Урок русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Колесник Лариса Алексеевна

Открытый урок по теме "Безударная гласная в корне слова" Формировать умение подбирать проверочные слова.Совершим путешествие в страну пернатых друзей, где будем упражняться распознавать в словах проверяемые безударные гласные, правильно проверять слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Цели урока:

  1. Упражняться в написании безударной гласной в корне слова.
  2. Обогащать словарный запас у детей, познакомить со словом, имеющим переносное значение.
  3. Формировать умение подбирать проверочные слова, развивать творческое мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где будем упражняться распознавать в словах проверяемые безударные гласные, правильно проверять слова.

II. Чистописание.

        оро оло оро оло

        Знает сорока, где зиму зимовать!

III. Отгадайте загадку.

                                Снится ночью пауку

                                Чудо-юдо на суку.

                                Длинный клюв и два крыла…

                                Прилетит  - плохи дела.

                                А кого паук боится?

                                Угадали? Это … (птица).

- Задумывались ли вы над тем, почему птиц так называют? Откуда взялись эти названия?

        Загадка.

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка).

- За что она получила свое название?

- Кукушки, единственные из всех птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнезда и никогда сами не выкармливают своих птенцов.

Кукушки – полезные птицы. Они питаются только насекомыми. Но главная заслуга их в том, что они поедают таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.

- Разные птицы подают голос по-разному.

Если вам приходилось шагать по лугу, то вы видели, как из травы взмывались птицы и как-будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» Как называется эта птица? (Чибис)

- Он тоже получил свое название по голосу.

Чибисы улетают от нас в теплые края в августе, когда на деревьях загорятся первые желтые листья, а прилетают в конце марта – начале апреля.

Чибисы очищают поля и луга от вредителей – жуков, улиток, слизняков. За это их зовут еще санитарами лугов.

 

Знаешь ли ты?

        Маленькую птичку чибис называют пигалицей. Это слово имеет два значения. Пигалицей называют и человека небольшого роста, незаметного. В этом случае слово пигалица употребляется в переносном значении.

        -Часто бывает, что и внешний вид птицы определяет ее название.

- Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой и скажите, о какой птичке в нем говорится?

                        В чаще лесной, у полянки,

                        Рада вечерней поре,

                        Птичка лесная зарянка

                        Песню запела заре.

- С зарянкой все ясно: поет всегда на заре и нагрудничек у нее цвета зари.

У этой птички два имени – зарянка и малиновка. Гнездится зарянка на земле, под корнями деревьев или в кустах. Питаются зарянки насекомыми, которых собирают на земле. Поэтому они хорошо скачут.

 

- Ребята, смотрите! Кругом светлым светло, а на зеленом дереве огонек вспыхнул.

Да нет, это не огонёк. Это ярко-красный хвостик птички горихвостки блеснул. Она и названа так за свой интересный хвост. Он красного цвета, всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.

Не подумай будто спичка                                        

Загорелась под кустом.

Это птичка-невеличка                                

Под кустом трясёт хвостом.                                

Перья огненного цвета                        

Солнце ярко озарит –                                        

Сразу кажется что это                                        

Горихвостки хвост горит. («Горихвостка» Е. Ильин)

        Загадка.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Клё! Клё! Клее!-поет со свистом. (Клест)

- Почему его так назвали?

Название птицы «клёст» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», «сдавливать». Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом.

        Птица клест всегда рада зиме. Почему? Послушайте, о чем Клёст рассказал Чижу.

Клёст и Чиж.

- Ты, Клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

- Да нет Чижик, это я радуюсь!

- Нашёл время радоваться…

- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись,- до чего милы, до      чего хороши…

- В этакий-то мороз?! Да они живыми не останутся!

- Ещё как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!

- Чему же радовался клёст?

- Чем питаются клесты?

-Важным для выбора птичьего имени может оказаться и время года.

-Посмотрите на эту птичку. Это зяблик. По названию, похоже, что птица боится холода, все время зябнет. А на самом деле наоборот.

Окраска у зяблика яркая: грудка красноватая, клюв и шапочка голубые, спинка коричневая, а к хвосту зеленоватая, на крыльях белые пятна. Кормится зяблик на земле разными семенами, а гнездо строит на дереве.

- Ребята, посмотрите на этих птиц. Это птицы-рыбаки – зимородки. Название пошло оттого, что у незамерзающих зимой рек птица живет круглый год и ловит рыбу, ныряя в студеную воду. Рыбой кормят они и своих птенцов.

- Не все птицы улетают на зиму в теплые края. Некоторые остаются зимовать вместе с нами. Они перебираются поближе к жилью человека и просят о помощи. Мало того, что им холодно, еще и трудно пищу достать.

-Как люди, в том числе и вы должны помочь перезимовать нашим пернатым друзьям?

IV. Работа в тетради. Разбор предложений.

Без корма птички слабеют и замерзают.

Школьники готовят кормушки для птиц.

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

V. Творческая работа.

-Рассмотрите картинки.

-Что изображено на них?

-Составьте текст из 4-5 предложений. Озаглавьте текст. Подчеркните безударные гласные.

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

VI. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что повторили на уроке?

Учитель благодарит детей за хорошую работу. Выставляет оценки.

                Наши друзья.

Каждый день, когда встаём

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушке сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут чижи, щеглы, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири.

Все привыкли –

Не пугливы,

Хоть руками их бери!         Г. Ладонщиков

VII. Дом. задание.

1. Найти и записать 3 пословицы о птицах. Подчеркнуть безударные гласные.

2. Работа по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

На этом уроке идёт   формирование   умения  видеть   орфограмму в   корне  слова;   совершенствуются   знания  учащихся   в ...

Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"

Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...

Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"

Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...

Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Правописание безударной гласной в корне слова"...

Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"

Формировать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции.Уточнять знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.Активизировать познавательную деятель...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"

Технологическая карта урока.Учебный предмет: русский язык.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Тип урока: комб...