Урок русского языка "Экологическая экспедиция"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologicheskaya_ekspeditsiya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с. Новоюрьево
Староюрьевского района Тамбовской области
Урок русского языка
в 3 классе
Экологическая экспедиция
Автор
учитель начальных классов
Сутормина Наталия Ивановна
с. Новоюрьево
2013 год
Урок русского языка в 3-м классе
Экологическая экспедиция
Тема: Закрепление
Цель:
- Закрепление умения писать слова с безударными галсными, подбирать проверочные слова, закрепление знаний правописания частицы не с глаголом, умения определять части речи , давать им характеристику.
- Задачи .
- Образовательные:
- примененять полученные знания на практике;
- формировать орфографическую зоркость;
- Воспитывающие:
- закреплять у детей знания о культуре поведения в природе, учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- формировать опыт работы с учебником;
- развивать речь, мышление, воображение.
- Оборудование:
- Звукозапись голосов птиц, плакаты (изображение цветущего луга, ствола дуба, фигурок зверей).
Эпиграф
« К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
В. А. Сухомлинский:
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Организационный момент | Слушание | Послушайте стихотворение. Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за невидимой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень… Вопрос за вопросом , и так – целый день. Пойдем-ка , дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром. - Сегодня мы отправляемся в научную экспедицию и постараемся ответить на много вопросов, которые нам встретятся в лесу. |
| В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД ученики овладевают способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию. |
Постановка проблемной ситуации | Чувство,береза, терраса,колонна, малина,сердце,прекрасный, аккуратный,сирень,красивыЙ Вернадский. Пытаются вспомнить свои знания о Вернадском, формулируют предложения. Запись в тетрадях числа и классной работы. | Объясните правописание слов. Из букв, которые мы вставили в слова, составьте слово. Из последнего слова возьмите букву Й Чу.тво,б.реза, те.са,коло.а, м.лина,сер.це,прекра.ный, а.уратный,с.рень,кр.сивыЙ. Какое слово у вас получилось? Кто такой Вернадский? Что вы знаете о нем? Владимир Иванович Вернадский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии . Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Владимир Иванович некоторое время проживал в Моршнаском уезде Тамбовской губернии , гдеслужил земским гласным Моршанского уезда Тамбовской губернии
Мы отправляемся в экологическую экспедици. Ученые ведут дневники наблюдений и мы с вами тоже будем записывать свои наблюдения. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Закрепление знаний написания слов с безударной гласной, удвоенными согласными, непроизносимыми согласными. Отработка умения формулировать предложения, отвечать на вопросы. | В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы готовность и способность обучающихся к саморазвитию. В сфере регулятивных УУД ученики овладевают учебными действиями, способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. |
Актуализация опорных знаний |
Экология –это…(предположения детей) ЭЭ Экология | Прежде, чем отправиться в экспедицию, мы должны сформулировать цели своей научной работы.. Как вы понимаете значение этого слова? Экология- наука о доме, но не о том, который строитель выстроили из кирпича, а о растения, животного. Все то, что окружает нас в природе,- это наш дом. Экология- наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Она изучает, как растения связано с воздухом, водой и другими растениями Дует тёплый ветерок, и листочки дуба составляют свои узоры. - Давайте повторим их в своих тетрадях. ЭЭ Экология | Формирование каллиграфического письма . | В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД ученики овладевают умением контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере коммуникативных УУД ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. |
Закрепление материала | Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева) Нельзя портить кору деревьев. 2 вариант Ребята ходили по полянке. Они любовались цветами, бабочками. После себя дети собрали все бумажки. Полянка осталась красивой и чистой.
( туловище вправо- влево.) Больше спать не захотел. ( туловище –вперед –назад) Шевельнулся, потянулся, ( Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. ( Руки вверх, влево, вправо). Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. ( Покружиться).
Не разоряй птичьи гнезда. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Не разоряй муравейники. Лес - дом для зверей и птиц, а ты в нем гость. |
Изве.но, что р.бята нередко выр.зают (на)к.ре д.р.вьев на.писи, например , свои имена, делают другие о.метины. Это нарушает кр.соту природы и очень вр.дит деревьям ( через ранку выт.кает сок, могут пр.никнуть (под)к.ру микробы и грибы-трутовики, которые вызывают з.б.левания и даже гибель дерева) Запишите текст, объясните правописание орфограмм. Сформулируте вывод, который мы можем сделать из данного текста Экологический опыт Перед вами два текста . Выберите текст , который учит нас правильному поведению на прогулке. Запишите этот текст. 1 вариант Р_бята с громкими криками бегали по п_лянке. Они рвали цв_ты, л_вили бабочек, мяли тр_ву. После себя дети оставили много мусора. 2 вариант Р_бята х_дили по п_лянке. Они любовались цв_тами, бабочками. После себя дети собрали все бума_ки. П_лянка осталась кр_сивой и чистой. Работа над текстом: подборка проверочных слов, повторение правила правописания безударных гласных в словах. Над словами 1 и 2 предложения напишите название части речи. Привал. Физминутка. Спал цветок и вдруг проснулся ( туловище вправо- влево.) Больше спать не захотел. ( туловище –вперед –назад) Шевельнулся, потянулся, ( Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. ( Руки вверх, влево, вправо). Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. ( Покружиться).
- Как же надо себя вести в лесу, ребята? Почему? Запишите правила поведения в лесу. ( Не) разоряй птичьи гнезда. (не) обрывай в лесу паутину и (не)убивай пауков. (не)разоряй муравейники. Составление предложения (слова написаны на доске): Лес, ты, в нём, птиц, зверей, дом, гость, а, для, и. Нахождение слов сбезударными гласными, объяснение, подбор проверочных слов. Обработка полученной информации | Закрепление знаний о написании безударных гласных в корне слова и в приставке, написании парных согласных на конце слова и в приставке, правописании приставок и предлогов. Повторение правописания безударных гласных в корне слова, словарных слов, закрепление знаний о частях речи. Закрепление правописания частицы не с глаголами. Закреплять умение составлять предложение из слов, знания правописания безударных гласных. | В сфере личностных универсальных учебных действий формируются знания моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами. В сфере регулятивных УУД ученики овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, оценку, саморегуляцию - способность к преодолению препятствий. В сфере коммуникативных УУД ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи, умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли. В сфере познавательных УУД ученики учатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач, постановки и формулирования проблемы. |
Контроль Работа в группах | Нужно бережно относиться ко всему живому на планете и к самой планете Земля. Защищать и оберегать ее. Дети подходят к доске по одному, читают своё послание, написанное на листочке дуба, и прикрепляют к плакату с изображением ствола дуба | Наша экспедиция прошла успешно. Мы возвращаемся домой. Какие же выводы мы сделаем после обработки научной информации, полученной в ходе исследования? Задание первой группе Составьте памятку по правилам поведения в на прогулке Задание второй группе. Составьте памятку по правилам сбора природного материала. Что же вы хотите пожелать жителям планеты Земля? Составить предложения –пожелания жителям нашей планеты. | Актуализация экологических знаний учащихся. Закреплять умение делать выводы. Формировать умение состалять небольшой текст . | В сфере коммуникативных УУД ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи умение слушать и вступать в диалог, разрешать конфликты, умение выражать свои мысли. |
Рефлексия Итог урока Домашнее задание |
Ученики показывают карточки с солнышком или тучкой. Экология | Про всех на свете Все-все на свете На свете нужны! И мошки не меньше Нужны, чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепы И даже без хищников Злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мед И кто делает яд. Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки. Да, если мы с кем-то Не очень дружны - Мы все-таки очень Друг другу нужны. А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется. (Б. Заходер) Как вы думаете, наша экологическая экспедиция была удачной, полезной? Если да, то покажите солнышко, а если нет, то тучку. Как называется наука, которая изучает взаимосвязь живых Я ввожу детей в ситуацию: «Представьте, что где-то в лесу растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, покачивает ветер, прилетают стайки птиц. Это деревце сказало по секрету, что очень хочет иметь своего друга». Далее предлагаю детям: «Напишите деревцу письмо. Подумайте, что вы можете предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами». . | Актуализация экологических знаний учащихся. | В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД ученики овладевают способностью к саморегуляции. В сфере личностных универсальных учебных действий формируются знания моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никитина Светлана Юрьевна.Конспект урока русского языка "Спасательная экспедиция на остров Безударных гласных"
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" - увлекательное путешествие на остров Безударных гласных. Урок построен с применением ...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...