Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Крайнова Елена Викторовна

Урок русского языка во 2-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе.

Тема: "Разделительный мягкий знак"

Цели:

  • формировать умение правильно писать и произносить слова с разделительным Ь знаком;
  • развитие внимания, зрительной памяти и орфографической зоркости;
  • обогащение словарного запаса учащихся словами с разделительным Ь знаком.

Оборудование: динамическая картинка, картинки на магнитах, карточки с сочетаниями и со словами с разделительным Ь знаком.

Ход урока:

I. Сообщение темы и целей урока.

 Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с разделительным Ь знаком, постараемся запомнить как можно больше слов с разделительным Ь знаком для того, чтобы эти слова можно было использовать в своей речи, правильно, без ошибок, писать их в сочетании, в диктанте или в изложении.

II. Чистописание.

 Сначала мы научимся правильно писать Ь знак в сочетаниях, для того, чтобы наше письмо было правильным и красивым.

вья – нижнее соединение

карточки

нье – среднее соединение

льи – верхнее соединение

 Напишите целую строчку, повторяя эти слоги.

– Посмотрите, ребята, какие слоги с мягким знаком есть еще у нас. Давайте их прочитаем /Чтение слогов хором/.

 Что заметили при чтении? /Согласный звук и следующий за ним гласный произносятся раздельно, т.е. согласный не сливается с гласным/.

 А как вы думаете, на какую орфограмму /или правило/ эти слоги? /На правило правописания разделительного Ь знака/.

 Когда же в словах пишется разделительный Ь знак?

Разделительный Ь знак пишется в словах после согласных и перед гласными:е ё и ю я.

 Используя эти сочетания, придумайте слова с разделительным Ь знаком:

Соловьи, льет, семья, вьют, воробьи, соловьи, улья…

III. Работа с динамической картинкой.

  1. – Сегодня мы с вами художники, но рисовать мы будем не с помощью красок и кисти, а при помощи картинок и слов с разделительным Ь знаком.

– Перед вами картинка. Что же здесь изображено? /Трава, земля, небо/

 А что украшает нашу землю? /Поля, луга, леса, деревья, звери, птицы/

 А как это можно назвать одним словом? /Природа/

Правильно, мы должны любить и охранять нашу землю и все то, что на ней растет и живет.

– Что же делает наш воздух чище и радует нас в любое время года, летом мы прячемся в их тени, осенью любуемся их яркими красками? /Деревья/

/По ходу рассказа на доску вывешиваются картинки на магнитах/

 А что это у деревьев? /Сучья/

 А на деревьях растут…/листья/

 Под деревьями старые засохшие ветки, как иначе мы их назовем? /Прутья/

 В лесу на деревьях вьют свои гнезда, слышится пенье и щебетанье кого? /Птиц/

Вспомните и назовите слова, обозначающие птиц, которые пишутся с разделительным Ь знаком? /Воробьи, соловьи/

 Что есть у каждой птицы? /Крылья/

А что у птиц на крыльях и на теле? /Перья/

 Иногда в лесу встречаются муравейники.

 А под каким деревом у нас муравейник? /Под елью/

 А кто же построил этот большой дом? /Муравьи/

 Любите ли вы отдыхать на природе? /Да/

 А с кем вы чаще ходите отдыхать? /С родителями/

 Но ведь родители работают и не всегда они могут прогуливаться с вами за город или на дачу. Когда родители свободны от работы? /В выходные/

 А какой это день недели? /Воскресенье/

 И вот в одно из таких воскресений мама, папа с дочерью и сыновьями отправились на прогулку. Кто это мама, папа, дочь, сыновья, как одним словом назовем мы их? /Семья Васильевых/.

 Как назовем сыновей? /Илья и Лукьян/

 Кто они друг другу? /братья/

 Илья и собака Вьюн — друзья. С ними прибежало сюда животное, которое любит кушать желуди. Кто это? /Свинья/

 Свинья Хавронья — так мы ее назовем.

– Вдруг они услышали лай собаки. Все подошли посмотреть, что же там произошло? /Собака нашла нору/

 Чья это может быть нора? /Барсучья, лисья, волчья./ Дети отогнали собаку от норы.

 Семья Васильевых купались, загорали, а мокрую одежду /белье/ повесили на колья. Потом сели на скамью отдохнуть.

– Невдалеке виднелась пасека деда Валерьяна. И конечно - же вся семья отправилась к деду. Дед обрадовался и начал угощать их, посадил за стол. Выставил угощенья. Какие же это были угощенья? /Мед, печенье, варенье, оладьи/

 Сколько было веселья, счастья! Сколько здоровья принесло им это гулянье!

  1. Работа со словами.

 А теперь ребята вспомните слова, которые мы употребляли, рисуя картину используя картинки на магнитах с разделительным Ь знаком /дети называют, учитель вывешивает карточки со словами/.

  1. Прочитайте еще раз эти слова. /Учитель снимает слова на карточках/

 А теперь запишите их по памяти. В помощь вам останется картина.

  1. Проверка: Прочитает свои слова… (2-3 чел.)

 А у кого есть еще слова, которые были не названы ребятами?/Прочитать/

  1. Ф/минутка:

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.

  1. Составьте рассказ по картинке, используя свои слова. /Устная передача текста/.
  2. Работа с предложениями:

– Составьте из данных слов предложение к нашей картинке и запишите его в тетради. /Кто-то работает у доски/.

IV. Итог урока, оценивание.

 Чему учились на уроке?

– Для чего нам нужно запомнить такое количество слов с разделительным Ь знаком?

V. Домашнее задание:

Придумать и записать 7 новых слов с разделительным Ь знаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...