Сочинение по картине В.М.Васнецова "Аленушка" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
ОТКРЫТЫЙ УРОК
По русскому языку в 3 классе
(Система Л.В. Занкова)
Учитель: Лапшина И.Б.
Т: «Сочинение по картине В.М.Васнецова Алёнушка».
Цели:1. Продолжить знакомство с творчеством В.М.Васнецова.
2. учить детей писать сочинение по картине;
3. помочь детям приоткрыть мир в прекрасное через живопись
В.М. Васнецова и русское народное творчество (сказки);
4. развивать внимание к художественным средствам языка,
глубже понять замысел художника, сюжет картины,
расширять лексику и кругозор.
Оборудование:
1. Репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».
2. Рабочая тетрадь Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова «Пишем сочинение по картинам русских художников». (у каждого ученика).
3. Оформленная доска (портрет художника, карточки с вопросами, план, орфографическая подготовка).
4. Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс | 70.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
По русскому языку в 3 классе
(Система Л.В. Занкова)
Учитель: Лапшина И.Б.
Т: «Сочинение по картине В.М.Васнецова Алёнушка».
Цели:1. Продолжить знакомство с творчеством В.М.Васнецова.
2. учить детей писать сочинение по картине;
3. помочь детям приоткрыть мир в прекрасное через живопись
В.М. Васнецова и русское народное творчество (сказки);
4. развивать внимание к художественным средствам языка,
глубже понять замысел художника, сюжет картины,
расширять лексику и кругозор.
Оборудование:
- Репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».
- Рабочая тетрадь Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова «Пишем сочинение по картинам русских художников». (у каждого ученика).
- Оформленная доска (портрет художника, карточки с вопросами, план, орфографическая подготовка).
- Презентация к уроку.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы будем учиться писать сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».
3.Беседа. (портрет художника, домик).
- В Москве есть переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат высокие сугробы. За забором стоит дом – русский терем. В этом доме много лет жил русский художник В.М. Васнецов. Дом построен по его плану и рисункам. В доме огромные печи, просторные скамьи и широкие столы, простые стулья. В этом доме светло и прохладно летом, тепло и уютно зимой.
4. История создания картины.
- Давайте посмотрим на картину В.М.Васнецова «Алёнушка».
- Работу над картиной художник начал в 1880 г. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу реки Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов того времени. Работа над картиной была закончена зимой 1881 г. в Москве, после чего картина была отправлена в Передвижную выставку, а сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Аленушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее…»
-Давайте опять обратимся к картине «Алёнушка». Алёнушка, вслушаемся в это имя. –Что для вас это имя? (Героиня русских народных сказок, из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
- Какая она на картине? ( Грустная, печальная, одинокая ).
5.Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на печатной основе для работы над сочинением (с. 50). – Прочитайте текст самостоятельно.
- Так кто же такая Алёнушка?
(Героиня сказки и русская девушка, задумалась на берегу омута над своей тяжелой жизнью).
- Какое слово необычно для вашего слуха, редко встречается в речи? (Колорит ).
- Что такое «колорит»?
- Обратимся к Толковому словарю. Сочетание, соотношние цветов, красок, создающее определенное единство картины, а также общий характер окраски, сочетание цветов в чём-либо.
- Так каков же колорит картины? (Темный, мрачный) – Ваши ощущения? ( Темнота, холод, одиночество, печаль, несчастье).
-Подчеркните простым карандашом в тексте, как автор картины отметил печаль девочки?
6.Анализ картины.
- Внимательно рассмотрите картину и ответьте на вопросы.
1)Кого мы видим в центре картины?
2)Какой изобразил художник Алёнушку?
3)Как ты думаешь, о чем грустит девочка?
4)Что говорит о бедности и сиротской доле Аленушки?
5)Что можно сказать о природе, которая ее окружает?
6)Какое настроение вызывает картина?
7)Какие краски передают это настроение?
( Ответы детей ).
7.Работа со стихотворением М.Пожаровой «Девочка в лесу».
-Давайте обратимся к стихотворению М. Пожаровой «Девочка в лесу». – Прочитайте стихотворение про себя. Читаем в слух.
- Какое настроение от услышанного? (Грустное). – Какие строчки говорят об этом? (Плачет девочка…. Зачем слезинки…?)
- Сравните настроение картины и этого стихотворения. (Да, печаль, грусть, одиночество).
- Прочитайте эти строки. (Никто не откликается.- И скучно, мне одной).
8.Работа с текстом. (текст с.52).
- Прочитайте про себя текст на с. 52.
– Сколько частей в тексте) (4).
Задание:
Поставьте карандашом перед каждой частью цифры:1.2.3.4, так чтобы части текста соответствовали описанию картины.
.(Проверка работы. Прочитайте части по порядку! Что получилось?
1.Художник….
2.Неподвижно….
3.Природа ….
4.Краски….)
9.Работа с планом. С 54.
- Что интересного заметили? (План соответствует тексту).
Этот план мы примем за основу при написании сочинения.
10.Орфографическая подготовка.
К 1 части: замечательный, русский художник, напоминает;
Ко 2 части: неподвижно, поза, спутанные, выражение, порванное, свешиваются, сирота, сложены, горькая доля
К 3 части: настроение, мрачное, сочувствует, осока.
К 4 части: сумрачный, колорит, желтоватые, напоминает.
11.Написание сочинения.
12. После проверки, анализ работ.
Литература
1.Тетрадь на печатной основе « Пишем сочинения по картине» Тивикова С.К.
2. «Русские художники» В.М Васнецов .Золотая серия. 2009
3. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.
В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Сочинение по картине "Золотая осень " 3 класс
в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства....
Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине «Февральская лазурь»» 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку 4 класс«Сочинение по картине «Февральская лазурь»» УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...
конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии
конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...
Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...