Урок русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка.
Тема. Корень слова.
Цели: ввести понятие «корень слова»; формировать умение выделять его в родственных словах.
Планируемый результат:
· Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.).
· Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным.
· УУД
· 1)личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности
· 2)регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
· 3)познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов обобщения знаний
· 4)коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа
Ход урока.
1. Введение в тему.
- Чтение стихотворения С.Острового «Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
«Извини меня!»-
Это значит:
«Исключи меня из вины!»
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!»-
Это значит: « Укрой меня под щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
- Ребята, о чем поэт говорит в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста своими мыслями и своими впечатлениями.
Ответы детей подвести к мысли, что в стихотворении рассказывается о родном языке. Из текста стихотворения можно узнать о значении слов ИЗВИНИ и ЗАЩИТИ и том, как они образовались. Обобщая ответы детей подчеркнуть, что это стихотворение учит нас вслушиваться в слова, стараться понять смысл, знать правописание.
Слайд №2. На слайде отрывок из стихотворения
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!»-
Это значит: «Укрой меня под щитом!»
- Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему нашего сегодняшнего урок а?
4. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1 (Тема и цели урока.)
Слайд №3 На слайде кадр на фотопленке (стр.74)
- Чему удивился Петя Зайцев?
- Что такое корень?
(Слово корень – многозначное: 1) подземная часть растения. 2) Внутренняя находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя)
- Что общего в значениях этого слова? (важная часть чего-либо)
- Мы будем говорить о корне как части слова.
5. Главные вопросы урока: Что такое корень? Роль корня в слове.
- Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Слайд №4. На слайде словесное «дерево» с корнем –сад-
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Запись в тетради.
- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов. Каких?
Запись в тетради.
Слайд № 5 Словесное дерево с корнем – стол-
- Прочитайте только корень. Вы поняли, что обозначает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От наго растут другие слова.
Такие словесные деревья называют словообразовательными гнездами.
Физминутка .
6. Закрепление. Упражнение 116 с. 79
Тихий голос, тонкий голосок, нежный голосочек, мощный голосище, громко голосить, голосовые связки, жалобно заголосить.
- Придумайте предложение .
- Разберите по членам.
Запищала мышка тонким голоском.
Возвращаемся к однокоренным словам упражнения.
- Какой корень посадили здесь?
- Сделай те выводы. Что такое корень?
Роль корня в слове.
Как выделить в слове корень?
- Прочитайте правило по учебнику на странице 75. Сравните свои определения с тем , которые дали авторы.
- Как найти корень в слове козочка?
Коза, козел, козы, козлик.
Вывод: чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
- Докажите, что корень главная часть слова.
1 вариант – вам поможет слово еж
Еж, ежик, ежиха, ежонок, ежовый.
2 вариант – мел
Мел, мелок, меловой, мелки
Вывод : в корне заключен смысл слова, от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем.
Фонетический разбор слов по вариантам: еж-1в., мел – 2в.
7.Рефлексия.
- Найдите правильное определение корня.
Слайд № 6.
Буратино: - Корень – это главный член предложения.
Незнайка: _ Корень – это часть речи, отвечающая на вопрос кто? или что?
Гномик: - Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.
8. Домашнее задание: правило на стр. 75, упр. 118.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 48.52 КБ |
koren_slova.docx | 48.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема. Корень слова.
Цели: ввести понятие «корень слова»; формировать умение выделять его в родственных словах.
Планируемый результат:
- Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.).
- Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным.
- УУД
- 1)личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности
- 2)регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
- 3)познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов обобщения знаний
- 4)коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа
Ход урока.
- Введение в тему.
- Чтение стихотворения С.Острового «Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
«Извини меня!»-
Это значит:
«Исключи меня из вины!»
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!»-
Это значит: « Укрой меня под щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
- Ребята, о чем поэт говорит в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста своими мыслями и своими впечатлениями.
Ответы детей подвести к мысли, что в стихотворении рассказывается о родном языке. Из текста стихотворения можно узнать о значении слов ИЗВИНИ и ЗАЩИТИ и том, как они образовались. Обобщая ответы детей подчеркнуть, что это стихотворение учит нас вслушиваться в слова, стараться понять смысл, знать правописание.
Слайд №2. На слайде отрывок из стихотворения
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!»-
Это значит: «Укрой меня под щитом!»
- Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему нашего сегодняшнего урок а?
4. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1 (Тема и цели урока.)
Слайд №3 На слайде кадр на фотопленке (стр.74)
- Чему удивился Петя Зайцев?
- Что такое корень?
(Слово корень – многозначное: 1) подземная часть растения. 2) Внутренняя находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя)
- Что общего в значениях этого слова? (важная часть чего-либо)
- Мы будем говорить о корне как части слова.
5. Главные вопросы урока: Что такое корень? Роль корня в слове.
- Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Слайд №4. На слайде словесное «дерево» с корнем –сад-
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Запись в тетради.
- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов. Каких?
Запись в тетради.
Слайд № 5 Словесное дерево с корнем – стол-
- Прочитайте только корень. Вы поняли, что обозначает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От наго растут другие слова.
Такие словесные деревья называют словообразовательными гнездами.
Физминутка .
6. Закрепление. Упражнение 116 с. 79
Тихий голос, тонкий голосок, нежный голосочек, мощный голосище, громко голосить, голосовые связки, жалобно заголосить.
- Придумайте предложение .
- Разберите по членам.
Запищала мышка тонким голоском.
Возвращаемся к однокоренным словам упражнения.
- Какой корень посадили здесь?
- Сделай те выводы. Что такое корень?
Роль корня в слове.
Как выделить в слове корень?
- Прочитайте правило по учебнику на странице 75. Сравните свои определения с тем , которые дали авторы.
- Как найти корень в слове козочка?
Коза, козел, козы, козлик.
Вывод: чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
- Докажите, что корень главная часть слова.
1 вариант – вам поможет слово еж
Еж, ежик, ежиха, ежонок, ежовый.
2 вариант – мел
Мел, мелок, меловой, мелки
Вывод : в корне заключен смысл слова, от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем.
Фонетический разбор слов по вариантам: еж-1в., мел – 2в.
7.Рефлексия.
- Найдите правильное определение корня.
Слайд № 6.
Буратино: - Корень – это главный член предложения.
Незнайка: _ Корень – это часть речи, отвечающая на вопрос кто? или что?
Гномик: - Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.
8. Домашнее задание: правило на стр. 75, упр. 118.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема. Корень слова.
Цели: ввести понятие «корень слова»; формировать умение выделять его в родственных словах.
Планируемый результат:
- Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.).
- Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным.
- УУД
- 1)личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности
- 2)регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
- 3)познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов обобщения знаний
- 4)коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа
Ход урока.
- Введение в тему.
- Чтение стихотворения С.Острового «Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
«Извини меня!»-
Это значит:
«Исключи меня из вины!»
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!»-
Это значит: « Укрой меня под щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
- Ребята, о чем поэт говорит в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста своими мыслями и своими впечатлениями.
Ответы детей подвести к мысли, что в стихотворении рассказывается о родном языке. Из текста стихотворения можно узнать о значении слов ИЗВИНИ и ЗАЩИТИ и том, как они образовались. Обобщая ответы детей подчеркнуть, что это стихотворение учит нас вслушиваться в слова, стараться понять смысл, знать правописание.
Слайд №2. На слайде отрывок из стихотворения
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!»-
Это значит: «Укрой меня под щитом!»
- Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему нашего сегодняшнего урок а?
4. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1 (Тема и цели урока.)
Слайд №3 На слайде кадр на фотопленке (стр.74)
- Чему удивился Петя Зайцев?
- Что такое корень?
(Слово корень – многозначное: 1) подземная часть растения. 2) Внутренняя находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя)
- Что общего в значениях этого слова? (важная часть чего-либо)
- Мы будем говорить о корне как части слова.
5. Главные вопросы урока: Что такое корень? Роль корня в слове.
- Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Слайд №4. На слайде словесное «дерево» с корнем –сад-
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Запись в тетради.
- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов. Каких?
Запись в тетради.
Слайд № 5 Словесное дерево с корнем – стол-
- Прочитайте только корень. Вы поняли, что обозначает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От наго растут другие слова.
Такие словесные деревья называют словообразовательными гнездами.
Физминутка .
6. Закрепление. Упражнение 116 с. 79
Тихий голос, тонкий голосок, нежный голосочек, мощный голосище, громко голосить, голосовые связки, жалобно заголосить.
- Придумайте предложение .
- Разберите по членам.
Запищала мышка тонким голоском.
Возвращаемся к однокоренным словам упражнения.
- Какой корень посадили здесь?
- Сделай те выводы. Что такое корень?
Роль корня в слове.
Как выделить в слове корень?
- Прочитайте правило по учебнику на странице 75. Сравните свои определения с тем , которые дали авторы.
- Как найти корень в слове козочка?
Коза, козел, козы, козлик.
Вывод: чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
- Докажите, что корень главная часть слова.
1 вариант – вам поможет слово еж
Еж, ежик, ежиха, ежонок, ежовый.
2 вариант – мел
Мел, мелок, меловой, мелки
Вывод : в корне заключен смысл слова, от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем.
Фонетический разбор слов по вариантам: еж-1в., мел – 2в.
7.Рефлексия.
- Найдите правильное определение корня.
Слайд № 6.
Буратино: - Корень – это главный член предложения.
Незнайка: _ Корень – это часть речи, отвечающая на вопрос кто? или что?
Гномик: - Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.
8. Домашнее задание: правило на стр. 75, упр. 118.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....