Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине «Февральская лазурь»» 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Нуждова Ольга Вадимовна

Конспект урока по русскому языку 4 класс

«Сочинение по картине «Февральская лазурь»» 

УМК "Школа России" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                            Педагог: Субханкулова  М.М.

Школа: 41                                                                                                                  Студентка: Нуждова О.В.

Класс: 4А                                                                                                                

Кабинет: 202

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Сочинение по картине «Февральская лазурь»»

Цели деятельности учителя: написать сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомить с изобразительными средствами, которые использует художник И. Э. Грабарь при описании зимнего пейзажа;

- формировать знания о выразительных средствах языка для описания картины.

Личностные:

- обогащать духовно – нравственного мира учащихся;

- формировать интерес к предмету.  

Тип урока: комбинированный.  

Оборудование: учебник по русскому языку УМК «Школа России» Канакина В.П. (4 класс), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Словесный

1 мин.

Доброе утро, ребята! Проверьте, чтобы у вас все было готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал и хороший настрой!

Слушают учителя.

Коммуникативные (умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)

II. Постановка учебной задачи.

Словесный

3

Как вы думаете, как можно выразить красоту природы?

Откройте учебники на стр112 и посмотрите на картину Грабаря «Февральская лазурь».

Как думаете, что мы сегодня будем делать? (писать сочинение по картине).

Верно. А для чего мы пишем сочинения? Какие цели мы преследуем?

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют и цели урока

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы);

Коммуникативные (умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)

Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

IV. Решение учебной задачи

Словесный

Наглядный

10 мин

Итак, сегодня мы познакомимся с произведением великого русского художника И. Э. Грабаря. Художник много внимания уделяет пейзажам. Он очарован русским раздольем. В февральские и мартовские дни краски природы становятся для него особенно волнующими, необыкновенно привлекательными. Его картина «Февральская лазурь» ослепляет чистотой и яркостью колорита. Художник всегда видел в простых пейзажных мотивах настоящее богатство красок.

Картина называется «Февральская лазурь». Почему?

Как вы понимаете слово «лазурь»?

(светло-синий, голубой с сиреневым оттенком)

Когда бывает такое небо?

(в яркий солнечный день в феврале или марте)

Что еще изобразил художник?

(березы)

А почему березы?

(Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза – символ нашей родины. О березе сложено много песен и стихов.)

Какое стихотворение о березе вызнаете?

Какой вывод можете сделать после просмотра картины и услышанного стихотворения? (поэт и художник видели одни и те же картины природы и выразили увиденное разными средствами).

Какая береза изображена на переднем плане?

(могучая, огромная, видевшая ни одну зиму)

Закроем нижнюю часть картины, что напоминает нам оставшаяся часть?

(кружево, морозный узор на стекле)

Чтобы увидеть кружево березы, живописец рассматривает ее снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать березу на фоне голубого неба.

Какой день показывает художник – теплый или холодный?

(это зима, лежит снег, но уже пригревает солнце)

А что помогает понять, что день солнечный?

(сверкают стволы берез, тени)

Какие краски использует художник?

(желтые, красноватые, оранжевые оттенки – теплые тона)

Вы сказали, что есть и теплые и холодные оттенки на картине. Какой же вывод можем сделать по цветам? (в картине И. Грабаря сочетаются теплые и холодные тона, поэтому можно сказать, что это солнечный прекрасный февральский день).

И. Грабарь писал: «В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Слушают повествование учителя

Смотрят видео

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза; ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать);

Коммуникативные (умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)

Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

VI. Динамическая пауза

1 мин

Выпрямите спины.

Потянитесь вверх, в стороны, снова вверх.

И вновь сядьте прямо.

Выполняют команды учителя.

VII. Решение учебной задачи

Словесный

Наглядный

25 мин

Давайте выберем слова, которые отражают наше настроение.

Радость                

Удивление          

Испуг -            

Волнение -

Интерес

Восхищение

Восторг

Грусть

Какое сочинение мы будем писать?

(описание)

Какими средствами языка будем пользоваться?

(эпитеты, сравнения, олицетворения)

Какие у нас будут опорные слова? Посмотрите на экран.

Небо, береза, снег, зима.

Небо – лазоревое, светло-синее, голубое, яркое, чистое.

Береза – жемчужная, как королева, царица, развесила коралловые ветки, серебристые кружева.

Снег – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.

Зима – волшебница, искусница, чародейка, красавица, нарядила природу как на праздник.

Как построим свое сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении?

(вступительная, основная, заключительная)

Что напишем во вступительной части?

(Это было зимой, в феврале. Волшебница-Зима украсила природу. А художник Грабарь изобразил на фоне голубого неба белоствольную березу в картине «Февральская лазурь».)

План

1) Зима в картине И. Грабаря.

2) Красавица-береза.

3) Цвет и настроение картины.

4) Мое отношение к картине

Что ж мы записали план, теперь приступайте к написанию сочинения.

Отвечают на вопросы учителя

Работают с учебником

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза; ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать);

Коммуникативные (умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)

Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

VII. Домашнее задание

1 мин

Запишите домашнее задание. Стр48 №103.

Записывают д/з.

VIII. Итог урока, рефлексия

Словесный

2 мин

Мы с вами обсуждали, какие навыки нам нужны будут для написания сочинения. Пригодились они?

Формулируют конечный результат своей работы.

Коммуникативные (умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:•  формировать понятие об имени существительном;•  раз­вивать наблюдательность, речь;•  развивать орфог...

Конспект урока по русскому языку "Сочинение по картине "Грачи прилетели"

Конспект урока по русскому языку "Сочинение по картине "Грачи прилетели"...

Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:  развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине.Планируемые результаты: Предметные:- знать понятие ...

Конспект урока по русскому языку Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» 3 класс

Научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в сод...