Сочинение по картине В.М.Васнецова "Аленушка" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Лапшина Ирина Борисовна

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

По  русскому языку в 3 классе

(Система Л.В. Занкова)

Учитель: Лапшина И.Б.

Т: «Сочинение по картине В.М.Васнецова          Алёнушка».

Цели:1. Продолжить знакомство с творчеством В.М.Васнецова.   

    2. учить детей писать сочинение по картине;

    3. помочь детям приоткрыть мир в прекрасное через живопись 

        В.М. Васнецова и русское народное творчество (сказки);

    4. развивать внимание к художественным средствам языка,

        глубже понять  замысел художника, сюжет картины,

        расширять лексику и кругозор.

 Оборудование:

1.     Репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».

2.     Рабочая тетрадь Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова  «Пишем сочинение по картинам русских художников». (у каждого ученика).

3.     Оформленная доска (портрет художника, карточки с вопросами, план, орфографическая подготовка).

4.     Презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

По  русскому языку в 3 классе

(Система Л.В. Занкова)

Учитель: Лапшина И.Б.

Т: «Сочинение по картине В.М.Васнецова          Алёнушка».

Цели:1. Продолжить знакомство с творчеством В.М.Васнецова.  

    2. учить детей писать сочинение по картине;

    3. помочь детям приоткрыть мир в прекрасное через живопись  

        В.М. Васнецова и русское народное творчество (сказки);

    4. развивать внимание к художественным средствам языка,

        глубже понять  замысел художника, сюжет картины,

        расширять лексику и кругозор.

 Оборудование:

  1. Репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».
  2. Рабочая тетрадь Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова  «Пишем сочинение по картинам русских художников». (у каждого ученика).
  3. Оформленная доска (портрет художника, карточки с вопросами, план, орфографическая подготовка).
  4. Презентация к уроку.

                                      Ход  урока.

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем учиться писать сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

3.Беседа. (портрет художника, домик).

- В Москве есть переулок. Входишь  в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат высокие сугробы. За забором стоит дом – русский  терем. В этом доме много лет жил русский художник В.М. Васнецов. Дом построен по его плану и рисункам. В доме огромные печи, просторные скамьи и широкие столы, простые стулья. В этом доме светло и прохладно летом, тепло и уютно зимой.

4. История создания  картины.

- Давайте посмотрим на картину В.М.Васнецова «Алёнушка».

- Работу над картиной художник начал в 1880 г. Сначала он рисовал  пейзажные этюды на берегу реки Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов того времени. Работа над картиной была закончена зимой 1881 г. в Москве, после чего картина была отправлена в Передвижную выставку, а сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Аленушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее…»

-Давайте опять обратимся к картине «Алёнушка». Алёнушка, вслушаемся в это имя. –Что для вас это имя? (Героиня русских народных сказок, из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

- Какая она на картине? ( Грустная, печальная, одинокая ).

5.Работа в тетрадях.

- Откройте тетради  на печатной основе для работы над сочинением (с. 50). – Прочитайте  текст самостоятельно.  

- Так кто же такая Алёнушка?

(Героиня сказки и русская девушка, задумалась на берегу омута над своей тяжелой жизнью).

- Какое  слово необычно для вашего слуха, редко встречается в речи? (Колорит ).

- Что такое «колорит»?

- Обратимся к Толковому словарю. Сочетание, соотношние цветов, красок, создающее определенное единство картины, а также общий характер окраски, сочетание цветов в чём-либо.

- Так каков же колорит картины? (Темный, мрачный) – Ваши  ощущения? ( Темнота, холод, одиночество, печаль, несчастье).

-Подчеркните простым карандашом в тексте, как автор картины отметил печаль девочки?

6.Анализ картины.

-  Внимательно  рассмотрите картину и ответьте  на вопросы.

1)Кого мы видим в центре картины?

2)Какой изобразил художник Алёнушку?

3)Как ты думаешь, о чем грустит девочка?

4)Что говорит о бедности и сиротской доле Аленушки?

5)Что можно сказать о природе, которая ее окружает?

6)Какое настроение вызывает картина?

7)Какие краски передают это настроение?

( Ответы детей ).

7.Работа со стихотворением М.Пожаровой «Девочка в лесу».

-Давайте обратимся к стихотворению М. Пожаровой «Девочка в лесу». – Прочитайте стихотворение про себя. Читаем в слух.

- Какое настроение от услышанного? (Грустное). – Какие строчки говорят об этом? (Плачет девочка…. Зачем слезинки…?)

- Сравните настроение картины и этого стихотворения. (Да,  печаль, грусть, одиночество).

- Прочитайте эти строки. (Никто  не откликается.- И скучно, мне  одной).

8.Работа с текстом. (текст с.52).

- Прочитайте про себя текст на с. 52.

 – Сколько частей  в тексте) (4).

Задание:

Поставьте карандашом перед каждой частью цифры:1.2.3.4, так чтобы части текста соответствовали описанию картины.

.(Проверка работы. Прочитайте части по порядку! Что получилось?

1.Художник….

2.Неподвижно….

3.Природа ….

4.Краски….)

9.Работа с планом. С 54.

- Что интересного заметили? (План соответствует тексту).

Этот план мы примем за основу при написании сочинения.

10.Орфографическая подготовка.

К 1 части: замечательный, русский художник, напоминает;

Ко 2 части: неподвижно, поза, спутанные, выражение, порванное, свешиваются, сирота, сложены, горькая доля

К 3 части: настроение, мрачное, сочувствует, осока.

К 4 части: сумрачный, колорит, желтоватые, напоминает.

11.Написание сочинения.

12. После проверки, анализ работ.

Литература

1.Тетрадь на печатной основе « Пишем сочинения по картине» Тивикова С.К.

2. «Русские художники» В.М Васнецов .Золотая серия. 2009

3. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Сочинение по картине "Золотая осень " 3 класс

в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства....

Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине «Февральская лазурь»» 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 4 класс«Сочинение по картине «Февральская лазурь»» УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...