№ | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (УУД) |
1. | Определение темы урока.
1) Послушайте текст, какие особенности русской речи отмечает писатель К.Г.Паустовский (с. 10 № 1).
«И вдруг до меня донеслась русская речь. Это были не просто знакомые слова. Сердце и слух приятно ласкал мягкий плавный выговор. Речь звучала как музыка».
(Ответы детей).
2) Беседа. Кто из вас согласен с мнением писателя? Кто сомневается? А хотели бы вы раскрыть секрет, почему русская речь так звучит (или доказать своё мнение)?
Как мы сформулируем тему урока?
(Предложения детей, выбор формулировки темы) |
Ставит задачу – выделить из текста характеристики русской устной речи и по ответам детей выставляет на доску таблички: особенности русской речи, мягкий плавный выговор, как музыка.
Мотивирует учащихся на работу, вместе с детьми определяет тему (тайна русской речи, особенности русской устной речи). |
Выделяют из текста характеристики русской речи (П)
Высказывают своё мнение (К).
Включаются в определение темы (П). |
2. | Сбор информации о том, что известно.
1) «Ключиками» к отгадке тайн русской речи, должны стать наши знания.
Сначала вспомним, как рождается устная речь. Поможет упражнение на с. 10 № 2. Выпишите слова, которые используете для ответа?
Какие слова взяли? Почему?
2)Что мы знаем о звуках нашей речи? (Они бывают гласные и согласные; согласные бывают твёрдые и мягкие; звонкие и глухие)
О слогах? (Открытые - заканчиваются на гласную, закрытые - оканчиваются на согласную.)
|
По ответам детей выносит на доску основные изученные средства языка: звуки, слоги, ударение, звучащее слово.
Предлагает детям дополнить информацию о звуках и слогах, представить её в виде схем на доске. |
Группируют слова по группам устная речь - письменная речь, выписывают слова, относящиеся к 1 группе, выстраивают их в логической последовательности для ответа (П).
Дают характеристику звукам, слогам,
соотносят её со схемами (П). |
3. | Выдвижение гипотезы.
Как вы думаете, какие из этих средств языка делают русскую народную речь плавной, напевной?
(Ответы детей).
| Ставит задачу на установление зависимости свойств речи от языковых средств, кратко записывает предположения детей на доске. | Устанавливают влияние языковых средств на характеристику речи(П). Высказывают предположения: напевность, плавность речи, связана с тем, что в словах много гласных, много открытых слогов (К). |
4. | Исследовательская работа
Теперь нам предстоит важная работа. Каждый из вас станет «исследователем», ведь необходимо выяснить, действительно ли наши предположения верны. Исследование будем проводить на тексте колыбельной песни с.11 №6 (вариатив.).
1) Сначала прочитаем текст песни.
Баю-баю-баиньки*,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
-Что обозначает значок около слова «баиньки»?
2) Списывание текста песни.
3) Постановка исследовательской задачи.
Убедимся, действительно ли текст звучит напевно, плавно. (Выразительное чтение детьми). Проведём исследование и выясним, от чего же это зависит. Проверим два предположения.
Работать будете парами. Один проверяет версию, что в словах гласных больше, чем согласных. Что для этого нужно сделать? (Посчитать гласные и согласные звуки.) Другой – что открытых слогов больше, чем закрытых. Что для этого нужно сделать (Посчитать слоги). После этого обсудите результаты и сделаете выводы. На работу даётся 7 минут.
Карточка для работы в паре
1) Посчитай в первых двух строках песни количество гласных и согласных звуков. Сравни, каких звуков больше. 2) Посчитай в первых двух строках песни число слогов открытых и закрытых. Сравни, каких больше.
3) Обсудите друг с другом и сделайте выводы, от чего зависит напевность речи. |
Мотивирует, вводит норму исследования – проверка гипотезы.
Организует поиск детьми информации о происхождении слова.
Ставит задачу.
Организует самостоятельную деятельность детей.
Включает детей в постановку и решение исследовательской задачи.
|
Производят информационный поиск (П).
Выполняют задание по известному алгоритму (Р).
Включаются в постановку и решение исследовательской задачи, распределяют между собой задания (Р).
Сравнивают количество звуков, слогов (П).
Обсуждают результаты, совместно делают выводы (К).
|
5. | Обсуждение результатов.
Какие результаты получились?
Можно ли сказать, что плавность речи зависит от количества гласных звуков в словах? Почему? (нет, согласных звуков больше, чем гласных, или столько же)
Строка
| гласные
| согласные
| Баю-баю-баиньки
| 7
| 7
| Купим сыну валенки
| 7
| 9
|
Можно ли сказать, что плавность речи зависит от количества открытых слогов в словах? Почему?
(да, открытых слогов больше, именно поэтому слова тянутся, поются).
Строка
| открытые слоги
| закрытые слоги
| Баю-баю-баиньки
| 6
| 1
| Купим сыну валенки
| 5
| 2
|
|
Предоставляет возможность высказать разные мнения, организует коллективное обсуждение, корректировку результатов работы, выводит на обобщение результатов исследования.
Записывает на доске, найденную причину плавности речи (найденный «ключик») – слоги, оканчивающиеся на гласный.
|
Учащиеся высказывают сделанные выводы и доказывают их результатами подсчёта (К).
Корректируют результаты (Р).
Обобщают сказанное и делают выводы (П). |
6. | Проверка вывода и выявление других особенностей русской речи.
1) Вывод, сделанный при исследовании нужно обязательно проверять на другом материале.
Давайте проверим на двух последующих строках песни.
(Фронтальная работа.)
- Простучим указанный на схеме ритм. Пропоём колыбельную с этим ритмом.
- Что вы заметили? Во всех ли словах совпадает ритм с нормой произношения?
Мы выявили ещё одну особенность русской речи – ритмичность.
2) с.11 №5. Скороговорка: Около кола колокола. Проверим, действительно ли здесь больше открытых слогов. (Все слоги открытые).
Запись по памяти.
Самопроверка.
-Произнесём эту скороговорку. Что вы слышите?
Какие звуки помогают услышать звон колокола? (К-Л) Какой звук разносит звон словно эхо? (О)
Это ещё одна особенность русского языка – рисование звуком, звукопись.
Что эта особенность даёт языку, речи?
3) с.11 №5 Скороговорка: У Кондрата куртка коротковата.
-В каких словах возникает трудность произношения? (Кондрата, куртка) Почему? (Стечение согласных). В этом случае можно с уверенностью сказать, что эти слова пришли в русский язык из другого языка. Для русского языка характерно открытое свободное звучание.
Для учителя: Кондрат- от греческого, "квадратный, широкоплечий", куртка - заимств. в XVII в. из польск. яз., где kurtka — суф. производное от kurta «короткая (обрезанная) одежда» < лат. curta «короткая». |
Вводит норму исследования – проверка выводов на другом материале.
Организует проверку сделанного детьми вывода.
Обращает внимание детей на ещё одну особенность русской речи - ритмичность, фиксирует её на доске.
Организует проверку сделанного детьми вывода.
Обращает внимание детей на особенность русской речи - звукопись, фиксирует её на доске.
Показывает, место, где возникает трудность произношения и написания. Обозначает, что зная особенность русской речи, можно делать предположения о происхождении слов.
|
Осуществляют проверку сделанного вывода (Р).
Чтение схемы. Действие по заданной схеме. Соотнесение ритма со звучащим словом (П).
Осуществляют проверку сделанного вывода. Выполняют задание, осуществляют самопроверку (Р).
Выделяют повторяющиеся звуки, создающие подобие звона колокола, устанавливают зависимость звуки слова- звуки колокола (П).
Устанавливают значение звукописи для речи (П).
Выделяют слова с течением согласных (П). |
7. | Домашнее задание.
1) с. 11 №5 Если кто-то захочет выяснить, из какого языка пришли к нам эти слова, может провести поиск по этимологическому словарю, выяснить и нам рассказать.
2) с. 10 № 3.
3) Кому показалась интересной тема «Колыбельная песня». Может взять эту тему для проектной работы. Поможет упр. с.11№7 |
Мотивирует на поисковую познавательную работу. |
Осуществляют выбор домашнего задания. |
8. | Подведение итогов урока.
Какие особенности устной народной речи мы выявили? (напевность, плавность, ритмичность, звукопись)
Что вы поняли на этом уроке? Какие выводы можете сделать?
Как мы работали? Какие способы использовали для доказательства своих мнений?
Как вы считаете, можете ли вы опыт этой работы использовать в дальнейшем? Что именно вы возьмете для себя?
|
|
Анализируют свои действия, делают выводы (П). Осуществляют рефлексию проделанной работы (Р). Высказывают личное мнение о приобретенном опыте (Л). |