Урок русского языка
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Шорстова Наталья Владимировна

Урок русского языка."Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс ("Школа России"). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_ot._ur.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Цели: уточнить представления об особенностях твёрдых и мягких согласных звуках и их обозначении на письме; развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

     Оборудование:

      Компьютер и мультимедийный проектор, музыкальный центр.

  1. Презентация.
  2. Лента букв.
  3. Диск с мультимедийным приложением к уроку.
  4. Диск с музыкальными физкультминутками.
  5. Рисунки:  а) чудо – дерево;

                  Б) яблоко, персик, 2 помидора, 2 апельсина;

                 В) 2 котёнка больших и 2 маленьких;

                  Г) карточки со словарными словами;

                 Д) 4 ребуса;

                Е) глазное яблоко, мишень, рукоятка меча,  

                    державное яблоко ;

                ж) 2 шарфика – зелёный и синий;

                З) схемы слов.

6. Индивидуально для каждого ребёнка:

- карточки с заданиями;

- зелёный и синий карандаш;

- конверты с цветами  из разноцветной фольги для рефлексии.

     

                          Ход урока

  1. Организационный момент. Релаксация.

За окном пасмурный день, поздняя осень. Давайте подышим осенним воздухом. Будем вдыхать не торопясь, не напрягаясь. Попробуем предать своему дыханию цвет. Представьте, что вы выдыхаете серый воздух, а вместе с ним своё беспокойство, страх, своё напряжение. А вдыхать будем воздух приятного голубого цвета Мы как бы вдыхаем спокойствие, уверенность, лёгкость. Давайте раздвинем тучки руками (жест). Смотрите, на небе засияло солнышко. Оно несёт на землю свет, тепло, добро. Положим солнышко на ладошку (жест) Чувствуете, как стало радостно и тепло? Сотворим в своей душе солнце, возьмём его в своё сердце и будем как  солнышко излучать тепло и добро и дарить его окружающим. - А чем порадовать гостей?

                           Улыбнёмся им скорей.

                          И что гостям сказать нам надо?

                         - Мы вас видеть очень рады!

И с этим чувством шагнём на урок русского языка.

(Слайд №1)

  1. Чистописание.

На доске написаны буквы: а, о, я, ы, у, и.

- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему?

(Буква я может обозначать два звука [ й а]  в начале слова, после разделительных ъ и ь знаков, после гласной.)

Объясните порядок следования букв в данном ряду:

Яяа, Яяб, Яяв, Яяг…

(Заглавная буква Я, строчная буква я чередуются с буквами алфавита по порядку)

Продолжите данную запись до конца строки, ориентируясь на алфавит, но сначала давайте подготовим пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика с ручкой:

  1. Самомассаж ладоней и пальцев. (Перемещать ладони, между которыми зажата ручка, вперёд- назад).
  2. Котята.(музыкальная)

 У кошечки нашей есть 10 котят,

Сейчас все котята по парам стоят:                          

Два толстых, два ловких, два длинных, два  хитрых,

Два маленьких самых и очень красивых.  

(Концы ученической ручки зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук. Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.)

  1. Лесенка. (Перехваты ручки поочередно пальчиками как спуск и подъём по лесенке.)
  2. Коготки у котят. (Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный палец были на ручке, а средний и безымянный – под ней. Сжать ладонь в кулак, а затем распрямить, не выпуская ученическую ручку.)  

Мур-мур-мур- запел коток,

 точит острый коготок,

Мягонькие лапки - острые царапки. 

Расслабление кисти, встряхивание.

(Проверить посадку учащихся, наклон головы, тетради, напомнить задание для чистописания)

3.Словарно-орфографическая работа.

    1.Разгадайте ребус и вы узнаете новое словарное слово,

c которым мы познакомимся на уроке.

(яблоко) Загадка:

Само с кулачок, красный бочок.

Потрогаешь - гладко, а откусишь сладко.

2 Подберите родовое понятие и назовите его существенные признаки.   (Яблоко – это плод дерева яблони, который обычно имеет округлую форму, кисло- сладкий вкус.)

3.Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например:

Тело глаза – глазное яблоко,

 сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко, рукоятка меча - яблоко,

символ императорской власти - державное яблоко.

4.Многообразие значений слова яблоко объясняется тем, что яблоко - один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало слово «шар»

5. Игра «Узнай слово»

Перед нами чудо-сад.

 Не плоды, а слова там висят.

 Догадайся, что за плод –

угодит тебе в рот.

Вот что растёт в этом саду:

- «Китайское яблоко» (Апельсин). Ребус

- «Персидское яблоко» (Персик). Ребус

- «Золотое яблоко» (Помидор). Ребус

Орфографическое чтение, деление на слоги, постановка ударения, подчёркивание безударной гласной, запись в алфавитном порядке.

Что объединяет эти слова? Найдите лишнее слово.

6. Раскройте смысл пословиц и фразеологизмов.

Яблочко от яблони недалеко падает.

Яблоку негде упасть. (очень тесное помещение)

Конь в яблоках. (конь серого окраса с белыми, слегка размытыми пятнами)

Яблоко раздора. (то, что является причиной серьёзных разногласий, споров)

Как румяное яблочко.

  1. Физкультминутка для глаз.

«Осень»

              6/  Сообщение темы и целей урока

Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках русского языка?

Сегодня на уроке вы вспомните, что уже изучали о звуках русского языка, узнаете что-то новое, будете учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.

6. Актуализация знаний.

- На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке?

(по мере ответов на вопросы заполняется схема – слайд 2)

- На какие группы в свою очередь можно разделить согласные звуки?

(звонкие – глухие, парные – непарные)

- Назовите парные согласные звуки.

(слайд 2)

- Назовите непарные согласные звуки.

(слайд 2)

- Сегодня вы должны узнать, на какие ещё две группы можно разделить согласные звуки.

7. Работа по теме урока. Изучение нового материала. 

На доске записаны пары слов: Роет – реет, нос – нёс, лук – люк, пальцы – пяльцы.

Прочитайте написанные пары слов. Значения каких слов вам не понятны. Что объединяет все написанные слова? (Все слова написаны с согласных букв)

Произнесите и сравните выделенные согласные звуки в каждой паре слов. Чем они отличаются? (В левом столбике твёрдые согласные звуки, в правом – мягкие)

Можно ли на ощупь определить твёрдый это согласный или мягкий? Конечно нет, так как название это условное. При образовании мягких звуков язык дополнительно приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, условно названное мягкостью. Чтобы произнести мягкий звук, нужно слегка улыбнуться. Твёрдые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие – через узкую. Каким цветом показаны твёрдые и мягкие звуки на ленте букв.

От чего зависит мягкость и твёрдость согласных звуков? (Мягкость согласных звуков обозначают буквы е, ё, ю, я, и). При каком условии? (Буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкие согласные звуки, если стоят после них). Какие буквы обозначают твёрдые согласные звуки? При каких условиях?

(закончить схему на слайдах – 3 слайд)

                    Звуки

Посмотрите на ленту букв. Все ли согласные звуки могут быть и твёрдыми и мягкими? Назовите только твёрдые согласные звуки [ж, ш, ц]. Только мягкие согласные звуки [ч, щ, й].

 Обобщение.  (Диск с мультимедийным приложением).

- Смотрите, кто к нам пришёл (Рисунки двух котят). Давайте с ними поближе познакомимся и немного отдохнём. 

8. Физкультминутка «Тим и Том» (музыкальная)

Смотрите! Два котёнка! Их Тим и Том зовут.

Они сейчас по крыше, Мяу, мяу!

Тихонечко идут. Идут до края крыши,

Идут, идут, идут

Посмотрят вниз на землю, Мяу, мяу,

Тихонько повернут.

Поднимутся повыше,

Улягутся поспать.

Обнимутся друг с дружкой,

Мяу, мяу. Чтоб мягче было спать.

Потом они проснулись

Запрыгали вдвоём:

Сначала Тим на Тома. Мяу, мяу,

Потом на Тима Том.

Тим оказался сверху,

А после сверху Том,

И вдруг они по крыше, мяу, мяу,

Скатились кувырком!

И, жалобно мяукнув, упали в лужу – плюх!

Задрав хвосты, помчались, мяу, мяу,

Куда-то во весь дух.

И долго умывались шершавым язычком,

И лапкой причесались, мяу, мяу,

Котята Тим и Том.               

9. Упражнения на закрепление:

1) Я вас хочу познакомить поближе. Вслушайтесь в их имена: Тим-Том.

Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах? Назовите первый звук в имени Тим ([Т’]), а первый звук в имени Том ([Т]). Верно, первые звуки разные, и сами котята Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга. Давайте вместе скажем: [Т] и [Т’]. (Учитель вместе с детьми отчетливо произносит пару звуков, стараясь выделить разность их звучания.) Как вам кажется, какой звук мягче: [Т] или [Т’]? [Т’] мягче, и сам Тим такой же мягкий, пушистый,  как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] — тефтели, но никогда не пьет [Т] — томатный сок, не любит [М] — молоко, с удовольствием ест [М’] — мед, рисует только [К’] — кисточкой и никогда не берет в руки [К] — карандаш.

      Брат Тима, Том, наоборот, очень твердый , характер у него боевой и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит [Т] — томатный сок и не ест [Т’] — тянучки, носит [П] — пальто и никогда не надевает [П’] — пиджак, не берет в руки [М’] — мяч, но любит пускать [М] — мыльные пузыри.

      Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твердые согласные.) Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (Мягкие согласные.) Сейчас мы выберем Тима и Тома. Тимом будет тот, чье имя начинается с мягкого согласного звука.Есть такие в классе? Поднимите руки.

      (Учитель вызывает к доске ученика, имя которого начинается на мягкий согласный звук.)

      Кто может быть Томом? Чье имя начинается с твердого согласного звука?

      Давайте угостим Тима и Тома. Кто придумает угощение, поднимите руку, но только помните правило: название угощения должно начинаться на согласный звук. Если угощение будет начинаться с мягкого согласного звука, кто его возьмет? (Тим.) Тим, когда ты услышишь подходящее для себя угощение, хлопни в ладоши: это будет означать, что ты его принял. А ты, Том, лови угощения, названия которых будут начинаться на твердый согласный звук.

      (Дети по очереди предлагают Тиму и Тому на выбор свои угощения. Тим и Том должны различить мягкость и твердость звучания первого согласного звука в слове и вовремя хлопнуть. Если Тим или Том допускают ошибку — выбирают неподходящее для себя угощение, их заменяют другие дети. Желательно, чтобы как можно больше учащихся побывало в роли Тима и Тома. Каждая ошибка обсуждается, класс должен объяснить, почему он не согласен с выбором Тима и Тома.)

2) Игра «Твёрдый - мягкий» 

А теперь поиграем вместе. Если в слове слышится мягкий согласный звук, вы хлопаете, если в слове твёрдый согласный звук – топаете: Мир, сон, мел, жар, лес, лёд, суп, дом, чаща.

Работа в парах:

3)Котята предлагают с ними поиграть и дальше, выполнив задания на карточках:

а) Укажи ряд букв, которые могут указывать на мягкость предыдущего согласного:

                                   а, о , у, ы, э

                                   е, ё, ю, я, и, ь

б) Укажи пары слов, которые различаются согласным звуком:

Шест – шесть

Сон – сын

Галка – галька

Мышка – мошка

в) Укажи слова, в которых выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки:

Кольцо, книга, орёл, озеро, звезда, майка, жизнь, сёстры.

г) Укажи слова, в которых все согласные звуки твёрдые:

Капель, август, носорог, фокус, кактус, грибы

д) Раздели слова на две группы: в первую – слова с непарным мягким согласным звуком, во вторую -  слова с непарным твёрдым согласным звуком:

Щавель, жук, щука, чайка, шапка, цифра

Запиши в тетрадь.

(Проверка по компьютеру)

10. Домашнее задание: (Индивидуально на карточках)

  1)    Раскрась схемы нужным цветом.

  2)    Посади каждого пингвина на свою льдину. Для этого определи, с какого согласного звука  начинаются слова: твёрдого или мягкого.

11. Итог урока .

      Закончи предложения:

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Для чего мы это изучали? (чтобы правильно писать слова, не путать со звуками.)

Где будем использовать знания, которые получили? (на уроках русского языка и литературы)

12. Рефлексия:

Украсьте нашу картину с волшебным деревом разноцветными цветами.

Оцените свою работу на уроке: если вам было интересно на уроке, вы всё усвоили, работали активно, то возьмите яркий цветок  и приклейте на травку.

Если у вас не всё получилось, вам было тревожно или вы были не очень активны, то наклейте цветок того цвета, который соответствует вашему настроению.

Спасибо за урок. Котята с удовольствием поживут на этой картине. (наклеить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....