Классный час « Хочу всё знать». По теме «Состав слова» для 2-3 классов
классный час (русский язык, 2 класс) по теме
В игровой форме детям представлен материал по теме "Состав слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_khochu_vse_znat_ispravleno.doc | 62 КБ |
sostav_slova.docx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Хочу всё знать»
По теме «Состав слова»
для 2-3 классов
Подготовила
Юмашева Валентина Григорьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2
г. Краснодара
ВЕДУЩИЙ
Ребята, мы живём в мире слов. Каждое слово – это маленькое чудо. У слова своя
долгая и интересная жизнь. Как человек, оно рождается, растёт, стареет и
умирает. Подружись со словом- и ты откроешь удивительную страну родного языка, даст объяснение происхождения слов.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч,
И грозен для врагов,
«Долой фашизм!» - народ сказал
На русском языке.
Песня
ПОЧЕМУ
На планете большой маленькие дети
Зваться малышами вовсе не хотят.
А хотят знать они всё,
Про всё на свете.
И звучит, ПОЧЕМУ целый день подряд,
И звучит, ПОЧЕМУ целый день подряд.
ПРИПЕВ:
Почему чудеса только в решете?
Почему чёрный кот ходит в темноте?
Почему я никак не найду ответ,
Почему никогда нам не нужен снег?
Почему не хотят взрослые ответить
На вопрос серьёзный и простой:
Сколько звёзд по ночам над землёй светит,
Сколько морфем и орфограмм в слове надо помнить.
ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ?
( Часть детей поёт, а другие танцуют )
Ведущий
1. Есть ли у слов родственники?
2. Как определить ?
3. Кто родственник у слова ХВАСТУН ?
( Отвечает каждая связка)
- Хвастаться.
- Хвастунишка.
- Хвастливый.
- Эти слова очень похожи по смыслу и звучанию.
- Проверочное слово: ХВАСТАТЬСЯ, потому что на проверяемую букву гласного звука А упало ударение.
Ведущий
В приставках, суффиксах, окончаниях так проверять безударные звуки нельзя. Для их проверки существуют другие правила,
ПОМНИТЕ об этом.
Помогает образовать родственные слова Мастер Словообразователь.
А вот и сам мастер.
МАСТЕР СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬ
( поёт )
Я, великий мастер,
Мастер на слова,
Приходите, дети,
Помогу я вам:
Приставку, корень,
Суффикс, окончание, основу
Расставить по местам.
Ребята, послушайте спор двух слов и решите, кто из них прав. Однажды встретились слова ТРУБА и ПЕЧНИК. Они стали спорить, кто из них ПЕЧКЕ родственником доводится.
ТРУБА
- Никакой ты ей не родственник. ПЕЧНИКОМ человек называется, а ПЕЧКА разве человек? Вот я ей, ПЕЧКЕ, сестра родная. Без меня она и дня не проживёт!
ПЕЧНИК
- Неправду ты говоришь. Хоть и не бывает ПЕЧКИ без ТРУБЫ, но всё равно, она моя, родная, а не твоя. Уж я-то знаю! Я печку сам мастерил!
МАСТЕР СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬ.
- Кто же прав: ТРУБА или ПЕЧНИК?
ПЕРВАЯ СВЯЗКА
- Прав ПЕЧНИК. Слова ПЕЧЬ и ПЕЧНИК – родственники, потому что у них ОБЩИЙ КОРЕНЬ и ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ. МОЛОДЦЫ!
МАСТЕР СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬ.
- К нам в гости пришли КОРЕНЬ ДЕРЕВА и КОРЕНЬ СЛОВА.
КОРЕНЬ ДЕРЕВА
- Здравствуй! Я корень дерева, а ты кто?
КОРЕНЬ СЛОВА
- Я тоже корень, но только корень слова.
КОРЕНЬ ДЕРЕВА
- Я в земле живу, а ты, где живёшь?
КОРЕНЬ СЛОВА
- Я живу в словах.
КОРЕНЬ ДЕРЕВА
- Ну, какой же корень может жить в словах! Вот я корень так корень! От меня в земле берут начало ростки, а от тебя что растёт?
КОРЕНЬ СЛОВА
- Не хвастайся! От меня вырастают не растения, а новые слова.
КОРЕНЬ ДЕРЕВА
- Подумаешь! Зато на моих кустах и деревьях зреют фрукты и ягоды, которые можно съесть, а твои слова не съешь.
КОРЕНЬ СЛОВА
- Мои слова дают названия твоим ягодам и фруктам.
МАСТЕР СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬ
- Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы!
ПОМНИТЕ!
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам.
Отыщи в них корень сам:
ДОБРЫЙ, ДОБРЕНЬКИЙ, ДОБРО.
ВЕДУЩИЙ
Задание для связок
- Вспомните пословицы, где есть слово ДОБРО.
- Связка. Кто добро творит, того БОГ благотворит.
- Связка. Жизнь дана на добрые дела.
- Не устоять худу против добра.
- Доброе дело и в воде не тонет.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
ВЕДУЩИЙ
- МОЛОДЦЫ! Все связки хорошо знают пословицы.
КОРЕНЬ СЛОВА
- Удивителен мир слов. Подумайте, у какого слова корень длиннее: у ЁЛКИ или у ДУБА?
САША
-Наверно, у ёлки. Она всё- таки повыше дуба.
ДАША
- При чём тут деревья?
АЛЕША
- Деревья в самом деле здесь ни к чему. Но корни этих слов одинаковой
длины.
КОРЕНЬ СЛОВА
- Кто прав и почему? Отвечает вторая связка.
МИША
- Прав Алёша. У слов дуб и ёлка корни одинаковой длины: по три звука.
Молодец, Миша!
Ребята! К нам в гости примчался СУФФИКС.
Ах ты, шалунишка,
Суффикс - озорнишка,
За меня (корень) прячешься.
Ребятишкам очень нравишься.
СУФФИКС первый
Мы, СУФФИСЫ, любви и ласки – ЭТО РАЗ.
Был СЫН- стал – СЫНОК – СЫНОЧЕК.
СУФФИКС второй
Профессий не было б без нас – ЭТО ДВА.
Час – стал – ЧАСОВЩИК.
Стол- стал – СТОЛЯР.
СУФФИКС третий
С увеличительным оттенком
Мы строим новые слова – ЭТО ТРИ
Дом – стал – ДОМИЩЕ,
Трава – стала – ТРАВИЩА.
ВМЕСТЕ:
Работа наша нелегка.
Чтобы грамотным стать, надо много правил знать.
ПРИСТАВКА
-А меня, КОРЕНЬ СЛОВА, вы не забыли?
КОРЕНЬ СЛОВА
- Леди, как вас зовут?
ПРИСТАВКА
- Приставка!
КОРЕНЬ СЛОВА
- Вы само совершенство!
- Вы само совершенство!
ПРИСТАВКА
Ах, какое блаженство!
Ах, какое блаженство!
Всех учеников спасаю
Круглый год.
Дети могут стать взрослее,
Только я не постарею.
Как хорошо!
Я совершенство! Я совершенство!
Ах, какое блаженство!
Ах, какое блаженство!
Только с вами, КОРЕНЬ, вместе.
А без ВАС я не буду…
Совершенством и блаженством!
КОРЕНЬ СЛОВА
А кто помогает словам дружить друг с другом?
ОКОНЧАНИЕ.
Я, синьора ОКОНЧАНИЕ,
Хитро- ласковая девица.
Для слов я умница:
Не даю им ссориться.
Мой дружок ПРЕДЛОГ
НЕ сердится,
Помогает, как и я, словам
Успокоиться, объединиться.
Вот какая я волшебница,
Синьора ОКОНЧАНИЕ.
Море без меня окончание « Е «
Превратится в МОР.
Я скажу: « В ваза лежала конфету»
Непонятно! Я сменю окончание и сразу станет понятно.
- « В вазе лежала конфета»
Вот как я помогаю словам!
ДЕВОЧКА
- Что за рессора у слова внизу от окончания отходит?
КОРЕНЬ СЛОВА
Это тётушка ОСНОВА,
Голова её бедова.
Дарит слову смысл она.
ОСНОВА СЛОВА.
- Я, важная особа.
Я фея СМЫСЛА.
Без меня не узнаешь
Корень слова.
( Части слова выстраиваются и поют)
Вместе весело шагать
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать
Лучше хором, лучше хором:
Раз- ОКОНЧАНИЕ,
Два – ОСНОВА,
Три – КОРЕНЬ,
Четыре – ПРИСТАВКА,
Пять – СУФФИКС.
Песня сказочника из к/ф «Тайна снежной королевы»
Отворите волшебные двери,
Там гуляют волшебные звери
По лесам и полям,
Незнакомым академикам и агрономам.
Там летают, сумев сохранится
И жар птицы, синяя птица,
И ещё кое- кто из пернатых
Тех, в которых не верят юннаты.
Мне обидно за тех, кто не верит
В эти старые, добрые двери.
Кто не верит и дует с опаской
На огниво, что высекло сказку\
(Выходит сказочник)
СКАЗОЧНИК
Раз, два, три, четыре
Открываем двери шире:
Сказка умная идёт…
В царстве ГРАММАТИЧЕСКОМ,
В государстве ОРФОГРАФИЧЕСКОМ
Родилась в семье лесника
Долгожданная девчурка Марьюшка,
Красавица писанная,
Ума необыкновенного,
Сердца добрейшего.
Звери леса обожали её за доброту, ласку, милую улыбку. Решила она научить зверей находить в словах морфемы. Собрала Марьюшка их и предложила построить школу. Согласились работать : ЛЕВ, КРОЛИК, ПЕТУХ, КОЗЛЁНОК и КОРОВУШКА. Командиром выбрали ЛЬВА. Много ли мало времени прошло, но школу построили и принялись за учёбу. Звери любили играть. Для игры каждый выбрал себе роль. ЛЕВ, царь зверей, стал царём слов - КОРНЕМ. КОРОВУШКА решила быть ОКОНЧАНИЕМ, управлять дружбой слов.
Хитрый КРОЛИК - СУФФИКСОМ. ПЕТУШОК пожелал пропевать ПРИСТАВКИ. А добрый КОЗЛЁНОК – объяснять смысл слов.
ИГРА ПО СВЯЗКАМ
(Приложение - В масках животных )
Каждая связка получает карточку со словом и распределяет между собой роли в течение пяти минут, а потом объясняют. Жюри оценивает выступление каждой связки.
1 связка – УБЕЖИЩЕ. 4 связка – ПРОБЕЖКА.
2 связка – ПРИГОРКИ. 5 связка – ОТРЕЗКИ.
3 связка – ОБНОВКА.
(Жюри объявляет результат)
КОНКУРС КАПИТАНОВ
(Каждый капитан связки получает карточку с предложением. Он объясняет, где в слове приставка, а где – предлог.)
КАРТОЧКИ
1. Язык ( до ) Киева ( до ) ведёт.
2. Хорошее слово ( до ) сердца ( до ) ведёт.
3. (С) горы ( с) бежал поток проворный.
4. (С) ветки ( с ) летела птичка.
5. Утята (по ) плыли ( по ) озеру.
(Жюри объявляет результат)
КОНКУРС ТИХОНЬ
Найти слова, которые спрятались в данных. Каждая ТИХОНЯ получает слова.
- связка. Собака, морозы, овощи, обедать, корабль.
- связка. Автобусы, герой, болото, вдруг, корова, потом.
- связка. Малина, компот, родина, сегодня, серебро.
- связка. Урожай, пассажир, дорога, восток, песок.
- связка. Картина, комната, кровать, корзина, фонтан.
(Пока жюри подводит итог, все связки выстраиваются и поют песню
«СЕРЬЁЗНЫЙ РАЗГОВОР»
Музыка Н. ПРОКУДИНА, слова О. ВЫСОТСКОЙ)
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с любовью.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и предлоги-
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
(Жюри объявляет итоги соревнования)
УЧИТЕЛЬ
Спасибо вам, ребята, за хорошие знания в игре по грамматике «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ». Желаю быть вам самыми грамотными, одолев все её хитрости!
Сколько правил! Сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только,
Все запомнишь и поймёшь!
2013 г. Юмашева Валентина Григорьевна МБОУ школа № 2 г. Краснодар
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме " Состав слова". Русский язык 3 класс, "Школа России".
Проверочная работа по теме "Состав слова". Легко выполнить диагностику усвоения материала. Работа содержат оценочный лист....
Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!" (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 4 классов)
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи: Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека. Развивать познавате...
Классный час "Хочу всё знать!"
Данное мероприятие позволяет расширить кругозор учащихся, развивать быстроту реакций, сообразительность, гибкость ума, наблюдательность, внимательность....
Исследовательский проект «Хочу все знать!» на тему «Каша — матушка наша»
Цели: 1) дать учащимся представление о завтраке как обязательномкомпоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;2) рассказать детям о каше как традиционном блюде русскойкухни, его пользе для...
Классный час "Хочу все знать" ко Дню славянской письменности
Наша игра посвящена Дню Славянской Письменности. Главное дело братьев-просветителей станет предметом игры. Участвуют две команды «Аз» и «Буки». Командам предложены задани...
Проверочная работа по теме "Состав слова". Русский язык 3 класс УМК "Школа России"
Проверочная работа позволяет проверить уровень усвоения учебного материала по теме "Состав слова" 3 класс....
Программа для внеурочной деятельности "Хочу все знать" на 2023-2024 уч.г. для 1 класса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма общеинтеллектуальной направленности"Хочу всё знать" на 2023 – 2024 учебный год...