Мастерская выразительного чтения
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Иргит Ольга Адыг-ооловна

Занятие по внеурочной деятельности "Мастерская выразительного чтения" решает задачу формирования активной творческой деятельности. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Иргит Ольга Адыг-ооловна ,

учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Шуй

Мастерская выразительного чтения

Внеурочное занятие

Тема: Учись слушать и слышать.

Оборудование: Синицын В.А. Рабочая тетрадь «Мастерская выразительного чтения» 2 класс Часть I, ПК, проектор, экран, презентация к занятию, компакт-диск «Дидактические и развивающие игры в начальной школе».

 Интернет-ресурсы: аудиозапись стихотворения Е. Трутневой «Осень», аудиозапись «Голоса природы».

Задачи:

Образовательные: активизация осенней лексики в речи учащихся, обучение правильному чтению.

Развивающие: содействовать развитию речи, памяти, мышления.

Воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, воспитание любви к природе, воспитание чувства красоты.

Планируемые результаты.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: понимание, присвоение и сохранение учебной задачи; оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные УУД: чтение и понимание стихотворения, нахождение в нем определенных сведений, коллективное установление выводов, обобщений.

Коммукативные УУД: высказывают суждения; обосновывают этапы решения учебной задачи.

Личностные УУД: проявляют учебную и коммуникативную активность.

Предметные результаты: приобретение опыта изучающего чтения.

- Начинаем наше занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с гостьями.

- Здравствуйте!

- Подарите свои улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.

- Название нашего внеурочного кружка – «Мастерская выразительного чтения». Мастерская – это такое место, где кто-то делает, изобретает, мастерит полезное для себя и окружающих. А чему поможет нам наша мастерская? Как бы вы сформировали задачу сегодняшнего занятия.

- В мастерской выразительного чтения мы будем учиться читать правильно, красиво и выразительно. А помогать нам будут профессор Любомудров и его ученики Маша и Саша.

Маша: Слово «мастерская» образовалось от слова «мастер». Оказывается, у этих слов есть и другие слова-родственники. Я решила нарисовать дерево родственных слов. Вот что у меня получилось.

- Прочитайте слова. Это какие слова? (Родственные слова)(Стр. 5)

Саша: Обсуди с друзьями значение родственных слов: мастер, мастерская, мастерство, мастерить, смастерить, мастерски. Догадался ли ты, почему эти слова родственные? Объясни.

- А сейчас поговорим о звуках. Тысячи разных звуков слышим мы с вами каждый день: шелест листвы, пение птиц, шум дождя … Мы слышим, как по утрам звонит будильник, шумит вода в ванной.

На улице нас тоже окружают звуки: шум автомашин, голоса прохожих. Давайте послушаем грамзапись «Голоса природы».

Звучит грамзапись «Голоса природы».

- Как бы вы сформулировали тему занятия? (Тема нашего занятия «Учись слушать и слышать»)

Интерактивная игра «Почтальон»».

- А сейчас поиграем в игру.

 Интерактивная игра «Почтальон» состоит из пяти упражнений. Ребенку необходимо доставить письма-картинки на улицы Твердых и Мягких согласных. Инструкция задания открывается, если навести мышь на кнопку «Задание». Текст задания:

«Дорогой друг! Конверты с объектами, названия которых начинаются с твердого согласного, перетащи в ящик на улицу Твердых согласных, а конверты с объектами, названия которых начинаются с мягкого согласного, перетащи в ящик на улицу Мягких согласных».

Инструкция предназначена «читающему» ребенку или учителю. В ресурсе ребенку предъявляются пять пар картинок:

  • павлин – петух;
  • груша – персик;
  • зубр – зебра;
  • свиристель – синица;
  • жираф – кенгуру.

Проверка выполнения задания осуществляется по кнопке изображения ежика: звучит фраза, подтверждающая правильность или неправильность выполнения задания игры. «Молодец!» соответствует правильному ответу, «Ай-ай-ай!» - неправильному.

Переход к следующему упражнению осуществляется по кнопке «Следующее» или при нажатии на цифровые кнопки.

Выполнение задания в рабочей тетради.

- А ты умеешь слушать и слышать? Маша и Саша любят разные времена года. Дети придумали о них рассказы. Давайте прочитаем рассказы.

- О чем первый рассказ? (О весне, о лете, об осени, о зиме)

Определи, какое время года любит девочка, а какое – мальчик?

Допиши предложения.

Маша любит ______ и _______.

Саша любит ______ и _______.

- Чтобы речь звучала ясно и отчетливо ее нужно постоянно тренировать. То есть свой голос надо уметь настраивать. Тренировать голос помогут различные упражнения.

Упражнения для дыхания и артикуляции.

- Давайте  сначала подготовимся к чтению и выполним упражнения для артикуляции и дыхания.

1-е упражнение «Губы трубочкой - губы в улыбке». Повторите несколько раз.

2-е упражнение «Барабаны».

Плотно сожмите губы, наполните щеки воздухом, легонько постукивайте по щекам ладошкой, как будто играете на барабане. Не выдувайте воздух – для этого нужно напрягать губы.

3-е упражнение.

Произносите слоги отчетливо, громко.

Ша –жа, жа – ша, жа – ша –жа,

жа – жа – ша, ша – жа – ша, жу – жу – жу.

Ша – жа – ша – жа, ша – жа – жа – ша,

жа – ша – жа – ша.

- В голосе выражается эмоциональное состояние человека: удивление, радость, грусть и т.п. Каким может быть человеческий голос? Рассмотрим таблицы. Стр.15

- Хороший голос какой?

- Плохой голос какой?

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

- Дорогие ребята! Прослушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень»

 Прослушивание грамзаписи стихотворения.

Словарная работа.

вдруг - хенертен

сыплются – урдунуп турар

пролетают – ужуп эртип турлар

журавли - дуруяалар

листопад – буру дужери

Работа над произношением.

В солнечных лучах, платье золотое, во двор, под ногами шелестят, все лежит.

Чтение стихотворения учащимися.

Беседа по содержанию.

Как называется стихотворение?

Кто автор стихотворения?

О чем говорится в стихотворении?

Куда мы идем утром?

Как сыплются на землю листья?

Что они делают под ногами?

Как сказано в стихотворении про березу? Какое у нее платье?

Как сказано про листья?  

Физминутка.

Работа по карточке.

- Маша и Саша: Дорогой друг! Оцени свое чтение. Подчеркни нужный вариант.

  1. Прочитал очень выразительно.
  2. Прочитал хорошо.
  3. Прочитал не совсем выразительно.
  4. Не получилось, надо повторить.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Моя осень».

Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Оцените свою работу с помощью яблони. Если вы уверены, что усвоили тему – повесьте красное яблоко. Если у вас есть сомнения: желтое. Если у вас затруднения – зеленое яблоко.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось?  Вы хорошо поработали.

Я с вами согласна. Вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Что мы делали сегодня? Что мы прочитали? Кто автор стихотворения? О чем говорится в стихотворении? Вспомним, какие цели ставили в начале занятия? Как вы себя чувствовали на занятии? Какое настроение у вас в конце занятия?

- Каково ваше отношение к сегодняшнему занятию? Какое задание больше понравилось?

Литература:

  1. Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения. Методическое пособие для учителя начальной школы. М: Издательство «РОСТ»,2012
  2. Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения: Читаем, слушаем, рассказываем. Рабочая тетрадь для 2 класса М: Издательство «РОСТ», Росткнига, 2010
  3. Галанжина Е.А. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением М:Планета, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская выразительного чтения

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему занятий на развитие ре...

Педагогическая мастерская. Занятие – практикум по формированию выразительного чтения на внеурочных занятиях «Мир книг».

На занятии коллеги знакомятся с некоторыми видами работы над выразительным чтением в начальных классах на внеурочной деятельности...

Мастерская выразительного чтения

Мастерская выразительного чтения. Формирование у учащихся навыков выразительного чтени текста на примере сказки Братьев Гримм "Бременские музыканты"...

Мастерская выразительного чтения

Мастерская выразительного чтения. Работа над выразительным чтением  и восприятием текста на примере сказки Б. Гримм "Бременские музыканты."...

Мастерская выразительного чтения. Презентация.

Презентация. Работа над вырозительным прочтение текста....

Мастерская выразительного чтения

Чтение - залог успешного обучения...