Урок русского языка 3 класс по теме: "Непроизносимая согласная"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок тренирует умение писать слова с непроизносимой согласной в корне слова, развивает коммуникативные УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_3_kl.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Русский язык.
3 Б
Учитель: Новак Галина Николаевна
Тамбов 2012 г
Открытый урок, 3класс Б
Тема: «Правописание непроизносимых согласных»
Цель урока:
1.Тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть эту орфограмму в словах, доказывать правильность её написания.
2. Повторять ранее изученные орфограммы.
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, а так же самостоятельности и познавательных процессов.
3. Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и коммуникативные способности.
4. Содействовать воспитанию доброты, взаимопомощи, интереса к предмету.
Оборудование. Проектор, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1, Мотивационный этап
-Сегодняшний урок мы с вами начнём с пословицы.( Слайд №1) Прочтите её:
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. Я надеюсь, что все сегодня будут хорошо трудиться, в конце урока получат хорошие оценки и конечно же испытают чувство радости и счастья.. Запишите эту пословицу.
- Скажите, а какое слово здесь является сложным? С помощью каких двух слов оно образовалось? Выделите корни. Какие ещё гласные могут соединять корни?
- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?
- Как вы уже догадались, над какой темой мы сегодня будем работать?
НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ. (Слайд №2)
-Повторение алгоритма работы с непроизносимой согласной.
1) Произнеси слово.
2) Проверь, есть ли в нём непроизносимый согласный звук.
3) Подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится чётко и ясно.
4) Напиши слово.
5) Выдели орфограмму
2. Познавательный этап. (Слайд №3)
- Прочтите слова.
Вестник, весть, весточка, вести, известная.
- Найдите лишнее слово. (вести) Почему оно лишнее? (форма слова)
- Какие слова называем однокоренными?
- Какое слово соответствует схеме? (известный)
- В каких словах букв больше, чем звуков? (вестник, весть).
- Почему?
- Какие слова соответствуют нашей теме урока? (вестник, известная)
- Какие слова являются проверочными?
- Запишите слова, выделите корень.
- Кто написал, прочтёт ещё одну пословицу. (слайд №4)
Ужасно интересно всё то, что неизвестно.
- Как вы думаете, эта пословица связана с предыдущим заданием? (да, есть родственное слово к слову весть)
- Найдите слово родственное слову весть. (неизвестно)
- Как образовалось это новое слово? Запишите его.
- В каких словах очень хочется написать непроизносимую согласную, но она там не пишется? (ужасно, интересно) Давайте докажем.
- Какие ещё вы знаете аналогичные слова?
Вкусный
Интересный
Опасный
Чудесный
Прекрасный
Ужасный
Напрасный
Небесный
3. Упражнение в написание слов с непроизносимой согласной.
- Да, всё неизвестное действительно интересно. Я вам сегодня на урок принесла интересные слова. Прочтите их (слайд №5)
Завистливый, бессовестный, хвастливый, пакостный, ненастный, грустный.
- Что объединяет эти слова? (есть непроизносимая согласная)
- Какое слово вам непонятно?
- Как вы думаете, а какое слово могло быть здесь лишним? Почему? (ненастный день, а остальные называют признаки характера человека)
- Как вы думаете, это положительные черты характера или отрицательные?
- Мне бы хотелось, чтобы ни у кого из вас не проявлялись в жизни такие черты характера.
- Давайте запишем эти слова под диктовку.
- Почему в слове. бессовестный удвоенная СС?
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальное сопровождение)
- А какого человека мы называем добрым? Того, кто имеет доброе……….. (сердце)?
5. С этим словом существует очень много устойчивых выражений (фразеологизмов) (слайд № 6 )
Прочтите их и скажите, как вы их понимаете.
- Словно камень с сердца свалился (испытать чувство душевного облегчения, избавление от чего - то неприятного)
- Сердце кровью обливается (сильно переживает; от жалости, от горя)
- Положа руку на сердце (искренне, чистосердечно)
- Подарил от чистого сердца (от всей души)
- Кошки на сердце скребут (очень тяжело; тревожно, тоскливо, грустно; сильно переживает)
- Сердце прыгает от радости (высшее чувство радости)
- Давайте с одним из выражений придумаем предложение.
- Давайте запишем предложение.
Кирилл подарил любимой бабушке подарок от чистого сердца.
- Разбор предложения по членам.
- Поднимите руку, у кого есть бабушки. У кого бабушки живут с вами в одной квартире? Скажите, вы радуетесь, когда к вам в гости приходит бабушка?
- Скоро наступят для вас самые замечательные праздники. Это новогодние каникулы и Новый год. Кто бы хотел, чтобы на этом празднике бабушки присутствовали?
- Давайте сегодня напишем письмо-приглашение бабушке на Новый год.
6. Работа в группах.
- Как вы думаете, с каких слов нужно начать? А что напишем дальше? Какими словами закончим наше приглашение?
- Обсудите эти вопросы в группах. (по 4 человека)
- Один представитель группы расскажет устно свои предложения.
- Я вам уже приготовила образец написания письма – приглашения (отпечатанное на листочке для каждого), но в нём потерялись слова на изучаемую нами орфограмму. Подумайте в парах, какие слова необходимо вставить.
- Обсудили и записали на листках. (слайд № 7 )
Письмо бабушке.
_____________ , бабушка!!!
У нас скоро зимние каникулы и Новый год. Я хочу пригласить тебя на наш __________.
Если ты придёшь, то он станет для меня самым _____________ и _______________ днём.
Мы _______________ проведём время.
До свидания.
Твой внук (внучка) _________.
- Дома вы напишите это приглашение на заготовленных вами открытках.
7. Развитие речи.
Составить рассказ на тему: Новый год. (слайд №8)
Новый год.
Сегодня у меня самый радостный и счастливый день. Сегодня новый год!!______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опорные слова:
- От чистого сердца
- Интересная книга
- Чудесные картинки
- Прелестный щенок
- Вкусный пирог
- Чувство радости.
7) Хороший праздник
5. Подведение итогов (слайд 9, 10)
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что показалось самым интересным?
- Над какой орфограммой мы сегодня работали?
- Оценки.
6. Домашнее задание.
Написать приглашение на открытках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
Конспект урока русского языка "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки" в 1 классе"
Урок по программе "Перспективная начальная школа" с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Урок разработан в рамках ФГОС, с формированием УУД....
Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс
Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....
Урок русского языка по теме: "Обозначаем мягость согласных звуков" 1 класс
Урок для 1 класса УМК "Гармония"...
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)
Конспект урока русского языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....
Урок русского языка на тему: "Правописание удвоенных согласных" в 3 классе УМК "Школа России"
Задачи урока:1. Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения сл...
Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)
Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...