Урок русского языка в 3-ем классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тема: Различие приставок и предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                       УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

                                                    в 3 классе

Учитель: Зинова О. М. Гимназия «Аврора».

                              ТЕМА: Различие приставок и предлогов.

Цели:

Образовательные:      

  уточнить знания учащихся о приставках и предлогах, их роли в русском языке;

 тренировать в умении отличать предлоги от приставок, используя коллективно составленный алгоритм,

  -повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:

 демонстрационный материал:  ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске.

 Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

-Проверьте свое  рабочее место: все ли в порядке?

-Настроились на работу.

II. Минутка чистописания.

ОТ  ДО  ПОД  ПО  ПРО  ЗА  НА  ПРИ  С  В

- Составьте задание для минутки чистописания.

- Как можно записать данные буквы и сочетания букв? (Записать сначала буквы, потом сочетания букв. Записать сочетания букв с гласной О, затем с гласной А, затем остальные)

III. Постановка темы и целей урока.

1. Подготовительное упражнение

- Чем являются данные буквы и сочетания букв, если рассматривать их в слове?

- Образуйте новые однокоренные слова с помощью данных приставок от корня ЛЁТ. (Отлет, полет, подлет, слет, залет)       (Записать слова.)

- Что называется приставкой?

- А могут ли данные сочетания букв превратиться в отдельные слова? (Могут, если их употребить как предлоги)

- Придумайте слова с данными предлогами. (С ветки, про ветер)

- Что мы должны вспомнить, прежде чем написать слова с предлогами?

                                               (Записать слова.)

Вывод: Что же у нас получилось: одни и те же сочетания букв могут быть как приставками, так и предлогами.

2. Постановка темы и целей урока.

- Попробуем определить тему урока. Не трудно догадаться, о чем мы будем говорить на уроке?  (о приставках и о предлогах)

- Мы вспомнили, что знаем о приставке и предлоге.

- Почему такие разные понятия мы должны рассмотреть на одном уроке?

- Что же мы не знаем? Чему мы должны научиться? (Как отличить приставку от предлога?)          

 IV. Повторение необходимых знаний к дальнейшей работе.

1. Игра «Разведчики»   - Сравним два эти понятия.

1-й «разведчик» – собирает донесение о предлоге

2-й «разведчик» – собирает донесение о приставке

 Слова на карточках на доске : часть, часть, слова, речи, служит, служат, для связи слов в предложении, для образования однокоренных слов, ( с помощью разведчиков дети выбирают нужные карточки, за каждым разведчиком группа детей)

 Группы составляют свои донесения (расшифровка донесения)

 Коллективная проверка донесений

 Индивидуальное задание «разведчикам»: выбрать часть донесения для своего понятия – пишется отдельно, пишется слитно. Аргументировать свой выбор.

2. Составление таблицы для сравнения  на доске и проверка по слайду  (Слайд 1)

ПРЕДЛОГ

ПРИСТАВКА

 часть речи

 служит для связи слов в предложении

 пишется отдельно

 часть слова

 служит для образования однокоренных слов

 пишется слитно

3. Анализ полученных результатов.

- Очень много отличий. Ошибиться нет причин? Или есть?

- В чем же трудность?  (Они похожи по написанию и отличить будет сложно)

V. Учебные действия по реализации плана.

1. Определить, где приставка, а где предлог?

(в)скочил  (в)кроватке,           (на)рисовал  (на)доске,

(в)писал  (в)дневник,               (с)летел  (с)дерева

- Что мы должны вспомнить, чтобы определить, где приставка, а где предлог?

1 шаг.

Вывод: Предлоги не пишутся перед глаголами. Значит, сначала нужно определить часть речи (определить глагол или другая часть речи)      (Слайд 2)

2 шаг.

– Как проверить существительные?

Вывод: Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем – нельзя.         (Слайд 3)

2. Составление алгоритма действий.

- Какие действия мы выполняли, для того чтобы определить, где предлог?

Появляется слайд 4. Детям раздаются памятки

ИНСТРУКЦИЯ

«Как при письме отличить предлог от приставки?»

Предлоги пишутся отдельно,

приставки пишутся слитно.

1. Определи часть речи. Помни, что предлоги перед глаголами не пишутся.

(Побежать, вскочить, перепрыгнуть)

2. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё какое-нибудь слово или вопрос.

(По (большой) дороге, в (какой? большой) дом)

Физкультминутка.       Зарядка для глаз.

Слайд 5.

3. Первичное закрепление.

Коллективная работа. Один работает у доски, остальные – в тетрадях

Мальчик (по)бежал (по)дорожке.

Бабушка (на)бросила (на)плечи платок.

(С)дерева (с)летел листочек.

VI. Закрепление алгоритма действий

1. Самостоятельная работа

Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса. (Пользуемся памяткой).

2. Работа со стихотворением-шуткой.   

Упражнение 145.

- Докажите, в каком слове по – приставка, а в каком – предлог.

3.  Дополнительное задание.

Самостоятельное выполнение упражнения. Дидактический материал упр. 97.

VII. Итог урока

- Чему мы научились на уроке?

- Кто составил для нас самоинструкцию? Как мы это смогли сделать?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какое задание показалось самым интересным или самым сложным?

- Вы считаете, что урок прошёл для вас              

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим?

   Сегодня на уроке хорошо работали _____ и получили отметки ___.                    

   

Домашнее задание: выполнить упр. 1, с.110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...