Программа развития речи учащихся начальных классов
методическая разработка по русскому языку по теме

Гордынец Ольга Павловна

Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использовать частично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

на заседании МО

                                                                                                         ______________

                                                                                                         Рук МО

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Составитель: учитель начальных классов

 О.П.Гордынец

2004 год

Пояснительная записка.

        Основной задачей программы является развитие связной речи, что включает в себя умение детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

        Эту задачу необходимо решать именно с детьми младшего школьного возраста, т.к. это тот возрастной период, когда они еще обладают способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи.

        Основные направления программы:

1. Введение элементарных речеведческих понятий – о том, для чего нужна речь, что такое речь, текст, разновидности текстов, как они строятся и т.д.

2. Развитие коммуникативных умений.

3. Формирование умений, обеспечивающих владение такими сторонами текста, как его содержание, построение и речевое оформление.

4. Развитие творческого воображения и литературных способностей.

5. Культура речевого поведения.

        Таким образом, программа предполагает организацию активной речевой деятельности учеников. Детей необходимо побуждать к применению полученных знаний, самостоятельному созданию определенных высказываний, речевых произведений. Достигается это постановкой учителем задач проблемного характера при введении нового знания, использованием игровых приемов, забавных сюжетов.

        Занятия необходимо строить с учетом речевой подготовки учащихся.

        По мере взросления (3-4 классы)  программа предполагает решение следующих  задач:

1. углубление теоретических знаний учащихся в области орфографии, формирование ряда основополагающих орфографических понятий;

2. обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению правописания слов;

3. формирование у учащихся орфографической зоркости и самоконтроля.

        Орфографические правила предстают в занимательной, доступной для детей форме, они сопровождаются выполнением заданий, играми, песенками-«напоминалками».

                Все это повышает интерес к родному языку, стремление к грамотному письму.

Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использовать частично.

Тематическое планирование

1-2 классы.

№п/п

Тема занятия

Количество часов

   1


2


3



4



5


6


7



8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19



  20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46



47


48


49


50


51



52


53

Для чего нужна речь. Речь устная и письменная.


Слово сообщает, влияет, помогает.


Секреты волшебницы-речи (влияние словами на чувства, настроение людей).


Какую речь хочется слушать? Внутренняя речь. Громко-тихо. Медленно-быстро. Основной тон высказывания.


Выделяй главное. Логическое ударение.


Сочиняем и рассказываем сказки.  


Учимся говорить правильно. Ошибки в речи детей (ударения, повторения, ненужные слова).


Непонятные слова. Знакомство с толковым словарем.


Выразительность речи.


Эпитеты в художественных произведениях.


Сравнения и метафоры.


Олицетворения.


Сочиняем стихотворение.


Разговорная и деловая речь.


Художественная речь.


Словесные зарисовки.


Учимся сочинять загадки.


Деловая речь.


Что такое текст. О чем говорит заглавие? Тема текста. Основная мысль текста.


Опорные слова.


Как построить текст? Основные части.


Цепочка предложений в тексте.


Виды текстов: описание, повествование, рассуждение.


Восстановление деформированного текста.


Краткий пересказ.


Подробный пересказ.


Зачем нужен план?


Подробное изложение по плану.


Выборочное изложение.


Краткое изложение.


Сочинение с элементами описания по наблюдениям.


Редактирование текста сочинения.


Сочинение-описание предмета.


Изложение текста-рассуждения.


Письмо – это текст. Поздравительное письмо.


Сочинение «Письмо другу».


Письменные объявления.


Устные объявления. Афиши.


Объясни и докажи. Сделай вывод.


Правила сравнения предметов.


Сравни и опиши.


Сравни и докажи.


Слова-синонимы.


Слова-антонимы.


Слова-омонимы.


Этимология слов. Знакомство с этимологическим словарем.


Фразеологические обороты.


Пословицы и поговорки.


Биография и автобиография.


Составление текста-пояснения к портрету героя.


Учимся интересно рассказывать о том, что с тобой приключилось.


Учимся рассказывать о веселых приключениях.


Игра-обобщение «В гостях у слова».


1


1


1



3



1


1


2



1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2



1


1


1


2


1


2


2


2


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1



3


2


2


1


2



2


1

Литература:

  1. П.А.Грушников, А.Е.Дмитриев и др. «Задания по русскому языку». М.:«Просвещение», 1992
  2. Ф.Д.Костенко «Дидактический материал по развитию речи».М.:«Просвещение», 2000
  3. Т.В.Шклярова «Сборник упражнений по русскому языку». М.: «Грамотей»,2004

  1. Дополнено:

  1. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концева «Секреты орфографии».М.: «Просвещение», 2006
  2. Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению». М.: ВАКО,2006
  3. О.В.Узорова «Весь русский язык с контрольными диктантами и игровыми заданиями». М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся начальных классов.

Развитие речи-одна из сложных задач на уроках русского языка. Разнообразные творческие работы помогают решить эту проблему....

Развитие речи учащихся начальных классов как показатель профессионализма учителя.

Для развитие речи учащихся на разных уроках я использую различные виды работ. Некоторые виды представлены в презентации. Например: рассказать как идет работа над текстом, написание мини-сочинения на о...

Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов

Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...

Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".

Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкол...

Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Объектом изучения факультатива является  язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан  на развитии у младших школьников способности к анализу языковых  фактов с учетом единства фор...

Родительское собрание. Тема: "Развитие речи учащихся начальных классов".

Родительсоке собрание. Тема: "Развитие речи учащихся начальных классов"...