Урок русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Открытый урок по теме "Безударная гласная в корне слова" Формировать умение подбирать проверочные слова.Совершим путешествие в страну пернатых друзей, где будем упражняться распознавать в словах проверяемые безударные гласные, правильно проверять слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проверяемые безударные гласные в корне слова | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- Упражняться в написании безударной гласной в корне слова.
- Обогащать словарный запас у детей, познакомить со словом, имеющим переносное значение.
- Формировать умение подбирать проверочные слова, развивать творческое мышление.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где будем упражняться распознавать в словах проверяемые безударные гласные, правильно проверять слова.
II. Чистописание.
оро оло оро оло
Знает сорока, где зиму зимовать!
III. Отгадайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
- Задумывались ли вы над тем, почему птиц так называют? Откуда взялись эти названия?
Загадка.
Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка).
- За что она получила свое название?
- Кукушки, единственные из всех птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнезда и никогда сами не выкармливают своих птенцов.
Кукушки – полезные птицы. Они питаются только насекомыми. Но главная заслуга их в том, что они поедают таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.
- Разные птицы подают голос по-разному.
Если вам приходилось шагать по лугу, то вы видели, как из травы взмывались птицы и как-будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» Как называется эта птица? (Чибис)
- Он тоже получил свое название по голосу.
Чибисы улетают от нас в теплые края в августе, когда на деревьях загорятся первые желтые листья, а прилетают в конце марта – начале апреля.
Чибисы очищают поля и луга от вредителей – жуков, улиток, слизняков. За это их зовут еще санитарами лугов.
Знаешь ли ты?
Маленькую птичку чибис называют пигалицей. Это слово имеет два значения. Пигалицей называют и человека небольшого роста, незаметного. В этом случае слово пигалица употребляется в переносном значении.
-Часто бывает, что и внешний вид птицы определяет ее название.
- Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой и скажите, о какой птичке в нем говорится?
В чаще лесной, у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
- С зарянкой все ясно: поет всегда на заре и нагрудничек у нее цвета зари.
У этой птички два имени – зарянка и малиновка. Гнездится зарянка на земле, под корнями деревьев или в кустах. Питаются зарянки насекомыми, которых собирают на земле. Поэтому они хорошо скачут.
- Ребята, смотрите! Кругом светлым светло, а на зеленом дереве огонек вспыхнул.
Да нет, это не огонёк. Это ярко-красный хвостик птички горихвостки блеснул. Она и названа так за свой интересный хвост. Он красного цвета, всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Не подумай будто спичка
Загорелась под кустом.
Это птичка-невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется что это
Горихвостки хвост горит. («Горихвостка» Е. Ильин)
Загадка.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
Клё! Клё! Клее!-поет со свистом. (Клест)
- Почему его так назвали?
Название птицы «клёст» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», «сдавливать». Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом.
Птица клест всегда рада зиме. Почему? Послушайте, о чем Клёст рассказал Чижу.
Клёст и Чиж.
- Ты, Клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
- Да нет Чижик, это я радуюсь!
- Нашёл время радоваться…
- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись,- до чего милы, до чего хороши…
- В этакий-то мороз?! Да они живыми не останутся!
- Ещё как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!
- Чему же радовался клёст?
- Чем питаются клесты?
-Важным для выбора птичьего имени может оказаться и время года.
-Посмотрите на эту птичку. Это зяблик. По названию, похоже, что птица боится холода, все время зябнет. А на самом деле наоборот.
Окраска у зяблика яркая: грудка красноватая, клюв и шапочка голубые, спинка коричневая, а к хвосту зеленоватая, на крыльях белые пятна. Кормится зяблик на земле разными семенами, а гнездо строит на дереве.
- Ребята, посмотрите на этих птиц. Это птицы-рыбаки – зимородки. Название пошло оттого, что у незамерзающих зимой рек птица живет круглый год и ловит рыбу, ныряя в студеную воду. Рыбой кормят они и своих птенцов.
- Не все птицы улетают на зиму в теплые края. Некоторые остаются зимовать вместе с нами. Они перебираются поближе к жилью человека и просят о помощи. Мало того, что им холодно, еще и трудно пищу достать.
-Как люди, в том числе и вы должны помочь перезимовать нашим пернатым друзьям?
IV. Работа в тетради. Разбор предложений.
Без корма птички слабеют и замерзают.
Школьники готовят кормушки для птиц.
-Как проверить безударную гласную в корне слова?
V. Творческая работа.
-Рассмотрите картинки.
-Что изображено на них?
-Составьте текст из 4-5 предложений. Озаглавьте текст. Подчеркните безударные гласные.
-Как проверить безударную гласную в корне слова?
VI. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что повторили на уроке?
Учитель благодарит детей за хорошую работу. Выставляет оценки.
Наши друзья.
Каждый день, когда встаём
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут чижи, щеглы, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли –
Не пугливы,
Хоть руками их бери! Г. Ладонщиков
VII. Дом. задание.
1. Найти и записать 3 пословицы о птицах. Подчеркнуть безударные гласные.
2. Работа по карточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением"
Конспект урока русского языка по системе Л.В.Занкова....
Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
На этом уроке идёт формирование умения видеть орфограмму в корне слова; совершенствуются знания учащихся в ...
Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"
Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...
Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"
Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...
Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Правописание безударной гласной в корне слова"...
Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"
Формировать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции.Уточнять знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.Активизировать познавательную деятель...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"
Технологическая карта урока.Учебный предмет: русский язык.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Тип урока: комб...