Урок русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Манахова Наталья Александровна

                                Урок русского языка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Тема. Корень слова.

 Цели: ввести понятие «корень слова»; формировать умение выделять его в родственных словах.

Планируемый результат:

·         Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.).

·        Выделять словосочетания имени существительного с именем прила­гательным.

·        УУД

·        1)личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности

·            2)регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий

·            3)познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов обобщения знаний

·        4)коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа

                                            Ход урока.

1.                  Введение в тему.

- Чтение стихотворения С.Острового «Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,                          

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

«Извини меня!»-

Это значит:

«Исключи меня из вины!»

У слова есть корни.  И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

«Защити меня!»-

Это значит: « Укрой меня под щитом!»

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, о чем поэт говорит в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста своими мыслями и своими впечатлениями.

Ответы детей подвести к мысли, что в стихотворении рассказывается о родном языке. Из текста стихотворения можно узнать о значении слов ИЗВИНИ и ЗАЩИТИ и том, как они образовались. Обобщая ответы детей подчеркнуть, что это стихотворение учит нас вслушиваться в слова, стараться понять смысл, знать правописание.

                              Слайд №2.               На слайде отрывок из стихотворения

      У слова есть корни. И есть родня.

     Оно не подкидыш  под сирым кустом.

     Когда я слышу:

    «Защити меня!»-

    Это значит: «Укрой меня под щитом!»

 

- Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему нашего сегодняшнего урок а?            

     4. Сообщение темы и цели урока.

                           Слайд №1    (Тема и цели урока.)

                           Слайд №3      На слайде кадр на фотопленке (стр.74)

- Чему удивился Петя Зайцев?

- Что такое корень?

(Слово корень – многозначное: 1) подземная часть растения. 2) Внутренняя находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя)

- Что общего в значениях этого слова? (важная часть чего-либо)

- Мы будем говорить о корне как части слова.

 5.   Главные вопросы  урока: Что такое корень?  Роль корня в слове.

- Жил-был корень  -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

                  Слайд №4.      На слайде словесное «дерево» с корнем –сад-

                 Как-то много лет назад

                Посадили странный сад.

                Не был сад фруктовым-

                Был он только словом.

Запись в тетради.

- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень стол.

         Это слово, слово-корень

         Разрастаться стало вскоре.

         И плоды нам принесло-

        Стало много новых слов. Каких?

Запись в тетради.

                       Слайд № 5                 Словесное дерево  с корнем – стол-           

- Прочитайте только корень. Вы поняли, что обозначает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

 

Вывод:  В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От наго растут другие слова.

Такие словесные деревья называют словообразовательными гнездами.

Физминутка .

6.   Закрепление. Упражнение 116 с. 79

Тихий голос, тонкий голосок, нежный голосочек, мощный голосище, громко голосить, голосовые связки, жалобно заголосить.

    - Придумайте предложение .

    - Разберите по членам.

        Запищала мышка тонким голоском.

Возвращаемся к однокоренным словам  упражнения.

- Какой корень посадили здесь?

- Сделай те выводы.             Что такое корень?

                                                   Роль корня в слове.

                                                   Как выделить в слове корень?

- Прочитайте правило по учебнику на странице 75. Сравните свои определения с тем , которые дали авторы.

- Как найти корень в слове козочка?

Коза, козел, козы, козлик.

Вывод: чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

- Докажите, что корень главная часть слова.

 1 вариант – вам поможет слово еж

Еж, ежик, ежиха, ежонок, ежовый.

 2 вариант – мел

Мел, мелок, меловой, мелки

Вывод : в корне заключен смысл слова, от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем.

Фонетический разбор слов по вариантам: еж-1в., мел – 2в.

7.Рефлексия.

- Найдите правильное определение корня.

                       Слайд № 6.

Буратино: - Корень – это главный член предложения.

Незнайка: _ Корень – это часть речи, отвечающая на вопрос кто? или что?

Гномик: - Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

8. Домашнее задание:  правило на стр. 75, упр. 118.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 48.52 КБ
Файл koren_slova.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                Урок русского языка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Тема. Корень слова.

 Цели: ввести понятие «корень слова»; формировать умение выделять его в родственных словах.

Планируемый результат:

  •  Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.).
  • Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным.
  • УУД
  • 1)личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности
  •     2)регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий
  •     3)познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов обобщения знаний
  • 4)коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа

                                            Ход урока.

  1. Введение в тему.

- Чтение стихотворения С.Острового «Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,                          

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

«Извини меня!»-

Это значит:

«Исключи меня из вины!»

У слова есть корни.  И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

«Защити меня!»-

Это значит: « Укрой меня под щитом!»

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, о чем поэт говорит в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста своими мыслями и своими впечатлениями.

Ответы детей подвести к мысли, что в стихотворении рассказывается о родном языке. Из текста стихотворения можно узнать о значении слов ИЗВИНИ и ЗАЩИТИ и том, как они образовались. Обобщая ответы детей подчеркнуть, что это стихотворение учит нас вслушиваться в слова, стараться понять смысл, знать правописание.

                              Слайд №2.               На слайде отрывок из стихотворения

      У слова есть корни. И есть родня.

     Оно не подкидыш  под сирым кустом.

     Когда я слышу:

    «Защити меня!»-

    Это значит: «Укрой меня под щитом!»

- Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему нашего сегодняшнего урок а?            

     4. Сообщение темы и цели урока.

                           Слайд №1    (Тема и цели урока.)

                           Слайд №3      На слайде кадр на фотопленке (стр.74)

- Чему удивился Петя Зайцев?

- Что такое корень?

(Слово корень – многозначное: 1) подземная часть растения. 2) Внутренняя находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя)

- Что общего в значениях этого слова? (важная часть чего-либо)

- Мы будем говорить о корне как части слова.

 5.   Главные вопросы  урока: Что такое корень?  Роль корня в слове.

- Жил-был корень  -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

                  Слайд №4.      На слайде словесное «дерево» с корнем –сад-

                 Как-то много лет назад

                Посадили странный сад.

                Не был сад фруктовым-

                Был он только словом.

Запись в тетради.

- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень стол.

         Это слово, слово-корень

         Разрастаться стало вскоре.

         И плоды нам принесло-

        Стало много новых слов. Каких?

Запись в тетради.

                       Слайд № 5                 Словесное дерево  с корнем – стол-            

- Прочитайте только корень. Вы поняли, что обозначает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Вывод:  В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От наго растут другие слова.

Такие словесные деревья называют словообразовательными гнездами.

Физминутка .

6.   Закрепление. Упражнение 116 с. 79

Тихий голос, тонкий голосок, нежный голосочек, мощный голосище, громко голосить, голосовые связки, жалобно заголосить.

    - Придумайте предложение .

    - Разберите по членам.

        Запищала мышка тонким голоском.

Возвращаемся к однокоренным словам  упражнения.

- Какой корень посадили здесь?

- Сделай те выводы.             Что такое корень?

                                                   Роль корня в слове.

                                                   Как выделить в слове корень?

- Прочитайте правило по учебнику на странице 75. Сравните свои определения с тем , которые дали авторы.

- Как найти корень в слове козочка?

Коза, козел, козы, козлик.

Вывод: чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

- Докажите, что корень главная часть слова.

 1 вариант – вам поможет слово еж

Еж, ежик, ежиха, ежонок, ежовый.

 2 вариант – мел

Мел, мелок, меловой, мелки

Вывод : в корне заключен смысл слова, от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем.

Фонетический разбор слов по вариантам: еж-1в., мел – 2в.

7.Рефлексия.

- Найдите правильное определение корня.

                       Слайд № 6.

Буратино: - Корень – это главный член предложения.

Незнайка: _ Корень – это часть речи, отвечающая на вопрос кто? или что?

Гномик: - Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

8. Домашнее задание:  правило на стр. 75, упр. 118.

                                                             



Предварительный просмотр:

                                Урок русского языка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Тема. Корень слова.

 Цели: ввести понятие «корень слова»; формировать умение выделять его в родственных словах.

Планируемый результат:

  •  Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.).
  • Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным.
  • УУД
  • 1)личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности
  •     2)регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий
  •     3)познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов обобщения знаний
  • 4)коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа

                                            Ход урока.

  1. Введение в тему.

- Чтение стихотворения С.Острового «Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,                          

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

«Извини меня!»-

Это значит:

«Исключи меня из вины!»

У слова есть корни.  И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

«Защити меня!»-

Это значит: « Укрой меня под щитом!»

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, о чем поэт говорит в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста своими мыслями и своими впечатлениями.

Ответы детей подвести к мысли, что в стихотворении рассказывается о родном языке. Из текста стихотворения можно узнать о значении слов ИЗВИНИ и ЗАЩИТИ и том, как они образовались. Обобщая ответы детей подчеркнуть, что это стихотворение учит нас вслушиваться в слова, стараться понять смысл, знать правописание.

                              Слайд №2.               На слайде отрывок из стихотворения

      У слова есть корни. И есть родня.

     Оно не подкидыш  под сирым кустом.

     Когда я слышу:

    «Защити меня!»-

    Это значит: «Укрой меня под щитом!»

- Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему нашего сегодняшнего урок а?            

     4. Сообщение темы и цели урока.

                           Слайд №1    (Тема и цели урока.)

                           Слайд №3      На слайде кадр на фотопленке (стр.74)

- Чему удивился Петя Зайцев?

- Что такое корень?

(Слово корень – многозначное: 1) подземная часть растения. 2) Внутренняя находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя)

- Что общего в значениях этого слова? (важная часть чего-либо)

- Мы будем говорить о корне как части слова.

 5.   Главные вопросы  урока: Что такое корень?  Роль корня в слове.

- Жил-был корень  -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

                  Слайд №4.      На слайде словесное «дерево» с корнем –сад-

                 Как-то много лет назад

                Посадили странный сад.

                Не был сад фруктовым-

                Был он только словом.

Запись в тетради.

- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень стол.

         Это слово, слово-корень

         Разрастаться стало вскоре.

         И плоды нам принесло-

        Стало много новых слов. Каких?

Запись в тетради.

                       Слайд № 5                 Словесное дерево  с корнем – стол-            

- Прочитайте только корень. Вы поняли, что обозначает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Вывод:  В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От наго растут другие слова.

Такие словесные деревья называют словообразовательными гнездами.

Физминутка .

6.   Закрепление. Упражнение 116 с. 79

Тихий голос, тонкий голосок, нежный голосочек, мощный голосище, громко голосить, голосовые связки, жалобно заголосить.

    - Придумайте предложение .

    - Разберите по членам.

        Запищала мышка тонким голоском.

Возвращаемся к однокоренным словам  упражнения.

- Какой корень посадили здесь?

- Сделай те выводы.             Что такое корень?

                                                   Роль корня в слове.

                                                   Как выделить в слове корень?

- Прочитайте правило по учебнику на странице 75. Сравните свои определения с тем , которые дали авторы.

- Как найти корень в слове козочка?

Коза, козел, козы, козлик.

Вывод: чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

- Докажите, что корень главная часть слова.

 1 вариант – вам поможет слово еж

Еж, ежик, ежиха, ежонок, ежовый.

 2 вариант – мел

Мел, мелок, меловой, мелки

Вывод : в корне заключен смысл слова, от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем.

Фонетический разбор слов по вариантам: еж-1в., мел – 2в.

7.Рефлексия.

- Найдите правильное определение корня.

                       Слайд № 6.

Буратино: - Корень – это главный член предложения.

Незнайка: _ Корень – это часть речи, отвечающая на вопрос кто? или что?

Гномик: - Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

8. Домашнее задание:  правило на стр. 75, упр. 118.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....