Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Временные формы глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Губаева Эльмира Раисовна

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Губаева Эльмира Раисовна

                                                                          Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Учитель начальных классов

I категории,

МОУ СОШ № 175,

г. Казань

Тема: Временные  формы  глагола

Цели: 1. Познакомить учащихся с временными формами глагола;

           формировать умения различать временные формы глагола.

           2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

      развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

           3. Воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации, пословицы, поговорки,                

                                                                                                                             таблицы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Итак, друзья, внимание

Вновь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.

  1. Введение в тему.

- Прочитайте отрывок из стихотворения известного русского поэта Алексея Плещеева.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется  листвою …

(А. Плещеев)

- О каком времени года это четверостишие?

- Назовите времена года.

- Перечислите весенние изменения в природе.

- Да, весна прекрасное время года. Многие поэты писали  стихи о весне.   Композиторы сочиняли чудесные музыкальные произведения.

- А на уроках чтения мы знакомились с пословицами и поговорками русского народа о весне. Вспомним некоторые из них.

- А как вы понимаете смысл этой пословицы:

Весенний день год кормит.

- Да, если потрудиться в огороде, на поле или в саду один день: вскопать землю, посеять рожь, пшеницу, посадить картофель, в парниках  высадить овощи, а затем ухаживать за ними и  вовремя убрать урожай, то зимой будет еда.

- Весной все пробуждается, обновляется, даже воздух становится  другим.

Вот как описал свое ощущение весны поэт Владимир Викторов.

Весенний воздух свеж и чист…

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьев

Ворону гонит из кустов…

Весна готовит свой парад –

Весь мир весне веселой рад.

(В. Викторов)

- Что интересного  заметили  в этом стихотворении?

- С какой буквы начинается каждая строчка в стихотворении?

- Какой звук обозначает буква В?

3. Чистописание

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пропишем букву Вв  в соединении.

- А теперь разгадаем кроссворд. Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишите  в строчку через запятую.

4. Словарная работа

Для посадок, не иначе,

Грядки нам нужны на даче.

Лук сажаем и картошку,

Зелень, огурцов немножко  (огород)

Вот ладонь на длинной ножке

Выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая,

А зовут ее….. (лопата)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?    (картофель)

На грядке зеленый,

А в бочке – соленый  (огурец)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке

Зеленые прядки       (морковь)

Не в лесу растет, а в саду.

Кормит круглый год детвору    ( яблоня )

5. Повторение пройденного материала

- Обратите внимание на первый общий столбик. Какое слово появилось? (Глагол)

- Что такое глагол?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет вам глагол!

- Сегодня мы продолжаем работать  над большой  темой «глагол».

- Скажите, как изменяется глагол? (По числам)

- Что обозначает глагол в единственном / множественном числе? (действие одного/ двух и более предметов предмета)

- На какие вопросы отвечают глаголы в ед. и мн. числе?

6. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

7. Введение в новую тему

- Скажите, Что возвратить нельзя?

                            Что быстрее мысли?

                                       Что остановить нельзя?

- Итак, глаголы в русском языке  изменяются по временам.

- В русском языке есть три временные формы.

- Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие происходит тогда, когда о нем говорят (в момент речи): думаю, читаю, пишу и т.д.

- Глагол в форме  прошедшего  времени  указывает на то, что действие происходило до момента речи: думал, читал, писала и т.д.

- Глагол в форме будущего времени указывает на то, что действие произойдет после момента речи: подумаю, прочитаю, напишу и т.д.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера, - кричит, - ушел.»

«Завтра, - скажет, я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Прочитаем правило в учебнике на странице 84.

Выполнение упражнения № 557 устно.

8. Закрепление полученных знаний

- В каком времени стоят глаголы в начале стихотворения, в его середине и конце?

- Пользуйся сокращениями:

Настоящее время -   н. в.

Прошедшее время - п. в.

Будущее время -      б. в.

- Упражнение  559. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни глаголы. Обозначь время.

- Подумай и ответь

Найди «четвертое» лишнее.

  1. Пела, услышу, болел, видел.
  2. Подарю, выйдут, пойдет, блестит.
  3. Думаю, пишу, читал, чувствуем

Рассказ-шутка

Какое время?

Учительница спросила Лентяйкина:

- Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул:

- Утро.

- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?

9. Итог урока

- Итак, как изменяется глагол?

- Что обозначают глаголы настоящего, прошедшего, будущего  времени?

- На какие вопросы отвечают?

10. Домашнее задание: правило с. 84 с. 85 упражнение 560.

11. Выставление оценок за урок.

Использованная литература: Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995. -  256 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"

Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях"

Урок русского языка для 4 класса. Тема: " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной   в личных окончаниях" Урок получилсяя на мой взгляд интересным и результативным....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему "Неопределенная форма глагола" по программе " Школа 2100"

В данном материале Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему "Неопределенная форма глагола" по программе " Школа 2100"...

Конспект открытого урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе"

laquo;Обобщение и систематизация знаний о глаголе»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, о его роли в реч...

Конспект открытого урока по русскому языку повторение на тему "Глагол"

Урок закрепления изученного материала. Деловая игра "Заседание редакционного совета"...