Конспект урока русского языка в 4 классе "Поговорим о значении слов"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
На уроке учащиеся рассмотрели многозначность слов, учились работать со словарём, учились использовать в своей речи многозначные слова. Урок можно использовать учителям, работающим по разным УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
4 класс
Тема. Поговорим о значении слов.
Задача: дать понятие о явлении многозначности, учить работать со словарём; учить использовать в речи многозначные слова; развивать орфографические и пунктуационные умения.
Ход урока.
- Орг. момент
- Словарно – орфографическая работа
- Посмотрите на доску. Внимательно прочитайте предложение.
На тр.ве играют з.л.тые лучи в.сен.его со.нца лё.кий в.терок ш.лестит в з.лен. д.рев?ев.
- Кто готов объяснить выбор букв? Постановку знаков препинания?
- Запишем предложение в тетрадь.
3. Актуализация знаний
(Предлагаю упражнение-игру. Содержание соотносится с новой темой. На столе лежит коробка, на которой написано: «Всё свежее!»)
- Ребята, предположите, что может быть в этой коробке?
(Достаю полотенце, хлеб, фрукты, газету)
- А что сюда не положили, но тоже может быть свежим? (воздух, ветер, идеи…)
- Что можем сказать о слове свежий?
- О чём мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.
(На доске – Многозначные слова).
- Знакомо ли вам это понятие?
- Какие слова называют многозначными?
- Да, ребята. Например, у слова идти их 25, у слова рука – 8, бить – 11.
4. Постановка первой учебной проблемы.
- Сформулируем значения слова свежий.
Свежее полотенце – чистое
Свежий хлеб – только испечённый
Свежие фрукты – не приготовленные
Свежая газета – только выпущенная
- А как вы определили значения слова свежий? (употребляли с разными словами)
- А где узнать точное значение слова? (в толковом словаре).
- Что нужно знать и уметь, чтобы работать со словарём?
- Откроем словарь (по закладке – в целях экономии времени) и прочитаем.
- Как определить, не читая, сколько у слова свежий значений?
- Как построена словарная статья? Читайте первое значение. Что это? (толкование)
- Дальше. Что это? (примеры)
- Прочитайте словарную статью до конца. Подтвердились ли наши значения?
- Давайте вернёмся к предложению, с которым работали вначале урока. Может в нём тоже есть многозначные слова? (играют, золотые, …)
- Как доказать, что они многозначные? (составить с/с)
- Придумайте словосочетания.
Играют дети золотая монета
Играют в куклы золотая осень
Играют роль… золотые руки
Играет музыка золотая пора
- Запишите в тетрадь словосочетания: 1 вариант – 3 словосочетания со словом играют, 2 вариант – 3 словосочетания со словом золотой.
- Составьте предложение с понравившимся словосочетанием.
- Кто хочет зачитать свое предложение.
5. Открытие нового знания
- Как получается, что у слова появляется новое значение? Какие есть предположения? (общий признак)
(Просмотр слайдов)
- По каким признакам произошёл перенос значения слова?
Слайд 1. Золотая рожь - золотые монеты (цвет)
Слайд 2. Плывут облака - плывут утки (действие)
Слайд 3. Дворник с метлой - дворники машины (функция)
Слайд 4. Хвост кометы – хвост самолёта – хвост белки (расположение)
- Могут ли быть другие общие признаки? (размер, качество и др.)
- Какой вывод сделаем? Как связаны многозначные слова?
6. Постановка второй учебной проблемы.
- А зачем языку нужны многозначные слова?
- Как влияет использование многозначных слов на речь? Попробуем прочитать наше первое предложение без многозначных слов. Что пропало?
- Какой вывод сделаем? (использование многозначных слов делает речь богатой и выразительной)
- Давайте вспомним и прочтём стихотворение С.Есенина «С добрым утром»:
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
- Вы правы, что многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной.
7. Рефлексия.
- Что нового и важного узнали о многозначных словах?
- Как оцениваете свою работу?
8. Домашнее задание.
- Для домашней работы я предлагаю задания по выбору.
Одно – наиболее трудное, исследовательское. Вам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод.
Второе – более простое. Составить предложения с предложенными словосочетаниями.
- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!
1. Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.
Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.
2.Составь предложения, используя словосочетания.
серебряный колокольчик – лиловый колокольчик
острый нож – острое слово
море впечатлений – бескрайнее синее море
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-481561-1410797020.jpg)
урок русского языка 2 класс "Лексическое значение слова"
урок русского языка во 2 классе "Лексическое значение слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1186170-1573340042.jpg)
Урок русского языка «Что такое лексическое значение слова»
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».Задачи урока: - способствовать формированию лексического запас...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1303515-1667380513.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305546-1610880796.jpg)
Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тема: «Прямое и переносное значение слова»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о прямом и переносном значениях слов; формирование умений находить слова с прямым и перено...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/13/picture-1375490-1683979895.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Как можно объяснить значение слова» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «Как можно объяснить значение слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для знакомства обучающихся с понятием «лексическое знач...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-991568-1515156335.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...