урок русского языка 1 класс ТЕМА: «СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема:
«СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».
ФИО (полностью) | Cухова Мария Ивановна | |
Место работы | МОУ СОШ № 6 | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 1 | |
Базовый учебник | Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59 |
Цель:
Образовательные:
Формирование знаний об особенностях звуков [ж] ,[ш]как всегда твёрдых;
способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши,же-ше под ударением;
обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
развивать умение соотносить схемы слов и предложений с буквенным их выражением.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.
Формирование УУД:
-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание роли знаний в жизни каждого человека;
иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
-Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
-Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
-Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;
осуществлять анализ объектов;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением, предупреждать дисграфические ошибки в смешении звуков [ж], [ш], составлять предложения по картинке и по схеме.
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание роли знаний в жизни каждого человека;
иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные:
Оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, проговаривают последовательность действий на уроке, учатся высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника (Регулятивные УУД)
Принимают участие в работе парами, группами, соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия (Коммуникативные УУД)
Анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов,
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Основные понятия:
Звуковая модель слова, схема предложения, ударный и безударный слог.
Межпредметные связи: Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
Основные : учебник Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59
Дополнительные: презентация к уроку
Организация пространства: фронтальная работа, самостоятельная работа, парная работа
п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание | Формирование УУД |
1 | Этап мотивации ученой деятельности | Организует проговаривание правил поведения на уроке | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Здравствуйте ребята! Придумано кем- то Просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро, Солнцу и птицам! Доброе утро, улыбчивым лицам!!! Улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте | Коммуникативные УУД: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия | Назовите парами слоги Па ве Бо зю Зу пя Ты ти Вэ бё - По какому признаку определили пару? (твердые и мягкие согласные) - Какие гласные показывают, что согласный перед ним твердый? - а какие показывают что перед ним мягкий согласный? Чистописание. – Запишите гласные буквы, которые указывают на твёрдость предшествующего согласного. (а, о, ы, у, э), а на следующей строчке гласные которые показывают мягкость согласного. Проверь по образцу. | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | ||
3 | Этап выявления места и причины затруднения | Организует формулирование темы урока. Организует постановку цели урока | Принимают участие в обсуждении проблемной ситуации. Формулируют тему и задачи урока. | - Ребята, закройте глаза ладошками. И мы вновь попадаем в Волшебный лес, полон сказок и чудес. Учитель: Между волшебницей и Машей возник спор. Маша: - Каждая буква согласного может обозначать два звука - твёрдый и мягкий. Например: [б, б, в, в, г, г ]. Волшебница:- Неужели каждая? Маша:- Каждая! - Согласных звуков всегда два на одну букву! Учитель: - А вы, ребята, согласитесь с Машей? (не согласимся) - Какая проблема возникла? ( надо доказать, что есть только твёрдые и только мягкие звуки) - Мы начинаем новую главу. Откройте оглавление, найдите значок (кот), стр 56, прочитай те название главы, откройте нужную страницу - Прочитайте название. Какая цель урока? (будем работать со звуками, у которых нет мягкой пары). - Сначало мы их определим, что нам в этом поможет? (звуковой столбик) | Познавательные: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; личностные - самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | Организует работу по наблюдению, анализу, сравнению. | Ребята выдвигают свои гипотезы и приходят к общему выводу. Волшебница уточняет правила. | Работа со звуковым столбиком. – Рассмотрите звуковой столбик. – Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим? (Голубым и зеленым.) – Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева и или справа? – Движемся взглядом по левому столбику,отыскиваем глазами согласные, у которых справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары. - Произнеси звуки ж, ш, ц. - Какие только звуки обозначают буквы ж, ш, ц. Сделайте cвой вывод. | Коммуникативные – слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей. |
5 | Этап реализации построенного проекта | Выдвигают свои версии. | Волшебница говорит: - Не все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости. Есть только твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц), а есть только мягкие согласные звуки (щ, ч, й). Учитель: - Ребята, какая задача стоит перед вами дальше? (выяснить в каких случаях пишутся сочетания жи -ши, же-ше.) Для этого нужно провести исследовательскую работу. Учитель: – Произнесите слова: жизнь, жир, чижи. – Как вы произносите? (твердо) какой слышим звук? (ы) – А теперь произнесите слова: шип, шишка, машина. - какая буква написана после Ж и Ш? (и) Волшебница: - Правильно! Но в старину произносили мягкие звуки [ш’и] и [ж’и]. Но это старинное произношение до сих пор отражается на письме. Учитель: Сделайте вывод. - Прочитайте на стр 57 1-ое правило Записаны слова: шесть, шерсть, ж есть, служебный.(стр 58) Прочитайте слова. Обращаемся к словарю. - Что такое жесть? (железо под влиянием влажного воздуха очень быстро покрывается ржавчиной.) – как вы произносите? Какой звук слышите?(э) Какая буква написана после Ж, Ж - догадываешься, как раньше произносили эти слова? Попробуйте Сделайте вывод. Прочитайте 2-ое правило на стр 58 - Как писать сочетание же-ше? Запомните: же–ше пиши с буквой е. – Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш …стой. – Подумайте, почему вы не смогли этого сделать? Если затрудняетесь ответить, обратитесь за помощью к Летучей Мыши (с. 58). - Сделайте свой вывод. (Сочетания жи–ши, же–ше пиши только под ударением.) Вывод Волшебницы. Твёрдо слышится- Мягко пишется. Физкультминутка Слышит мишка краем уха, К Как жужжит над ухом муха. Мишка лапой муху хвать! Мухи слыхом не слыхать! И понять не может мишка, Отчего над ухом … (шишка). | Личностные: Самоопределе ние– работа над системой заданий, нацеленной на децентрацию школьника, ориентирующей его на учёт чужой точки зрения; осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности. освоенными ззакономерностями, осуществлять сравнение и выделять общее и различное | |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Организует проверку, самооценку, работу над ошибками. | Записывают слова с проговариванием, делая опору на новое правило. | Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам освободить некоторых детенышей. Работа по учебнику с. 59 упр.25. Запись слов с проговариванием. Выпиши слова, вставив в них пропущенные буквы. Пользуйся правилом! - Сочетания жи-ши, же-ше подчеркиваем. | Личностные: смыслообразова- ние – организация участия учащихся в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос, прививающей любовь ко всему живому, ориентирующей школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи. Познавательные УУД: восстановление нарушенного порядка в текстах интеллектуальных задач. Регулятивные: анализ и взаимопроверка деятельности. |
7 | Этап рефлексии учебной деятельности | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают , что узнали | - На доске мухомор, шапка поделена на 3 части, каждая часть символизирует вопрос. Интерес на уроке. Моя активность на уроке. Мои знания. С помощью цветов оцени себя. (красный- очень, зеленый – не очень, желтых –не понравилось совсем) | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: |
8 | Этап заключение - итог | - Каким правилом пользовались, что бы правильно написать слова? |
Здравствуйте ребята! Придумано кем- то Просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро, Солнцу и птицам! Доброе утро, улыбчивым лицам!!! Улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте. |
Соединили и сделали парой. Сделайте вывод (твердые мягкие) Слайд 2 Па ве Бо зю Зу пя Ты ти Вэ бё - Какие гласные показывают, что согласный перед ним твердый? - А какие показывают что перед ним мягкий согласный? |
Чистописание. – Запишите гласные буквы, которые указывают на твёрдость предшествующего согласного. (а, о, ы, у, э), а на следующей строчке гласные которые показывают мягкость согласного. Слайд 3 Проверь по образцу. |
- Ребята, закройте глаза ладошками. И мы вновь попадаем в Волшебный лес, полный сказок и чудес. Слайд 4 Учитель: Между волшебницей и Машей возник спор. Маша: - Каждая буква согласного может обозначать два звука - твёрдый и мягкий. Например: [б, б, в, в, г, г ]. Волшебница:- Неужели каждая? Маша:- Каждая! - Согласных звуков всегда два на одну букву! Учитель: - А вы, ребята, согласитесь с Машей? (не согласимся) - Какая проблема возникла? Слайд 5 ( надо доказать, что есть только твёрдые и только мягкие звуки) - Мы начинаем новую главу. Откройте оглавление, найдите значок (кот), стр 56, прочитай те название главы, откройте нужную страницу - Прочитайте название. Какая цель урока? (будем работать со звуками, у которых нет мягкой пары). Слайд 6 - Сначало мы их определим, что нам в этом поможет? (звуковой столбик) 4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Работа со звуковым столбиком. – Рассмотрите звуковой столбик. – Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим? (Голубым и зеленым.) – Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева и или справа? – Движемся взглядом по левому столбику,отыскиваем глазами согласные, у которых справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары. Слайд 7 - Произнеси звуки ж, ш, ц. - Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ц: твердые или мягкие? Сделайте cвой вывод. 5.Этап реализации построенного проекта Волшебница говорит: - Не все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости. Есть всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц), а есть всегда мягкие согласные звуки (щ, ч, й). Учитель: - Ребята, какая задача стоит перед вами дальше? (выяснить в каких случаях пишутся сочетания жи -ши, же-ше.) Слайд 8 Для этого нужно провести исследовательскую работу. Учитель: – Произнесите слова и поставьте ударение: жизнь, жир, чижи. Слайд 9 – Как вы произносите? (твердо) какой слышим звук? (ы) – А теперь произнесите слова и поставьте ударение: шип, шишка, машина. Слайд 10 - какая буква написана после Ж и Ш, а какая стоит под ударением? (и) Волшебница: - Правильно! В старину произносили эти звуки мягко [ш’] и [ж’] Слайд 11. Но сейчас они стали твердыми. Это старинное произношение до сих пор отражается на письме. Учитель: Сделайте вывод. - Прочитайте на стр 57 1-ое правило Слайд 12 Записаны слова: шесть, шерсть, ж есть, служебный. Слайд 13 Прочитайте слова. Обращаемся к словарю. - Что такое жесть? (это лист железа, только очень тонкое.) – как вы произносите? Какой звук слышите?(э) Какая буква написана после Ж, Ш. - догадываешься, в какими раньше были произношения этих звуков? Попробуйте Сделайте вывод. Прочитайте 2-ое правило на стр 58 Слайд 14 - Как писать сочетание же-ше? Запомните: же–ше пиши с буквой е. Слайд 15 – Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш …стой. Слайд 16 – Подумайте, почему вы не смогли этого сделать? Если затрудняетесь ответить, обратитесь за помощью к Летучей Мыши (с. 58). - Сделайте свой вывод. Слайд 17 (Сочетания жи–ши, же–ше пиши только под ударением.) Вывод Волшебницы. Слайд 18 Твёрдо слышится- Мягко пишется. Физкультминутка Слышит мишка краем уха, К Как жужжит над ухом муха. Мишка лапой муху хвать! Мухи слыхом не слыхать! И понять не может мишка, Отчего над ухом … (шишка). 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам кое-что Слайд 19 Работа по учебнику с. 59 упр.25. Запись слов с проговариванием. Выпиши слова, вставив в них пропущенные буквы. Пользуйся правилом! - Сочетания жи-ши, же-ше подчеркиваем. 7. Этап рефлексии На доске мухомор, шапка поделена на 3 части, каждая часть символизирует вопрос. Интерес на уроке. Моя активность на уроке. Мои знания. С помощью цветов оцени себя. (красный- очень, зеленый – не очень, желтых –не понравилось совсем) 8. Заключительный этап – итог - Каким правилом пользовались, что бы правильно написать слова? Слайд 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Слова - признаки", 1 класс
Урок русского языка по теме "Слова - признаки". 1 класс...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов" 4 класс
Урок с использованием интерактивной доски....
урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова
урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...
Урок русского языка по теме " Слова с непроизносимыми согласными и слова , в которых непроизносимых согласных нет".
Урок в 3 классе УМК " Школа России"...
Конспект урока русского языка по теме "Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу".
Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Русский язык.Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных ...
Урок русского языка на тему "Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше"
Урок для 1-го класса по УМК "Перспективная начальная школа". Данный урок включает в себя тему, цели, планируемые результаты, этапы урока....
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов".
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова, называющие действия. Введение моделей для слов"....