Технологические карты уроков.
учебно-методический материал (русский язык, 1 класс) по теме
Технологические карты уроков по обучению грамоте.
1. Добукварный период "Наша речь".
2. Букварный период "Алфавит"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnol._karta_no1_obuch._gramote.doc | 62 КБ |
tekhn._karta_no2_obuch._gramote.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Технологическая карта № 1
Тема | Добукварный период «Наша речь» (14 часов) | |
Цель темы | Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми Познакомить учащихся с неязыковыми средствами устного общения: жестом, мимикой, движением Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь Познакомить учащихся с понятиями «устная речь», «письменная речь» Научить учащихся различать слово и предложение Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения Научить детей различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги Формировать умение различать гласные и согласные звуки Научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом Научить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме. Речь- средство общения. Предложение- единица речи. Порядок и количество слов в предложении. Интонация. Модель предложения. Предмет и слово. Модель слова. Последовательность и количество слогов в слове. Обозначение слогов на модели. Звуковой состав слова. Качественная характеристика звуков. Обозначение звуков речи на модели слова. Ударение. Ударный слог. Буквы- знаки звуков. Различие между звуком и буквой. Слушание и говорение. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | ||
Планируемый результат | Предметные умения: знать неязыковые средства устного общения: жест, мимика, движение. Отличать устную и письменную речь по совокупности признаков. Уметь выделить в речи предложение, обозначить его схемой, поставить знак препинания, в зависимости от его интонационной окраски. Уметь подобрать нужное слово- определение к предмету, разделить слово на слоги, выделить ударный, составить схему. Уметь дать звуковую характеристику слову. Знать различия между звуком и буквой. | |
УУД Личностные: формирование алгоритмов своего действия, перевод внешней речи на внутренний план. Освоение правил выполнения работы в паре, распределение роли и очередности. Выбор формы своего участия в проектной деятельности по теме. Регулятивные: Определение и формулирование цели деятельности при помощи учителя, работа по плану по решению проблемы. Познавательные: систематизация знаний о единицах речи, их характеристиках. Классификация звуков, моделирование звукового состава слов, смыслоразличительная роль ударения. Коммуникативные: Оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Формирование умения объяснить свой выбор, подтвердить аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, изменить, при необходимости, свою. | ||
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир (звукоподражание, составление предложений об окружающем мире). Изобразительное искусство (изображение слов иллюстрацией, схемой). Музыка (звуковое пение). | Фронтальная, индивидуальная, в парах. | Учебник «Букварь», рабочая тетрадь, методическое пособие, иллюстративный материал. |
1этап. Мотивация к деятельности | ||
Цель: выявление реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. | Блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности: Стр. 12. Придумай предложение к схеме. К каким рисункам может подойти эта схема предложения? Стр.13. Найди в стихотворении восклицательные знаки. Сколько их? Прочитай стих-е выразительно. Стр. 18. Сравни схемы слов- отгадок, найди в тексте объяснение значения слова- отгадки. Стр. 19. Рассмотри три группы букв. Какая из них тебе знакома? Назови знакомые буквы. Найди среди слов знакомое, прочитай его. Творческие задания: Стр. 8. Знаешь ли ты игры, в которых нужно произносить слова? Стр. 9. Покажи товарищу мимикой и жестами состояние радости, грусти. Стр. 10. Сообщи товарищу, не используя речь, как ты провел вчерашний день.
| |
2 этап. Учебно- познавательная деятельность | ||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на знание, понимание, умение | Диагностические задания |
l. Как мы общаемся | ||
Цель: дать представление о речи как процессе общения между людьми; познакомить с понятиями устная и письменная речь; познакомить с неязыковыми средствами устного общения. | Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике. Вступать в диалог в процессе совместной игры. Комментировать последовательность иллюстраций в букваре. Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы в паре. Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций). 2. Предложение. Знаки препинания. Предмет и слово. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Цель: Научить учащихся различать слово и предложение; познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения. Научить детей различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов. | Составлять самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Определять количество слов в предложении. Читать и сравнивать предложения с разной интонацией. Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений. Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количество звуков) | Составление схемы слова. Чтение предложений различной интонационной окраски. |
3. Слоги. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Ударение. | ||
Цель: Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги. Формировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом. Научить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме | Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова. Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Соотносить название предмета с его звуковой схемой. Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (мак – рак, лук – люк). Характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов. Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок—замок). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове. Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков. | Деление слов на слоги. Характеристика звука. Составление звуковой модели слова. |
4. Диагностика качества учебно- познавательной деятельности | ||
Цель: определить степень готовности к переходу к букварному периоду. | Проект по теме «Наша речь» | |
3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||
Цель: научить приемам самоорганизации при выполнении учебного задания | Импровизированное задание: объясните с использованием мимики и жестов, что вы радуетесь, огорчаетесь. Творческое задание: придумайте предложение к схеме; прочитайте его с разной интонацией. Репродуктивное задание: назовите 3 предмета справа от себя, а товарищ слева. Эвристическое задание: придумайте слово к схеме, но с ударением на второй слог. Назови имена ребят в классе, в которых есть мягкие согласные звуки. | |
4 этап. Контроль и оценка результатов деятельности | ||
Формы контроля | Оценка результатов деятельности | |
Рабочая тетрадь. | Самооценка Оценка учителя |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Технологическая карта № 2
Тема | Букварный период «Алфавит» (74 часа) | |
Цель темы | Познакомить обучающихся с гласными и согласными звуками и буквами, обозначающими эти звуки на письме. Познакомить учащихся с парными по звонкости и глухости согласными, непарными звонкими и глухими согласными. Познакомить учащихся с парными по твёрдости и мягкости согласными, непарными твёрдыми и мягкими согласными. Тренировать в осмысленном, правильном, выразительном чтении, словообразовании, подборе слов с противоположным значением, в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы Ё, Е, Я, Ю, Ь, Ъ. Научить детей различать роли мягкого знака в русском языке: показателя мягкости и разделительного. Информировать обучающихся о правописании имён, фамилий, отчеств, названий стран, населённых пунктов, рек. Продолжить формирование знаний о словах-синонимах, словах-антонимах, о многозначных словах. Информировать обучающихся о словах в, на, за, над, под, с и др., служащих для связи слов в предложении. Тренировать в чтении слов, содержащих сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу. Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета при ведении диалога. Расширить и углубить знания о русских народных песнях, сказках, считалках и др., путаницах (авторских и фольклорных) Алфавитная лента. Алфавит. Буквы, обозначающие однозвучные гласные. Двузвучные гласные буквы. Буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные звуки. Буквы, обозначающие непарные согласные звуки. Буквы, не обозначающие звуки. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | ||
Планируемый результат | Предметные умения: знать названия букв и звуков, которые эти буквы обозначают. Уметь дать характеристику звуку. Уметь читать слова, с изученными буквами, пропущенными буквами, слова, записанные нестандартным способом. Уметь составить схему слова и прочесть слово по его схеме. Составить и преобразовать схему предложения. Знать буквы, обозначающие мягкость согласных на письме. Устойчивые сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правильно пользоваться прописными буквами, в том числе в именах собственных. Уметь составить рассказ по заданной теме (3-4 предложения). Сравнивать звучание рифмующихся слов и слогов. Различать слова в форме единственного и множественного числа на основе игры « Один-много». Находить одинаковые по звучанию, но разные по значению слова. Подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации). | |
УУД Личностные: формирование алгоритмов своего действия, перевод внешней речи на внутренний план. Освоение правил выполнения работы в паре, распределение роли и очередности. Контроль своей деятельности. Положительная мотивация к процессу обучения. Оценивание работы своей и товарища. Регулятивные: организация рабочего места. Определение и формулирование цели деятельности при помощи учителя, работа по плану по решению проблемы, информационный поиск. Прогнозирование результата деятельности. Алгоритмизация действий. Познавательные: аналитико-синтетическая деятельность при знакомстве с новыми звуками. Работа с ребусами, кроссвордами, анаграммами, чистоговорками. Работа с пословицами и поговорками. Смысловое чтение. Моделирование. Коммуникативные: разыгрывание диалогов и сюжетных сценок. Участие в интеллектуальном марафоне. Монологические высказывания различного типа. Самовыражение. | ||
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир (составление предложений об окружающем мире). Изобразительное искусство (изображение слов иллюстрацией, схемой). Музыка (звуковое пение). | Фронтальная, индивидуальная, в парах. | Учебник «Букварь», рабочая тетрадь, методическое пособие, иллюстративный материал. |
1этап. Мотивация к деятельности | ||
Цель: выявление реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Заинтересованность изучаемым дидактическим материалом. | Блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности: Стр.27. Выбери схему к слову. Стр.30. Найди одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова. Стр.33. Дополни слоги до слов. Стр.48. Составь слова из первых букв данных слов. Стр.50. Какие значения имеет слово «барашки»? Стр.54. Прочитай последнее предложение. Как ты ответишь на вопрос? Стр.55. Прочитай первые слоги, составь слова, с одним из слов составь предложении. Стр.61. Задай вопросы, используя выделенные слова. Стр.67. Найди схожие по звучанию слова. Стр.76. Поставь к нарисованным предметам вопросы «кто?» или «что?» Стр.82. О каком ключе не говорится в предложении? Приведи примеры, когда разные предметы имеют одно название. Стр.85. Найди одинаковые слова с разным значением. Творческие задания: Стр. 24. Разыграй с товарищем сценку «На приёме у врача» Стр. 25. Озвучь животное, а товарищ отгадает его. Стр. 36. Сравни диалоги. Прочитай их по- разному. Стр.42. Придумай свои варианты скороговорки. Стр. 43. Изобрази человека, который надулся, как индюк. Стр.44. Сравни предложения. Разыграй эти ситуации. Стр.45. Произнеси слова по-разному. Стр.52. Разыграй с другом ситуацию «На рыбалке» Стр.61. Разыграй с другом сценки из данных сказок. Стр.80. Разыграй с другом сценки, используя слова «надуть губы», «совать нос»… Стр.84. Попробуй прочитать слова песенки про петушка иначе. Стр.88.Попробуй создать весёлую путаницу со словами типа «печкам-поленья, детям-варенье» Стр.92. Назови нарисованные предметы. Подбери рифмующиеся слова. Попробуй сочинить с ними двустишие. Стр.95. Придумай вариант весёлой путаницы. Стр.96. Разыграй сценку «Бобик в гостях у Барбоса» Стр.98. Прочитай стихотворение по ролям. Интеллектуальные марафоны: Стр.27. Соотнеси схему с картинкой. Разгадай ребусы. Стр.28. Разгадай загадки. Стр.31. Дополни слоги до слов. Стр.32. Расшифруй слова. Стр.35. Расшифруй слова. Разгадай ребусы. Стр.38. Найди слово в слове. Стр.93. Прочитай слова по направлению стрелок. Стр.42. Расшифруй записи. Стр.48. Составь из первых букв слов, обозначающих нарисованные предметы, имя сказочного героя. Стр.52. Найди слово в слове. Стр.54-55. Разгадай ребусы. Стр.59. Найди в словах общую часть, догадайся, что она означает в переводе: человек, рыба или вода. Стр.66. Кто это? Или Что это? Стр.67. Расшифруй слова. Стр.70. Назови животных по-разному. Стр.72. Многозначность слов КИВИ, ГРУША, ЯБЛОЧКО. Стр.77. Разгадай ребусы. Стр.80. Замени каждое предложение одним словом. Стр.81. Назови предметы по-разному. Что общего в их названиях? Стр.87. Прочитай слова. Распредели их на группы. Стр.95. Расшифруй слова. Стр.96. Многозначность слов ползут, идут, плывут. Информационный поиск: Стр.53. Знаешь ли ты происхождение своей фамилии? Узнай у взрослых. Стр. 63. Обычные буквы-специальные знаки. Стр.69. Кто автор этих сказок? Узнай у взрослых. Стр.76. Подумай, почему этих разных животных назвали одинаково?. Узнай, чем опасна ёж-рыба. Стр.84. Узнай, как в старину называли на Руси отца и мать.
| |
2 этап. Учебно- познавательная деятельность | ||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на знание, понимание, умение | Диагностические задания |
l. Гласные звуки и буквы | ||
Цель: познакомить с гласными звуками и буквами, обозначающими эти звуки на письме. Познакомить со специфичным использованием букв А и У. Тренировать обучающихся в осмысленном, правильном, выразительном чтении, словообразовании, подборе слов с противоположным значением, в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы Ё, Е, Я, Ю. | Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Анализировать и составлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков в слове и их последовательность. Рассматривать «А, У» как букву, слог, слово (с опорой на иллюстрации в букваре). Расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых на транспорте. Распределять роли и очерёдность действий при работе в паре. Обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы. Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов, с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов). Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения). Наблюдать за изменением слова с изменением ударения в нем. Распределять роли и очерёдность действий при работе в паре (под руководством учителя). Различать слова в форме единственного и множественного числа на основе игры «Один-много» Отвечать на вопросы по тексту. Обобщать слова по тематическому признаку. Находить в тексте слово, используемое в разных значениях. Находить информацию по заданию в букваре. 2. Согласные звуки и буквы. | Наблюдение за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Цель: формировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить детей различать мягкие и твёрдые согласные звуки. Познакомить с парными по твёрдости и мягкости согласными звуками. Познакомить с парными по звонкости и глухости согласными звуками. Познакомить обучающихся с непарными по звонкости и глухости согласными звуками. | Выявлять характерные особенности согласных звуков. Различать слова в форме единственного и множественного числа. Отвечать на вопросы в тексте. Выделять в скороговорке наиболее часто встречающиеся звуки. Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы). Сочинять чистоговорку, скороговорку. Придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов. Анализировать звуковой и буквенный составы слов. Находить слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в паре и самостоятельно). Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы. Наблюдать за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в нем (при решении ребусов). Образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина). Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. Читать слова с переносом на другую строку. Находить «слова в слове», не меняя буквы местами. Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи. Восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре). Составлять слово из первых букв названий предметов. Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме. | Составление схемы слова. Чтение предложений различной интонационной окраски. |
3. Буквы Ь и Ъ знаки. | ||
Цель: познакомить детей с разделительным мягким знаком. Научить различать роли мягкого знака в русском языке: показателя мягкости и разделительного. Познакомить детей с разделительным твёрдым знаком. | Сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы о несоответствии количества букв и звуков. Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова с мягким знаком. Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Сочинять весёлую путаницу методом перестановки слов (работа в парах). Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и мягким знаком-показателем мягкости. Заучивать стихи (по желанию), узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым. Сравнивать написание и произношение слов с разделительным твёрдым знаком. Правильно называть изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке. Группировать слова по тематическому принципу. Фантазировать на заданную тему. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты их решения. | Составление звуковой схемы слов с Ь и Ъ знаками. Наблюдение за изменением лексического значения слова, при вставлении в него Ь или Ъ знаков (полёт-польёт, сел- съел). |
lV. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности | ||
Цель: определить уровень усвоения обучающимися материала раздела; сформированности читательских умений; общеучебных умений и навыков. | Проект по теме «Алфавит». Работа с текстами «Читальных залов» | |
3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||
Цель: научить приемам самоорганизации при выполнении учебного задания | Импровизированное задание: Фантазирование на заданную тему, ролевое чтение, театрализация. Творческое задание: Составление рифмовок, чистоговорок, скороговорок, ребусов. Репродуктивное задание: Подбор слов и предложений к предложенным схемам. Чтение предложений и небольших рассказов самостоятельно и в паре. Эвристическое задание: Сравнение слов одинаковых по звучанию (написанию), но разных по лексическому значению. Наблюдение за изменением слова при переносе ударения. | |
4 этап. Контроль и оценка результатов деятельности | ||
Формы контроля | Оценка результатов деятельности | |
Проверка навыка чтения по тексту «Зеркальце» | Самооценка Оценка учителя |
Девочка потеряла на лужайке зеркальце. Скакал мимо заяц.
- Ой, - заверещал он, - мой портрет!
Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:
- Это мой портрет!
Спешил по делам ёжик.
Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул:
- Это мой портрет!
Пролетала ворона. - Карр! - крикнула она. - Мой портрет!
На шум прибежала лиса. - Ах, - пропела она, - какой красивый мой портрет!
Притопал медведь. Глянул и заревел: - Мой портрет и больше ничей!
Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену.
Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился:
- Эй, медведь, ты зачем мой портрет в своей берлоге повесил? (98 слов Л.Яхнин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...