Мастерская выразительного чтения
материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Мастерская выразительного чтения»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения» составлена на основе:
- Федерального Государственного стандарта начального общего образования (утверждён приказом от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения», Синицын В.А;
- Методического пособия « Мастерская выразительного чтения», Синицын В.А;
- Образовательной программы МАОУ СОШ №7, учебного плана школы на 2021-2022 учебный год;
- Планируемых результатов начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности.
Задачи:
• Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
• приобщение к ценностям культуры;
• развитие творчества и интереса к познанию;
• формирование здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к семейным ценностям.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Мастерская выразительного чтения”:
- художественно-эстетический принцип;
- принцип интеграции;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
- принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.
Ценностные ориентиры содержания курса «Мастерская выразительного чтения»
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Место учебного курса «Мастерская выразительного чтения»
Объём учебного времени, отводимого на изучение курса – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
Содержание курса «Мастерская выразительного чтения»» обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Содержание курса
Давай познакомимся.
« Мастерская», « Мастер» « Мастерство», « Мастерить» « Русское слово», « Наследство».
Учись настраивать голос.
« Звуки звонкие и глухие», « Сила голоса», « Движение голоса Вверх и вниз», « Гибкость голоса», « Чистоговорка», « Скороговорка», « Дикция», « Пауза», « Памятка», « Невыразительная речь», « Выразительная речь»
Соблюдай культуру устной речи.
« Техника чтения», « Тон», « Темп», « Важные слова»,» Читательский дневник», « Громко»,» Тихо», Знаки препинания», « Жесты».
Учись читать с разной интонацией.
«Интонация», «Интонация сообщения», «Интонация вопроса», «Интонация восклицания», «Пословица», «Высказывание», «Словарик интонаций»
«Общение», «Инсценирование», «Стихотворение», «Рассказ», «Песенка».
Календарно - тематическое планирование по курсу
«Мастерская выразительного чтения», 2 класс.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Давай познакомимся! | |
2 | Давай познакомимся! | |
3 | Прислушивайся к окружающим звукам и словам. | |
4 | Учись слушать и слышать. | |
5 | Учись настраивать свой голос. | |
6 | Учись настраивать свой голос. | |
7 | Учись повышать и понижать голос. | |
8 | Учись правильно произносить скороговорки. | |
9 | Соблюдай культуру устной речи! | |
10 | Учись читать выразительно. | |
11 | Учись правильно ставить знаки в конце предложения. | |
12 | Учись знаки изображать жестами. | |
13 | Учись говорить выразительно!Распознавай невыразительную речь! | |
14 | Учись говорить выразительно!Распознавай невыразительную речь! | |
15 | Речевые задачи. | |
16 | Учись читать с разной интонацией. | |
17 | Учись читать с разной интонацией. | |
18 | Учись читать с разной интонацией. | |
19 | Учись определять разную интонацию. | |
20 | Учись определять разную интонацию. | |
21 | Учись определять разную интонацию. | |
22 | Учись определять разную интонацию. | |
23 | Домашний театр. | |
24 | Конкурс чтецов. | |
25 | Учись выразительно обращаться. | |
26 | Учись выразительно читать о природе. | |
27 | Учись выразительно читать о природе. | |
28 | Учись выразительно читать о природе. | |
29 | Домашний театр. | |
30 | Конкурс чтецов. | |
31 | Учись выразительно читать по ролям. | |
32 | Учись выразительно читать по ролям. | |
33 | Учись выразительно читать рассказы. | |
34 | Учись выразительно читать и напевать песенки.Подведем итоги. |
Учебно – методическая литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Рабочая тетрадь для 2 класса. Синицын В.А. - М.: Издательство РОСТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская выразительного чтения
Занятие по внеурочной деятельности "Мастерская выразительного чтения" решает задачу формирования активной творческой деятельности. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активи...
Мастерская выразительного чтения
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему занятий на развитие ре...
Педагогическая мастерская. Занятие – практикум по формированию выразительного чтения на внеурочных занятиях «Мир книг».
На занятии коллеги знакомятся с некоторыми видами работы над выразительным чтением в начальных классах на внеурочной деятельности...
Мастерская выразительного чтения
Мастерская выразительного чтения. Формирование у учащихся навыков выразительного чтени текста на примере сказки Братьев Гримм "Бременские музыканты"...
Мастерская выразительного чтения
Мастерская выразительного чтения. Работа над выразительным чтением и восприятием текста на примере сказки Б. Гримм "Бременские музыканты."...
Мастерская выразительного чтения. Презентация.
Презентация. Работа над вырозительным прочтение текста....