Урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Путешествие по океану орфографических знаний"(закрепление)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Лысенкова Ольга Петровна

Данный урок способствует развитию умения применять правила проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова, а также развивает орфографическую зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1176 г. Москва

Тема: "Урок-путешествие по океану орфографических знаний". 3 класс

        Подготовила и провела:     Лысенкова О.П.

Тема: "Путешествие по океану орфографических знаний".

Цель:

1. Развивать умение применять правила проверки безударных гласных в корне слова

2. Формировать умение проверять написание слов с сомнительными парными согласными

3. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, прививать любовь и уважение к русскому языку.

        Ход урока.

1. Орг. момент

Учитель

-Сегодня у нас много гостей и как гостеприимные хозяева окажем им внимание.

Дети

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам Вас сегодня встречать

Но, начнём же урок, не будем зря время терять.

Учитель

-Спасибо, ребята! Будем надеяться, что гости с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за наши успехи.

2. Минутка чистописания

На доске:  м-розец, г-ревать, в-рхушка.

Учитель

-Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это трёхсложные слова, в них пропущены безударные гласные)

-Какое слово здесь лишнее? (1. Лишнее слово -горевать- это глагол, остальные существительные; 2. Лишнее слово -морозец - орфограмма безударная гласная о непроверяемая ударением, в остальных словах можно проверить безударную гласную: горевать - горе, верхушка-верх)

-Составьте цепочки, соединив буквы первых слогов написанных слов, вторых слогов, третьих слогов. Напишите строчку до конца:

моговер   рорехут  зецватька и т.д.

-Какое слово получится, если соединить первый слог слова морозец и второй слог слова горевать? (Море)

-Запишите  это слово, рядом напишите однокоренные слова.

-Докажите, что эти слова однокоренные (Они близки по смыслу и имеют общую часть  -мор)

-Выделите знаком корень в словах. Подчеркните безударные гласные в корне, назовите проверочное слово. Составьте устно предложения с этими словами.

3. Сообщение темы урока.

Учитель

-Ребята, я предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие по островам океана орфографических знаний. Закройте глазки. Прилягте на парту. Представьте, красавец корабль, солнечный безветренный день. Мы в открытом океане. Но стал накрапывать дождь. Ветер усилился, становится холодно, гремит гром. Корабль накренился, волны сметают всё с палубы, надвигается шторм. Но неожиданно солнце побеждает стихию. Ветер начинает стихать, волны улеглись. Сквозь тучи проглядывает солнце. Откройте глазки. Вас не пугают возможные препятствия? Тогда в путь!

Тема нашего урока: "Орфограммы в корне слова"

-Как Вы думаете, какие правила нам необходимо будет вспомнить на уроке?

-Для долгого путешествия нужно запасаться продуктами. Что же нам взять с собой? Для этого мы должны отгадать загадки по рисункам на доске.

Загадки (запись слов в тетрадях)

1. Название этого овоща произошло от латинского слова "капут", что значит "голова" (Капуста)

2. Что капали из земли, жарили, варили. Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)

3. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

4. Без окон, без дверей полна горница людей (Огурец)

5. В огороде созреваю, а когда я вырастаю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(Помидор)

-Как можно классифицировать все перечисленные слова? (овощи)

-Что ещё мы можем сказать об этих словах? (словарные)

-Что это значит? ( в этих словах безударные гласные непроверяемые, а запоминаемые)

4.  Остров безударных гласных ( на доске вывешивается плакат с рисунком острова)

Учитель

-Пока мы с Вами работали со словарными словами, наш корабль приплыл к острову безударных гласных. Вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить их поможет королева Ударение.

-Как Вы думаете, почему? (правило проверки слов с безударными гласными в корне слова)

-Освободим жителей острова от злых медуз? (На доске)

а) к-менистое дно        б) п-тнистый осьминог        в) м-рской к-нёк

к-лючий ёрш        п-л-сатый краб          с-лёные брызги

м-л-дая чайка        ск-листый берег          к-товая акула

-Вставьте пропущенные буквы и спишите ( по рядам). Проверка.                     -Как же проверить безударную гласную в корне слова?

-Составьте предложение со словосочетанием "молодая чайка". Запишем предложение и подчеркнём главные и второстепенные члены предложения.

-Наше плавание продолжается. (Работа с учебником с. 102 упр.236)

5. Физминутка

6. Остров парных согласных

Учитель

-Полный вперёд! На горизонте остров! Но нам нужно узнать кто обитает на нём. Будьте внимательны и доскажите правильно словечко.

1. От причала тянет трос

С нижней палубы .....

2. Вдали от волны

В руках детворы

Как шумит речушка

Даёт нам знать ....

3. На дне морском

Пятится назад

Какой упрямец

Это ....

4. Колюч, да не ёж

Кто же это ...

5. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног

Вот и весь я ....

(Открываются эти слова на доске: матро-, раку-ка, ра-, ёр-, осьмино-)

Учитель

-Какая орфограмма объединяет эти слова? (сомнительная парная согласная)

-Вот мы и узнали обитателей этого острова.

-Какие же парные согласные спрятались? Докажите.

-Как проверить парный согласный в корне слова?

Я читаю текст, а учащиеся выписывают слова с парными согласными.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка, улитка. (Ле-ко, ры-ки, селё-ка, выле-, кра-, ёр-, сосе-ка, ули-ка). Проверка.

-Как можно озаглавить текст? ("На дне морском")

7. Итог урока

-Наше путешествие подходит к концу. пора возвращаться домой. Давйте подведём итоги.

-Благодаря чему нам удалось выдержать все испытания?

Какие правила мы повторили на уроке?

Закончите данные предложения:

Я научился ........

Было интересно ...........

Было трудно ........

Я понял, что .............

Я почувствовал ...............

8. Домашнее задание

9. Выставление отметок за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи"...

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Планета знаний" "Закрепление написания слов с двойными согласными"

Ученики пришли устраиваться на работу в редакцию журнала "Точка, точка, заятая" Дети знакомятся с профессиями журналиста, корректора, комментатора, корреспондента...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России " "Применение общего орфографического правила к разным частям слова"

Цели деятельности учителя: формирование умения обозначать фонемы в слабой позиции; формирование навыка соблюдения последовательности действий по выполнению учебной задачи...

Конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме «Путешествие по стране Языкознания».

Данный урок является заключительным уроком в обучении грамоте. Проводится как уроук отчёт для родителей, знакомит их с достижениями учащихся....

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Школа России «Освоение изученных орфографических правил».

Конспект урока по русскому языку на тему:«Освоение изученных орфографических правил»Класс: 3Цель: закрепить изученные орфографические правила: слова, состоящие из двух корней; формировать ...

Конспект урока по русскому языку ,4 класс, "Школа России".Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное".

Тема урока :Закрепление пройденного материала  по теме "Имя существительное". С презентацией....