Урок русского языка в 4 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок знакомит учащихся с устойчивыми словосочетаниями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizm.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Фразеологизмы»
Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.
Задачи урока:
предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов, умение употреблять фразеологизмы в речи;
личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).
Используемая технология: ТРКМЧП
Формы организации учебной деятельности учащихся:
На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и парная.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Добрый день, ребята!
От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!
- Стадия вызова
- Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)
Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.
- Послушайте отрывок из повести С.Черного «Дневник Фокса Микки», нам его прочитает …… Что вам показалось забавным?
«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»
- Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал?
- Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.
3. - Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?
Расшифруйте слово, и вы узнаете, как они называются.
Запишите, пользуясь шифром, слово, которое скрыто под следующими номерами,
и вы узнаете тему нашего урока
Запишите к себе в тетрадь это слово это и будет тема нашего урока.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
е | у | к | т | р | ф | а | о | я | м | д | л | з | г | ы | э | б | и |
6 | 5 | 7 | 13 | 1 | 8 | 12 | 8 | 14 | 13 | 10 | 15 |
Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы»
- Заполним таблицу ЗХУ. Что знаете о фразеологизмах?
-Заполним 2 графу « Хочу узнать». Что хотите узнать?
- Что такое фразеологизм?
- Где можно узнать значение фразеологизма?
- Какие бывают фразеологизмы?
- Для чего нужны?
II. Стадия осмысления
Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?
1. - Тогда я предлагаю вам поработать с информацией. Прочитайте текст, который находится у вас на столах. Читать будете с пометками: ! – новое, интересное; ? – возник вопрос; + - знал.
- Что в тексте вы пометили знаком «+», что было известно? Что из текста вы узнали нового? Что было непонятно?
2. Работая с текстом, вы познакомились с понятием «фразеологизмы». Но вы не обратили внимание на информацию, представленную в виде иллюстраций. О чем нам рассказывают они? (Высказывания детей). Как вы думаете, где еще можно найти информацию о значении фразеологизма?
Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову».
Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.
3. Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.
- - Замените выделенные фразеологизмы одним словом.
Я проснулся ни свет ни заря. На душе
кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго
бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся
ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.
Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне
хоть кол на голове теши.
Слова для справок:
неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.
Прочитаёте текст, который у вас получился. Что вы заметили. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?
Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.
- Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
- Что же это? Конечно же, фразеологизмы!
III Стадия рефлексии
- Вернемся к нашей таблице ЗХУ.Что вы узнали?
- А теперь я вам предлагаю оценить собственную работу на уроке.
И прикрепите на тот фразелогизм, который поможет вам оценить вашу работу.
И заключении, оцените работу своей группы используя данные фразеологизмы.
Не покладая рук
Ни шатко, ни валко
Тяп да ляп
Рука об руку
В поте лица
Домашнее задание:
- С.50 упр.75
- Творческое задание: Перечитать сказку П. Ершова «Конёк-горбунок» найти и выписать фразиологизмы.
Фразеологизмы.
Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) — далеко; намылить шею — проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает — замёрз; зарубить на носу — запомнить; как в воду глядеть — предвидеть и т. д.
Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.
Фразеологизмы.
Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) — далеко; намылить шею — проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает — замёрз; зарубить на носу — запомнить; как в воду глядеть — предвидеть и т. д.
Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....