Разбор слова по составу
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема. Разбор слов по составу.
Цель: активизация умения выполнять разбор слов по составу.
Задачи: учить применять теоретические знания на практике;
повторить разбор слов по составу;
содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;
способствовать обогащению словаря учащихся;
развивать коммуникативные навыки речи, творческий потенциал детей;
развивать речь, устойчивость и объём внимания, умение делать выводы;
дать представление о причинах успеха в учебе;
воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
![]() | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема. Разбор слов по составу.
Цель: активизация умения выполнять разбор слов по составу.
Задачи: учить применять теоретические знания на практике;
повторить разбор слов по составу;
содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;
способствовать обогащению словаря учащихся;
развивать коммуникативные навыки речи, творческий потенциал детей;
развивать речь, устойчивость и объём внимания, умение делать выводы;
дать представление о причинах успеха в учебе;
воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.
Ход урока.
- Орг. момент.
В мире много интересного.
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
- Мобилизующий этап.
- Посмотрите, какую работу нам предстоит выполнить. Мы должны дойти до вершины грамматической пирамиды.
- Для того чтобы настроиться на рабочий лад, давайте решим грамматическую задачу.
Г Б Д
Д Б Г
Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково?
- Каллиграфическая минутка.
- Из первого задания сделайте вывод, какие буквы будете писать на каллиграфичес-кой минутке?
- Для чего мы проводим каллиграфические минутки?
- Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)
- Давайте составим из букв предыдущего задания соединения букв и пропишем их с комментированием: Гб гд ….
- Формулирование темы, учебных задач.
- Давайте поиграем и определим тему урока. Я задаю вопросы и даю варианты ответов. Ваша задача найти правильный ответ и подойти к картинке с номером ответа:
- Морфема – это:
1. часть речи 3. буква
2. часть слова 4. звук
- Общая, главная часть родственных слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
- Может ли быть слово без корня?
1. не знаю 3. да
2. нет
- Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
- Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
- Слово без окончания – это:
1. приставка 3. корень
2. корень 4. основа
- Какова же тема урока?
- Сформулируйте учебные задачи: знать …
уметь …
быть …
- Словарная работа
1) Поиск нового словарного слова:
- Рассмотрите таблицу и шифр к ней. Используя знания таблицы умножения, отгадайте новое слово.
2 | 3 | 4 | 5 | |
6 | Ф | Д | П | Ж |
7 | Е | Т | Л | К |
8 | А | Ч | Ь | С |
9 | Э | А | И | Н |
Шифр: 35 16 24 36 21 27 45 (капитан)
- Запишите слово в словарик.
2) Ознакомление с лексическим значением слова
- Кто такой капитан? Дайте понятие этого слова. (1 уч-ся ищет в словаре, остальные отвечают самостоятельно)
- Какое это слово? (многозначное)
3) Введение нового слова в активный словарь
- Составьте словосочетания с каждым из значений слова. (капитан корабля, капитан хоккеистов, капитан – лейтенант)
- Придумайте предложение с новым словом, соответствующее следующей характеристике: побудительное, восклицательное, простое, распространённое.
- Посмотрите на экологическое панно. Что вы там видите? (предлоги)
- Употребите каждый из них с новым словом.
- Что вы назвали: однокоренные слова или формы слова?
- Образуйте родственные слова.
- Физкультминутка
Сделаем сейчас зарядку,
Организм свой зарядим.
С ленью мы устроим схватку,
Скуку разом победим.
Потянитесь вверх повыше –
Вы достать хотите крышу.
1, 2, 3 – корпус влево поверни,
И руками помотай, поясницу разминай.
Руки в стороны потянем
И на место снова сядем.
- Работа по теме урока
- Теоретическая минутка.
- Вспомните и назовите алгоритм разбора слов по составу.
2) Работа в парах - игра «Найди пару»
- Найдите схему к каждому слову:
Новинка
подсказка
фокусник
приехал
выпечка
3) Работа в мини-группах (по 4 человека)
Каждый учащийся берёт карточку с одним предложением. Выполняет задание. Затем из предложений составляется текст.
- Вставьте в слова нужные приставки и суффиксы. Составьте текст, озаглавьте его и назовите тип текста.
От инея …желтели берёз…и и …краснели осин…ки. Вода в реч…е …темнела. Холодный осенний ветер …рывал лист…и и …носил их. Небо часто …крывалось тяжёлыми осен…ими облаками.
4) Работа у доски
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
- Укажите связь слов в предложении.
- Итог урока.
- Подведём сейчас итог,
А не зря ль прошёл урок?
Вы, ребята, не зевайте,
А скорей мне отвечайте: С помощью каких морфем образуются новые слова?
- Расскажите сначала о приставке, потом о суффиксе по плану:
1. Что это такое?
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем языке?
4. Привести пример.
- Рефлексия.
- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?
- А какими способами? (Вместе, самостоятельно)
- Где будете применять полученные знания?
- Кому сегодня сопутствовал успех?
- Как вы думаете, почему?
- Заполните таблицу:
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
- Домашнее задание.
Упр. 77, Р.т. № 18
Шмакова Александра Семёновна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
Части слова. Занимательные задания....
Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.
Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Урок русского языка в 3 классе «Обобщение знаний по теме «Части слова. Порядок разбора слова по составу»
УМК "Начальная школа 21 века"...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).
Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....