Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс УМК "Система развивающего обучения Л.В.Занкова"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс УМК "Система развивающего обучения Л.В.Занкова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку УМК "Развивающая система обучения Л.В.Занкова" 1-4 класс | 71.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области «Педагогическая академия последипломного образования»
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Проект по теме
«Программа по русскому языку для 1 – 4 классов».
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ средняя школа №10 с углубленным
изучением отдельных предметов
г.Жуковского
Банцекина Жанна Юрьевна.
Проверила:
ст. преподаватель научно – учебного
центра педагогического сопровождения
последипломного образования
Шевелёва Наталия Николаевна
2010 год
Пояснительная записка.
Введение.
Программа по русскому языку для 1 – 4 классов разработана в соответствии :
-с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г.) ,
- с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е. С. Савинов.-2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения),
-с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
-с планируемыми результатами начального общего образования,
-с рекомендациями Министерства образования и науки РФ,
-с возможностями УМК «Образовательная система Л.В.Занкова» , на основе авторской программы А.В. Поляковой «Русский язык» http://zankov.ru/umk/programms/
-с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся в возрасте 6,5 -11,5 лет , с учетом задачи формирования у младших школьников умения учиться,
-с особенностями МОУ средняя школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов,
-с особенностями класса, в состав которого входят дети, разговаривающие на русском и родном языках.
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов , входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Цели и задачи.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
-познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и фор- мирование на этой основе знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся;
-социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
-развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения ;
-обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать -
-участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
- -воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
-стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения ( обучать проведению учебных исследований, развивать творческую исследовательскую активность детей).
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями .Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в начале программы. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у первоклассников совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Принципы и подходы.
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Разви- вающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:
-обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
-ведущую роль теоретических знаний в обучении;
-быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;
-осознание школьниками процесса обучения;
-систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.
Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала. Содержание курса совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, представлено следующими разделами: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация2 развитие речи. Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел«Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия3, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учи-теля и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит
первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачетов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков. Используются фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); познавательных (учебнопознавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с инфор- мационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другими дополнительными материалами. Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что пра- вильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью – применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придаётся сочинениям.
На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребёнка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе развивающегося содержания образования.
На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.
Система языка:
Формирование понятия «безударная гласная» и её правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов. Дети с 1 класса сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Примерно также рассматриваются и другие темы.
Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость
.
МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 ч. Содержание курса разработано на 560 ч1, из них 50 ч отводится на изучение русского языка в первом классе (5 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2-4 классах на изучение курса отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование уважительного отношения к культуре других народов ( использование текстов из устного народного творчества разных народов для письменных работ);
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-зывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты);
-использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
-осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-след-ственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания .Т.к. в школе проводится курс «Фольклор- как часть духовно-нравственного развития», то в контекст урока включаются тексты, раскрывающие особенности языка, культур разных народов, особенности народных промыслов, игрушек, национальных костюмов, праздников и т.п. для списывания, проведения свободных диктантов, изложений и сочинений; используются тексты из устного народного творчества (загадки, потешки, заклички, пословицы и т.п.) для письма по памяти, развития орфографической зоркости, повторения пройденного материала, для проведения адаптационного этапа урока;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения (проектно – исследовательская деятельность по теме «Мой родной язык» и т.п.);
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
- владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
-умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших ООП НОО, будет сформирован учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (40 часов)1
Фонетика (10 часов), грамматика (16 часов), правописание
(9 часов) и развитие речи (5 часов)
Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция
Слово. Звуки и обозначение их буквами -строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова полученные путем замены звуков).
Слоги. Слоговая структура слова.
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Правила переноса слов на письме.
Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Предложение. Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Признак предложения: законченность мысли.
Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Узнавание предложения по вопросам: о чем говорится? что говорится о...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения _ грамматическая основа предложения(наблюдение).
Наблюдение изменения смысла предложения в ситуациях изменения порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения.
Знаки препинания в конце предложения (. ? !).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные .Восклицательные предложения.
Самостоятельное составление предложений. Слова вежливого общения.
Текст и предложение. Различение предложения и текста.
Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста: целостность и законченность сообщения (наблюдение: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу). Членение непунктированного текста на предложения. Красная строка
Абзац.
План речи (наблюдение).
Слово. Имена собственные. Правила употребления заглавной буквы.
Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение соответствия букв алфавита определенным звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ).
Звуки и обозначение их буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдение отсутствия специальных букв для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Различение их внутри звуковых пар.
Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв. Функции йотированных гласных: обозначает мягкость согласных звуков; обозначает два звука.
Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, ю, е, ё).
Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: парных согласных ж и ш; непарных согласных ч и щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн
Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы не_ парных звонких, глухих согласных звуков.
Наблюдение расхождения произношения и написания согласных звуков (оглушение на конце слова).
Звуко-буквенный анализ слова.
Слово. Различение реальных предметов и их названий. Номинативная или назывная функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества
Части речи в грамматике: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении. Отличие предлога от приставки (наблюдение). Раздельное написание предлогов со словами.
Слово. Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов. Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове).
Наблюдение словоизменения (формообразования) на примере слов, обозначающих предметы и признаки предметов (изолированно и в словосочетаниях).
Слово. Языковые средства выразительности речи: употребление слов в переносном значении; образные сравнения; слова, близкие и противоположные по значению; эмоциональная лексика, выражающая различные чувства (бабка- обидное слово, а бабушка, бабуля- слова, выражающие симпатию, и зависит выбор лексики от отношения говорящего: симпатии или пренебрежения); экспрессивная лексика, различающаяся по степени эмоционального напряжения (несчастье, горе, бедствие, катастрофа; крик, вопль, рев; жара, зной).
Междометия как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств. Междометия (буквально: «между словами») не имеют номинативной функции (в отличие от знаменательных частей речи не называют самих чувств и состояний).
Связная речь
Ознакомление с понятиями «устная речь», «письменная речь».
Наблюдение особенностей устной и письменной речи.
Устная речь-это звучащая речь (звуковая речь).
Письменная речь -знаковая форма фиксации речи (объясняет учитель).
Устная речь
Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего слов и предложений.
Узнавание говорения и слушания как видов устного словесного общения.
Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логическое ударение), тон, жест, мимика (терминология используется учителем).
Организация практики устного общения: создание ситуаций, побуждающих к высказыванию, способствующих порождению высказывания и эмоциональному самовыражению, ведущих к возникновению потребности высказываний; ситуаций для речевых упражнений (речевой деятельности): беседа, обсуждение, сообщение, вопрос, обращение, объявление, приглашение, поздравление.
Уместное употребление языковых и неязыковых средств устной речи в разных ситуациях общения.
Соблюдение требований культуры речи, этических норм, этикетных форм, отвечающих ситуациям общения и его участникам.
Письменная речь
Текст. Ознакомление с оформлением текста. Наблюдение признаков текста (целостность и законченность сообщения).
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с порядком рас_ смотрения (анализа) текста: название произведения, автор, содержание текста (о чем написал автор, какова тема). Главная мысль текста.
Заглавие как отражение главной мысли или темы текста.
Наблюдение структуры повествовательного текста: части и характер связи между ними. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу, «новизна» в каждом следующем предложении
Преобразующая речевая деятельность учащихся. Восстановление деформированного предложения и небольшого текста. Поря док слов в предложении (структура предложения). Наблюдение связи порядка слов с мыслью, заключенной в предложении (на примере наблюдения разного порядка слов и логического ударения).
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса
Обучающиеся должны знать/понимать:
-все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия(звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
- гласные ударные и безударные;
-твердые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
- звонкие и глухие согласные звуки;
- правила переноса слов;
- названия букв русского алфавита;
уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие согласные звуки;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
-вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определять место ударения в слове;
-находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
-составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
-писать зрительные и слуховые (орфографически-проговариваемые) диктанты;
- приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления
.
2 класс (170 часов)
Фонетика (10 часов), грамматика (100 часов),
правописание (30 часов) и развитие речи (30 часов)
Речь. Предложение. Слово.
Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Главные члены предложения -подлежащее и сказуемое- грамматическая основа предложения.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Восклицательные предложения.
Точка, знак вопроса и восклицательный знак в конце предложения.
Звуки и буквы, их различие.
Алфавит. Алфавитное название букв.
Гласные и согласные звуки, их различие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков.
Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
Ударение, ударные и безударные слоги.
Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы.
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости со гласного звука на письме ь, буквами и, е, ё, ю, я.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я: обозначают два звука в начале слова, после гласного звука, после согласного звука в словах с разделительными ь и ъ.
Разделительные ь и ъ.
Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, шу, чн, чк, щн.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные согласные в конце слова. Правописание парных согласных в конце слова.
Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные.
Единственное и множественное число имен существительных.
Род имен существительных: мужской, женский, средний.
Изменение имен существительных (по вопросам кто? что?
кого? и т.п.). Различие окончаний.
Глагол. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.
Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие.
Предлог. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со словами
Корень слова. Однокоренные слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Связная речь
Устная речь
Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.
Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Правила обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций).
Письменная речь
Ознакомление с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная.
Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная).
Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т.п.); типа речи _ повествования (есть сюжет), описания (нет сюжета). К примеру, описание цветка подснежника в стихотворении, в учебнике или в словаре, энциклопедии и др.
Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте. Выделение частей текста, их озаглавливание.
Правильное расположение данных к тексту пунктов плана.
Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части.
Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).
Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, отказа и т.п.). К примеру, составление телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице.
Сочинения по заданной теме («Мои друзья», «Любимые игры», «Что мне рассказала капелька дождя», «Снежинки» и др.).
Постепенное включение в сочинения элементов описания и рас суждения.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса
Обучающиеся должны
знать/понимать:
-повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
-части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении;
-имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; . глагол, время глагола;
. предлоги;
- корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
- имена собственные;
-парные согласные на конце слова, правила их правописания;
-словарь речевого этикета при непосредственном общении(приветствие, слова при прощании, обращение на «ты» и «Вы», слова-извинения);
уметь:
-находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
- составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных; род, число имен прилагательных; время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «па деж»);
-писать раздельно предлоги со словами;
-подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
- находить в словах орфограммы на изученные правила;
-различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
-обозначать парные согласные на конце слов;
-различать слова с разделительными ь и ъ;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
-приводить примеры слов с нужными орфограммами;
-писать слуховые и зрительные диктанты;
-использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.
3 класс (170 часов)
Фонетика (10 часов), грамматика (100 часов),
правописание (30 часов) и развитие речи (30 часов)
Текст.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудитель_
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.
Сказуемое, выраженное глаголом.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение(на ознакомительном уровне).
Однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения.
Состав слова.
Корень, приставка, суффикс.
Правописание отдельных суффиксов (5ик, 5ек).
Правописание парных согласных в середине слова.
Слова с непроизносимыми согласными.
Правописание слов с двойными согласными.
Однокоренные глаголы с приставками.
Части речи. Понятие о склонении имен существительных, падежи.
Обзор, трех типов склонения существительных в единственном числе.
1-е склонение имен существительных (единственное число).
Правописание безударных падежных окончаний.
2-е склонение имен существительных (единственное число).
Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием.
Склонение существительных среднего рода с окончаниями на -о, -е.
Правописание безударных падежных окончаний.
3-е склонение имен существительных (единственное число), одинаковые окончания в родительном, дательном и предложном падежах, мягкий знак после букв шипящих на конце существительных 3_го склонения в именительном и винительном падежах.
Склонение существительных во множественном числе.
Имя числительное, понятие об имени числительном, правописание имен числительных (на ознакомительном уровне).
Связная речь
Устная речь
Понятие о диалоге и монологе. Выражение собственного мнения, восприятие противоположной точки зрения, высказывание, слушание.
Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему.
Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь
Сравнение различных по стилю текстов: художественного, научного, делового.
Текст. Работа с текстом: выделение главного, деление текста на логически законченные части, акцентирование смысловой связи между частями текста, между предложениями в каждой части, озаглавливание частей, краткий пересказ прочитанного. Письменные изложения.
Формирование умения пользоваться оглавлением в книге.
Сочинения на тему: «В походе», «Если бы я был волшебником»,
«Деревья зимой», «Уж небо осенью дышало», «Мороз и солнце,
день чудесный» и т.д.
Редактирование сочинений.
Использование толкового и орфографического словаря.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
Обучающиеся должны
знать/понимать:
- предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
-главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
-однородные члены предложения;
- состав слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
- правописание парных согласных в корне;
- правописание непроизносимых согласных;
-правописание слов с двойными согласными;
- изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
-правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ).
уметь:
-распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
-ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
- устанавливать связь слов в предложении;
-распознавать предложения с однородными членами;
-выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
-производить разбор слова по составу;
- обозначать парные согласные в корне;
- писать слова с непроизносимыми согласными;
- писать слова с двойными согласными;
-изменять имена существительные по падежам: склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
-использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-пользоваться словарями и справочной литературой.
4 класс (170 часов)
Фонетика (10 часов), грамматика (100 часов),
правописание (30 часов) и развитие речи (30 часов)
Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне).
Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).
Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
Местоимение. Общее понятие о местоимении.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений.
Предлоги перед личными местоимениями.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Суффикс -л в глаголах прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -ть и глаголы на -чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.
Неопределенная форма -ться и 3-е лицо -тся глаголов.
Наречие (на ознакомительном уровне).
Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов о и е
Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо, налево, засветло).
Второстепенный член предложения -обстоятельство (ознакомление).
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-.
Связная речь
Устная речь
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между . целью, содержанием и формой высказывания
Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье.
Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.
Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь
Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста.
Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка.
Расширение опыта построения текста. Термин «композиция тек_ ста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения.
Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления.
Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие).
Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов.
Составление плана к собственному сочинению.
Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
Обучающиеся должны
иметь представление:
- о предлогах перед личными местоимениями;
- о наречиях: значение наречий, правописание наречий (справа, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло);
знать/понимать:
-личные местоимения;
-склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
- склонение имен прилагательных во множественном числе;
-правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
-понятие о неопределенной форме глагола:
-изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
- глаголы I и II спряжения;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
-мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
-изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
-обозначение гласных и согласных в приставках;
-правописание частицы не с глаголами;
- правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов(-ться, -тся);
-виды предложений;
уметь:
- ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
-устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и слово сочетания;
-распознавать местоимения, определять их число и лицо;
- правильно писать падежные окончания прилагательных;
-подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
-определять время, число и спряжение глаголов;
-спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
- распознавать неопределенную форму глаголов;
-писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов2-го лица в единственном числе;
- писать не с глаголами раздельно;
- писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
-писать диктанты различных видов;
-объяснять орфограммы по пройденному материалу;
- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
-писать сочинения повествовательного характера;
-различать члены предложения.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1, 2, 3, 4 кл. _ М.: Просвещение.
Полякова А.В. Тетради по русскому языку для 2, 3, 4 кл.
Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1_2 и 3_4 класса. _ М.: Просвещение.
Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. _ М.: ЗАО ЦОР.
Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1_2 и 3_4 классы: Методический комментарий.
Варианты проверочных и контрольных работ. _ Самара: Издательский дом «Федоров».__
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфо-эпический, фразеологизмов.
Тетрадь по письму для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 4 частях. Система развивающего обучения Л.В. Занкова ,авт.Андрианова Т.М. Остроумова А.В. Андрианова И.Л. , Федоров, Учебная литература
2. Технические средства обучения:
-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
-настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
-телевизор
- видеоплеер
- компьютер
-сканер
-принтер струйный цветной _
-фотокамера цифровая
3. Экранно-звуковые пособия:
_ аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
_ видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку
4. Оборудование класса:
-ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой;
-шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
-настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п
Информационные источники:
Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя.- Самара,1993.
Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я -М.:АСТ-Пресс,1998.
Образовательный журнал «Начальная школа»
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки –М.,1990.
О.Е.Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания,2007.
Учебно-методические пособия для учащихся:
Словарь синонимов, антонимов и омонимов./сост. Т.В. Зеркальная.- М.: Эксмо, 2010.-272с.:ил.(Детский иллюстрированный словарь).
Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений./Составитель И. В. Ефимова.- М.: Эксмо,2010. – 272с.:ил. - ( Детский иллюстрированный словарь) .
Орфографический словарь./сост. Н.В.Курганова; ил. О-70 И.Ю. – М.: Эксмо,2010. – 240с.- (Детский иллюстрированный словарь).
Л. Л. Страхова. «Сочинение по картине для младших школьников». Издательский Дом «Литера»,2009.
Тематическое планирование.
Русский язык. А.В.Полякова
№п/п | Тема урока(страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы. | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС. | |||
Понятия. | Предметные результаты. | УУД | Личностные результаты. | |||
76. | Слова с непроизносимыми согласными.(стр.115-116) | Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными? | Непроизносимые согласные. | Возможность научиться распознавать слова с непроизносимыми согласными и проверять их написание. | Р:принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие, осуществлять пошаговый контроль по результату. П:строить речевое высказывание в устной форме, владеть общим приемом решения задачи. К:задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
77. | Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить.(стр.117-119) | Как грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить? | Непроизносимые согласные. | Возможность научиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными. | Р:принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации, осуществлять пошаговый контроль по результату. П:строить речевое высказывание в устной форме, производить сравнение по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи. К:использовать речь для регуляции своего действия, контролировать действия партнера, осуществлять взаимный контроль. | Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика». |
78. | Правописание слов с непроизносимыми согласными.(стр.120-122) | Как не допустить ошибки при написании слов с непроизносимыми согласными? | Способы проверки. | Возможность научиться, выбирать правильный способ проверки. | Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации, осуществлять пошаговый контроль по результату. П:строить речевое высказывание в устной форме владеть общим приемом решения задачи. К:задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия. | Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. |
79. | Правописание слов с непроизносимыми согласными Закрепление.(стр.123-125) | Как распознать орфограмму при записи слов? Как выбрать нужный способ проверки орфограмм? | Одинаковый способ проверки. | Возможность научиться распознавать слова с непроизносимыми согласными, отличать их от других орфограмм ,выбирать правильный способ проверки. | Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации, осуществлять пошаговый контроль по результату, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, различать способ и результат действия. П:строить речевое высказывание в устной форме владеть общим приемом решения задачи, устанавливать аналогии К:задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия. | Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. |
80. | Понятие о словоизменении. (стр.126-128) | Как изменить форму слова ? Как узнать разные формы одного и того же слова? | Форма слова, словоизменение | Возможность научиться узнавать различные формы слова в тексте или группе слов, | Р:принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П:использовать знаково-символические средства для решения задач, проводить сравнение по заданным критериям. К:ставить вопросы, использовать речь для регуляции своего действия. | Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика». |
81. | Словообразование.(стр.128-130) | Как образовывать однокоренные слова с другим значением. | Словообразование. | Возможность научиться образовывать новые однокоренные слова при помощи суффиксов и приставок, сравнивать однокоренные слова по смыслу. | Р:принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действия. П:использовать знаково-символические средства, использовать общие приемы решения задач. К:формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
| Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности. |
82. | Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования.(стр.130-1320) | Как различить словоизменение и словообразование. | Словоизменение, словообразование. | Возможность научиться узнавать разные формы одного и того же слова, образовывать однокоренные слова, сравнивать и различать два разных понятия. | Р:принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия. П:использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным критериям. К: формулировать собственное мнение и позицию, обращаться за помощью, оказывать помощь другим. | Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» |
83. | Слова с двойными согласными.(стр.83-85) | Как обозначать долгие согласные звуки на письме? Как переносить слова с двойными согласными? | Долгие согласные звуки, двойные согласные. | Возможность научиться распознавать слова с двойными согласными, переносить слова с двойными согласными с одной строки на другую. | Р:принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие; П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, владеть общим приемом решения задачи; К:использовать речь для регуляции своего действия, задавать вопросы. | Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задачи, понимание причин успешной/неуспешной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составленана основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.В. Поляковой.Содер...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Развивающая система обучения Л.В.Занкова".
Предлагаю рабочую программу по русскому языку 2 класс система Л.В.Занкова....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа + тематическое планирование по русскому языку для сторого класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по литературному языку для 2 класса. Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа + тематическое планирование для второго класса с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Дидактическая система Л. В. Занкова"
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Дидактическая система Л.В. Занкова"...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.В. Поляковой.Соде...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, I полугодие (система Л.В.Занкова)
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, составленная по авторской программе Н.В.Нечаевой 2012 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...