Урок русского языка в 3 классе "Как из слов образуются предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Медведева Елена Николаевна

 

Первый урок русского языка  в разделе «Как из слов образуются предложения» уместно посвятить первый урок этой темы наблюдению всех средств построения предложения, а на втором уроке уже акцентировать внимание на средствах связи слов в предложении и работе со словосочетанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в  3  классе  по системе  Л.  В. Занкова

Тема: Как из слов образуются предложения

            Медведева Елена Николаевна

                  учитель начальных классов   МОУ «лицей №9»  г. Белгорода

Первый урок русского языка (3 класс) в разделе «Как из слов образуются предложения» (ноябрь)

уместно посвятить первый урок этой темы наблюдению всех средств построения предложения, а на втором уроке уже акцентировать внимание на средствах связи слов в предложении и работе со словосочетанием.

 

Методическое обеспечение: Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева «Русский язык»  учебник для 3 класса, 2007г.(1 часть)

Цели:

  • создать условия для наблюдения, исследования и применения обучающимися средств построения предложения;
  • содействовать развитию речи, творческих способностей учащихся;
  • способствовать формированию коммуникативных  компетенций учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учебного материала, карты исследования.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию нового материала

Работа организуется на основе материала, предложенного в упражнении 172

Как из слов образуются предложения

Средства связи слов в предложении

■172. Составь предложение из данных слов:

небо        падать

снежинки        лёгкий        голубой

        Какие действия тебе пришлось выполнять, что
бы получилось предложение?

Выбирай: подбирать родственные слова, изменять форму слов, определять цель высказывания, интонацию, добавлять слова самостоятельных частей речи, добавлять служебные слова, определять порядок слов, оформлять предложение.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске.

Снежинка, падать, спускаться, вечер, сон, убаюкивать

-Что заметили?

Ученики: Это имена существительные и глаголы…

Учитель: Чем похожи эти части речи?

Ученики: Это самостоятельные части речи.

Учитель: Какое задание можно придумать для этой группы слов?

Ученики: Разбить слова на 2 группы.…Составить предложения.

Учитель: Какие предложения вы можете назвать?

Дети предлагают варианты, учитель выслушивает.

Для организации дальнейшей работы воспользоваться выводом информации с помощью компьютера на экран. (Использование этих средств позволяет рационально использовать время урока, сделать информацию наглядной.)

Учитель: Вот какие варианты предложений у нас получились:

Снежинка падает.

Спускается вечером.

Сон спускается.

Вечер убаюкивает.

Снежинка спускается.

Сон   убаюкивает.

Вечер спускается.

Убаюкивает к вечеру.

Ученики: Здесь есть варианты, которые  правильнее назвать словосочетанием.

Дети находят эти варианты.

III.Работа над основной темой урока

Учитель меняет слайд и предлагает найти общее у тех вариантов, которые дети обоснованно назвали предложениями:

Снежинка падает.

Сон спускается.

Вечер убаюкивает.

Снежинка спускается.

Сон   убаюкивает.

Вечер спускается.

Ученики: Эти предложения похожи по цели высказывания, по интонации

(был вариант: все глаголы употребили в переносном смысле). Они нераспространенные.

Учитель: Как же их сделать распространенными?

Ученики: Добавить второстепенные члены.

Учитель: Сейчас я это быстренько сделаю.

На новом слайде следующие варианты:

Снежинка небо легкий падает голубой.
Тихий спускается вечер город спокойный.
Сон убаюкивает сладкий.

Учитель дает возможность детям прочитать записи и подумать. Ребята замечают, что необходимо изменить порядок слов, форму некоторых слов,

добавить предлоги (обратить внимание, что это служебные слова).

Учитель: Какие предложения у вас получились?

Ученики: На спокойный  город спускается тихий вечер.

                 Убаюкивает сладкий сон.

Учитель: Итак, я  поняла, чтобы построить предложение, надо иметь несколько слов (самостоятельных частей речи).…Продолжите.

Ученики: Определить порядок слов, изменить форму некоторых слов (установить связь), добавить предлоги (служебные слова).

Учитель: А что еще можно сделать?

Ученики: Изменить цель высказывания, интонацию.

Учитель открывает новый слайд

  • Определить порядок слов
  • Изменить форму слов (установить связь)
  • Добавить предлоги
  • Заменить слово родственным
  • Изменить цель высказывания
  • Изменить интонацию

Учитель предлагает работу над первым предложением в группах. Каждая группа получает карту исследования (см. приложение).

I группе предлагается изменить форму слов, II – заменить слова родственными, III – изменить цель высказывания, IV- дополнить предложение новыми частями речи.

В результате работы дети предлагают следующие варианты и делают вывод.

I группа: Легкая голубая снежинка падала с неба.

                Легкие голубые снежинки падают с неба.

                Легкие снежинки падают с голубого неба.

II группа: Голубая снежинка легко падает с неба.

               Голубая снежинка легко падает с небес.

                 Голубенькая снежинка легко падает с неба.

III группа: С неба падает легкая голубая снежинка?

                Падает с неба  легкая голубая снежинка?

                Легкая голубая снежинка падает с неба?

IV группа: Легкая голубая узорная снежинка падает с неба.

                   Легкая голубая узорная снежинка падает с темного неба.

                 Легкая голубая узорная снежинка легко падает с темного неба.

 Обобщенный вывод из высказываний детей следующий: совершая предложенные изменения, мы изменяем смысл высказывания, а значит получаем новое предложение.

Учитель: Как много предложений вам удалось построить. Какие средства для этого  вы использовали? Вспомните с самого начала урока.

Ученики вспоминают и перечисляют.

Учитель все перечисленные варианты представляет на новом слайде

  • Использование самостоятельных частей речи
  • Использование служебных частей речи
  • Установление порядка слов
  • Изменение формы слов
  • Замена слов родственными
  • Определение цели высказывания
  • Определение интонации

IV. Применение полученных знаний

Эту работу можно продолжить в парах,  а можно предложить, как самостоятельную.

Учитель: Я написала для нашей школьной газеты небольшое сочинение, но что-то в нем не так. Помогите, пожалуйста, его отредактировать.

Подул легкий ласковый ветер. Закачается тонкая березка. Зашумела листва. Песня ее прекрасна.

Дети предлагают приблизительно следующий вариант:

Подул легкий ласковый ветерок. Закачалась тонкая березка. Зашумела  нежная листва. Песня ее прекрасна!

Учитель: Какие средства помогли отредактировать этот отрывок художественного текста?

Ученики: Изменение формы слова (закачалась), замена слова родственным (ветерок), дополнение самостоятельной частью речи (нежная), изменение интонации (последнее предложение).

V.Подведение итогов

VI. Домашнее задание

Упражнение №174, стр.88 учебника «Русский язык»- авторы Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева.

Авторы предлагают распространить предложение с условием, что во всех предложениях основа должна быть одинаковой: медведь мечтает.В каждом следующем предложении должно быть на одно слово больше.

Литература

1.        Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

2.        Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 3 класс». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"

Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...

Урок русского языка по системе Занкова "«Слово и предложение» 1 класс

Урок направлен на уточнение первоначальных представлений о предложении как единице высказывания, научить различать группу слов и предложение, формировать из слов предложения, изменяя форму слова...

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении" разработан по учебнику Т.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Технологии А.Кушнира "Обучение образному креативному чтению и письму...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Предложение и его смысл. Слова в предложении."

Цель:-Организовать деятельность учащихся по углублению и систематизации знаний в рамках темы;- развивать умение определять границы предложения;- учить составлять из слов предложения;- способствовать ф...