Особенности методики преподавания русского языка в классах КРО (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Данный материал содержит описание системы работы на уроках русского языка в классах, где обучаются дети с ЗПР. Данные упражнения направлены на повышение уровня познавательной активности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
striga_is_opyt.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Теоретические основы изучения неуспеваемости школьников.
Успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья, здоровье, благосостояние, образование и др.
Почему дети учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое?
По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытывают трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит к неуспеваемости и сопутствующим переживаниям. В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.
Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!
К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)
Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников – это дети с временной задержкой психического развития. Исследования, проведенные в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% - с нарушением поведения и только 4% - с умственной отсталостью и общим недоразвитием; в остальных случаях отмечались соматическая ослабленность, нарушения слуха и зрения.
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал об особенностях развития и воспитания детей с ЗПР. Особое значение имеют работы Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Триггер, исследования К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской, Н.Л. Белопольской, Т.А. Фотековой, В.В. Ковалева, Е.М. Мастюковой, Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Е.В. Мальцевой.
Известно, что дети с ЗПР имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности. Важно отметить, что низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе их обучения. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию педагогической помощи школьникам с ЗПР. Теоретики и практики в области коррекционной педагогики: ученые, дефектологи, логопеды находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.
В рамках данной работы я предлагаю использовать на уроках русского языка различного вида развивающие упражнения для повышения познавательной активности детей с ЗПР и развития их психических процессов.
Данная тема представляется мне актуальной по причине следующих факторов:
- увеличение количества детей с ЗПР требует современных подходов и новых разработок в области коррекции их психического и интеллектуального развития;
- от уровня познавательной активности детей на уроках зависит количество и качество получаемых им знаний;
- на современном этапе развития коррекционной педагогики накоплен достаточно обширный материал по коррекции нарушений детей с ЗПР: определены принципы, этапы и содержание коррекционной работы, однако практических рекомендаций, методических разработок по проблеме развития познавательной сферы школьников с ЗПР на уроках русского языка еще недостаточно;
Целью моей работы является разработка системы упражнений по русскому языку, направленных на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, речь) и повышение познавательной активности учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи работы следующие:
- дать краткую психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с ЗПР;
- проанализировать имеющиеся в современной научной и методической литературе данные о средствах повышения познавательной активности детей с ЗПР;
- разработать и апробировать в учебном процессе систему упражнений по русскому языку, способствующих развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР;
- сформулировать выводы о проделанной работе.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Согласно последним данным, под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
Рассматривая психологические особенности младших школьников с ЗПР, прежде всего следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие [Борякова, интернет].
В школьном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий.
Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т.е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач. Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Специалисты отмечают, что у детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом. Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. Эксперименты И.А. Коробейникова показали, что, в первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное своеобразие отмечается специалистами в развитии мыслительной деятельности (Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени). Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Проблемой речевого развития детей исследуемой категории занимались Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Е.В. Мальцева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина, С.Г. Шевченко и др.
Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Важно отметить, что при ЗПР отмечается слабость словесной регуляции действий (В.У. Лубовский (1978)). Рассматривая психологическую структуру ЗПР в школьном возрасте, Е.С. Слепович (1994) указывает на ее основные звенья – недостаточную сформированность мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов представлений, недоразвитие знаково-символической деятельности.
Личностным особенностям развития детей данной категории посвятили свои исследования Л.В. Кузнецова, Н.Л. Белопольская, М.С. Певзнер.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей.. Так, исследования Е.Е. Дмитриевой (1989) показали, что младшие школьники с ЗПР не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослым. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Эти факты необходимо учитывать при построении системы педагогической и психологической коррекции.
Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева (1994), Г.Н. Ефремова (1997)). При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я».
3. Система работы.
Уроки русского языка призваны осуществлять развитие психической сферы младших школьников с ЗПР на новом, более высоком уровне. Прежде всего, он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. При этом в работе я стараюсь использовать такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами, наполняют ее игровыми моментами. Это в свою очередь возбуждает внимание детей, активизирует их психические процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.
На каждом уроке русского языка учащиеся выполняют задания, предусматривающие их непосредственное участие в организации минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучении нового материала и т.д.
Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению качественно нового уровня перераспределения деятельности между учителем и учащимися, отмечу одно принципиально важное обстоятельство: в течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом этапе урока, постепенно усложняются. Усложнение заданий сопровождается увеличением доли участия детей в организации учебной деятельности.
Рассмотрим как это выглядит на отдельных структурных этапах урока русского языка.
.
Специфика проведения минутки чистописания.
Первая часть подготовительной фазы с точки зрения сложности выполняемых заданий может осуществляться в четырех вариантах, приходящих на смену друг другу в течение учебного года.
Вариант 1 предполагает нахождение буквы, предназначенный для написания, которая находится во всех предложенных словах. (Приложение 1)
Вариант 2 предусматривает совмещение нахождения буквы, предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором. (Приложение 2)
От урока к уроку задания этого варианта усложняются за счет увеличения в них количества исходных слов, что позволяет целенаправленно и стабильно развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое мышление.
Вариант 3 (более сложный) предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. (Приложение 3)
Постепенно количество поисковых объектов увеличивается.
Вариант 4 обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. (Приложение 4)
Таким образом, минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время ее проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, происходит формирование важнейших качеств интеллекта, и все это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса.
Особенности проведения словарно-орфографической работы.
Первый прием – поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. (Приложение 5)
Этот прием, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение объема и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие оперативной памяти.
Второй прием заключается в уменьшении конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово. (Приложение 6)
Третий прием состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия учащихся. (Приложение 7)
С помощью второго и третьего приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитием которых обеспечивалось использованием первого приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь. Это диктуется необходимостью во время ответа характеризовать свои действия, связанные с определением слова, т.к. на поставленный учителем вопрос дети должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением.
Четвертый прием заключается в применении для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них. (Приложение 8)
Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
В пятом приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т.д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. (Приложение 9)
Определение лексического значения слова осуществляется путем совместного поиска-рассуждения, в котором в равной степени принимают участие учащиеся и учитель. (Приложение 10)
В процессе такого рассуждения у учащихся формируется понятийный аппарат. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, усваивают типы и виды родовых отношений между понятиями.
Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе обучения является использование этимологических справок. Они даются учителем после формулирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения. (Приложение 11)
Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с разных сторон.
Специфика изучения нового материала
На изучение нового материала предпочтение отдается частично - поисковому методу. Однако, учитывая, что большая часть изучаемого материала сложнее и объемнее, чем в предыдущих классах, предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление, его когнитивную переработку и активное запоминание в процессе обобщения и формулирования вывода. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала используются разные виды обобщения.
Первый вид – обобщение учащимися изученного материала по заранее составленному учителем плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые, учащиеся формулируют новое правило. Так при ознакомлении младших школьников с темой «Правописание непроизносимых согласных» может быть использован следующий план:
- Что такое стечение согласных?
- Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?
- Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
Второй вид – использование обобщающих таблиц со знакомым кодированием. Так же, как и план, они составляются заранее учителем и предъявляются учащимся после беседы-рассуждения, связанной с изучением нового. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал. При изучении темы «Правописание приставок и предлогов» учащиеся формулируют вывод на основе такого типа таблицы:
¬ | √ | |
это | Часть __ | |
пишется | С ∩ ? | С другими ? |
служит | Образованием новых | Связи в ∟ |
Вставить вопрос или | Между ¬ и ∩ ? | Между √ и ? |
Степень осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание усиливается при использовании третьего вида – самостоятельного составления учащимися обобщающих схем. Ученики приступают к работе над ними после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщен, а его когнитивная переработка углубляет и систематизирует приобретенные знания. Эта деятельность может носить первоначально коллективный, далее групповой и индивидуальный характер. Например, при изучении темы «Род имен существительных» учащиеся могут составить схему такого типа:
Род имен существительных
¬
При освоении материала повышенной трудности используется план и схема одновременно.
Подобный подход позволяет в значительной степени повысить роль учащихся на самом сложном и ответственном этапе урока – изучении нового материала. Это в свою очередь позволяет значительно расширить роль учащихся в организации учебной деятельности и в определенном смысле вывести их мышление на уровень, предусматривающий использование отдельных логических операций.
Закрепление изученного материала.
Дальнейшее развитие вышеуказанных процессов осуществляется на этапе закрепления изученного материала, где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения, призванные совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление, развивать устойчивость и сосредоточенность внимания; развивать наблюдательность, сообразительность, оперативную и слуховую память, речь. (Приложение 12)
Индивидуальные задания.
В дополнение к упражнениям учебника можно рекомендовать ряд упражнений, которые могут быть использованы в индивидуальной работе. Данный вид работы также опирается на принцип от простого к более сложному и носят разноуровневый характер. (Приложение 13)
Работа с текстом
Особым направлением в системе комплексного развития младших школьников с 3ПР выступает работа с текстом. Используемые тексты должны носить воспитательно-познаваемый характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире. Как и в других направлениях, здесь важно реализовывать принцип постепенности и последовательности.
Сначала учащиеся овладевают понятием «текст», его структурой, наиболее простыми типами: текст-повествование, текст-описание. У детей формируется умение различать известные им типы текста, подбирать к ним заглавия, определять их основную мысль, отличать текст от разрозненных предложений, составлять текст по опорным словам. Затем учащиеся совершенствуют умение работать с текстом-описанием и текстом-повествованием. Знакомятся с новыми типами: текстом-рассуждением, сравнительным описанием.
Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность детей, формировать творческое воображение, образное мышление. От текста к тексту задания меняются, усложняясь и каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ребенка, выработку какого-либо суждения, обобщения и прочее.
Проследим эту тенденцию на примере следующих заданий. (Приложение 14)
Таким образом, разработанные упражнения представляют собой систему, которая построена на двух основных положениях, требующих неукоснительного их выполнения:
1.от урока к уроку формулирование заданий и подбор учебного материала к упражнениям осуществляется на основе принципа от простого к более сложному;
2.постепенное увеличение учебной инициативы учащихся и их роли в организации и выполнении такого типа упражнений.
4.Выявление динамики роста познавательной активности и уровня развития психических процессов учащихся с ЗПР
С целью отслеживания уровня развития психических процессов и познавательной активности учащихся с ЗПР в начале и в конце учебного года были проведены психологические диагностики: пользуюсь тестами Липпмана (выявление уровня логического мышления), задачами А.З.Зака (определение уровня развития мышления), Л.Лури (диагностика произвольной памяти учащихся), У.Ульенкова (определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности), методами Б.П.Никитина. Их результаты отражены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.Уровень сформированности познавательной активности учащихся с ЗПР
Начало учебного года | Конец учебного года | |
Высокий уровень | - | - |
Средний уровень | 13,3% | 67,7% |
Низкий уровень | 66,7% | 32,3% |
Очень низкий | 20% | - |
Как видно из таблицы, к концу учебного года увеличилось количество детей со средним уровнем познавательной активности, отсутствуют учащиеся с очень низким уровнем (в начале года -20%).
Таблица 2.Уровень сформированности психических процессов учащихся с ЗПР
уровень | Начало учебного года | Конец учебного года | ||||
память | внимание | мышление | память | внимание | мышление | |
Высокий | ||||||
Средний | 8,3% | 13,5% | 11,2% | 38,3% | 65,5% | 46,5% |
Низкий | 51% | 70,5% | 69% | 47,7% | 34,5% | 39,5 |
Очень низкий | 40,7% | 16% | 19,8% | 14% | - | 14% |
В развитии психических процессов учащихся также происходят качественные изменения: увеличивается количество учащихся со средним уровнем развития основных психических процессов, снижается количество детей с низким и очень низким уровнем. Некоторые учащиеся так и остаются на прежнем уровне. Это связано с рядом причин: состояние здоровья, наследственность, негативное отношение к учению и др.
Таким образом, используя в своей работе разработанную систему упражнений, я отметила положительную динамику в формировании познавательной активности и развитии психических процессов детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Динамика повышения познавательной активности и развития познавательной сферы учащихся с ЗПР представлена на Диаграммах 1, 2 и 3.
Диаграмма 1. Динамика роста познавательной активности учащихся
Диаграмма 2.Уровень развития психических процессов учащихся с ЗПР на начало учебного года
Диаграмма 3. Динамика роста уровня развития психических процессов учащихся с ЗПР на конец учебного года
Используя в своей педагогической практике данную систему развивающих упражнений, я увидела, что к концу учебного года в умственной деятельности учащихся происходят существенные изменения (это подтверждали и психологические диагностики). В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, нацеленному на решение определенной задачи. Качественно иной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти. От механических приемов дети постепенно переходят к овладению способами эффективного осмысленного запоминания. Существенное развитие получает их слуховая, зрительная память. При работе с простейшим лингвистическим материалом учащиеся используют приемы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения. Также произошли определенные изменения в характере их познавательной деятельности, мотивационной сферы, повысилась самооценка. В ряду главных изменений – перераспределение функций учителя и учеников, передача от меня (учителя) к детям инициативы в реализации отдельных компонентов учебного процесса. Моя роль как бы сдвигается на периферию учебной ситуации, уходит в тень. Формально «первое» и «последнее» слово переходит к учащимся. Практически на каждом этапе урока они в той или иной степени исполняют мою роль – роль педагога. Ученики, выполняя часть работы учителя, одновременно пребывают в позиции и педагога, и обучаемого. В результате они осваивают не только операционный состав действий, но также их смысл, цели и некоторые аспекты связанных с учебным процессом межличностных отношений. Правильно, грамотно построенные отношения между учителем и учащимися при рациональном распределении учебной деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития познавательной и интеллектуальной активности младшего школьника.
Не подлежит сомнению, что дети, имеющие задержку психического развития, являются очень сложными для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания. Но они есть в каждом классе, и недопустимо игнорировать их, не оказывать необходимой своевременной помощи, доводить ребенка невниманием, негативным отношением до появления у него грубой педагогической запущенности, срыва в психическом здоровье. При этом и учителю, и родителям важно знать, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Проработав несколько лет в классах коррекционно-развивающего обучения, я могу с уверенностью сказать, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими и успешными учениками массовой школы.
Литература:
Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга ЩаМ.: Ось-89,1999.
Выготский JI.C. Основные проблемы современной дефектологии // Собрание сочинений. — М.: Педагогика, 1983, т. 5.
Коробейников ИЛ. Нарушения в развитии и социальная адаптация. — М.: ПЭР СЭ, 2002.
Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991.
Рубцов В.В. Социальные взаимодействия в обучении // Психология образования: региональный опыт. — М., 2005.
Воспитание и обучение, детей с нарушениями развития 1.2011
Р.Д. Триггер, Московский городской психолого-педагогический университет
Приложения
Примеры упражнений для проведения минутки чистописания
Приложение 1
На доске написаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал.
У. – Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?
Д. – Сегодня мы будем писать букву «е». Она имеется во всех словах. Но в словах «сетка», «пенал» она обозначает звук (э) – это первая группа. В словах «енот», «ежиха» - два звука: (й), (э) – это вторая группа.
У. – Определите последовательность букв в этом ряду:
ера, ерб, ерв, ер …
Д. – Строчная «е», строчная «р» чередуется с идущими по порядку буквами алфавита.
У. – Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
Приложение 2
На доске написаны слова: нос, лак, лен.
У. – Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный. Какая это буква? В каком слове она находится?
Д. – Сегодня мы будем писать букву «л». Она находится в слове «лен», где она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук (л).
Важно, чтобы учащиеся дали полный аргументированный ответ на два поставленных вопроса, не нарушая их последовательности.
Приложение 3
На доске написаны слова лампа, ветка, отлетел.
У. – Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
Д. – Сегодня мы будем писать букву «л». В корне глагола «отлетел» (-лет-) она обозначает непарный звонкий мягкий согласный.
Приложение 4
Учитель ориентирует детей на запись на доске:
большой - маленький
сухой - ?
война - ?
глубокий - ?
старый - ?
твердый - ?
У. – Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Д. – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, которые начинаются на букву «м»:
большой – маленький
старый – молодой
сухой – мокрый
война – мир
глубокий – мелкий
твердый - мягкий
Д. – Значит, сегодня мы будем писать букву «м».
Примеры упражнений для проведения словарно-орфографической работы
Приложение 5
На доске учитель помещает следующее изображение:
У. Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
Д. – Это слово «береза».
Приложение 6
На доске следующее изображение:
У. – Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова. Какое слово вы прочитали? Как вы это сделали?
Д. – Мы прочитали слово «корабль». Начали с прямоугольника, в котором буква ярче. Он самый маленький. Потом искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны.
Приложение 7
У. – Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке:
О* *З *А Б* *В *Т Е* *Р *А Д* *К
У. – Какие это слова? Как вы их нашли?
Д. – Сегодня мы познакомимся со словами «обед» и «завтрак». Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми вверху стоят точки. Затем соединить буквы, под которыми внизу поставленные точки.
Приложение 8
У. – Внимательно посмотрите на данный шифр:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | А | М | Н | О | Р | К | В | У |
2 | С | Г | д | Я | Л | Ч | Ц | Т |
Ключ к шифру: 2- 1 1- 4 2- 5 1- 4 1 -2 1-1. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?
Д. – Зашифровано слово «солома».
Приложение 9
У. – Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если правильно выполните мои задания и определите буквы искомого слова.
Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной во втором слоге слова «помидор».
Задание 2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове «север».
Задание 3. Третья буква является непроизносимой согласной в слове «лестница».
Задание 4. Четвертая буква слова является последней согласной в корне слова «топор».
Задание 5. Последняя буква является окончанием в слове «яблоко».
Д. – Получилось слово «метро».
Приложение 10
При ознакомлении со словом «береза» рассуждение может быть следующим:
У. – Дайте понятие слова «береза».
Д. – Береза – это дерево.
У. – Но ель, сосна – тоже деревья. Чем они отличаются?
Д. – Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.
У. – Верно. Теперь правильно дайте понятие слову «береза».
Д. – Береза – это лиственное дерево.
У. – Назовите его существенные признаки.
Д.- У березы белая кора и листья в виде сердечка.
У. – Что же обозначает слово «береза»?
Д. – Береза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.
Приложение 11
Этимологическая справка при изучении слова «береза»
«Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое означает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской березы».
Примеры упражнений при закреплении изученного материала
Приложение 12
Пример задания, осуществляемого в рамках темы «Суффикс»:
-Напишите пары слов по образцу: тополь-дерево. В словах выделите их составные части: ландыш кустарник
мишка цветок
малина игрушка
Пример задания, осуществляемого при изучении темы «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»:
-Самостоятельно подберите пропущенные слова в предложения.
-Составленные предложения напишите, подчеркните орфограммы.
Врач … - это ……., который ……. .
К…р…ндаш… - это ……., который ……. .
Ландыш… - это ……., который ……. .
Москвич… - это ……. города (М, м)осквы.
Пример задания, выполняемого в рамках изучения темы «Изменение имен прилагательных по родам»:
-Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова; определите род существительного и прилагательного в каждом словосочетании.
……. полезный, а табак ……. …….широкая, а ручеёк…….
……. квадратный, а кольцо …… …….юный, а дедушка ……
……. хитрая, а осел …… ……. темная, а день …….
Образец: мед полезный (м.р.), а табак вредный (м.р.)
Пример задания, проводимого при изучении темы «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»:
- Внимательно слушайте словосочетания; постарайтесь их запомнить (словосочетания читаются дважды); напишите вторые слова словосочетаний по памяти в строчку; подчеркните орфограмму, с которой мы познакомились на уроке.
скорая помощь острый нож
дорогая вещь тяжелый багаж
верный товарищ темная ночь
глазной врач ночная тишь
Пример задания, выполняемого в рамках изучения темы «Части речи»:
- Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу одно и то же слово.
Как в ……. канул ……. осень не ……. в обиду
Много ……. утекло ……. руки ……. слово
Выйти сухим из ……. ……. мастер не ……. спуску
Пример задания, осуществляемого в процессе изучения темы «Части речи»:
-Прочитайте, объясните смысл пословиц, напишите их в следующем порядке: пословицы, в которых нет имен существительных; пословицы, в которых нет имен прилагательных; пословицы, в которых нет глаголов; пословицы, в которых нет предлогов. Закончите упражнение пословицей, в которой есть все перечисленные части речи. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(У) л…нивого всегда праз…ник;
(За) мален…ким п…гнался, б…л…шое п…т…рял.
Не бойся с…баки брехливой, а бойся м…лч…ливой.
Злой ч…л…век плачет (от) зав…сти, а добрый (от) радости.
Пример задания, осуществляемого в рамках темы «Разделительный твердый знак»:
-Прочитайте пословицы, объясните их смысл, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Знает кошка, ч…ё мясо с…ела.
Лен… ч…л…века не красит.
Хочется ры…ку с…ест…, да не хочется (в) воду ле…т… .
Мален…кое дело лучше б…л…шого (без) дел… .
Пример задания, осуществляемого в рамках изучения темы «Правописание безударных гласных в корне слова»:
-Внимательно прослушайте слова, постарайтесь их запомнить (учитель читает слова 2-3 раза):
Чернеть, кошачий, змеиный, темнеть, пчелиный, синеть, скворцовый, краснеть.
-Ответьте на вопросы и выполните задания:
- Сколько было названо слов?
- На какие группы можно разделить все эти слова?
- Какое слово было произнесено первым?
- Напишите по памяти имена прилагательные.
- Напишите по памяти глаголы.
- Подчеркните орфограммы, объясните их написание.
Пример задания, выполняемого при изучении темы «Изменение глаголов по временам»:
-Прочитайте пословицы, найдите и исправьте в них ошибки. Определите время глаголов.
Трус своей лени боится.
Яйца куницу не учат.
Терпение и пруд все перетрут.
Нашла коза на камень.
Крутиться как булка в колесе.
Приложение 13
Покажем постепенное усложнение в рамках темы «Состав слова» на примере работы с корнем «ВОД»:
-Прочитайте слова: ВОДа
ВОДичка
ВОДица
ВОДный (стадион)
подВОДная (лодка)
Как называются эти слова и почему?
-Назови корень в словах вода, водичка, водяной, подводник.
Какие слова называются однокоренными?
-Составьте однокоренные слова, используя карточки (Ученики получают конверты с карточками. На каждой карточке написаны морфемы, обозначенные условными знаками. Например, 3 карточки с корнем ВОД, 3 карточки с окончанием -а, -ая; карточки с суффиксами -ичк-, -н- и приставкой под-. С помощью этих карточек составляются слова: вода, водичка, подводная).
-Составь словосочетания, используя слова с корнем ВОД:
Холодная (что?) …
Спорт (какой?) …
Теплая (что?) …
Пар (какой?) …
-Чем отличаются слова первого столбика от второго?
вода вода
водичка воды
водный воде
водянистый воду
-Найти безударные гласные в словах:
вода, водичка, подводник, водный
В каких частях слова находятся безударные гласные?
-Все ли эти слова одинаковые: вода, водица, водит, водный?
Примеры заданий для работы с текстом
Приложение 14
Задание 1. Прочитайте предложения, составьте из них зимнюю (осеннюю, весеннюю, летнюю) зарисовку; исключите предложения, которые не подходят по теме.
Задание 2. Прочитайте строки из стихотворения. Составьте и напишите свой рассказ-миниатюру, используя слова с безударными гласными, употребляемые поэтом.
Задание 3. Прочитайте части текста; расположите их в правильной последовательности.
Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте в него подходящие по смыслу пропущенные предложения.
Задание 5. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Закончите текст подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
Задание 6. Прочитайте текст. Найдите в нем недостатки. Исправьте их, используя слова для справок.
Задание 7. Прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберете подходящую к основной мысли текста пословицу и введите ее в текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план коррекционной работы по чтению и русскому языку в начальной школе (из опыта работы)
Материал содержит пошаговый план коррекционной работы по русскому языку и чтению с неуспевающими учениками....
«Помогайки» памятки по русскому языку для начальной школы (из опыта работы)
Содержание Лента букв АлфавитГласные звукиТранскрипцияЗвукобуквенный анализ словЧасти речи (самостоятельные и служебные)Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголПредложениеГрамматическая о...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....
«Особенности методики преподавания иностранного языка младшим школьникам на базе УМК «Английский в фокусе»»
Цель данной презентации - рассмотреть особенности методики преподавания иностранного языка в младшей школе. Для этого автор характеризует основные цели обучения иностранному языку в начальной школе,ра...
Методика преподавания русского языка. Лекции НГПИ
материалы для самообразования...
Методика преподавания русского языка в начальной школе.Лекции НГПИ
методика преподавания русского языка...
« Особенности преподавания английского языка в начальной школе. ( из опыта работы)»
При обучении младших школьников английскому языку от учителятребуется не только знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей обучающихся младшего школ...