Развитие речи учащихся во 2 классе
тест по русскому языку (2 класс) по теме

Рыбакова Нина Васильевна

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь-это канал развития интеллекта. Развивать речь учащихся  важно начинать с младшего школьного возраста, так как  речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни.

Программа по русскому языку во 2 классе (А.В. Полякова «Русский язык. 2 класс») предусматривает 30 уроков развития речи. Богатый материал к этим урокам есть в самом учебнике. Все тексты, помещённые  в учебнике, отобраны с учётом особенностей детского восприятия, этической и нравственной их значимости. Дети получают представления  о структуре текста; разных способах выражения мысли; учатся  выстраивать сюжет собственного речевого замысла; знакомятся с часто употребляемыми в речи фразеологизмами, пословицами и поговорками; тренируются в подборе синонимов, антонимов, омонимов. Ни к одному предмету, изучаемому по этой системе, не прилагаются поурочные разработки, в том числе и к урокам развития речи.  Учитель может конструировать свои авторские модели уроков, интересные для  учеников, достигая высокого уровня усвоения учебного материала. Это и побудило меня к созданию уроков по развитию речи  в тестовой форме, помогающих отслеживать результативность проделанной работы.

Подбор материала для тестов проводился  с учётом следующих требований: во-первых, соответствие программному материалу; во-вторых, доступность и познавательность; в-третьих, ценность, как в воспитательном, так и в образовательном отношениях.

Практика показывает, что разработанные тесты помогают поддержать  желание учиться, делает обучение увлекательным, а речь - яркой, эмоциональной и содержательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_uchashchikhsya_vo_2_klasse.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся во 2 классе. Из опыта работы Рыбаковой Н.В., учителя начальных классов МОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарска

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь-это канал развития интеллекта. Развивать речь учащихся  важно начинать с младшего школьного возраста, так как  речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни.

Программа по русскому языку во 2 классе (А.В. Полякова «Русский язык. 2 класс») предусматривает 30 уроков развития речи. Богатый материал к этим урокам есть в самом учебнике. Все тексты, помещённые  в учебнике, отобраны с учётом особенностей детского восприятия, этической и нравственной их значимости. Дети получают представления  о структуре текста; разных способах выражения мысли; учатся  выстраивать сюжет собственного речевого замысла; знакомятся с часто употребляемыми в речи фразеологизмами, пословицами и поговорками; тренируются в подборе синонимов, антонимов, омонимов. Ни к одному предмету, изучаемому по этой системе, не прилагаются поурочные разработки, в том числе и к урокам развития речи.  Учитель может конструировать свои авторские модели уроков, интересные для  учеников, достигая высокого уровня усвоения учебного материала. Это и побудило меня к созданию уроков по развитию речи  в тестовой форме, помогающих отслеживать результативность проделанной работы.

Подбор материала для тестов проводился  с учётом следующих требований: во-первых, соответствие программному материалу; во-вторых, доступность и познавательность; в-третьих, ценность, как в воспитательном, так и в образовательном отношениях.

Практика показывает, что разработанные тесты помогают поддержать  желание учиться, делает обучение увлекательным, а речь - яркой, эмоциональной и содержательной.

Тестирование   по   теме «Лексическое значение слов» (I полугодие)

Вариант  1

  1. Сколько лексических  значений может иметь слово?

а) Только одно.

б) Одно или несколько.

в) Только несколько.

г) Не имеет значений.

  1. Какие слова называются многозначными?

а) Которые имеют два или несколько значений.

б) Которые имеют только одно значение.

в) Которые не имеют значений.

г) Значение которых я не знаю.

  1. Когда слово употреблено в прямом значении?

а) Если оно обозначает предмет, признак, действие.

б) Если оно первое в предложении.

в) Если оно используется для названия других предметов, признаков, действий.

г) Если оно имеет  два или несколько значений.

  1. В каком случае выделенное слово употреблено в переносном значении?

а) Спортсмен бежит.                                       

 б) Время бежит.    

в) Девочка бежит.

г) Собака бежит.

  1. Какие слова называются синонимами?

а) Противоположные по значению.

б) Главные слова в предложении.

в) Одинаковые по написанию и звучанию.

г) Одинаковые или близкие по значению.

  1. Как называются слова противоположные по значению?

а) омонимы

б) многозначные

в) антонимы

г) синонимы

  1. Как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение?

а) синонимы

б) антонимы

в) однозначные

г) омонимы

  1. Какие из данных пар слов являются синонимами?

а) спешить - торопиться

б) спешить – собираться

в) спешить - медлить

г) спешить – опаздывать

  1. Какие из данных пар слов являются антонимами?

а) весёлый – смешной

б) весёлый – радостный

в) весёлый – грустный

г) весёлый – весенний

  1. Какое из слов можно назвать омонимом?

а) школа

б) ручка

в) перемена

г) ученик

Вариант 2

  1. Сколько лексических значений может иметь слово?

а) Одно или несколько.

б) Только одно.

в)  Не имеет значений.

г) Только несколько.

  1. Какие слова называются однозначными?

а) Которые не имеют значений.

б) Которые имеют два или несколько значений.

в) Которые имеют только одно значение.

г) Значение которых я не знаю.

  1. Когда слово употреблено в переносном значении?

а) Если оно обозначает предмет, признак, действие.

б) Если оно имеет одно значение.

в) Если оно используется для названия других предметов, признаков, действий.

г) Если оно имеет  два или несколько значений.

  1. В каком случае выделенное слово употреблено в прямом значении?

а) Острый ум.

б) Острая игла.

в) Острый глаз.

г) Острый запах.

  1. Какие слова называются антонимами?

а) Одинаковые по написанию и звучанию.

б) Одинаковые или близкие по значению.

в) Главные слова в предложении.

г) Противоположные по значению.

  1. Как называются слова одинаковые или близкие по значению?

а) синонимы

б) однозначные

в) антонимы

г) омонимы

  1. Как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение?

а) синонимы

б) омонимы

в) однозначные

г) антонимы

  1. Какие из данных пар слов являются антонимами?

а) горячий – тёплый

б) горячий – голубой

в) горячий – холодный

г) горячий – вкусный

  1. Какие из данных пар слов являются синонимами?

а) грустить – печалиться

б) грустить – веселиться

в) грустить – молчать

г) грустить – говорить

  1.   Какое из слов можно назвать омонимом?

а) рисунок

б) альбом

в) карандаш

г) кисть

Тестирование по теме «Фразеологизмы» (II полугодие)

Вариант  1

  1. Как называются устойчивые сочетания слов, которые употребляются в переносном значении?

а) фразеологизмы.

б) синонимы

в) антонимы

г) омонимы

  1. Для чего в речи употребляются фразеологизмы?

а) Чтобы было понятно.

б) Чтобы не повторялись слова.

в) Чтобы сделать речь образной и выразительной.

г) Чтобы предложение стало длиннее.

  1. Какие из данных сочетаний слов являются фразеологизмами?

а) Работать на даче.

б) Работать спустя рукава.

в) Выполнять задание.

г) Хорошо работать.

  1. Какие сочетания слов не являются фразеологизмами?

а) Прожужжать все уши.

б) Навострить уши.

в) Вымыть уши.

г) Держать ухо востро.

  1. Как говорят о человеке, который  много и хорошо работает?

а) Мало каши ел.

б) Сидит, сложа руки.

в) И след простыл.

г) Работает не покладая рук.

  1. Как говорят о слабом человеке?

а) Мало супа ел.

б) Мало каши ел.

в) Мало молока пил.

г) Мало картошки ел.

  1. Объясни значение фразеологизма «бросаться со всех ног».

а) Упасть на землю.

            б) Бросать камень.

в) Ушибить ноги.

г) Очень быстро убегать

      8.  Найди синоним к фразеологизму «сидеть, сложа руки».

а) Сидеть как на иголках.

б) Всё валится из рук.

в) Бить баклуши.

г) Рукой подать.

  1. Вставь слово,  употребляемое в составе фразеологизма «и был …»

а) дома

б) красив

в) глуп

г) таков

10. Что говорят человеку, когда он огорчается?

а) Не вешай нос.

б) Не задирай нос.

в) Вымой нос.

г) Вытри нос.

Вариант  2

  1. Как называются устойчивые сочетания слов, которые употребляются в переносном значении?

а) омонимы

б) антонимы

в) фразеологизмы

г) синонимы

2.  Для чего в речи употребляются фразеологизмы?

        а) Чтобы предложение стало длиннее.

        б) Чтобы было понятно.

в) Чтобы не повторялись слова.

г) Чтобы сделать речь образной и выразительной.

3. Какие из данных сочетаний слов являются фразеологизмами?

а) Сидеть как на иголках.

б) Сидеть за партой.

в) Уколоться иголкой.

г)  Сидеть с другом.

4. Какие сочетания слов не являются фразеологизмами?

а) Вешать нос.

б) Задирать нос.

в) Зарубить на носу.

г) Обморозить нос.

5. Как говорят о человеке, который работает неохотно, с ленцой?        

    а) Работает, засучив рукава.

    б) Работает спустя рукава.

        в)  Работает не покладая рук.

        г) Работает в поте лица.

6.  Как говорят о человеке, который всё делает очень хорошо?

      а) Всё из рук валиться.

     б) Язык хорошо подвешен.

        в) На все руки мастер.

        г) Делает из мухи слона.

7.Объясни значение фразеологизма «как снег на голову».

     а) Неожиданно.

            б) Болит голова.

в) Выпал снег.

г) Снег на голове.

8. Найди синоним к фразеологизму «собак гонять».

а) Зарубить на носу.

б) Лодыря корчить.

в) Голова идёт кругом.

г) Ходить гоголем.

9. Вставь слово,  употребляемое в составе фразеологизма «голова идёт …»

       а) в гости

             б) по улице

в) кругом

г) домой

10. Что говорят человеку, когда он зазнаётся?        

       а) Попей чай.

             б) Не вешай нос.

в) Накорми собаку.

г) Не задирай нос.

Список используемой литературы

  1. Грабчикова Е.С. Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов.- Минск: Юнипресс, 2002.- 190с.
  2. Гуляков У.Н. Новые педагогические технологии.- М.: Дрофа, 2006.- 172с.
  3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1994.- 191с.
  4. Полякова А.В. Русский язык в начальных классах: методические рекомендации.

   М: Просвещение, 2002, 93с.

  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.- М.: Аквариум, 1996.- 271с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся начальных классов.

Развитие речи-одна из сложных задач на уроках русского языка. Разнообразные творческие работы помогают решить эту проблему....

Развитие речи учащихся младших классов на уроках риторики.

Развитие речи  учащихся младших классов на уроках риторики...

Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....

Программа развития речи учащихся начальных классов

Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использо...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов, имеющих низкий уровень готовности к обучению. Развтие речи ведет развитие мышления, эти процессы тесно взаимосвязаны. Ц...

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА.

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 4  КЛАССА. Предметно-речевая тема   занятия:  «ПОЧУВСТВУЙТЕ  ВКУС  СЛОВА «ЗЕМЛЯ»...

Развитие речи учащихся начальных классов как показатель профессионализма учителя.

Для развитие речи учащихся на разных уроках я использую различные виды работ. Некоторые виды представлены в презентации. Например: рассказать как идет работа над текстом, написание мини-сочинения на о...