Рабочие программы и КТП по русскому языку
рабочая программа по русскому языку по теме

Ершова Елена Леонидовна

Рабочая программа и КТП составлена для 8  и 9 класса VIII вида с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Раздел I.Пояснительная записка

Статус документа

Программа по русскому языку составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.

Русский язык является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. По данной программе обучаются дети с умственной отсталостью со сложной структурой дефекта(ДЦП).

Место учебного предмета в учебном (образовательном) плане

        Согласно проекту базисного учебного (образовательного) плана в 9 классе на изучение предмета «русский язык», отводится 4 учебных часа  в неделю (105 уроков, 35 недель). На  изучение русского языка   в 8 классе, отводится 3 часа в неделю (105 уроков, 35 недель)

Структура программы

Программа по русскому языку состоит из 7 разделов:

-пояснительная записка;

-основные требования к знаниям, умениям учащихся;

-учебно-тематический план;

-календарно-тематический план;

-содержание программы;

-формы и средства контроля;

-перечень учебно-методических средств.

Раздел  содержание программы включает в себя минимальный объем материала, обязательного для изучения.

          Раздел основные требования к знаниям, умениям учащихся определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного этапа обучения.

Разделы учебно-тематический план и календарно-тематический план приводят конкретное планирование, ориентированное на учебники русского языка.

Раздел формы и средства контроля показывает осуществление контроля за знаниями и умениями   учащихся.

Раздел перечень учебно-методических средств включат в себя список учебников и методической литературы.

Цели  и задачи изучения предмета в школе

Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии к жизни и овладению навыками письма.

Задачи:

-формировать у учащихся навыки грамотного письма;

-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме;

-воспитывать интерес к родному языку;

-социально адаптировать в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной и физической деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

-развитие письменной речи;

-развитие мелкой моторики рук при письме;

-развитие внимания;

-развитие мышления;

-обогащение словаря;

-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

На уроках русского языка учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направленно на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащение и активизация словаря, формирование навыков грамотного письма.

Изучение предложение имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. В процессе работы по теме у учащихся формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения.

Должное внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. Возможности умственно отсталого школьника ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построения предложений, связному высказыванию.

Большое внимание уделяется графическим навыкам т.к умственно отсталые учащиеся со сложной структурой дефекта (ДЦП) из-за проблем в физическом развитии имеют трудности в написании и оформлении записей в тетрадях.

                                                                                                8 класс

Раздел  II. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

-писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

-различать части речи;

-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

-писать изложение и сочинение;

-оформлять деловые бумаги;

-пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

-части речи;

-наиболее распространенные правила правописания.

                                                                                        9 класс

Раздел II. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

-писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;

-оформлять деловые бумаги;

-пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

-части речи, использование их в речи;

-наиболее распространенные правила правописания слов.

                                                                                        8 класс

Раздел III. Учебно-тематический план по русскому языку

п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1.

Повторение

7

2.

Состав слова

14

3.

Части речи

58

4.

Предложение

12

5.

Повторение

14

                                                           Всего

105

Контрольные работы - 3

Диктанты -5

Работы по развитию речи-7

                                                        

9 класс

Раздел III. Учебно-тематический план по русскому языку

Часы

п/п

Наименование раздела

учебного

времени

1.

Повторение

20

2.

Звуки и буквы

8

3.

Состав слова

8

4.

Имя существительное

13

5.

Имя прилагательное

11

6.

  Личные местоимения                    

9

7.

Глагол

10

8.

Наречие              

10

9.

Имя числительное

9

10.

Части речи                                                        

7

                                                      Всего

105

Контрольные работы - 4

 Диктанты - 5

Работы по развитию речи - 8

                                                                                                 8 класс

Раздел  IV. Календарно-тематическое планирование по русскому языку                                                        

п/п

                              Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1 четверть (24ч)

1.

Повторение

Простое и сложное предложение

1

2.

Главные члены в простом и сложном предложении

1

3.

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов

1

4.

Простое предложение с однородными членами.

1

5.

Входной диктант

1

6.

Работа над ошибками.

1

7.

Р.р.Деловое письмо. Объяснительная записка.

1

8.

Состав слов

Однокоренные слова

1

9.

Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи

1

10.

Разбор слова по составу

1

11.

Единообразное написание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные

1

12.

Единообразное написание ударных и безударных гласных

1

13.

Образование слов с помощью суффиксов

1

14

Приставка и предлог. Правописание приставок с о и а(от, -до, по-)

15.

Приставка и предлог. Правописание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-)

1

16.

Сложные слова

1

17.

Образование сложных слов с соединительной гласной и без соединительной гласной

1

18.

Р.р.Деловое письмо. Автобиография

1

19.

Закрепление пройденного материала.

2

20.

Контрольный диктант за 1 четверть

1

21.

Работа над ошибками

1

22.

Части речи.

Различение частей речи

1

23.

Имя существительное

Основные грамматические категории имен существительных

1

2 четверть (23+1пр.= 24ч) 

1.

Существительные на шипящую

1

2.

Склонение имен существительных. Три склонения имен существительных.

1

3.

Правописание падежных окончаний существительных единственного числа

1

4.

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

1

5.

Существительные с шипящей на конце

1

6.

Несклоняемые существительные

1

7.

Закрепление пройденного материала

2

8.

Контрольная работа по теме «имя существительное»

1

9.

 Р.р.Деловое письмо. Адрес

1

10.

Имя прилагательное.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

1

11.

Родовые окончания имен прилагательных

1

12.

Согласование имен прилагательных с существительным в падеже

1

13.

Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа

1

14.

Правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа

1

15.

Восстановление деформированного текста

1

16.

Имена прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи

1

17.

Склонение прилагательных на –ий, -ьи

1

18.

Склонение прилагательных на –ий, -ье, -ья

1

19.

Закрепление пройденного материала

2

20.

Контрольный диктант за 2 четверть

1

21.

Работа над ошибками.

1

3 четверть (29+1пр.=30ч) 

1.

Личные местоимения.

Лицо и число местоимений

1

2.

Местоимения 3лица единственного числа

1

3.

Склонение местоимений 1 лица

1

4.

Склонение местоимений 2 лица

1

5.

Р.р.Изложение «Дикая яблонька»

1

6.

Склонение местоимений 3 лица

1

7.

 Правописание предлогов с местоимениями

1

8.

Закрепление пройденного материала

1

9.

Контрольная работа по теме «местоимения»

1

10.

Работа над ошибками

1

11.

Р.р.Деловая бумага. Заявление

1  

12.

Глагол

Значение глагола в речи

1

13.

Неопределенная форма глагола на –ти, -чь, -ть

1

14.

Изменения глаголов по временам

1

15.

Р.р.Изложение «Жучка»

1

16.

Изменение глаголов по лицам

1  

17.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

1

18.

Различие окончаний глаголов I и II спряжения

1

19.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений (2л ед.ч.)

1

20.

Правописание глаголов 3 лица единственного и множественного числа с частицей –тся

1

21.

Правописание глаголов неопределенной формы с частицей –ся

1

22.

Правописание частицы не с глаголами

1

23.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

1

24.

Закрепление пройденного материала

2

25.

Контрольный диктант за 3 четверть

1

26.

Работа над ошибками

1

27.

Способы проверки безударных окончаний

1

28.

Обобщение пройденного материала

1

29.

4 четверть (27ч)

1.

Р.р.Деловая бумага. Анкета

1

2.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

1

3.

Распространенные и нераспространенные предложения

1

4.

Простое предложение с однородными членами

1

5.

Знаки препинания при однородных членах

1

6.

Перечисление с однородными и повторяющимся союзом и

1

7.

Знаки препинания при однородных членах.

1

8.

Перечисление с союзом а, но

1

9.

Знаки препинания при однородных членах. Все случаи

1

10.

Обращение, знаки препинания при обращении

1

11.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов

1

12.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами а, и, но со сложными с теми же союзами

1

13.

Контрольная работа по теме «предложение»

1

14.

Работа над ошибками

1

15.

Повторение

Повторение. Состав  слова

1

16.

Повторение. Части речи

2

17.

Повторение. Правила правописания гласных и согласных букв

1

18.

Повторение. Предложение

1

19.

Закрепление пройденного материала

2

20.

Итоговый контрольный диктант

1

21.

Работа над ошибками

1

22.

Знаки препинания в конце предложений.

1

23.

Р.р. Сочинение по картине В. Маковского «Свидание».

1

24.

Составление сложных предложений

1

25.

Сложные предложение со словами где, когда, что, чтобы, который

1

 

                                                                             Итог

105

9 класс

Раздел  IV. Календарно-тематическое планирование по русскому языку

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1 четверть (24ч)

1.

Повторение

Предложения

1

2.

Однородные члены предложения

1

3.

Обращение в предложении

1

4.

Сложные предложения

1

5.

Упражнения на закрепление

1

6.

Входной диктант

1

7.

Работа над ошибками

1

8.

Р.р. Сочинение «Как я провел лето»

1

9.

Звук и и буквы

Название букв. Гласные и согласные звуки

1

10.

Твердый и мягкий знак, их значение

1

11.

Правописание безударных гласных

1

12.

Правописание звонких и глухих согласных

1

13.

Непроизносимые согласные

1

14.

Упражнения на закрепление

1

15.

Контрольная работа по теме «звуки и буквы»

1

16.

Р.р. Деловая бумага «Объявление»

1

17.

Состав слова

Алгоритм разбора слова по составу

1

18.

Правописание гласных и согласных в приставках

1

19.

Правописание приставок раз-(рас), без-(бес), из-(ис), воз-(вос)

1

20.

Закрепление пройденного материала

1

21.

Диктант за 1 четверть

1

22.

Работа над ошибками

1

23.

Сложные слова

1

24.

Сложно сокращенные слова

1

2 четверть (23+1пр=24ч)

1.

Имя существительное

Значение предметности кто? что?

1

2.

Грамматические признаки имени существительного

2

3.

Собственные и нарицательные имена существительные

1

4.

Р.р. Деловая бумага «Расписка»

1

5.

Склонение имен существительных

1

6.

Правописание имен существительных ж.р. 3 скл. после шипящих

1

7.

Правописание существительных м.р. 2 скл. после шипящих

1

8.

Безударные падежные окончания имен существительных

1

9.

Существительные с шипящей на конце

1

10.

Упражнения на закрепление

1

11.

Контрольная работа по теме «имя существительное»

1

12.

Р.р. Составление заметок

1

13.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как признаки, свойства, качества предмета

14.

Род и число имени прилагательного

1

15.

Правописание безударных окончаний прилагательных

1

16.

Правописание прилагательных на -ий, - ья, -ье, -ьи

1

17.

Определение рода, числа, падежа прилагательных

1

18.

Закрепление пройденного материала

2

19.

Диктант за 2 четверть

1

20.

Работа над ошибками

1

21.

Повторение

1

3 четверть (29+1пр=30ч)

1.

Р.р. Составление объяснительной записки

1

2.

Личные местоимения

Местоимения  1,2,3 лица

1

3.

Лицо и число местоимений

1

4.

Склонение личных местоимений

1

5.

Личные местоимения с предлогами

1

6.

Правописание личных местоимений

1

7.

Упражнения на закрепление

2

8.

Контрольная работа по теме «местоимения»

1

9.

Р.р. Сочинение «Письмо другу»

1

10.

Глагол

Различие глаголов по значению

1

11.

Грамматические признаки глагола

2

12.

Род и число глаголов в прошедшем времени

1

13.

Глаголы неопределенной формы

1

14.

Изменение глаголов по лицам и числам

1

15.

Личные окончания глаголов

1

16.

Спряжение глаголов

1

17.

Повелительная форма глагола

1

18.

Р.р. Деловая бумага «Анкета»

1

19.

Наречие

Наречие как часть речи

2

20.

Наречие обозначающие время, место, способ действия

1

21.

Правописание наречий с а и о на конце

1

22.

Закрепление пройденного материала

2

23.

Диктант за 3 четверть

1

24.

Работа над ошибками

1

25.

Упражнения на закрепление

1

4 четверть (27ч)

1.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи

1

2.

Правописание числительных от 5 до 20 и 30

1

3.

Правописание числительных от 50 до 80

1

4.

Правописание числительных 500 до 900

1

5.

Правописание числительных 90, 200, 300, 400

1

6.

Упражнения на закрепление

2

7.

Контрольная работа по теме «числительное»

1

8.

Р.р. Работа с деформированным текстом

1

9.

Части речи

Образование частей речи

2

10.

Различие прилагательных и числительных

1

11.

Различие прилагательных и наречия

1

12.

Различие существительных и местоимений

1

13.

Упражнения на закрепление

2

14.

Предложения

Простое предложение

1

15.

Р.р. Изложение «Север России»

1

16.

Сложное предложение

1

17.

Прямая речь

2

18.

Закрепление пройденного материала

2

19.

Итоговый диктант

1

20.

Работа над ошибками

1

21.

Повторение

2

                                                                         Итог

103+2пр

=105ч

                                                                                        8 класс

Раздел V. Содержание программы по русскому языку

(3ч. в неделю)

Повторение

 Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном  предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

Состав слова.

Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих  согласных, ударных и безударных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Сложные слова.

Образование сложных слов с соединительными гласными без соединительных гласных.

Имя существительное. Основные грамматические категории  имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных  единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное.                                                                                                                                                                                                     Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимение. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол

 Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов  по временам.

Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II  спряжения (на материале более употребительных слов).

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Предложение

Простое  и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных.  Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.  Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Изложение ( с изменением лица и времени).

Сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Составление рассказа по опорным словам.

Составление рассказа по данному началу. Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний

 «История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе».

Деловое письмо; объявление, заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам  за коммунальные услуги.

Повторение пройденного за год.

9 класс

Раздел IV. Содержание программы по русскому языку

(3 ч. в неделю)

Повторение

Предложение. Предложение с однородными членами.

Сложное предложение. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,е,ю,я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество букв в слове.

Состав слова

Разбор слова по составу. Единообразие  написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразие написание приставок на согласную. Правописание приставок, меняющих коечную согласную, в зависимости от произношения: без(бес), воз(вос) и т.д.

Сложные слова. Образование сложных слов сложносокращенные слова.

Имя существительное

Роль существительного в речи. Основные грамматические категории. Правописание падежных окончаний. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное

Роль прилагательного  в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имени прилагательных.

Личные местоимения

Роль личных местоимений  в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол

Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Повелительная форма глагола. Частица не с глаголами.

Имя числительное

Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.

Наречие

Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи

Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Составление простых и сложных предложений.

Прямая речь. Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Развитие речи

Изложение. Сочинения творческого характера. Деловые бумаги.

Повторение пройденного за год

Раздел VI. Формы и средства контроля.

Способы

Виды

Методы и средства

Формы

Внешний (осуществление контроля преподавателем)

Взаимный

(осуществление контроля учащимся над товарищем)

Предварительный

Текущий

Периодический

Итоговый

Устный опрос

Письменные работы

(контрольные, диктанты, сочинения, изложения, деловая бумага)

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

Парные  

Раздел VII. Перечень учебно-методических средств

1.Воронкова        В.В. Программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - М: Просвещение, 2004.

2.Галунчикова        Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2006.

3.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2006.

4.Федорова Т.Л. Все виды диктантов.- М.ЛадКом,2009г.

5. Ушакова О.Д. объясняем трудную тему по русскому языку. - СПб.: Издательский дом «Литература», 2010г.

6.Таблицы        и раздаточный материал по русскому языку.

7. Максимук Н.Н. Сборник текстов для изложений. М.: «ВАКО», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Русский язык» (авторы: В.Г.Горецкий,, В.П. Канакина «Русский язык») для 1 класса на 2012-2013 уч. год ФГОС «Школа России»

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторской пр...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»  для 4  класса по учебнику  «Русский язык»    В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...