Урок русского языка в 3 классе "Как из слов образуются предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Первый урок русского языка в разделе «Как из слов образуются предложения» уместно посвятить первый урок этой темы наблюдению всех средств построения предложения, а на втором уроке уже акцентировать внимание на средствах связи слов в предложении и работе со словосочетанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_kak_iz_slov_obrazuyutsya_predlozheniya.rar | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 3 классе по системе Л. В. Занкова
Тема: Как из слов образуются предложения
Медведева Елена Николаевна
учитель начальных классов МОУ «лицей №9» г. Белгорода
Первый урок русского языка (3 класс) в разделе «Как из слов образуются предложения» (ноябрь)
уместно посвятить первый урок этой темы наблюдению всех средств построения предложения, а на втором уроке уже акцентировать внимание на средствах связи слов в предложении и работе со словосочетанием.
Методическое обеспечение: Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева «Русский язык» учебник для 3 класса, 2007г.(1 часть)
Цели:
- создать условия для наблюдения, исследования и применения обучающимися средств построения предложения;
- содействовать развитию речи, творческих способностей учащихся;
- способствовать формированию коммуникативных компетенций учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учебного материала, карты исследования.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию нового материала
Работа организуется на основе материала, предложенного в упражнении 172
Как из слов образуются предложения
Средства связи слов в предложении
■172. Составь предложение из данных слов:
небо падать
снежинки лёгкий голубой
Какие действия тебе пришлось выполнять, что
бы получилось предложение?
Выбирай: подбирать родственные слова, изменять форму слов, определять цель высказывания, интонацию, добавлять слова самостоятельных частей речи, добавлять служебные слова, определять порядок слов, оформлять предложение.
Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске.
Снежинка, падать, спускаться, вечер, сон, убаюкивать
-Что заметили?
Ученики: Это имена существительные и глаголы…
Учитель: Чем похожи эти части речи?
Ученики: Это самостоятельные части речи.
Учитель: Какое задание можно придумать для этой группы слов?
Ученики: Разбить слова на 2 группы.…Составить предложения.
Учитель: Какие предложения вы можете назвать?
Дети предлагают варианты, учитель выслушивает.
Для организации дальнейшей работы воспользоваться выводом информации с помощью компьютера на экран. (Использование этих средств позволяет рационально использовать время урока, сделать информацию наглядной.)
Учитель: Вот какие варианты предложений у нас получились:
Снежинка падает.
Спускается вечером.
Сон спускается.
Вечер убаюкивает.
Снежинка спускается.
Сон убаюкивает.
Вечер спускается.
Убаюкивает к вечеру.
Ученики: Здесь есть варианты, которые правильнее назвать словосочетанием.
Дети находят эти варианты.
III.Работа над основной темой урока
Учитель меняет слайд и предлагает найти общее у тех вариантов, которые дети обоснованно назвали предложениями:
Снежинка падает.
Сон спускается.
Вечер убаюкивает.
Снежинка спускается.
Сон убаюкивает.
Вечер спускается.
Ученики: Эти предложения похожи по цели высказывания, по интонации
(был вариант: все глаголы употребили в переносном смысле). Они нераспространенные.
Учитель: Как же их сделать распространенными?
Ученики: Добавить второстепенные члены.
Учитель: Сейчас я это быстренько сделаю.
На новом слайде следующие варианты:
Снежинка небо легкий падает голубой.
Тихий спускается вечер город спокойный.
Сон убаюкивает сладкий.
Учитель дает возможность детям прочитать записи и подумать. Ребята замечают, что необходимо изменить порядок слов, форму некоторых слов,
добавить предлоги (обратить внимание, что это служебные слова).
Учитель: Какие предложения у вас получились?
Ученики: На спокойный город спускается тихий вечер.
Убаюкивает сладкий сон.
Учитель: Итак, я поняла, чтобы построить предложение, надо иметь несколько слов (самостоятельных частей речи).…Продолжите.
Ученики: Определить порядок слов, изменить форму некоторых слов (установить связь), добавить предлоги (служебные слова).
Учитель: А что еще можно сделать?
Ученики: Изменить цель высказывания, интонацию.
Учитель открывает новый слайд
- Определить порядок слов
- Изменить форму слов (установить связь)
- Добавить предлоги
- Заменить слово родственным
- Изменить цель высказывания
- Изменить интонацию
Учитель предлагает работу над первым предложением в группах. Каждая группа получает карту исследования (см. приложение).
I группе предлагается изменить форму слов, II – заменить слова родственными, III – изменить цель высказывания, IV- дополнить предложение новыми частями речи.
В результате работы дети предлагают следующие варианты и делают вывод.
I группа: Легкая голубая снежинка падала с неба.
Легкие голубые снежинки падают с неба.
Легкие снежинки падают с голубого неба.
II группа: Голубая снежинка легко падает с неба.
Голубая снежинка легко падает с небес.
Голубенькая снежинка легко падает с неба.
III группа: С неба падает легкая голубая снежинка?
Падает с неба легкая голубая снежинка?
Легкая голубая снежинка падает с неба?
IV группа: Легкая голубая узорная снежинка падает с неба.
Легкая голубая узорная снежинка падает с темного неба.
Легкая голубая узорная снежинка легко падает с темного неба.
Обобщенный вывод из высказываний детей следующий: совершая предложенные изменения, мы изменяем смысл высказывания, а значит получаем новое предложение.
Учитель: Как много предложений вам удалось построить. Какие средства для этого вы использовали? Вспомните с самого начала урока.
Ученики вспоминают и перечисляют.
Учитель все перечисленные варианты представляет на новом слайде
- Использование самостоятельных частей речи
- Использование служебных частей речи
- Установление порядка слов
- Изменение формы слов
- Замена слов родственными
- Определение цели высказывания
- Определение интонации
IV. Применение полученных знаний
Эту работу можно продолжить в парах, а можно предложить, как самостоятельную.
Учитель: Я написала для нашей школьной газеты небольшое сочинение, но что-то в нем не так. Помогите, пожалуйста, его отредактировать.
Подул легкий ласковый ветер. Закачается тонкая березка. Зашумела листва. Песня ее прекрасна.
Дети предлагают приблизительно следующий вариант:
Подул легкий ласковый ветерок. Закачалась тонкая березка. Зашумела нежная листва. Песня ее прекрасна!
Учитель: Какие средства помогли отредактировать этот отрывок художественного текста?
Ученики: Изменение формы слова (закачалась), замена слова родственным (ветерок), дополнение самостоятельной частью речи (нежная), изменение интонации (последнее предложение).
V.Подведение итогов
VI. Домашнее задание
Упражнение №174, стр.88 учебника «Русский язык»- авторы Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева.
Авторы предлагают распространить предложение с условием, что во всех предложениях основа должна быть одинаковой: медведь мечтает.В каждом следующем предложении должно быть на одно слово больше.
Литература
1. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.
2. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 3 класс». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"
Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...
Урок русского языка по системе Занкова "«Слово и предложение» 1 класс
Урок направлен на уточнение первоначальных представлений о предложении как единице высказывания, научить различать группу слов и предложение, формировать из слов предложения, изменяя форму слова...
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении" разработан по учебнику Т.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Технологии А.Кушнира "Обучение образному креативному чтению и письму...
Урок русского языка с элементами ПДД "Слово и предложение. Смысловая и интонационная законченность предложения"
Уточнить представления и значения учащихся о функции слова в речи...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Предложение и его смысл. Слова в предложении."
Цель:-Организовать деятельность учащихся по углублению и систематизации знаний в рамках темы;- развивать умение определять границы предложения;- учить составлять из слов предложения;- способствовать ф...
Технологическая карта урока русский язык по теме "Письмо слов и предложений с буквой Р (р)"
Закрепление. Второй урок....