточки)
1группа - Выясните, имеют ли местоимения такой морфологический признак, как одушевленность – неодушевленность.
Замените выделенные существительные местоимениями. Сравните одушевленное и неодушевленное существительное. Изменилось ли местоимение?
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур из курятника таскает.
Ёлка родилась и выросла в тени. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету.
2 группа –Могут ли быть местоимения собственными – нарицательными.
Запишите предложения с собственными и нарицательными именами существительными. Подставить вместо выделенных существительных местоимения. Сравнить, одинаковые или разные местоимения стоят вместо собственных и нарицательных существительных. Сделайте вывод.
Мой родной город - Кокшетау. Кокшетау раскинулся на берегу озера Копа.
Карась обычно живёт в прудах. Карась любит покрытые тиной уголки.
3 группа. Выясните, местоимения какого лица изменяются по родам.
Придумайте и запишите предложения. Сделайте вывод.
Выступление спикера. Выводы. (слайды)
Обсуждение и коллективное оценивание работы каждого члена команды в группе.
- Физминутка.
Я, ты, он, она!
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья!
В слове "мы" - сто тысяч "я",
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых -
В городах и сёлах!
- Работа с текстом. Дидактическая игра «Узнай меня!» (слайд)
Послушайте стихотворение, попробуйте узнать спрятавшиеся в нем местоимения.
“Моя грамматика”
Я талантлив от рождения!
Не дурак, и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ -
Это Я и только Я!
Мать склонялась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря.
Падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ
Для кого, а для МЕНЯ.
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки-
ДАТЕЛЬНЫЙ -
Это значит только МНЕ!
НЕ смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
ВИНИТЕЛЬНЫЙ
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!...
Нет, дружок, падеж
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
Сотворён совсем не МНОЙ!
Ждёте, видимо,
ПРЕДЛОЖНОГО?
Новых данных ОБО МНЕ?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
(М.Раскатов)
Что нового и важного мы узнали из этого стихотворения?
Проверим, действительно ли местоимения можно просклонять.
- Работа у доски. (3 человека) Склонение местоимений.
Запишите падежи и вопросы, такие же, как и к существительным. Просклоняйте. ( оказать помощь, в случае необходимости).
Какой вывод сделаем?
( Местоимения изменяются по числам и падежам, т.е. склоняются.)
- Работа с учебником.
Разноуровневые задания. Самостоятельная работа.
Дети самостоятельно выбирают, задания какого уровня выполнять.
1 уровень. Упр. 288 спишите словосочетания, раскрывая скобки. При затруднении обращайтесь к таблице упр.287.
( максимальная оценка за работу «4»)
2 уровень. Упр. 293. Поставьте местоимения в нужном падеже, укажите падеж.
3 уровень. «Корректоры». Исправьте речевые недочеты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.
- На его никто не обращал внимания.
- Здесь я чувствую как дома.
- Мой товарищ, он учился плохо.
- Рано утром он пошел в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья.
Проверка «контролерами» «цепочкой». ( У первых выполнивших задание учеников каждого уровня проверяет работу учитель, далее друг у друга).
Оценивание контролерами.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Что было главным на уроке?
- Что нового узнали о местоимении и его морфологических признаках?
- Что вызвало особенный интерес?
- От чего получил наибольшее удовлетворение, радость?
-Удалось ли нам спасти планету от гибели?
-Как оцениваете свою работу на уроке? Покажите смайликом.
-Кого особенно хотите похвалить за работу?
- Домашнее задание : стр.78 выучить правило.
На выбор: 1) упр. 292 2) 311 3)творческое: сочинить стихи с местоимениями, найти или сочинить шарады , загадки
Используемая литература и интернет – ресурсы:
- http://www.manshuk.kz/index.php ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Куанышбаева Г.А.
- http://www.moi-universitet.ru/ Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
- http://www.edusite.ru/
- http://festival.1september.ru/articles/subjects/15 М. Раскатов “Моя грамматика”,
- Тютчев Ф. И. - «Конь морской»
- Яндекс.Словари›Толковый словарь русского языка Ушакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Части речи. Урок - закрепление" 3 класс
Урок по русскому языку, на котором дети показывают свои знания о частях речи, которые мы изучали во 2 классе и повторили в первой четверти...
Играем с разными частями речи. Урок русского языка. 3 класс
Урок русского языка в 3 классе по теме"Играем с разными частями речи". УМК "Гармония". Урок обобщения....
Давайте поклоняться доброте. Части речи. Урок русского языка,3 класс.
Обобщающий урок по теме "Части речи" в 3 классе...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Части речи в русском языке".
Урок открытия новых знаний. Проводится в технологии критического мышления....
Конспект урока «Части речи в русском языке"
Цель: создать условия для формирования умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними....
Презентация-игра "Части речи" по русскому языку 3 класс
Данная презентация является тренажёром по русскому языку для закрепления темы "Части речи". В форме игры ученики 3 класса научатся определять к какой части речи относятся слова....
Задание закрепление темы «Части речи» по русскому языку, для учеников 2 класса, с разным уровнем знания.
Задание закрепление темы «Части речи» по русскому языку, для учеников 2 класса, с разным уровнем знания....