рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Грачева  Тамара Викторовна

рабочие программы, 3 класс УМК Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2klass.docx104.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

____________ Т.В. Грачева

Протокол №___ от

27  августа 2013г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №10

______________   Е.Е.Пугина

 2 сентября 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_______________Л.А.Сачкова

Приказ №______

от  2 сентября 2013г.

МБОУ СОШ №10 г.Павлово

Рабочая программа

по русскому языку, 3Б класс

учителя  начальных классов высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

Составлена на основании программы:

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухвалова.- Самара: Издательский дом  «Фёдоров», 2011

         Н.В.Нечаева. Русский язык

2013 – 2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование

на 2013 – 2014  учебный год

по  русскому языку, 3Бкласс

учителя начальных классов  высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

         Программа: Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. / Сост.                                   Н.В.Нечаева, С.В.Бухвалова.- Самара: Издательский дом  «Фёдоров», 2011

                  Н.В.Нечаева. Русский язык

Учебник: Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник: 3 класс - Самара: Издательский дом                                   «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2013

                  Н.В. Нечаева, Воскресенская , рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс: в 4 ч./                        Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная     литература», 2013

Количество часов по учебному плану: 170ч.

Количество контрольных работ – 12ч.

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе авторской программы Н.В.Нечаевой «Русский язык». Изменений в программу не внесено.

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует конгнитивно-познавательную и социокультурную цели:

  • конгнитивно - познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке как составляющей целостной научной картины мира и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, «что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

  • Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
  • Н.В. Нечаева, Воскресенская. Тетради по русскому языку для 3 класса. В 4 частях/ Под ред. Н.В.Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение

русского языка в каждом классе начальной школы отводится по 5 часов в неделю. В 3 классе это

170 часов.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков: открытие новых знаний, рефлексия (повторение и закрепление), контрольный.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 3 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

– ориентация на принятие образца   «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

– внутренней позиции обучающегося

на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,

понимания необходимости учения,

выраженных учебно-познавательных

мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-

познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса

к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе

критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

– следования в поведении моральным

нормам и этическим требованиям;

– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию

из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным

основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

– осуществлять расширенный поиск

информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить самостоятельно разные

способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию

и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера

высказывания, учитывающие, что

партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– понимать ситуацию возникновения

конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

– осознавать взаимосвязь между

целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

выбирать адекватные средства: слова,

интонации, темп речи, тембр и силу

голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

– выражать собственное мнение,

обосновывать его;

– владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать,

закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

– строить устное монологическое

высказывание на определенную тему,

делать словесный отчет о выполненной работе;

– применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;

– определять последовательность

частей текста, составлять план.

– использовать в монологическом высказывании разные типы речи:

описание, повествование, рассуждение;

– сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

– создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);

– пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

– актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми

правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;

согласные звонкие, глухие парные,

непарные; согласные твердые, мягкие

парные, непарные; шипящие, всегда

твердые, всегда мягкие;

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова  в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;

в словах с разделительными ь, ъ

(вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;

– использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

– узнавать позиционные чередования звуков;

– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному

в учебнике алгоритму;

– оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

– соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения,

представленного в учебнике);

– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо

обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

– совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

– воспринимать слово как единство

звучания, значения и грамматических

признаков;

– выявлять слова, значение которых

требует уточнения;

– определять значение слова по тексту

или уточнять с помощью толкового

словаря.

– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной

характеристики предметов и при их

сравнении;

– различать употребление в тексте

слов в прямом и переносном значении

(простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

– различать в тексте омонимы (на

практическом уровне);

– понимать значение употребленных

в текстах учебника фразеологизмов;

– ориентироваться в разнообразии

словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

– находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности

суффиксов и приставок;

– оценивать правильность разбора

слов по составу.

Морфология

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

– находить начальную форму имени

существительного;

– определять грамматические признаки имен существительных – род,

число, падеж, склонение;

– находить начальную форму имени

прилагательного;

– определять грамматические признаки прилагательных – род, число,

падеж;

– различать глаголы, отвечающие на

вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;

– определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).

– выполнять морфологический разбор имен существительных, имен

прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

– оценивать правильность проведения морфологического разбора;

– устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением

(личным) и существительным, на которое оно указывает;

– определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

– устанавливать отличие предлогов

от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

– различать предложение, словосочетание и слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении;

– находить главные (подлежащее,

сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

– различать второстепенные члены

предложения – определение, дополнение;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом

разбор простого предложения (по

членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– устанавливать связи (при помощи

смысловых вопросов) между словами

в словосочетании и предложении;

– использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

– применять ранее изученные правила правописания, а также:

_ непроизносимые согласные;

_ непроверяемые гласные и согласные

в корне слова, в т.ч. с удвоенными

согласными (перечень см. в словаре

учебника);

_ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

_ разделительные ъ и ь;

_ безударные окончания имен прилагательных;

_ не с глаголами;

_ раздельное написание предлогов

с другими словами;

– определять (уточнять) написание

слова по орфографическому словарю

(в т. ч. по справочнику в учебнике);

– безошибочно списывать текст;

– писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами

правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

– применять правила правописания:

_ ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, нет) туч);

_ гласные в суффиксах _ик, _ек;

_ соединительные гласные о, е в сложных словах;

_ запятые при однородных членах предложения;

– объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин);

– объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;

– осознавать место возможного возникновения орфограммы;

– подбирать примеры с определенной орфограммой;

– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

– при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;

– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

 Содержание начального общего образования по русскому языку, 3 класс (170 часов)

I. Развитие речевой деятельности

Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

Письменная речь

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах.

Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.

Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).

Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Реклама, афиша, различные виды объявлений.

Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.

Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.

Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.

Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

II. Система языка

Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не с глаголами.

Имя существительное. Употребление в речи. Начальная форма.

Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного числа. Первичное освоение правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -мя ,-ий, -ья, -ье ,-ия, -ов,-ин). Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов -ик, -ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление

о словосочетании типа управления.

Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма.

Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов,

-ин. Представление о словосочетании типа согласования.

Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.

Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание у разных слов.

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса -ся (-сь). Образование слов способом сложения основ (сложные

слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з и с.

Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие,

всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.

Орфография. Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Учебно-тематический план курса русского языка, 1-4  класс

класс

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов на тему или раздел

В том числе контрольные работы

1

1

Речь устная и письменная

5

2

Звуки и буквы

17

3

слово

23

4

Предложение и текст

3

5

Подведи итоги

2

1

Итого

50

1

2

1

Что нужно для общения

14

1

2

Речь начинается со звуков и букв

17

1

3

Что такое родственные слова

30

1

4

Какие бывают в грамматике группы слов

32

3

5

Как образуются предложения

21

1

6

Каждому слову своё место

15

7

Как строится текст

8

8

Законы языка в практике речи

15

1

Резерв

18

1

Итого

170

9

3

1

Что нужно для общения

11

1

2

Секреты появления слов в русском языке

32

2

3

Как из слов образуются предложения

106

8

4

Как из предложений образуется текст

7

1

Резерв

14

Итого

170

12

4

1

Что нужно для общения

15

2

Обращение

9

3

Части речи

87

4

Сложное предложение

6

5

Наречие

12

6

Законы языка в практике речи

8

Резерв

33

Итого

170

Формы и средства контроля:

Текущий контроль – самостоятельные работы (15 – 20 минут на уроке)

Тематический контроль – контрольные работы по итогам прохождения тем и разделов программы

Итоговый контроль – контрольные и тестовые работы по итогам полугодий и года обучения

Контроль и оценка результатов обучения проводится в соответствии с требованиями методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ: диктантов, словарных диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний,  тестовых заданий.

№ п/п

Дата

Форма контроля

1

16.09

Контрольный диктант по теме «Что нужно для общения»

2

08.10

Контрольное списывание №1

3

24.10

Контрольная работа за 1 четверть

4

03.12

Проверочная работа на тему «Служебные слова.  Состав слова».

5

19.12

Контрольная работа за 1 полугодие

6

22.01

Контрольный диктант по теме «Грамматические признаки имени существительного»

7

05.02

Контрольное списывание №2

8

21.02

Контрольный диктант  по теме «Изменение имен существительных по падежам»

9

14.03

Контрольная работа за 3 четверть

10

09.04

Контрольное списывание  №3

11

18.04

Тестовая работа по теме «Склонение имён существительных»

12

22.05

Итоговая контрольная работа

Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК.

Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  •  Н.В. Нечаева, Воскресенская. Тетради по русскому языку для 3 класса. В 4 частях/ Под ред. Н.В.Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
  • Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3-4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  1. Специфическое сопровождение (оборудование):
  • алфавит;
  • таблицы:

№14 «Словарные слова»

  1. Непроверяемые гласные
  2. Непроверяемые гласные
  3. Непроверяемые гласные
  4. Непроверяемые согласные
  5. Двойные согласные
  6. Проверь себя
  7. Проверь себя
  8. Проверь себя

№ 10 «Русский язык, 3класс»

  1. Части речи
  2. Склонение имен прилагательных
  3. Однокоренные слова и формы слова
  4. Разбор по составу
  5. Правописание приставок
  6. Безударные гласные в корне
  7. Однородные члены предложения
  8. Связь слов в предложении
  • интерактивная доска;
  • компьютер

Контрольная работа по русскому языку за 1 четверть 3 класс 

1 вариант 
1. Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение. 
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы! 

__________________________________________________________________
2. Выдели  такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может. 
           1. Повествовательное невосклицательное. 
           2. Вопросительное невосклицательное. 
           3. Повествовательное вопросительное. 
3. Отметь  предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу. 
         1. Шёл я по заросшей вырубке. 

         2. Солнце поднимается быстро. 

         3. В лесу появились первые проталины. 
4. Охарактеризуй 2-ой звук в слове дверь, 4-ый звук в слове краб, 2-ой звук в слове пою, 3-ий звук в слове крюк. __________________________________________________________

5. Выдели приставки в следующих словах:

 Убежать,  ужас,  съесть,  сорвать,  история,  истопить
6. Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу. 
кусты, раздался, посвист, за, рябчик 

____________________________________________________________________________
2  вариант 

1. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение. 
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы! 
__________________________________________________________________

2. Отметь  такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может. 
                    1. Вопросительное восклицательное. 
                    2. Побудительное повествовательное. 
                    3. Побудительное невосклицательное. 
3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении. 
                      Среди ветвей
мелькнули серые тени. 
                      Слева
послышался шорох листьев. 
                      Я увидел летящего
орла совсем близко. 

__________________________________________________________________
4. Охарактеризуй 4-ый звук в слове обувь, 1-ый звук в слове яма, 2-ой звук в слове ёлка, 3-ий звук в слове ножка. 

_____________________________________________________
5. Выдели корень в следующих словах: 

Перелётный,  городской,  пробег,  поездка,  бесшумный, погибают. 

6. Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу. 
друг, по, Кавказ, путешествовать, долго

Контрольная работа за первое полугодие

                                                                 I вариант 
1.Сделай фонетический разбор слова огонь. 

__________________________________________________________________
2. Разбери по составу слово    
осиновый. 
3.Отметь  грамматические основы в предложениях: 
Вороны сели на берёзу. 
Бродит ветер по болоту. 
Птицы улетают в жаркие страны

4.Подчеркни  вопросы, на которые отвечает определение. 
Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чём? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?
5.Подчеркни все члены предложения. 
Ребята ухаживали за лисой, белкой, черепахой и хомячками.

 Огонёк ярко вспыхнул и потух. 
6.Найди  предложения с однородными подлежащими, подчеркни их. 
По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова. 
В лесу росли пихты, ели и берёзы. 
Цветы пахли не резко, а нежно. 
На экскурсию поедут ученики и родители. 
Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе. 
                                                        II вариант 
1.Сделай фонетический разбор слова пять. 

___________________________________________________________
2.Разбери по составу слово
дождливый
3. Отметь в предложениях  грамматические основы. 
Смолистые шишки украшают вершины елей. 
Над прудом кругами летает чёрный коршун. 
У воды бродят красивые птицы. 
4.Подчеркни  вопросы, на которые отвечает обстоятельство. 
Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чём? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?
5. Подчеркни все члены предложения. 
Луга, поля, деревья покрылись снежной пеленой. 
Коршун сложил крылья и упал на добычу. 
6.Найди  предложения с однородными сказуемыми, подчеркни их. 
Миша заболел, но быстро поправился. 
По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова. 
В лесу росли пихты, ели и берёзы. 
На экскурсию поедут ученики и родители. 
Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе

Контрольная работы за 3 четверть

ДИКТАНТ

Цель – проверить умения обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова на основе изученных правил.

Вариант 1

ЦВЕТЫ

Пришла ранняя весна. Солнышко разбудило лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и сухую листву. Из земли стали показываться зеленые стрелки. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издает нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарок весны. Сохрани их.

Слово для справки: показываться.

Грамматические задания

1вариант:

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены.
2. Образовать от слов 
утровесна родственные слова с удвоенными согласными. Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными ббсс.

2 вариант:

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены

2. Что объединяет группу приведенных ниже слов: 1) падеж; 2) склонение?

Написать на строке нужную цифру.

___________ с черёмухи, от росы, около полянки, травой.

КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСЫВАНИЯ

№1

Цель – проверить умения списывать текст, обнаруживать орфограммы.

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила...

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,
В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Черемуха душистая
Развесившись стоит,
И зелень золотистая
На солнышке горит.

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.   (
С. Есенин)

№2

Великий четверг

Накануне этого дня в избу приносили зерновой хлеб. На него клали печеный каравай хлеба, соль. Это чудо ставили в горнице.
Зерновой хлеб имел тайный смысл. Люди ели его, как символ богатства жизни. Печеный хлеб давали скоту. Животных первый раз выводили на пастбище, и хлеб давал им силу. Соль снимала с животных болезни.
Люди в дальнюю дорогу брали краюху хлеба и соль. Они были символом родного дома.

№3

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Почему снег загрустил

Пришла весна. Солнце стало пригревать землю своими тёплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный, чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его достанут. Скоро снег совсем растает. Ребята выбежали на улицу и радуются лужам – можно пускать кораблики!
Здравствуй, весна-красна!

Тест по теме: "Склонение имён существительных”.

1. Напиши существительные, которые относятся: К 1 скл.   2скл.  3 скл.                                      

2. Запиши слова в три столбика.

Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь, букварь, сеть.

3. Просклоняй существительные: беседка, окно, отец, осень.

4. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж всех имен существительных.

Прошло знойное лето. Наступила з__л__тая осень. Загл__ни в лес. По __пушкам р__стут гр__бы. Среди пожухлой тр__вы кр__снеют под__синовики. По краю ельника можно найти сколь__кие грузди, душ__стые рыж__ки. Старые пни покрыты __пёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На п__ляне горят грозд__я р__бины.

Дни ст__ят погож__е. Небо высокое и прозрачное. На дне руч__я в__дна каждая тр__винка. Ум__лкают птич__и г__л__са. В л__су тиш__на и покой.

5. Вставь (если нужно) на конце существительных мягкий знак.

Реч__, врач__, вещ__, луч__, сторож__, ноч__, мыш__, лож__, багаж__, чертёж__, глуш__, плащ__, товарищ__.

     

 Календарно – тематическое планирование, 3 класс

урока п/п

Наименование раздела и темы уроков  

Количество часов на тему, раздел, урок

Виды деятельности учащихся

Срок прохождения

дата

корректировка

Что нужно для общения (12 часов)

1

 Лексическое и грамматическое значение слова.

1

Работа с толковым словарем, словосочетаниями. Участие в диалоге. Инсценировка. Письмо под диктовку. Восстановление деформированного текста. Разбор слов по составу, звукобуквенный анализ. Решение грамматических задач. Анализ описания проекта  «Банк заданий»

Составление словосочетаний и предложений. Взаимопроверка.

Работа с текстами разных типов, стилевой окраской слов, стилистическими синонимами. Работа со средствами устной и письменной речи. Выделение сильной и слабой позиции гласных и согласных. Подбор проверочных слов по алгоритму. Разбор предложений по членам предложения, по цели высказывания и по интонации.

Значение слов с частицей НЕ. Работа с алгоритмом правописания приставок. Работа с памяткой «Работа над ошибками».

02.09

2

Текст. Признаки текста, типы текста

1

03.09

3

Состав слова. Однокоренные слова.

1

04.09

4

Многозначность слов.  

1

05.09

5

Средства устного и письменного общения.

1

06.09

6

 Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи.

1

09. 09

7

 Чередование: позиционное и историческое.

1

10.09

8

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

11.09

9

Оформление диалога. Правописание  З, С  на конце приставок.

1

12.09

10

Контрольный диктант по теме «Что нужно для общения»

1

13.09

11

Обобщение знаний по теме «Что нужно для общения в устной и письменной форме».

1

16.09

12

Работа над ошибками.

1

17.09

Секреты появления слов в русском языке (33 ч)

Заимствованные слова (3 ч.)

13

Тема, план текста.

1

Деление текста на части. Составление плана текста. Составление текста по опорным словам. Работа в парах -  работа с этимологическим словарем.

18.09

14

 Составление текста.

1

Составление плана. Орфографическая подготовка. Запись предложений по памяти.

19.09

15

 Правописание сочетаний -ОЛО-, -ОРО-,- ЕРЕ-.

1

Наблюдение. Вывод на основе наблюдения. Письмо под диктовку. Подбор родственных слов.

20.09

Основа слова (2 часа)

16

Состав слова.  Способы словообразования

1

Работа с памяткой «Разбор слов по составу», работа со словарем словообразования. Подбор родственных слов.  

23.09

17

Основа слова. Составление текста-описания.

1

Составление плана. Орфографическая подготовка. Составление текста и его запись – самостоятельная работа.

24.09

Какую работу выполняет в основе слова суффикс (11ч.)

18

Суффикс как словообразовательная морфема. Суффиксы существительных.

1

Работа с алгоритмом разбора слов по составу. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Решение грамматических задач.

25.09

19

Уменьшительно-ласкательные суффиксы и их правописание.

1

Исследование и формулирование правил написания суффиксов –ОНЬК, -ЕНЬК.

26.09

20

Суффиксы-омонимы.

1

Работа в парах. Упражнение в словообразовании. Письмо под диктовку. Разбор слов по составу.

27.09

21

Значения суффиксов.

1

Разбор слов по составу. Упражнения в правописании суффиксов. Упражнение в словообразовании. Письмо по памяти.

30.09

22

Формообразование словообразование.

1

Разбор слов по составу самостоятельная работа с взаимопроверкой.

01.10

23

Способы образования слов. Состав слова

1

Разбор слов по составу. Самостоятельная работа. решение грамматических задач. Участие в диалоге.

02.10

24

Обращение. Устаревшие слова.

1

Нахождение обращения в тексте. Выделение обращения в устной и письменной речи. Работа со словарем. Письмо под диктовку.

03.10

25

Текст-описание. Составление текста-описания.

1

Редактирование текста – коллективная работа. Работа в парах – взаимодиктант. Написание сочинения – миниатюры.

04.10

26

 Стилистические ошибки. Паронимы.

1

07.10

27

Контрольное списывание №1

1

08.10

28

Работа над ошибками.

1

09.10

Какую роль выполняет в основе слова приставка (8 ч.)

29

Предложение. Члены предложения и части речи.

1

Исследовательская работа по тексту. Грамматический разбор предложений. Комментированное письмо.

10.10

30

 Предлоги и приставки. Время глагола.

1

Упражнения в различении приставок и предлогов. Исследовательская работа по тексту. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

11.10

31

Выделение обращения в устной и письменной речи.

1

Упражнения в написании гласных и согласных в приставках. Письмо под диктовку – фронтальная проверка. Разбор по членам предложения.

14.10

32

 Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Упражнения в правописании приставок. Упражнение в словообразовании. Письмо по памяти. Решение грамматических задач.

15.10

33

Текст-описание и текст-рассуждение.

1

Составление характеристики героя по опорным словам. Самопроверка. Презентация своего сочинения.

16.10

34

Правописание приставок и предлогов. Характеристика героя.

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа. составление характеристики героя любимого литературного произведения. Презентация своей работы.

17.10

35

Обучающее изложение

1

Коллективная работа. участие в обсуждении плана текста. Самостоятельная работа.

18.10

36

Работа над ошибками.

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы над проектом.

21.10

Сложные слова (9 ч.)

37

Способы словообразования

1

Исследовательская работа по написанию соединительных гласных в сложных словах. Работа в парах – составление заданий по теме урока.

22.10

38

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

1

23.10

39

Контрольная работа  за 1 четверть

1

24.10

40

Работа над ошибками.

1

Упражнения в образовании сложных слов. Исследование сложных слов с соединительной гласной и без неё. Письмо под диктовку с объяснением.

25.10

41

Правописание сложных слов

1

28.10

42

Лексическое значение сложных слов. Сложение без соединительной гласной.

1

29.10

43

Текст-рассуждение.

1

Составление текста-рассуждения с использованием сложных слов.

30.10

44

Образование и правописание сложных слов. Стили языка.  

1

Упражнения в правописании  и определении лексического значения сложных слов. Предупредительный диктант.

31.10

45

Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование.

1

01.11

Как из слов образуются предложения (часть I) (32 ч)

Средства связи слов в предложении (2 ч.)    2 четверть

46

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

Составление предложений. Установление связи между словами в предложении.

11.11

47

Логическое ударение  и смысл высказывания.

1

Исследовательская работа с текстом

12.11

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (16 ч.)

48

Служебные части речи.

1

Исследовательская работа с научно-популярным текстом: формулирование определения.

13.11

49

Признаки текста и типы текста.

1

Составление плана.

Составление текста на заданную тему. Составление отзыва на работу  одноклассников.  

14.11

50

Роль предлогов и приставок. Мини-сочинение «Моё путешествие».

1

Упражнения в сопоставлении предлогов и приставок. Составление словосочетаний. Формулирование понятия - предлог. Написание сочинения и его презентация.

15.11

51

Предлог как часть речи. Правописание предлогов с существительными и местоимениями.

1

18.11

52

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

Работа с текстом. Составление предложений. Комментированное письмо. Редактирование текста.

19.11

53

 Союз как часть речи. Соединительные и противительные союзы.

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

20.11

54

Обучающее изложение

1

21.11

55

Работа над ошибками.

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы над проектом

22.11

56

Соединительные и противительные союзы. Различение союзов «а» и «но». Составление текста о союзах.

1

Составление плана. Орфографическая подготовка. Работа в парах – составление текста –рассуждения.

25.11

57

Текст. Стиль, тип, тема, микротема. Текст-рассуждение. 

1

Упражнения в правописании частиц.

26.11

58

Частица как часть речи. Правописание частиц.

1

Исследовательская работа с текстом: выявление места частицы НЕ. Вывод на основе исследования. Выполнение упражнений по теме урока.

27.11

59

Предложения утвердительные и отрицательные.

1

Упражнения в написании НЕ с глаголами. Выборочный диктант. Взаимопроверка.

28.11

60

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

29.11

61

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

02.12

62

Проверочная работа на тему «Служебные слова.  Состав слова».

1

03.12

63

Работа над ошибками.

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы над проектом.

04.12

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределённая форма (14 ч.)

64

Глагол как часть речи.

1

Исследовательская работа: грамматический анализ текста. Грамматический разбор слов разных частей речи. Участие в диалоге по теме урока.

05.12

65

Грамматические признаки глагола (число, время, род).

1

Упражнения в выделении грамматических признаков глагола и постановке вопросов  к нему. Предупредительный диктант.

06.12

66

Время глагола. Вид глагола.

1

Работа с таблицей по различению вида глагола. Изменение глаголов по лицам. Грамматический разбор глагола. Объяснительный диктант.

09.12

67

Глаголы прошедшего времени. Понятие формообразующего суффикса.

1

Упражнения в выделении формообразующего суффикса «л» у глаголов прошедшего времени. Разбор слов по составу. Письмо по памяти.

10.12

68

 Разбор глаголов по составу.

1

Упражнения в выделении постфикса – СЯ . Разбор по составу глаголов прошедшего времени и глаголов с постфиксом –СЯ. Самостоятельная работа.

11.12

69

Анализ текста: стиль, тип, признаки, тема, микротема.

1

Восстановление непунктированного текста. Участие в беседе по теме урока. Самостоятельная работа.

12.12

70

 Лексико-грамматические признаки глагола.

1

Упражнения в определении лексико-грамматических признаков глагола.  Разбор слов по составу. Составление и запись предложений. Грамматический разбор предложений.

13.12

71

Неопределённая форма глагола и его  грамматические признаки.

1

Упражнения в нахождении инфинитива в предложениях. Разбор глаголов по составу. Выборочный диктант. Взаимопроверка.

16.12

72

-ТЬ, - ЧЬ в неопределённой форме.

1

Разбор глаголов по составу. Упражнения в определении прямого и переносного значения слов. Комментированное письмо. Наблюдение, вывод на основе наблюдения.

17.12

73

Неопределённая форма глагола.

1

Упражнения в изменении глаголов по временам и определении грамматических признаков глаголов. Самостоятельная работа.

18.12

74

Контрольная работа за 1 полугодие

1

19.12

75

Работа над ошибками.

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы над проектом. Самостоятельная работа. продолжаем составлять и использовать «Банк заданий»

20.12

76

 Будущее время глагола: простое и сложное.

1

23.12

77

Обобщение знаний по теме: «Текст. Типы текста».

1

24.12

Как из слов образуются предложения (часть II)

Грамматические признаки имени существительного (12 ч.)

78

Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные).

1

Работа с опорной схемой «Имя существительное». Упражнения в определении рода и числа имени существительного.

25.12

79

Изменения имён существительных по вопросам.

1

Упражнения в изменении имен существительных по вопросам. Разбор по составу.

26.12

80

Значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существительного.  Начальная форма имени существительного.

1

Упражнения в определении грамматических признаков и начальной формы имени существительного.

27.12

3 четверть

81

Орфограммы в окончаниях существительных.

1

Упражнения в изменении имен существительных по числам. Выделение  имен существительных, имеющих форму только единственного (мн.) числа.

13.01

82

Имена существительные, имеющие форму только ед. /мн. числа.

1

Работа с толковым словарем, выполнение упражнений на нахождение антонимов, синонимов, подбор однокоренных слов. Инсценировка.

14.01

83

 Синонимы, антонимы. Многозначность слов.

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

15.01

84

Обучающее изложение

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Упражнения в определении грамматических признаков имени существительного.

16.01

85

Работа над ошибками.  

1

Упражнения в определении рода имени существительного по окончанию как показателю рода.

17.01

86

Род, число имени существительного.

1

Разбор имени существительного по составу. Составление таблицы  «Соотношение рода и окончания у имён существительных».

20.01

87

Соотношение рода и окончания у имён существительных.

1

Упражнения в определении слабой и сильной позиций в окончаниях имен существительных

21.01

88

Контрольный диктант по теме «Грамматические признаки имени существительного»

1

22.01

89

Работа над ошибками.

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы над проектом. Самостоятельная работа. Продолжаем составлять и использовать «Банк заданий»

23.01

Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных (5ч.)

90

Роль Ь в словах.

1

Упражнения в определении рода имени существительного с шипящим на конце.

24.01

91

Правописание Ь после шипящих на конце им.существительных.

1

Работа со схемой, с алгоритмом по теме: «Написания Ь после букв шипящих согласных на конце им. существительных».

27.01

92

Имена существительные с  шипящими  в конце слова.

1

28.01

93

Обучающее изложение

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

29.01

Словосочетание (5 ч.)

94

Словосочетание. Главное и зависимое слово.  

1

Упражнения на выделение словосочетаний, на определение главного и зависимого слова, на сравнение грамматических признаков главного слова и зависимого.

30.01

95

 Грамматические признаки имени прилагательного.

Связь  слов в словосочетании.

1

Упражнения в графическом обозначении связи слов в словосочетании, составление словосочетаний, в определении грамматических признаков прилагательных.

31.01

96

Лексическая работа: стиль, крылатые выражения. Редактирование текста.

1

Устный и письменный разбор словосочетаний. Редактирование текста с использованием фразеологических оборотов.

03.02

97

Работа с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема.

1

Упражнение на сжатие текста, определение темы, стиля и микротемы.

04.02

98

Контрольное списывание №2

1

Работа с алгоритмом списывания.

05.02

Правописание гласных Ы, И после Ц (4 ч.)

99

Работа над ошибками. Написание  И,  Ы после  шипящих  и Ц.

1

Исследование слов на написание И, Ы  после Ц. Самостоятельная работа  с взаимопроверкой. Комментированное письмо.

06.02

100

Разбор словосочетаний.

1

Упражнения  на написание И, Ы  после Ц. Инсценирование.

07.02

101

 Изменение имени существительного по падежам.

1

изменение имени существительного по вопросам.

10.02

102

Стиль текста. Тест «Проверь себя». 

1

Выполнение тестовых заданий.

11.02

Изменение имен существительных по падежам (9 ч.)

103

Склонение  имён существительных.

1

Упражнения в определении начальной формы и грамматических признаков имени существительного.

12.02

104

Падежи имён существительных.

1

Составление таблицы «Склонение имен существительных». Нахождение слабой и сильной позиции в окончаниях имен существительных.

13.02

105

Правописание безударных падежных окончаний имени существительного.

1

Морфологический разбор имени существительного. Упражнения в изменении имени существительного по падежам.

14.02

106

 Составление сжатого текста. 

1

Составление плана. Орфографическая подготовка.

17.02

107

 Предлог как указатель падежа.

1

Составление и анализ таблицы «Склонение имён существительных».

Работа с алгоритмом списывания

18.02

108

Склонение существительных во множественном числе.

1

19.02

109

Литературная миниатюра, смысл которой можно выразить пословицей.

1

Наблюдение за изменением по падежам существительных во мн. числе с использованием слов-помощников.

20.02

110

Контрольный диктант по теме «Изменение имен существительных по падежам»

1

21.02

111

Работа над ошибками.

1

Упражнения в составлении литературных миниатюр, смысл которых можно выразить пословицей.

25.02

Второстепенный член предложения – дополнение (7 ч.)

112

Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение.

1

Упражнения в разборе предложения по членам предложения. Работа с алгоритмом.

26.02

113

Различение существительных в форме  И.п. и В.п.

1

Упражнения в разборе предложения по членам предложения и различении И.п. и В.п.

27.02

114

Определение падежей имён существительных.

1

Упражнения в склонении и определении падежа имени существительного.

28.02

115

Окончания и предлоги существительных  в Д.п.

1

Упражнения в определении падежа имени существительного с помощью предлогов. Инсценировка.

03.03

116

Работа с текстом. Орфографическая работа.

1

Работа с текстом: разбор по членам предложения, по составу, определение падежа имени существительного.

04.03

117

Обучающее изложение

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

05.03

118

Работа над ошибками.

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы над проектом.

06.03

Склонение имен существительных в форме единственного числа (9 ч.)

119

Понятие «склонение».  Три склонения имён существительных.

1

Упражнения в склонении имени существительного, работа с таблицей.

07.03

120

Определение склонения существительного. Составление алгоритма.

1

Работа с алгоритмом для определения склонения. Упражнения в склонении имени существительного.

10.03

121

 Окончания существительных различных типов склонения.

1

Упражнения в разборе предложений по членам, определение падежей и грамматических признаков существительных.

11.03

122

Первое склонение существительных. Буквы Е, И в  окончаниях им.существительных.

1

Упражнения в изменении по падежам существительных первого склонения, в различении мягкой и твёрдой основы.

12.03

123

Второе склонение им. существительных.

1

Упражнения в изменении по падежам существительных 2-го склонения, в различении мягкой и твёрдой основы.

13.03

124

Контрольная работа за 3 четверть

1

14.03

125

Работа над ошибками.

1

17.03

126

Третье склонение  имён  существительных.

1

Упражнения в изменении по падежам существительных 3-го склонения.

18.03

127

 Абзац. Микротема. Стиль и типы текста.

1

Исследование текста. Выделение слов из текста для характеристики героев.

19.03

Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (6 ч.)

128

Буква безударного гласного в окончании им. существительного

1

Упражнения в склонении имени существительного, работа с таблицей.

20.03

129

Правописание безударных окончаний существительных 1-го  и 3-го склонений.

1

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных 1-го и 3-го склонений.

21.03

4 четверть

130

Безударные окончания им. существительных 1-го и 2-госклонения в П.п.

1

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных  1-го и 2-го склонений, в определении падежей имени существительного.

31.03

131

Правописание безударных окончаний им. существительных

1

Упражнения в склонении имён  существительного 1-го, ,2-го и 3-го склонений.

01.04

132

Правописание безударных окончаний существительных в Р.п,  Д.п, П.п.

1

02.04

133

Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения.

1

03.04

О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и  Ц (6 ч.)

134

Правописание гласных после шипящих согласных и Ц.

1

Наблюдение над написанием О   и  Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

04.04

135

Правописание  О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц.

1

Составление схемы или таблицы, отражающей выбор О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

07.04

136

Значение суффиксов. Буква гласного в суффиксах -ек-, -ик-.

1

Разбор слов по составу. Упражнения на выделение суффиксов и определение их значения.

08.04

137

Контрольное списывание  №3

1

Работа с алгоритмом списывания.

09.04

138

Работа над ошибками.

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

10.04

139

Правописание суффиксов  -ек-, -ик-.

1

Упражнения на написание слов с суффиксами –ек- и –ик- разбор по членам предложения.

11.04

Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7 ч.)

140

Склонение имен существительных во мн. числе.

1

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных ед. и мн. числа.  Выборочный диктант.

14.04

141

Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа.

1

Работа с таблицей, морфологический разбор имени существительного во мн.ч. Наблюдение над Р.п. существительных разных типов склонений.

15.04

142

Правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа.

1

Упражнения в склонении имени существительного во множественном  числе. Комментированное письмо.

16.04

143

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

Упражнения в склонении и определении падежей  имен существительных во мн.ч. самостоятельная работа . взаимопроверка.

17.04

144

Тестовая работа по теме «Склонение имён существительных»

1

18.04

145

Работа над ошибками

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

21.04

146

Грамматические признаки и лексическая сочетаемость слов.

1

Работа со словарем. Морфологический разбор имени существительного. Составление словосочетаний. Разбор слов по составу.

22.04

Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения – определение (8 ч.)

147

Имя прилагательное как часть речи.

1

Наблюдение над грамматическими признаками сущ. и прилагательного. Упражнения в составлении словосочетаний по схеме. Участие в диалоге по теме урока.

23.04

148

Второстепенный член предложения – определение.

1

Упражнения в изменение числа сущ. и прилагательного; исследование изменения прилагательных по падежам по таблице, сравнение окончания прилагательного  и вопроса к нему. Разбор предложения по членам предложения.

24.04

149

Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного

1

25.04

150

Обучающее изложение

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа. самопроверка.

28.04

151

Работа над ошибками.

1

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы нал проектом.

29.04

152

Согласование имени прилагательного с именем существительным

1

Работа по таблице. Морфологический разбор прилагательных мн. числа. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов. Грамматический разбор предлдожений.

30.04

153

Склонение имен прилагательных. Правописание безударных окончаний прилагательных.

1

Упражнения на склонение имен прилагательных с опорой на таблицу. Самостоятельная работа. взаимопроверка.

05.05

154

Развитие  речи: многозначность слова, лексическая сочетаемость.

1

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста. Составление текста с использованием многозначных слов.

06.05

Однородные члены предложения (8 ч.)

155

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

1

Работа со схемами предложений, составление схем. Редактирование предложений. Самопроверка.

07.05

156

Знаки препинания при однородных членах предложения  и при обращении.

1

 Нахождение и сопоставление обращения и однородных членов предложения. Инсценировка. Комментированное письмо.

08.05

157

 Союзная и бессоюзная связь при однородных членах.

1

Упражнения на нахождение однородных членов предложения и постановку знаков препинания. Составление предложений с однородными членами.

12.05

158

 Смысловые группы однородных членов.

1

Упражнения на нахождение смысловых групп однородных членов и постановку знаков препинания при них. Самостоятельная работа. Работа в парах – составление предложений и взаимодиктант.

13.05

159

Соединительные и противительные союзы.

1

Упражнения на нахождение однородных членов предложения с союзами и постановку знаков препинания при них.  Составление схем предложения. Редактирование текста.

14.05

160

 Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да»

1

Упражнения на постановку знаков препинания  при однородных членов предложения. Зрительный диктант. Самостоятельная работа.

15.05

Как из предложений образуется текст (7 ч)

161

 Языковые средства оформления текста.

1

Работа с текстом: тема, заголовок, структура, языковые средства, тип. Составление текста на заданную тему. Взаимопроверка. Упражнения в определении стиля, составлении плана, определении языковых средств. Редактирование текста.

16.05

162

Художественный и научный стили. План текста.

1

19.05

163

 Сочинение–рассуждение «Для чего надо учиться».

1

20.05

164

 Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омоформы.

1

Упражнения  на различение синонимов, антонимов, паронимов, омоформ. Грамматический разбор предложений.

21.05

165

Итоговая контрольная работа

1

22.05

166

Работа над ошибками. «Проверь себя»

1

Упражнения на выделение признаков текста, на лексическую сочетаемость слов. Редактирование предложений. Работа в парах.

23.05

167

Связный текст. Признаки связного текста.

1

Упражнения на различение стилей текстов, прямого и переносного значения слов. Письмо под диктовку. Составление предложений. Составление рассказа по его началу. Редактирование текста. Итоги работы над проектом.

26.05

168

Языковые средства оформления текста.

1

27.05

169 170

 Повторение и закрепление пройденного  о тексте.

2

28.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...