Урок русского языка в 4 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Горшкова Римма Ранисовна

Данный урок знакомит учащихся с устойчивыми словосочетаниями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizm.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: «Фразеологизмы»

     Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.  

     Задачи урока: 

     предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание  о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов, умение употреблять фразеологизмы в речи;

     личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;

     метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).

Используемая технология: ТРКМЧП

 

     Формы организации учебной деятельности учащихся:

     На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и парная.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Добрый день, ребята!

От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!

  1. Стадия вызова
  1. Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

  1. Послушайте отрывок из повести  С.Черного  «Дневник Фокса Микки», нам его прочитает …… Что вам показалось забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»

- Какое сочетание слов так поразило  героя? Чего же он не знал?

- Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.

3. - Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

Расшифруйте слово, и вы узнаете, как они называются.

Запишите, пользуясь шифром, слово, которое скрыто под следующими номерами,
и вы узнаете тему нашего урока

Запишите к себе в тетрадь это слово это и будет тема нашего урока.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

е

у

к

т

р

ф

а

о

я

м

д

л

з

г

ы

э

б

и

6

5

7

13

1

8

12

8

14

13

10

15

Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы»

- Заполним  таблицу     ЗХУ.  Что  знаете  о  фразеологизмах?                        

-Заполним  2  графу « Хочу  узнать». Что  хотите  узнать?

- Что такое фразеологизм?

- Где можно узнать значение фразеологизма?

- Какие бывают фразеологизмы?

- Для чего нужны?

II.  Стадия осмысления

Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?

1. - Тогда я предлагаю вам поработать с информацией. Прочитайте текст, который находится у вас на столах.  Читать будете с пометками: ! – новое, интересное; ? – возник вопрос; + - знал.

- Что в тексте вы пометили знаком «+», что было известно? Что из текста вы узнали нового? Что было непонятно?

2. Работая с текстом, вы познакомились с понятием «фразеологизмы». Но вы не обратили внимание на информацию, представленную в виде иллюстраций. О чем нам рассказывают они? (Высказывания детей). Как вы думаете, где еще можно найти информацию о значении фразеологизма?

Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову».

Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.

3. Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.

  1. - Замените выделенные фразеологизмы одним словом.

 Я проснулся ни свет ни заря. На душе

   кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго

   бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

  ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  

  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне

  хоть кол на голове теши.

    Слова для справок: 

     неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился.

Прочитаёте текст, который у вас получился. Что вы заметили. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?

Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.

- Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

  1. Что же это? Конечно же, фразеологизмы! 

III Стадия рефлексии

  1. Вернемся к нашей таблице ЗХУ.Что вы узнали?

  1. А теперь я вам предлагаю оценить собственную работу на уроке.

И прикрепите на тот фразелогизм, который поможет вам оценить вашу работу.

И заключении, оцените работу своей группы используя данные фразеологизмы.

Не покладая рук

                                                            Ни шатко, ни валко

Тяп да ляп

                                              Рука об руку

                                                                               В поте лица    

     Домашнее задание: 

  1. С.50 упр.75
  2. Творческое задание: Перечитать сказку П. Ершова «Конёк-горбунок» найти и выписать фразиологизмы.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) далеко; намылить шею проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает замёрз; зарубить на носу запомнить; как в воду глядеть предвидеть и т. д.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) далеко; намылить шею проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает замёрз; зарубить на носу запомнить; как в воду глядеть предвидеть и т. д.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....